Анализ главы 7 второй части романа гончарова обломов сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Проблематика:

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: роман.

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.
  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите любимую одежду Обломова.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Художественное пространство романа постепенно расши­ряется: Обломов получает письмо от своего управляющего из деревни о неурожае, недоимках, уменьшении дохода. Теперь перед нами уже не просто плохой хозяин дома, а нерадивый помещик, от которого зависят жизни крестьян и их семей. Вы­ясняется, однако, что подобные письма от управляющего Обломов получает ежегодно, но план разных перемен и улучше­ний, который он хочет воплотить в жизнь, “еще далеко не весь обдуман”. Таким образом, мы видим, что вместо того, чтобы принять срочные меры, чтобы

Создается впечатление, что он вообще никогда не воплотит свой гени­альный план. Герой обленился до такой степени, что по пол­часа тратит на то, чтобы заставить себя встать с постели. И. А. Гончаров детально описывает, как Обломов медленно приподнимается, затем спускает одну ногу с постели, потом опять подбирает ее. Автор всеми средствами хочет подчерк­нуть мягкотелость, нерешительность, оторванность героя от реальной жизни.

Однако Илья Ильич умный и культурный че­ловек. Он

Не случайно его друг детства Штольц говорит о нем так: “Это – хрустальная, прозрачная душа”.

Обломов провожает солнце, витая в обаятельных мечтах и мучительных заботах. Он живет своей глубокой внутренней жизнью, о которой никто не догадывается: “Все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье. И что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове.

Так о нем и толковали везде, где его знали”.

От изображения конкретного героя И. А. Гончаров перехо­дит к рассуждению об оскудении дворянского рода вообще: “Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в па­мяти немногих, оставшихся в деревне же стариков”.

На примере образа Захара, слуги Обломова, автор показы­вает, что русской народ привык уповать на барина. Даже дет­ские капризы Ильи Ильича герой воспринимает как проявление господского права и видит в них “слабые намеки на от­жившее величие”. Таким образом, былое богатство рода Об­ломовых живет лишь в воспоминаниях старых слуг.

На примере образа Захара И. А. Гончаров убедительно по­казывает, как меняется в предреформенное время народное миропонимание. Слуга тонко ощущает себя на стыке двух эпох. С одной стороны, в нем еще живет формировавшаяся веками безграничная личная преданность барину. С другой стороны, его уже захватили новые общественные взгляды и веяния: он может соврать Обломову, любит выпить с прияте­лями за барский счет.

Захар неопрятен, неловок. Это человек, который легко и быстро приспосабливается к любой ситуации,- самый распространенный в русском народе тип.

Теперь же барин стал настолько инертным, что, даже по­звав слугу, не может вспомнить, зачем он это сделал. Захар же тонко чувствует, что на самом деле барину до пыли, за кото­рую тот отчитывает его, и дела нет, поэтому и в характере За­хара уже давно сформировалось равнодушие к своим обязан­ностям. Упреки Обломова он встречает однообразным отговорками (“… За всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь”, “Уберешь, а завтра опять наберется”).

Соз­дается впечатление, что и делать ничего в этой жизни не надо: ведь все равно всему есть один печальный итог. Когда же Об­ломов спрашивает, почему у других чисто, Захар отвечает: “А где немцы сору возьмут. Вы поглядите-ко, как они живут!

Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца пере­ходит на сына. А с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни…

Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков. Да с пивом и выпьют!” Так Гончаров вновь подходит к теме сопоставления русского (крепостнического) и европейского (капиталистиче­ского) менталитета.

Он убедительно показывает, как лень и бесхозяйственность убивают в человеке радость жизни. Все важные дела Обломов стремится скинуть на завтра. В резуль­тате этого у него скапливаются не только изношенные вещи, но и неоплаченные счета. Принятие важных решений Илья Ильич также стремится переложить на плечи своего слуги.

Когда Захар говорит, что им надо освобождать квартиру, Об­ломов ему отвечает: “Ты не беспокой меня, а там как хочешь, так и распорядись. Только чтоб не переезжать”.

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Стремления и достаток

Илья Обломов
в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах. Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале. “Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., — в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают”. Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении. Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно. Идеал семьи для Обломова идет именно из детских воспоминаний… “Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут…” “Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…” И если мы сравним порядок жизни семьи Обломова и жизнь, описываемую Обломовым Штольцу, то получим две очень похожие картинки: Утро… Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари, свежее масло… Прогулки с женой под синим-синим небом, по тенистым аллеям парка. Гости. Сытный обед. “В глазах собеседников увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех… Все по душе!” Вот идиллия, “обломовская утопия”. Эта идиллия частично олицетворяется в отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны. Эта женщина, в которой Обломова так восхищают полные локти с ямочками, подвижность, хозяйственность, лелеет и опекает его, как ребенка. Она обеспечивает ему покой и сытую жизнь. Только был ли это идеал любви? “Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя”. Обломов не мог любить Агафью Матвеевну, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства. “Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним…”. Опять же видим — “обломовская утопия”. Что еще нужно для счастливой жизни? Зачем Гончаров бередит этот тихий, спокойный “пруд”? Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное “противоядие” жизни Обломова? Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет “овраг”, разделяющий Ольгу и Обломовку. В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна — олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга — это любовь. Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу. Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей — жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства. Семейный быт не смог приземлить их отношений. “Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее”. Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.
более месяца назад


Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Образ Обломова

Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи.

Диван, халат и тапочки были атрибутами его лени. Все в квартире Ильи Ильича свидетельствовало об апатии хозяина: кругом пыль, грязь, паутина…

Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами. Но его порывы кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и Обломов день за днем следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.

Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. В своем знаменитом сне он желает того, что никогда не осуществится.

Далее автор подвергает героя испытанию любовью. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру. Поначалу, под влиянием любви, он вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его. Обломов перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников.

Но, несмотря на все недостатки Ильи Ильича, автор явно симпатизирует своему герою. Он показывает его положительные черты: нежную, восприимчивую душу. Обломов умен, по-своему опытен, чувствует ситуацию гораздо глубже, чем Ольга. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.

Илья Ильич снова возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры.

Вторая любовь Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, заботится о нем, вкусно и обильно кормит. В любви этой не было идеальной гармонии, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость — но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах тихого домика на Выборгской стороне. Все здесь напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку.

Тут автор приоткрывает еще одну положительную сторону своего героя — любовь к детям. Обломов с охотой проверяет у них домашние задания, играет с ними, ездит на праздники. Но чрезмерная опека со стороны Агафьи Матвеевны загубила все его стремления к настоящей, подлинной жизни. Он получает два апоплексических удара и умирает.

Истинное искусство должно не только нравиться, но и делать людей лучше. Я думаю, что Ивану Александровичу Гончарову это удалось.

Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале.

Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:

· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?

· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?

· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?

· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?

· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?

Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)

В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.



Сен 27, 2018 | 0 комментариев

Роман Гончарова Обломов раскрывает острые социальные проблемы прошлой эпохи. В романе затрагиваются вопросы становления общества, противостояние русской и европейской ментальности, затрагиваются вопросы счастья и любви, смысла жизни. Чтобы познакомиться со второй частью произведения, предлагаем краткий вариант этой части романа.

Обломов: 2 часть краткое содержание

Сам по себе роман является социально-бытовым, где раскрывается такое понятие, как обломовщина и ее пагубное влияние на людей. Работа Гончарова состоит из четырех частей, но сегодня предлагаем изучить краткое содержание 2 части по главам.

1 глава

Начиная знакомство со второй частью романа Обломов, мы узнаем о личности Штольца. Как сообщает автор, он был немцем по отцу, мать же Штольца была русской. Детство его проходило в Верхлеве — деревне, что когда-то была частью Обломовки. Зная немецкий, Штольц общался на русском языке. Он был склонен к наукам, поэтому в свои восемь лет много читал и изучал историю.

Имея свободное время, мальчик постоянно бегал к мальчишкам во двор. С ними шалил, хулиганил и часто возвращался домой в порванных вещах. Мать всегда волновалась за ребенка, но отец поддерживал такое времяпровождение сына. Как-то мальчик и вовсе на неделю пропал, мать извелась вся, а вот отец был уверен, что мальчишка вернется. Так и произошло. Отец не ругал сына, лишь спросил о домашнем задании, которое он задал ему перед исчезновением. Оно оказалось не готово, и отец выгнал сына туда, откуда он пришел, пока тот не переведет текст и не выучит роль из комедии.

Когда мальчик немного повзрослел, отец начал привлекать сына к делам, давая разнообразные поручения. Мать переживала, что такое воспитание превратит Андрея в настоящего бюргера, сама же видела в сыне будущего барина. По этим причинам, как только тот возвращался, мать его мыла, переодевала, и учила музыке, привлекая к прекрасному.

В четырнадцатилетнем возрасте Андрей уже зарабатывал деньги репетиторством, преподавая в пансионате, куда устроил его отец. А пока Штольц работает и ведет активный образ жизни, рядом располагается Обломовка, где вечный праздник и куда приезжали князья и княгини. Хозяева Обломовки не были против Штольца и дружбы с их сыном.

И вот пришло время, когда Штольц окончил университет. Отец решил, что сыну нечего делать в деревне, да и Обломова уже отправили в Петербург. Пришло время и Андрею туда отправляться. Так как матери уже не было в живых, и возразить было некому, Андрей отправляется в большой город.

2 глава

Из краткого содержания второй главы узнаем о том, что Штольц и Обломов были ровесниками. Обоим было за тридцать. Андрей был в постоянном движении, успел послужить, побывать в отставке, накопить денег, купить дом. Куда бы его ни послали по работе, он всегда отправлялся в путь и выдвигал идеи. При этом лишних движений никогда не делал. Если он лежал, то значит лежал, если сидел — то спокойно, если действовал — то целенаправленно. Жил по своим средствам, шел по жизни твердо и никогда не фантазировал, а опирался на реальность. В достижении своей цели был настойчив. Штольц был полной противоположностью Обломова и было удивительно, что они были друзьями. Однако героев связывало детство, да и нравилось ему ощущать себя сильной личностью, находясь рядом с Обломовым. А еще рядом с другом Штольц находил душевное спокойствие, он отдыхал, лениво беседуя с Ильей, чья детская светлая натура нравилась Андрею.

Обломов и Штольц во второй части романа

3 глава

В третьей главе романа Обломов Штольц приходит к Обломову. Тот начинает жаловаться на здоровье: то ячмени у него, то изжога. Доктор советует ехать за границу, но Илья отказывается. Штольц понимает, что другу нужно двигаться, ведь он никуда не ходит, лежит в своей комнате и постоянно спит. Штольц предлагает продать квартиру и ехать в деревню. Нужно выходить из сонного состояния, из которого Обломов сам выйти не может. Но тот сказал, что его душа никуда не рвется и он не видит смысла выходить из сна. Штольц вскоре должен был ехать в Киев и предлагает другу ехать с ним, только прошение нужно писать уже сейчас. Однако Обломов никуда не спешит и все на завтра откладывает. Андрей решает вывести друга из пассивного состояния и останавливается у Ильи. Предлагает поехать погулять и позвал Захара, чтобы тот одевал своего барина. В то время как Штольц был за две минуты готов к выходу в свет, Обломов лениво сидел на диване, застегивая рубашку.
И вот друзья вышли из дома.

4 глава

Вечер оказался очень насыщенным. Они побывали в гостях, заехали по делам Штольца, отобедали у золотопромышленника и постоянно были среди толпы, что было неестественным для Обломова, который жил в уединении. Домой вернулись очень поздно. В таком темпе пролетали и остальные дни недели. Конечно, Обломов постоянно протестовал, жаловался, говорил, что петербургская жизнь не для него. Люди хоть и снуют взад-вперед, но Илья не видит в этом смысла и в том, что они кого-то осуждают и считают чужие деньги. Все они, подобно мертвецам, ничем не лучше его самого, ведь они даже спят сидя, а Обломов — находясь в своей комнате. Да и молодежь не лучше, спит стоя, разъезжая по улицам, танцуя на балах, осуждая тех, кто не так оделся и воображая себя выше других. Нет ни у кого ясного взгляда. И чем эта жизнь лучше? Здесь Штольц называет друга философом, у которого как оказалось, был свой план жизни. С ним и знакомит Обломов Андрея. Согласно плану Обломова, Илья хотел детей и семью, жить вдали от суеты в своей Обломовке. Он бы по утрам собирал для жены цветы, пили бы вместе утренний чай, потом гуляли в парке, заходили в оранжерею. А в это время на кухне уже готовится еда, а он с женой ждет гостей, например Штольца. За обедом все мило беседуют, выезжают на природу и так всю жизнь. Однако Штольц не согласен с этим, и описанный Обломовым образ жизни, Андрей называет какой-то обломовщиной. Он напоминает об их детских мечтах, которые нисколько не были похожи на описанную Обломовым жизнь. Но все осталось в прошлом. Илья признается, что может и не был бы против все поменять, но ничего не получается. Штольц решает оживить друга, чтобы тот не пропал. Тот в свою очередь соглашается идти за Штольцем, признавшись, что в его жизни не было огня. Словом, Штольц решает во что бы то ни было, забрать друга с собой за границу.

5 глава

Когда Штольц ушел, Обломов начал размышлять над обломовщиной. Слово звучало ядовито, и он приходит к решению поменять свою жизнь, причем или сейчас, или никогда.

Спустя две недели Андрей направляется в Англию, перед взяв с Обломова слово, что тот поедет в Париж, где они позже встретятся. Илья вроде как стал готовиться к отъезду, удивляя окружающих. Все увидели, что наш герой вдруг сдвинулся с места. Вот только поездка у Обломова так и не состоялась. Прошло три месяца, а Обломов на месте. Штольц шлет другу гневные письма, но они остаются безответными. Однако, в жизни Обломова появились некие краски. Его чаще стали заставать за книгами. Он стал больше двигаться, и какую бы позу не выбирал, засыпать теперь не получалось. Он даже поправлял шторы, и приказывал навести порядок в комнате.

Причиной такого поведения стала Ольга, с которой его познакомил перед отъездом Штольц. Теперь Обломов был частым гостем у Ильиных. Он поселился на даче, как раз напротив дома Ильиных, и постоянно проводил дни в обществе Ольги, которая оказалась заинтересована необычной личностью Обломова. Штольц же в свою очередь все рассказал об Обломове, ведая и о его слабостях, над которыми женщина по-доброму подсмеивалась. Штольц просит Ольгу приглядывать за другом. В один из вечеров девушка пела. На глазах Ильи выступила слеза. Ольга предположила, что Илья настолько сильно почувствовал музыку, но у Обломова вырвались слова любви. Но, словно опомнившись, он выскочил на улицу. Девушка же не шевелясь осталась стоять у фортепиано.

Обломов и Ольга во второй части романа

6 глава

Обломов постоянно думает об Ольге и она постоянно является в его мечтах. Сама же Ольга заходит к Обломову редко, да и стала она загадочнее. Штольц просил Ольгу не дать уснуть его другу, чем Ольга и стала заниматься, разрабатывая план, как заставить героя двигаться. Но это признание в любви выбило ее из колеи и она не знала, как себя вести и молчала при встречах. Обломов начал избегать девушку, но однажды они столкнулись. Обломов стал объясняться. Он говорил, что те слова вырвались невольно, что это не правда и во всем виновата музыка. Просил, чтобы она простила и не обижалась. И чуть не признается девушке в любви снова. Ольга отвечает, что она не сердится, и удаляется.

7 глава

Обломов долго смотрел девушке вслед, а потом и сам направился домой, где увидел грязь. Он вызвал Захара и приказал все убрать. Захар был женат на Анисье, которая теперь отвечала за хозяйство Обломова. Пока Анисья занималась уборкой, наш главный персонаж думал об Ольге, о том что и она может его любить, но пока не может признается. Хотя, с другой стороны, разве такая женщина может полюбить такого, как он… Посмотрев на себя в зеркало, Обломов увидел существенные изменения в своей внешности. Он посвежел и похорошел. Тут от тетки Ольги пришел человек чтобы пригласить Илью на обед. Обломов собрался, он был в приподнятом настроении, хоть и были мысли о том, что Ольга с ним просто кокетничает.

8 глава

Когда Обломов пришел к Ильиным, там была тетка и опекун небольшого имения девушки. Однако появление нашего героя никак не взволновало присутствующих. В компании с ними было скучно, но тут появляется Ольга. Она казалась какой-то другой. Даже когда она пела, была другой, и музыка звучала без души. Такое поведение девушки было непонятным для Обломова, и он уходит домой. В последующие дни Ольга вела себя отстраненно, без любопытства и Обломов вновь стал возвращаться в свое ленивое русло. Однажды собравшись к Ильиным, ему стало лень идти в гору и он возвратился домой. Теперь ему хотелось все время спать и он решает переехать в город. Об этом и рассказал Захар Ольге, которую встретил в булочной. Та же назначила встречу в парке, куда и направился Обломов, вновь ощутив надежду на взаимность. При встрече они затронули тему о бесполезности существования, и такой бесполезной Обломов считал свою жизнь. Он намекает, что без девушки жизнь для него, словно сон, и Ольга дает ему надежду. Теперь Илья счастлив и в таком настроении они прощаются.

9 глава

Теперь у Ольги не было резких перемен в настроении, Обломов же постоянно думает о девушке. Словом, Ольга теперь стала первым для него человеком. Обломова редко можно было встретить дома, он был постоянно с Ольгой. Девушка гордилась собой и тем, как преобразила Обломова. Вот только их отношения начали тяготить обоих героев. Обломов боится, что его фантазии воплотятся в реальности, боится что девушка станет требовать решительных действий. При этом Илья интересуется, почему Ольга не говорит о своих чувствах. Как оказалось, ее любовь особенная, когда жаль расставаться ненадолго, а надолго больно.

10 глава

Илья ушел в свои чувства и живет встречами с Ольгой. Однако уже на следующий день Илья видит в себе уставшего человека, которого любить невозможно. Он сравнивает их отношения с игрой, экспериментом, на котором Ольга учится любить. Он — ошибка, и стоит ей повстречать другого, как она это поймет. Таких, как он, не любят и Обломов решает расстаться с девушкой. Приказав Захару говорить что он уехал, пишет Ольге письмо о том, что она ошиблась в своих чувствах. Девушка ждет встречи в парке. Заплаканная Ольга обвиняет его в том, что Илья преднамеренно причиняет ей боль. В итоге они объясняются, мирятся и Ольга направляется домой.

Встреча Обломова и Ольги в парке

11 глава

Приходит письмо от Штольца. Тот обвиняет Обломова в неподвижности, что не движется стройка его дома, что тот не едет за границу, что не решаются дела в деревне. Но Обломов был очень занят и не ответил другу на его письмо. Он тонул в своем чувстве любви. Однако дни шли, а Обломов стоял на месте. Ольга начинает чувствовать какую-то недостачу в их отношениях, но чего ей не хватает, она пока не понимает. Обломов стал замечать взгляды других и тоже не понимает, что своим поведением может испортить репутацию девушки, что нужно что-то менять в их отношениях и его любовь уже подобна преступлению. Обломов понимает что нужно жениться и решает вечером объявить о своем намерении.

12 глава

Обломов ищет девушку и находит ее в роще. Там он пытается объясниться в любви и сделать предложение руки и сердца. Сначала слова, словно застревали в горле, он не мог вымолвить ничего, но потом предложил девушке стать его женой. Ольга долго молчала, потом сообщила, что молчание это знак согласия. Обломов пытается найти в ее глазах слезы радости или какие-то эмоции, но Ольга сказала, что просто свыклась с мыслью, что рано или поздно предложение поступит. И вдруг Илья засомневался, может девушка не любит его, а просто выходит замуж. Но после того, как Ольга призналась ему, что без него не сможет жить, и что страшится расставания, Илья почувствовал себя счастливым.

На этом завершается вторая часть романа Гончарова Обломов в нашем кратком содержании.

На уроках литературы дети знакомятся с произведениями классиков. Подробный разбор позволяет лучше понять прочитанное. Анализ сна Обломова дает полное представление о ключевом месте романа Гончарова. В этом эпизоде автор рассказывает о детстве героя и его жизни в деревне. Отрывок носит автобиографический и символический характер.

Сон Обломова: краткое содержание, анализ и значение отрывка

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.

Композиция романа Сон Обломова

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

Место эпизода Сон Обломова

Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.

Место эпизода

В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:

Сон Обломова анализ

  1. Парад гостей.
  2. Сон Обломова.
  3. Отношения с Ольгой.
  4. Письмо Обломова.
  5. Жизнь с Пшеницыной.

В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.

Основные этапы

Сон Обломова

Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.

Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.

Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.

Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:

  • мама опасается, что ее сын простудиться и запрещает ему ходить на занятия;
  • дома проводятся частые праздники, поэтому Илья обязан участвовать;
  • родители окружают ребенка запретами.

Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.

Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.

Смысл части

Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.

Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.

Сон Обломова: портрет героя

Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.

Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.

Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.

Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.

Читайте также: