Технологическая карта сочинение по картине кончаловского сирень в корзине

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование:

Литература:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015
  2. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб-методич.пособие. – М.: Дрофа, 2004

Задачи урока:

Планируемые результаты:

  • формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
  • совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

3. Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, работа в группе;
  • уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения общения;
  • овладение умением работать коллективно, в группе, индивидуально;
  • нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы с вами создали уже много собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным.

2. Визитная карточка

Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы.

3. Беседа по картине

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

4. Лексическая работа в группах

1 группа. Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов

Художник - П.П. Кончаловский, живописец, творец, он

Сирень – цветы, букет

Рисует – изображает, показывает

2 группа. Составить ряд слов, которые помогут охарактеризовать предмет

Букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;

Грозди: свежие, тяжелые, пышные; оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;

Корзина: плетеная, из ивовых прутьев;

3 группа. Раскрыть цветовую гамму картины

Сирень: разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная

Листья: светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные

фон: желтовато-коричневый, желтовато – блеклый, светлый, неоднородный, размытый.

Попробуем описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому с помощью эпитетов: изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, пахучая, душистая, благоухающая.

5. Правописная подготовка

Обратимся к правописанию слов (карточка)

Задание №1. Раскройте скобки, вместо пропусков вставьте буквы. Объясните правописание

бледно(розовые) цветы, изумительный …р…мат, с…реневые, ф…олетовые и л..ловые о(тт,т)енки, бел…снежные грозди, чудес…ный букет, плетеная к…рзина, неяркий фон.

Задание №2. Расставить знаки препинания, объяснить графически их постановку. Какие схемы соответствуют предложениям?

1) В этом букете всё живет цветет и радуется.

2) На белоснежных гроздьях играют лучи солнца и сирень выглядит особенно выразительно на неярком фоне.

6. Составление плана

1. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Роскошный букет.
а) Гроздья, листья, ветки, цвет;
б) описание корзины;
в) фон картины, его роль;
3. Чувства, которые вызывает картина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка

Характеристика этапов урока

Дидактические материалы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование

(универсальных

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная и психологическая подготовка к усвоению материала

-Давайте определим свое настроение:

-не совсем готовы

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах

Актуализация и пробное учебное действие.

-Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа – написание сочинения-описания.

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется… (сирень). (слайд 1)

Рассказ о родине сирени.

Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень. Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем.

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют решения умственных задач; анализ, синтез, сравнение, классификация, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявления мест затруднений и их причины

- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).

- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)

- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени) Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)

- Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья освещены по-разному: вверху слева листья светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные)

- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).

-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная… (дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная)

- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы. Верхнюю часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)(слайд 6)

- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами. Послушайте прекрасные строки, посвящённые этим цветам.(слайд 7)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы

А теперь отдохнем немного. (слайд 8)

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю тебе повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.

Выполняют физические упражнения.

5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности. Составление плана сочинения.

Чтобы написать сочинение, надо составить план.

Нравится ли вам картина?

Какое настроение вызывает?

Почему настроение радостное?

Удалось ли передать красоту сирени в картине?

Какой цвет является основным?

Какого цвета сирень?

Что на переднем и на заднем плане?

Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

а)Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.

б)Корзина. Фон натюрморта.

Заключение. Впечатление от натюрморта.

Формулируют собственные мысли, высказывают точку зрения, доказывая ее.

Составляют план сочинения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию .

Контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

-Чтобы сочинение получилось интересным, продумайте, что вы хотите написать, проговорите предложение целиком, а потом пишите.

-Подберите слова, в правописании которых вы не уверены, и обратитесь к словарю

Формулируют собственную мысль, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Письменная работа

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют решения умственных задач; анализ, синтез, сравнение, классификация, устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности возникали в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

-Дайте оценку нашей работе (с пом-ю карточек).

Определяют свое эмоциональное состояние

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к получению новых знаний и умений.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

ü Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

Задачи урока:

v научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.

1 этап. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

2 этап. Актуализация знаний.

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока. Запишите число в тетради.

Объяснительный словарный диктант (работа у доски)

Задание: подчеркнуть орфограммы.

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья, плетёная корзина.

3 этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Сформулируйте тему урока.

Легенда о происхождении сирени

Существует много красивых легенд о происхождении сирени.

Например, скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.

Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.

Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.

Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.

Работа с толковым словарём учебника.

ЛИЛОВЫЙ - цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении:

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

4 этап. Знакомство с творчеством художника.

Родиной сирени считается Малая Азия, Персия. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

Многие русские художники любили изображать сирень на своих полотнах. Одним из таких художников был Петр Петрович Кончаловский - российский живописец, народный художник России (1946), действительный член академии художников СССР (1947).

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. . Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

5 этап. Беседа по картине. Составление кластера.

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Но давайте всё же обратимся к предмету нашего разговора.

Беседа по картине (используя материал упр.457 стр. 43).

Можно воспользоваться иллюстрацией на вкладыше учебника.

1) Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли художник показать, что сирень свежая? (На картине изображена очень свежая сирень. Кажется, что её только срезали и принесли из сада).

2) Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).

3) С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

4) Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).

5) Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).

6) Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).

7) Листочки какие? (Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком).

8) Опишите корзину, в которой стоит сирень (Плетеная из ивовых прутьев).

9) На каком фоне изображена сирень? (Основной фон картины серо-коричневый).

10) Почему автор выбрал такой фон? ( На этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).

11) Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (Ответы детей.)

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

Вывод: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней.

6 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а затем мы обсудим пункты плана.

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2. Чудесный букет сирени.

а) гроздья, листья, ветки, цвет;

б) описание корзины;

в) фон картины, его роль.

3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось.

Для меня было трудным.

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

Вид урока : ознакомление с новым материалом.

интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке – уроке русского языка;

устное и письменное описание предмета;

научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

обучение написанию сочинения-описания по картине;

углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей;

повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;

рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях (музыка, живопись, русский язык и литература) ;

организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.;

обучение составлению сложного плана к сочинению-описанию;

обучение детей грамотному письму.

развивать орфографическую зоркость;

содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности;

научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаключения;

творческие способности детей:

а) придумывать и/или подбирать слова и словосочетания, составлять предложения для описания предмета – сирени;

формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений художниками, музыкантами, литераторами;

воспитывать интерес к богатству русского языка;

вырабатывать умение работать в коллективе, парах, группах, индивидуально;

создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения;

воспитывать любовь к своей стране, гордость за талантливых соотечественников.

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

1. Предметные:

- дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в группах, парах, индивидуально;

- с амоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

техническая составляющая: персональный компьютер, мультимедийный проектор;

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион­ная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

- Давайте определим настрой на работу, своё настроение:

не совсем готовы –

Заповедное царство сирень

Майской ночи глаза отвести.

И сквозь утро нежнее свирели,

Ни о чём не печалясь, войти

В заповедное царство сирени.

Почему живописцы сирени верны?

Потому, что оттенков на каждого хватит.

Если молоды вы, если вы влюблены -

Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,

Синь холодная веток вас к жизни пробудит.

Если чувства кипят, и волнуется грудь,

Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток- цветков,

Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,

Унося от обыденной жизни оков,

Вас влекут за собой в недоступные выси…

В белых крестиках сирени –

Тяжесть капель дождевых;

В предзакатной майской лени

Мир, блаженствуя, затих.

Как лампады, с неба виснут

Гроздья снежные цветов:

Ледяной с утра – их бисер

Вспыхнуть к вечеру готов.

… Час придет, и вскоре кто-то –

Нам невидимой рукой –

Вдруг зажжет огонь в высотах,

Чтоб зажегся здесь – другой!

Чтоб в прожилках нежной тени –

То сиренев он, то ал –

В белых крестиках сирени,

В каждой капле запылал…

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый - сиреневый - день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени.

Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, де­монстрируют готовность к уроку

Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями,учатся пони­мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описа­нию натюрморта по картине П. П. Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изоб­ражено на картине художника.

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень -

И в ней окажется. (сирень).

- Прослушав стихотворения и прослушав романс , скажите, пожалуйста, чему будет посвящена тема нашего урока ? (Ответы детей.)

Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (Ответы детей.)

Знакомство с творчеством художника

Презентация (Яптик Света)

-А теперь познакомимся с художником. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).

П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то. Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца"

- Ребята, послушайте, о чём гласит одна интересная легенда. (Рассказ подготовленного ученика.)

2. Легенда о происхождении сирени

Существует много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.

Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.

Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.

Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень. Одной из целей нашего урока: дать понятие натюрморта (особенности натюрморта как жанра живописи);

3.Презентация (уч-ся)

- Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

- Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Он очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не писал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат.

4. Беседа по картине ( используя материал упр.470 стр 43). - Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении:

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море ,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

- Чем же схожи описания сирени у художников, композиторов и поэтов?

- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?: (грозди у сирени тяжелые, мокрые, цветы белые, темно-лиловые) , но у Рождественского сиреневый сад — душистое море, осыпающиеся лепестки — лепестковый дождь; пахнет сирень — торжествующе .

- Художник использует краски, поэт – слово, Композитор, исполнитель Песни мелодию, но ВСЕ изображают сирень. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые гроздья сирени после грозы, её благоуханье. Сирень художника мы видим. Композитора слышим …. И мы чувствуем, что поэт, исполнитель Песни и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы.

Воспринимают на слух инфор­мацию, смотрят презентацию, принимают уча­стие в диалоге с учителем

Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познавательные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принима­ют и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации. Устные ответы

3. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения

Выяв­ление ме­ста и при­чины за­трудненияЭвристическая беседа

-Каким по типу речи должно быть такое сочинение? ( Рассказ описательного характера.)

- Какие ощущения, какое настроение создаёт этот натюрморт?

- Назовите предметы, изображенные на картине. (Букет сирени.)

А как вы думаете, каково лексическое значение слова сирень? Толковый словарь Ожегова нам в этом поможет:

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

- В чем идея произведения? - Показать краски, их насыщен­ность.)

Подтверждает ли этот букет сирени, что лексическое значение слова сирень верное?

- Какие вы видите краски, оттенки? ( На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно­ - красная.)

- Ребята, ответьте мне, если бы вы не видели эту картину и вам пришлось бы рисовать букет сирени, какие бы краски исполь­зовали вы? (Надо'учесть, что дети называют традиционные краски.)

Выставка Рисунков.

- А сейчас мы посмотрим на рисунки, которые вы выполнили на Уроке ИЗО, когда изучали тему Натюрморт

- Это еще раз доказывает, каким внимательным был художник, сколько цветов и оттенков увидел и изобразил.

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая ? Как будто ее только срезали и принесли в комнату? ( Сумел, она не поникла, листочки свежие, не увяли, искрятся).В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени . Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белыеи розоватой сирени . Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)

- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола.

- Тщательно ли выписывает художник листья, веточки, лепест­ки сирени?(Нет, главная идея - показать краски, их насыщен­ность.)

- Создается впечатление, что букет не помещается в рамках кар­тины, будто ему мало места. Как художник это передал? (Букет находится на ближнем плане, нет линии горизонта. Ощущение - можно потрогать руками, прикоснуться, почувствовать запах.)

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Личностные: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы. Регулятивные: осозна­ют недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: зада­ют вопросы с целью полу­чения необходимой для решения проблемы инфор­мации

Читайте также: