Богданов бельский в церкви сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
Следующий этап обучения – Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в месяц.
Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).
Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.
Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.
Чаепитие
И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.
В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.
Визитеры
У костра
Вдохновение
Везущие дрова по снегу
Будущие спортсмены
В церкви
Мальчик, играющий на балалайке
Ученицы
Осенние размышления
Мечтательность среди берез
Натюрморт с тюльпанами
Концерт на гуслях
Лучшие друзья
Талант
Сбор цветов
Дети на берегу озера
Вид церкви
Молодой монах
Весна
Деревенский мальчик
Сельская дорога
В классе
Ловля раков
Лошадь в березовой роще
Посетители
Три сестры
Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже
Рыбалка на реке
Пересечение реки
Переправа
Наблюдая за стадом
Натюрморт с сиренью
У дверей школы
Воскресное чтение в сельской школе
Дети на лугу
У больного учителя
Первый урок
Симфония
Летний день
Мальчик с балалайкой
Дети на озере
Вступительный день
Деревенские мальчики
Две девушки на качелях
Дети с санями
Юные охотники на медведя
Сельская школа
Новая сказка
Рыбалка детей с мостков
Молодой музыкант
Играющие дети
Дети за пианино
Венчание
Крестьянка у ручья
Вид церкви
Куст сирени
Открытое окно в сад
Пасхальный стол
Процессия с фонарями
Рыболов
На озере
Четыре мальчика рыбачат на берегу
Сегодня, 6/19 февраля 2015 года, исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси.
Н.П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939
Н.П. Богданов-Бельский. Вести с фронта. 1905
Бедный деревенский пастушок Николка любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.
Эти-то рисунки и фигурки заметил профессор Рачинский
Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах. Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей. Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.
Н.П. Богданов-Бельский. Автопортрет
Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.
Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.
16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.
С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.
Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889
В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон. Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой. Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.
На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Н.П. Богданов-Бельский. 1895
Н.П. Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891
У дверей школы. Н.П. Богданов-Бельский
Деревенские друзья. 1912–1913
Именины учительницы. 1910
Воскресные чтения в сельской школе
Около 1900 года художник гостил на даче композитора А. Рубинштейна в Петергофе. По просьбе великого князя Сергея Александровича Романова, губернатора Москвы, Богданов-Бельский написал портрет великого князя Дмитрия Павловича, двоюродного брата императора Николая II. Мальчику тогда было 10 лет.
В 1903 году Богданов-Бельский заканчивает Академию художеств, в 1905 году ему присвоено звание академика, а в 1914-м он становится действительным членом Академии художеств.
Весной 1904 года художнику заказывает написать портрет государь Николай II. Император посмотрел несколько композиций, которые художник сделал с его портретов, и пожелал быть изображенным на фоне белой колоннады Александровского дворца, в форме английского драгунского полка, над которым тогда шефствовал. Художник отыскал мундир, а морской офицер К.Т. Солдатенков, похожий фигурой на императора, согласился позировать.
С государем Богданов-Бельский встретился в 1906 году
С 1913 по 1918 год Богданов-Бельский был председателем Общества А.И. Куинджи, который в 1910 году завещал обществу свой почти миллионный капитал. На эти средства оно устраивало выставки, художественные конкурсы, награждало лучших учеников Академии художеств, помогало армии в Первую мировую войну.
Воспитанник церковной школы Рачинского, русской школы живописи, академик Богданов-Бельский не принял Октябрьскую революцию и новую власть, ниспровергавшую тысячелетний христианский уклад жизни и русскую классическую культуру. Особенно он был возмущен тем, что крестьянство, на котором всегда зиждилось благополучие государства, бездумно уничтожалось: раскулачивалось, вынуждено было уходить на заводы и фабрики, оставляя привычный труд на родной земле.
После Октябрьского переворота художник еще участвовал в передвижной выставке 1918 года, в Первой государственной выставке искусства 1919 года.
Но в 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова уехал в Ригу, где прожил до 1941 года.
Н.П. Богданов-Бельский. Бывший защитник Родины. 1924
На первую советскую выставку в Америке в 1924 году Н.П. Богданов-Бельский предоставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище отечественного искусства. Огромный успех русские художники имели и на крупнейшей выставке в Праге в 1928 году. У Богданова-Бельского тогда было куплено девять работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей. В 1929 году на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал был отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украсили страницы периодической печати.
Помимо творчества Богданов-Бельский постоянно находится в центре общественной жизни Латвии, конечно же, русской жизни: он член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член Общества охотников, участник Кружка ревнителей русской старины.
Н.П. Богданов-Бельский. У больной учительницы. 1920
В конце войны жена художника – прибалтийская немка – увезла его в берлинскую клинику на операцию. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н.П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен он на русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Николай Петрович Богданов. Автопортрет. 1915
Н.П. Богданов-Бельский. У больного учителя. 1897
Сегодня, когда мы в поисках себя во многом возвращаемся к прошлому отечественной истории, картины Богданова-Бельского остаются наглядным свидетельством неповторимого русского быта и национального характера.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Вставить картинку на сайт:
Скопируйте и вставьте в исходный код сайта
-->
Все представленные на сайте материалы предназначены для использования в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса РФ.
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет "крестьянский" (например, крестьянский художник).
А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Ибо учился "незаконнорожденный сын бедной бобылки" (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского. 1895г.
На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета.
На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:
.
У больного учителя.
Потому, часто изображая в работах крестьянских детей, именно талантом он надолго привлекал к ним внимание художественной общественности. И еще одна особенность отличает картины живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины "Устный счет", 1895; "У больного учителя", 1897; "Ученицы", 1901).
Воскресные чтения в сельской школе.1895г.
И последнее. С 1909 по 1921 год Н.П. Богданов-Бельский был председателем Общества имени А.И. Куинджи, что было бы невозможным без большого личного авторитета художника и человека.
У дверей школы 1897г.
Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские исследования ландшафтов. Он стал педагогом и академиком в 1903 году.
Новая сказка 1891г.
Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля , где жил и работал в имении местного помещика Ушакова . После 1921 года он переехал в Ригу, Латвия. Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников с 1895.
Талант и поклонник.
Дворцовый комендант генерал-адъютант Пётр Павлович Гессе
Портрет артиста Московского Художественного театра А. Р. Артема.
За чтением письма
Портрет Н. Ф. Юсупова
Дама на балконе
Мальчик со скрипкой
Вести с войны. За чтением газеты
В 40-х годах Богданов-Бельский выехал в Германию на лечение, там провёл последние дни своей жизни. Умер 19 февраля 1945 года в Берлине. Похоронен на русском кладбище Тегель.
Нет в его работах привычного "бичевания пороков", присущего критическому реализму, - движущей силы раннего передвижничества, нет сарказма и назидания. Есть светлая любовь к крестьянским детям.
Взять хотя бы картину Горе (1909). Умерла жена, нет больше матери у детей. Отец в отчаянии. Что ждет их, сирот? Это и волнует художника, больно отзывается в его сердце.
Вот главная тема в творчестве Николая Петровича - дети. Он рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его словам, "лишним ртом". Он не понаслышке знал, что такое обделенность. Недолюбили, недоласкали. Бог не дал ему и своих детей. Переживания одинокой души ребенка наложились на переживания несостоявшегося отца и воплотились во множестве картин, в которых живут дети. Они сделали бессмертным художника в благодарность за его любовь.
В чём Вы меня хотите обвинить фразой "Но не очень поняла ваши упреки по поводу амбиций и претензий на сверхинтеллектуальность. Здесь нет тех, кто кичится и выставляет свою интеллектуальность напоказ."
О высшей интеллигенции я сказала безотносительно к присутствующим. И к Алине тоже. Она интересуется искусством , но не думаю , чтобы у неё были сверхамбиции, она не искусствовед., она сама встречает незнакомых ей художников и не стесняется признаваться в этом.
Так что Ваши обвинения в мой адрес безосновательны.
Я обиделась.
ссылка на www.peoples.ru
Это биография художника. В Ригу его позвал друг. Но проживая в Риге , он участвовал во всех советских выставках за рубежом. Поэтому о том , что он "бежал" говорить неправильно.Как и о том , что он не принял советскую власть, согласитесь.
Он был явно добрый и мягкий человек. душой он был добрый и чувственный.
А еще и талантище !
У дверей школы - вроде в учебнике она была в школьном )
известная картина
Царь выбрал более понравившийся ему портрет и пожелал быть изображённым на фоне белой колоннады Александровского дворца. Художник отыскал мундир солдата английского полка, а морской офицер Солдатенков, похожий фигурой на императора, согласился позировать. С императором Николай Петрович встретился в 1906 году — и заметил перемену в его лице. На нём не было ни тревоги, ни суровости. Только грусть. Это было отражение неудач на фронте, народных волнений в тылу. Да и предчувствия близящейся разрухи и гибели. Чутким было сердце императора…
Читайте также: