Если я завтра умру сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Два часа ночи. не спится. (2)А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (3)Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. (4)А! господин Грушницкий! (5)Ваша мистификация вам не удастся, мы поменяемся ролями: теперь мне придётся отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. (6)Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? (7)Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. (8)Но мы бросим жребий. (9)И тогда. тогда. что, если его счастье перетянет? (10)Если моя звезда наконец мне изменит. (11)И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле.

(12)Что ж? (13)Умереть так умереть! (14)Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. (15)Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. (16)Но карета готова. прощайте.

(17)Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? (18)Для какой цели я родился. (19)А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. (20)Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. (21)И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! (22)Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. (23)Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. (24)Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает. остается удвоенный голод и отчаяние!

(25)И, может быть, я завтра умру. (26)И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. (27)Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. (28)Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. (29)И то, и другое будет ложно. (30)После этого стоит ли труда жить? (31)А всё живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. (32)Смешно и досадно!

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(1)Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. (2)Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. (3)Считал, что про блокаду всё известно. (4)Голод, холод, бомбёжки, смерть. (5)Он долго меня уговаривал. (6)Несколько дней шли эти переговоры. (7)Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

(По Д. А. Гранину)

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

Большинство людей бояться смерти и не хотят даже представлять себе тот факт, что их когда-то не станет. Конечно, многие люди хотели бы вообще не умирать, а жить вечно. Но жизнь рано или поздно подойдёт к концу. Причём даже если предположить, что все люди станут бессмертными, тогда это не пойдёт нам на пользу. В бессмертии есть свои минусы, которые стоит узнать, чтобы перестать мечтать о вечном. Но что плохого в том, чтобы все люди стали бессмертными? Почему людям не нужна вечная жизнь сочинение не просто расскажет, но и докажет, приведя 5 причин.

Эволюция

Эволюция не стоит на месте, а продолжает идти своим чередом. Даже наши дети не будут похожи на нас, а тем более внуки, правнуки и так далее. С годами происходят такие изменения, на которые мы не сможем повлиять. Для наших далёких потомков, мы будем теми неандертальцами, которые жили когда-то в далёком прошлом. Поэтому мы будем обузой не только для них, но и для себя. Такая жизнь придётся явно не по душе бессмертному человеку.

Старость

Даже если предположить, что человек внешне будет хорошо выглядеть на протяжении всей бессмертной жизни, тогда нам не удастся избежать ментальной старости. Даже современные технологии и медицина, не смогут сделать наш мозг молодым, которым он был раньше. Причём это не говоря о куче опасных болезней, которые будут преследовать нас на протяжении бессмертия.

Перенаселение

Явная проблема бессмертия будет заключаться в том, что людям попросту негде будет жить. Нас станет так много, что мы будем изучать новые планеты в поисках жизни и переселяться туда. Но похожей планеты ещё не удалось найти, и возможно никогда не удастся. Люди в буквальном смысле будут ходить по головам друг друга и такая жизнь будет явно не по душе бессмертному человеку.

Преступления

Поскольку человек станет бессмертным, его не будут пугать наказания за возможные преступления. Это приведёт к бесконтрольной преступности и полному хаосу. Даже если предположить, что за тяжкие преступления человек будет отбывать вечное наказание в тюрьме, тогда рано или поздно все тюрьмы будут заселены. Преступники будут гулять на свободе и делать всё что захотят. В мире попросту не будет порядка и жизнь людей превратится в настоящий ад.

Потеря смысла жизни

Если сейчас у людей есть смысл жизни, тогда у бессмертного человека его не будет. Человек не будет стремиться в ближайшие годы посетить новую страну, купить себе дом, поехать на море и так далее, потому-то впереди у таких людей вечность. Это приведёт к тому, что люди будут ленивыми существами, которые ничего не будут делать. Жизнь станет монотонной и скучной, что сами бессмертные люди захотят её поскорее закончить.

Я помню и звонкое детство,

И сад, и очаг, и родник…

Здесь влился мне в душу и сердце

Родной мой кумыкский язык.

Но меня очень беспокоит проблема языков. Молодые люди и дети даже в селениях давно стали общаться между собой по-русски или в их разговоре перемешиваются два языка: родной и русский. На меня сильно подействовал следующий случай. Несколько лет назад меня, как детского поэта, пригласили в буйнакскую общеобразовательную школу №10 на встречу с учащимися. Как вошёл в фойе, увидел 10 – 12-летнюю девочку в слезах. Спрашиваю:

Что с тобой?

– На урок родного языка меня не допускают…

– А ты кто по национальности?

– А твой отец?

– Кумычка. Они всегда разговаривают на русском. Я, кроме русского, другого языка не знаю. Правда, немного понимаю по-кумыкски, — говорит девочка, вытирая свои горячие слёзы.

Ведь известно: кто теряет родной язык, он теряет свою национальность. На эту тему у меня появилось стихотворение, где есть такие строки:

Потеряв родной язык,

Ты теряешь свой миллет.

После потери такой

Поздно будет плакать.

Да, та девочка не имеет родного языка. Кто же тогда она по национальности? Таким образом, наверное, исчезает ежегодно в мире много языков, соответственно — национальностей. Это очень беспокоит меня, когда я размышляю о судьбе языков малочисленных народов Дагестана.

В нашей республике, в самом многонациональном регионе, языковых проблем немало. Межнациональные браки, переселение внутри республики, эмиграция отдельных семей в дальние регионы России, СНГ, в другие страны и иные причины отрицательно влияют на сохранность родных языков.

Например, когда-то в моё родное село Эрпели переселилось немало семей из Левашинского, Гумбетовского, Акушинского районов. Ныне внуки и правнуки из этих семей потеряли свой родной язык и теперь прекрасно владеют кумыкским. Я абсолютно не против владения другими языками, но только при условии сохранения собственного.

Были и есть ныне и такие интересные случаи. В далёком прошлом малыша-латыша усыновила кумыкская семья из с. Халимбекаул, и он в будущем стал известным кумыкским писателем по имени Юсуп Гереев.

Дочь нашей соседки Надежда Егоркина, проживая 9 лет замужем в Японии, после очень трудного экзамена по языку только недавно смогла устроиться на работу. Значит, японцы не только сохраняют родной язык, но и дополняют страну людьми других национальностей, хорошо знающими язык. Поэтому их никогда не беспокоит вопрос об исчезновении японского.

Я – свидетель и таких фактов, когда многие дагестанцы, будучи долгие годы вдали от родины, потеряли свой родной язык. А жаль!

Обучение детей родным языкам во многих городских школах неутешительное. Это в первую очередь по причине нехватки учителей по профилю. Поэтому их преподавание часто поручается другим педагогам, зачастую не владеющим в совершенстве родным языком, с целью доведения их учебной нагрузки до нормы. Такое явление наблюдается даже в столичных школах республики. Это объясняется тем, что из года в год сокращается выпуск вузами учителей родных языков. Учитывая это, в некоторых педколледжах начали готовить специалистов. Но разве выпускники Хасавюртовского или Буйнакского педколледжей поедут работать в Махачкалу, Каспийск, Избербаш для преподавания кумыкского языка? Конечно, нет. Ведь им аренда частной квартиры обойдётся дороже, чем их зарплата.

Читайте также: