Сочинение бородино 5 класс план

Обновлено: 02.07.2024

Рабочие материалы для подготовки к сочинению по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Здесь представлены материалы, которые помогут вам написать сочинение (объёмом не более полутора страниц) по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино".

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

Слово "панорама" в переводе с древнегреческого означает "вижу вокруг". Панорама, сочетая живописное полотно, предметный план и особое освещение, обладает большой силой воздействия на зрителя. Длина панорамы "Бородино" по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. Полотно представляет события, происходившие на поле битвы около полудня 26 августа (7 сентября) 1812 г. Художник показал разгар сражения, когда "вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно" (М.И. Кутузов).

1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.Определить от 1-го или от 3-го лица будет вестись повествование.

2.Отобрать из текста факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.

3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.

Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.

За разрушенными избами на окраине деревни ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними на белом коне генерал Коновицын.

Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по лёгкому дощатому мостику, по колено в воде, через Семёновский ручей, взбираются по крутым отступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления.

Генерал Дюфур (подкреплённый Фрианом) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружьё наперевес. Сошлись и кинулись колоться. Генерал-лейтенант Бороздин предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться.

Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.

Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

Атакуя левое крыло русских, Наполеон бросает на прорыв конницу, на пути которой встаёт естественная преграда – Семёновский овраг. Атака конницы ослабела. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воина сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

У дальних берёз расположились лейб-гвардии Семёновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.

Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки – цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряжённой тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План сочинения.

Какому важному историческому событию посвящено это литературное произведение?

Кто сообщает, рассказывает об этом событии? Кому?

В чем особенность построения произведения?

Каким перед нами предстает рассказчик?

Какова внешность ветерана? Каким вы его себе представляете?

О чем он вспоминает?

Какие качества русского солдата вы можете назвать?

Впечатление от стихотворения. Какие чувства рождает у вас это стихотворение?

В чем заключается основная мысль стихотворения?

Это произведение посвящено…

В 1837 году…… написал……, которое посвятил знаменательному событию- 25-летию…

Стихотворение рассказывает о …

Оно рассказывает нам…

Автор посвятил это произведение…

М.Ю.Лермонтов написал это произведение в форме диалога …. с…..

Стихотворение строится как диалог …. с ….

Стихотворение имеет форму диалога…

Об этом рассказывает участник сражения( старый солдат, ветеран, пожилой воин, пожилой участник Бородинского сражения, старый артиллерист)…

Защитник Родины предстает перед нами…

Он вспоминает… Рассказывает о…

Рождает у меня чувство…, вызывает…

Читая это произведения, я испытываю чувство…

Это стихотворение пробуждает(вызывает, воспитывает)…

Сильный, бодрый, смелый, мужественный, великий человек, готов ценою своей жизни защищать свою Родину, решительный.

Качества русского солдата: мужество,героизм,решительность,самопожертвование,отвага,готовность сложить голову на поле брани.

Говорит медленно, задумчиво, не торопясь, с горечью вспоминает, подробно описывает.

Чувства:интерес к истории страны, уважение к участникам сражения, восхищение их подвигом, гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожим на них.

Старый артиллерист, седой, с простым русским лицом, волосы и усы поседели, на лице остались шрамы, медали на мундире.

Краткое описание документа:

Рабочие материалы для написания сочинения по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Содержат план, клише, слова для описания ветерана-участника событий.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 750 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.12.2020 2584
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 78 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куропятник Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.




Пример сочинения 1

Поэзия насыщена энергией и чувствами людей, которые пережили войну, как они молоды и хотят быть героями, совершать подвиги. В те времена многие парни хотели сделать что-то в своей жизни, чтобы это было значимо.

Автор в своем сочинении подчеркивает довольно страшные события, произошедшие в 1812 году.
Что может быть хуже войны? Ничего, война – это человеческая смерть, потеря родных и близких. Началась война между Францией и Россией. На Россию напал враг, и люди были вынуждены защищать свою родину, несмотря ни на возраст, ни положение, а Бородинское сражение – лишь малая часть страшных событий.

Именно эта битва осталась в великой истории, где на первый взгляд, французы одержали победу, но это только на первый взгляд. Несмотря ни на что, русские победили своего врага, хотя и казались слабее противника. Так много людей погибло с обеих сторон, но все они умерли, защищая свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это никак не повлияло на описание событий сражения, как будто Лермонтов сам участвовал в сражении. Автор проделал большую работу, описывая действия того трудного боя, эмоции, которые испытывали люди в то время.

Вы, конечно, поймете, что война страшна, но еще страшнее бояться и не защищать свою Родину, никто не предавал.
Лермонтов подошел к этому произведению иначе, чем к другим своим стихотворениям. Эта работа имеет другую структуру.

Лермонтов решил, что было бы интереснее, если бы рассказ о событиях был от обычного солдата, который рассказывает все внуку. Он повествует об этих страшных событиях и акцентирует внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодые люди были совершенно другими, более смелыми и готовыми отдать жизнь за свою семью и друзей, свою землю.

Прочитав это стихотворение, можно сделать вывод, что храбрость и смелость молодых людей всегда ценилась, ценится и будет цениться. Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой. Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн.

Пример сочинения 2

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

В данном стихотворении описываются события Бородинской битвы, состоявшейся в 1812 году, и в которой принимали участие русские солдаты. Естественно, что в этом произведении большая часть посвящена именно русскому солдату и тому, как он сражался за родину против врагов. Анализировать образ русского солдата достаточно интересно, впрочем, стоит отметить, что он наделен преимущественно положительными чертами и характеристиками.

Практически не называя имен и не давая информации о военных званиях солдат, автор дает общую характеристику русскому солдату. Что же характерно для него в первую очередь? Думается, что основной характеристикой русского солдата является патриотизм. Подавляющее большинство из солдат, описанных в этом стихотворном произведении, чрезвычайно сильно любили свою родину и были готовы отчаянно за нее бороться, чего бы это им ни стоило. Да, война – это время, когда люди погибают, и автор дает понять это достаточно отчетливо. Тем не менее, данный факт никоим образом не сказывается на русском солдате, ведь он смел, отважен, бесстрашен и готов умереть за интересы своей страны, если это будет надобно.

Важность великих битв в истории России велика, и множество соответствующих произведений, дающих образ русских солдат, было написано. Образ русского солдата в данном произведении Лермонтова интересен и вызывает гордость во всех русских людях.

Читайте также: