Бедные люди сочинение в эпистолярном жанре

Обновлено: 02.07.2024

Жанровая направленность произведения представляется в виде эпистолярного романа, написанного в виде диалога в направлении сентиментализма, являющегося сочетанием романтизма и реализма.

Основной тематикой романа является изображение проблемы маленького человека, описание нищеты, одиночества, несправедливости, жизненного существования людей, вынужденных из-за обстоятельств ограничивать себя во всем.

Главной мыслью романа является авторское утверждение о необходимости справедливого, сострадательного отношения к бедным людям, являющихся достойными сопереживания и участия.

Композиционная структура произведения выстраивается в виде писем, содержащих историю переписки ключевых персонажей романа, при этом последним письмом является написание Варварой отправления в день собственной свадьбы. Одновременно композиция представляется сюжетной линией что является своеобразием произведения, заключающимся в описании внутреннего мира пишущих героев в образах Варвары и Макара, не затрагивая изображение событий, происходящих вокруг.

Отличительной особенностью романа является использование писателем определенного лексикона, грамотных выражений, особого строения предложений и самостоятельной характеристики героями, описанной в ненавязчивой и естественной форме.

Главными героями романа являются Варенька и Макар Алексеевич, представленные в образах добрых, искренних людей, имеющих открытый душевный многогранный мир.

Макар Девушкин изображается в качестве смирного, кроткого, безвольного, посредственного мужчины, возраст которого приближается к пятидесяти, работающего переписчиком чужих текстов, слабого и зависящего от мнения других людей человека.

Варвара Доброселова описывается в качестве молодой красивой девушки, начитанной и обладающей литературным вкусом, испытавшей в своей недолгой жизни немало горя, но оставшейся при это добродетельной и трудолюбивой.

Особую роль в романе играет второстепенный персонаж, представленный автором в виде Петербурга, места, изображенного объемно в виде большого мрачного города, который приносит несчастья главным героям. Городу противопоставляются воспоминания Вареньки о деревне, которая представляется как яркий, прекрасный рай.

Смысловая нагрузка произведения имеет остросоциальную направленность, заключающуюся в изображении нищеты и бесправности простых людей, а также вседозволенности представителей высшего света. Кроме того, писатель демонстрирует читательской аудитории урок нравственности, раскрывая прекрасную сущность главных героев, несмотря на их невзрачность и жалость.

История создания

Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.

Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.


Сюжет произведения

Основная сюжетная линия строится вокруг титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина и бедной сироты Вареньки Доброселовой, которые длительное время общаются посредством писем. Юная особа, подвергшаяся насилию, вынуждена скрываться от недоброжелателей под защитой нищего государственного служащего.


Живя рядом, они стараются как можно реже встречаться, поскольку Девушкин опасается ненужных сплетен. Несчастные, лишенные средств к достойному существованию и остро нуждающиеся в душевном тепле, герои оказывают посильную помощь друг другу, жертвуя последним куском хлеба. Они близки к отчаянию, ведь ждать как моральной, так и финансовой поддержки абсолютно неоткуда.

Несмотря на тягостное положение, Макар Алексеевич не вручает свою жизнь на откуп злодейке-судьбе, а продолжает придерживаться принципов, которые в нем воспитывает подопечная. Девушка вручает своему покровителю книги и дает ценные рекомендации, взамен получая поклонение и обожание со стороны заботливого друга.

Наблюдая, как Макар Алексеевич постепенно погружается в беспросветную нищету, Варя дает ему небольшую сумму, но деморализованный мужчина спускает деньги на выпивку, о чем впоследствии горько сожалеет.

Деревенский помещик Быков, когда-то обесчестивший главную героиню, делает ей предложение, и Варенька, взвесив все за и против, соглашается выйти за него замуж. Девушкин теряет единственного близкого человека.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм. В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге. Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это — брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

Главные герои и их характеристика

Макар Девушкин

Варвара Доброселова

Описание персонажей

Система образов в произведении отличается тем, что все персонажи самостоятельно говорят о себе. Читатель может не только узнать мнение писателя, но и сделать собственный вывод. Главными героями являются:

Маленький человек

Противопоставление города и деревни

– один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

Тема искусства

Тема родительской любви

раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания — отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.

Тема милосердия

Основная тематика

Проблемы

Проблематика

Смысл произведения

Автор обличает негативные стороны действительности, показывает пороки общества, но делает это не посредством политических памфлетов и громких призывов, а через яркие образы. Устами самих героев, оказавшихся на грани бедствия, загнанных в жалкие условия несправедливостью окружающего мира, автор показывает всю глубину социальных и политических проблем. Автор искренне сочувствует тем, кто вынужден ютится по углам и взывает к справедливости. Корень несчастья героев — в окружающей действительности, считает автор.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

Краткий анализ

Композицию романа определяет его форма. Сюжетная линия последовательно развивается в 50 с лишним письмах главных героев. Художественные особенности романа позволяют назвать его эпистолярным, то есть представляющим собой цикл писем, в которых отражается внутренняя эволюция персонажей. В тексте отсутствуют изящные тропы, что говорит о реалистическом характере повествования.

Главная идея произведения выражается в том, что зачастую нищий человек оказывается духовно богаче того, кто сумел сколотить состояние. Среди грязи, жестокого обращения и социальной несправедливости всегда находится место милосердию и сострадательному отношению.

Концовка

Чему учит?

Главный дидактический посыл романа в призыве к нравственности и человечности. Людей нужно ценить не за их социальный статус и материальное состояние, а прежде всего за человеческие качества. Добродетель часто живет на социальном дне, и важно разглядеть её, не потерять, не растоптать. Невзрачный главный герой романа способен на подвиг самопожертвования. Автор показывает нам, что высшие ценности в жизни порой оказывается дороже личной выгоды и шкурных интересов. Жизненные трудности, превратности судьбы и бедность не всегда могут сломить моральные устои и убить добродетель в человечке.

Критика

И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.

Биографическая основа появления романа "Бедные люди". Творческое воздействие на инженера-мечтателя Достоевского петербургских повестей Гоголя. Петербург в романе сквозь призму восприятия главного героя. Основные темы романа, их художественное изображение.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.01.2016
Размер файла 36,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

студента (ки) 1 курса

1.1 Среда обитания Достоевского в детстве

В 1806 году на этом месте страданий и скорби было отстроено зодчим Жилярди великолепное ампирное здание с фронтоном и дорической колоннадой. Оно было отведено под благотворительное учреждение- лечебницу для неимущих. Улицу, ведущую мимо ограды, назвали Божедомкой.

Именно здесь будущий художник большого города рано присмотрелся к его низам. Этот серенький дом привлекал его сочувственное внимание и вошел в его творчество одним из главных объектов изображения.

Но и сама жизнь ему раскрывала свои подлинные драмы и вызывала его мысли на первые недоумения и раздумья. В больничном саду он любил разговаривать с больными в казенных халатах верблюжьего цвета, любил всматриваться в этих бледных и грустных людей, полураздавленных скрытым страданием.

Первым вдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. В большом многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень.

1.2 Инженерное училище.

2.2 Петербургские повести Гоголя

Весною 1845 года Достоевский заканчивает свой первый роман и на нем сосредоточивает все свои планы и ожидания.

Глава 3. Основные темы романа и их художественное изображение

3.1 Петербург в романе сквозь призму восприятия главного героя

Город мы видим здесь сквозь восприятие главного героя. Девушкин в своих письмах-исповедях видит Петербург мрачным, грязным, перенаселенным, наводящим уныние и тоску. Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты, когда он шел по Гороховой улице.

3.2 Главный герой- воссоединение пушкинской и гоголевской трактовки темы бедного чиновника

бедные люди эпистолярный жанровый

« У гоголя Башмачник задавлен, приплюснут действительностью. Убогая мысль о новой шинели всецело заполнила его внутренний мир. Герой Достоевского также испытывает нужду, зависимость и от мира людей, и от мира вещей.

Страстно, настойчивее других писателей, Достоевский заговорил о праве бедных людей на счастье.[13,с.100]

3.3 Любовь- трагедия глубокого чувства

Характер взаимоотношений Макара Девушкина И Вареньки Доброселовой отразил их отношение к окружающей их действительности. Душевное тяготение друг к другу двух душ было выражением отчаяния и тоскливого одиночества забитых существ, и под ударами судьбы сохранивших высокую человечность. Отсюда одна лишь боль, одно лишь жалость….[3,с.185]

В первом же романе Достоевского проявилось свойство, столь характерное для всего его последующего творчества: несоответствие между формами проявления чувств и их сущностью. Подлинные чувства окажутся неизменно зашифрованными у героев Достоевского всевозможными формами побочных и даже противоположных мотивов.

Герои романа благородны и чисты в своем самопожертвовании, но их любовь порождена одним лишь томлением совести, болью души.[3,с.187]

Основная задача Достоевского- показать как осуждены переживать любовь бедные люди. Страшен не ветхий вицмундир и не задыхающиеся чижики, страшна та удушливая общественная атмосфера, в которой обрекается на гибель высшее проявление свободной человеческой личности. Лейтмотив повести- духовная связь благородных и скромных людей в жестоких условиях современного строя. Взаимное влечение Макара Девушкина и Вареньки подвергается испытаниям безжалостного миропорядка: мечтательницу девушку, уже запроданную богатому сладострастнику, отдают теперь навсегда в его полную ответственность. Но основе социальных противоречий и вырастает острая психологическая драма.

Все преображается новооткрытым законом .. Достоевский вводит непредвиденные мотивы в прежнюю редакцию своей повести, выдвигает на первый план своего кроткого и благородного героя, ставит тему любви- жертвы как центральную в своем замысле и создает ряд писем- признаний, раскрывающих всю неисчерпаемую возможность личности к озарении. Счастьем близкого существа ценою собственной жизни. Слагается и утверждается в действии и драме намеченный образ несчастного и прекрасного человека, который и становится ведущим героем, преображенным в корне романа Вареньки.[4,с.115]

У Достоевского все вопросы сведены к одному: почему страдает человек и где оправдание этому страданию? Если нет оправдания, то и любовь- иллюзорная попытка уйти от неотвратимости страдания. Вот почему и в любовных отношениях героев Достоевского все подчинено одной и той же проблеме смысла жизни, преодоления неотвратимости страдания.

«Амбиция героя начисто лишена чувственного элемента, это амбиция социальная, вскормленная бедностью, унизительностью общественного положения.

«Познакомив читателя с характерами обоих героев и их взаимоотношениями, Достоевский на время прерывает переписку героев, чтобы дать Вареньке рассказать о ее прошлом.

«Архаичной была и другая ведущая тема повести- судьба обольщенной девушки, это обычная фабула преромантической литературы 18 века. Только старинный сюжет модернизовался и раскрывался в типичной обстановке Петербурга 40- годов.

3. .Финал- безысходный ужас жизни

Романы в письмах часто писали и в России и на Западе еще в 18 веке писатели сентиментального направления, а позднее романтики. Но героями подобных литературных произведений были обычно прекрасные, пылкие и благородные молодые любовники, характеры которых были весьма условны и расплывчаты и которые выражали свои чувства столь же условными, поэтически приподнятым языком.

Список используемой литературы

Бент М. Иоган Вольфганг Гете/ Энциклопедия для детей.Том 15. Всемирная литература.Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.- 2-е изд., испр./Ред.коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элпович и др.-М.:Аванта+,2005-672с.:ил.

Горелов А. Бунтующая совесть/ Анатолий Горелов.Очерки о русских писателей.Л.:1961.

Гроссман Л.П. Достоевский.Изд. 2-е, испр. И доп.М.:Молодая гвардия,1965.

Добролюбов Н.А. Забитые люди/Добролюбов Н.А. Собр.соч.В 3-х т.М.:Госполитиздат,т.3,1952.

Достоевсий Ф.М. Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Игрок./ [автор послесловия Г.И.Егоренкова]-Горький: Вогло-Вятское кН.изд.,1983-431с.

Егоренкова Г.И.Послесловие/Достоевский Ф.М. Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Игрок -Горький:Волго-вятский кН. Изд,1983-481с.

Русская литература,10 класс. Хрестоматия ист.-лит. Материалов/Сост. И.Е. Каплан ,М.Т. Пинаев.М.:Просвещение,1993-383с.

Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Сост.Б.Д. Летова. Лениздат,1965.

Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году/Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей/Сост. А.А.Чернышева:М.:Дет. Лит.,1989-446с.

Розенблюм Л. Вступ. Статья/ Ф.М.Достоевский. Повести и рассказы в 2-х т., т.1. Госуд. Изд.худ.литературы.М., 1956.

Савельев А.И. Воспоминания о Ф.М.Достоевском/ Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников: В 2т.М.,1990

Саруханян Е. Достоевский в Петербурге.Лениздат,1970.

Смолицкая О. Жан Жак Руссо/Энциклопедия для детей.Том 15. Всемирная литература Ч1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.- 2-е изд., испр./Ред.коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элпович и др.-М.:Аванта+,2005-672с.:ил.

Подобные документы

Философский характер романов Федора Михайловича Достоевского. Выход в свет романа "Бедные люди". Создание автором образов "маленьких людей". Основная идея романа Достоевского. Представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников.

реферат [21,3 K], добавлен 28.02.2011

Зыбкость и фантасмагоричность Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского. Социальные противоречия жизни Петербурга и сочувствие бедным людям в романе "Бедные люди". Образ города-спрута, в котором "человеку пойти некуда…" в "Преступлении и наказании".

реферат [39,6 K], добавлен 18.07.2011

Биография Ф.М. Достоевского. Учеба в Главном инженерном училище. Первые литературные опыты. Увольнение из армии. Успех романа "Бедные люди". Участие в организации тайной типографии, арест, ссылка. История написания романа "Преступление и наказание".

биография [26,2 K], добавлен 01.03.2010

Необычная тревожность романа "Идиот" Федора Михайловича Достоевского. Система персонажей в романе. Подлинное праведничество, по Достоевскому. Трагическое столкновение идеального героя с действительностью. Отношения Мышкина с главными героями романа.

реферат [32,5 K], добавлен 12.12.2010

Творческая история и замысел романа. Тема Петербурга в русской литературе XVIII-XIX века. Петербург в романах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского. История преступления Раскольникова, его двойники в других романах. Художественные особенности романа.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

Конфликт, главным образом, строится на противопоставлении внешнего бедного и ужасного мира, в котором живут герои, и их богатого и уникального внутреннего мира. Макар Девушкин не может помочь сироте и сделать кого-то счастливым, потому что его материальное положение не позволяет ему позаботиться даже о себе. Варвара не имеет возможности сделать приятное в ответ, и вынуждена работать, пренебрегая слабым здоровьем ради заработка. Эти люди вынуждены выживать, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.

Повествование ведется от первых лиц, Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой, так как создан роман в форме писем этих людей. Таким образом, автор добивается глубокого раскрытия внутреннего мира главных героев.

Основные сюжетные линии раскрывают жизнь Варвары Доброселовой и Макара Девушкина, в связи с ними рассказывается о жизни других героев. Ключевой конфликт – противостояние бедных и окружающего мира, в котором тяжело прожить без средств. Также Ф. Достоевский показывает внутренние конфликты, например, читатель представляет борьбу Вареньки с собой, когда девушка принимает предложение Быкова.

Особенность системы образов в том, что в центре нее двое героев – Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Образы Федоры, Ратазяева, студента Покровского, вдовы Доброселовой, Анны Федоровны, Быкова, Горщковых и др. раскрываются в связи с ними и помогают раскрыть их. Также всех героев можно разделить на негативных и позитивных.

Композиция произведения продиктована его формой. Сюжет последовательно развивается в 52 письмах главных героев, таким образом, текст делится на части.

Художественные особенности романа соответствуют эпистолярному стилю. В тексте нет изящных тропов, так как письма написаны простыми людьми. Художественное оформление играет вспомогательную роль в реализации идеи.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Суть: о чем роман?

Главные герои – Макар Девушкин и Варвара Добросёлова — ведут переписку, в которой сообщают о своём отношении к повседневным событиям, делятся своими представлениями и мечтами, обсуждают литературные предпочтения и рассказывают друг другу о своей прошлой жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа. Варвара для Девушкина практически смысл жизни, он хочет помочь ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь.

Девушка старается отвечать ему тем же, подрабатывает шитьём, но этих денег недостаточно, к тому же слабое здоровье часто не позволяет Варе работать. В конце мы видим, как она, уставшая, из последних сил выбиваться из нищеты, и обеспокоенная тем, что Макар тратит на неё последние деньги, решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который обесчестил её. Девушкин против такого выбора, он старается отговорить свою воспитанницу, но Варя всё-таки не меняет своего решения.

В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого стараться жить, некого делать счастливым. Он остаётся глубоко одиноким человеком. Так же, как и Варвара – у Быкова нет цели сделать её счастливой. Более того – вероятно, что она не выдержит дороги и умрёт от чахотки.

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это — брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Главные герои и их характеристика

Второстепенные герои и их характеристика:

Бедные люди

Сюжет

Роман представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись Макар Девушкин и Варвара Доброселова[5]. В начале апреля Макар Девушкин в письме к Вареньке рассказывает о новой комнате, в которую он переехал. Комната представляет собой отгороженную часть общей кухни, но для бедного титулярного советника главное, что она дешёвая и располагается напротив квартиры Вареньки. В течение оставшейся весны сожалеет о прошлой квартире и описывает новых соседей по квартире, отмечая мичмана, связанного с литературой Ратазяева и крайне бедного чиновника Горшкова с семьёй. Девушкин убеждает Вареньку, что у него всё в порядке с деньгами, посылает ей сладости и цветы в горшках. Варенька упрекает его за растрату денег на подарки, подрабатывает шитьём, интересуется жизнью Девушкина. Часто болеет.

В начале июня Варенька вместе с письмом посылает свой дневник с записями о прошлом. В нём рассказывается о детстве девушки, прошедшем в провинции, вынужденном переезде её семьи в Петербург, учёбе в пансионе, смерти отца, жизни у Анны Фёдоровны. После смерти отца кредиторы отобрали у них с матерью дом, денег тоже не осталось. В итоге их приютила дальняя родственница помещица Анна Фёдоровна. Однако, убедившись в их беспомощности, помещица стала попрекать беспомощностью и своими благодеяниями. В это же время Варенька заводит дружбу со студентом Покровским, жившим у Анны Фёдоровны. Но тот внезапно умирает. На чём заканчиваются записки о прошлом Вареньки.

В августе финансовое положение становится ещё хуже. Девушкин пытается занять денег, но без заклада ему отказывают. К Вареньке приходит дядя сватавшегося офицера, тоже со странными предложениями. Варенька полагает, что они узнали про неё от Анны Фёдоровны. Несмотря на своё положение, Варенька передаёт копейки Девушкину, но упавший духом чиновник их пропивает, за что ему становится очень стыдно. В сентябре всё меняется. В начале месяца Девушкин отдаёт последние копейки Горшкову, так как тому нечем кормить семью. В результате ошибки Девушкина вызывают к начальнику, тот выругав чиновника, обратил внимание на его внешний вид и дал сто рублей. Девушкин счастлив и всем рассказывает о великодушии начальника. В это же время оправдывают Горшкова, который был под судом. Тот переволновался от радости и умирает. К Вареньке сватается Быков. Ему нужен наследник, чтобы лишить наследства племянника. Варенька долго думает и в итоге соглашается, размышляя, что от счастья не нужно бегать. Девушкин задаётся вопросом, как же он останется без Вареньки, пытается отговорить девушку, одновременно помогает готовиться к свадьбе и отъезду в деревню. 30 сентября Варенька уезжает.

Проблемы

Лев Толстой — Бедные люди

Толстой Лев Николаевич

В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.

Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.

В избушке было сыро в холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, — это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.

Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.

Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.

Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.

Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвал a34 ась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:

— Ах, это ты! — говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.

— Ну, уж ночка! Страх!

— Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?

— Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался… Ну, а ты что тут без меня делала?

Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.

— Я? — сказала Жанна, бледнея. — Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.

— Да, да, — пробормотал муж, — погода чертовски скверная! Да что поделаешь!

— А знаешь, — сказала Жанна, — соседка-то Симон умерла.

— И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей — крошки… Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать…

Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.

— Ну, дела! — проговорил он, почесывая в затылке. — Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!

Но Жанна не двигалась с места.

— Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?

— Вот они, — сказала Жанна и отдернула полог.

Смысл

История создания

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям

О чем это произведение?

Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.

Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

Смысл произведения

Концовка

Чему учит?

Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.

Критика

Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное…

Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое — пишет критик Брант.

Наконец, книгу прочитал сам Гоголь, с которым Достоевского очень часто сравнивали. Он высоко оценил работу, но, тем не менее, мягко пожурил начинающего коллегу:

В авторе „Бедных людей“ виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод. Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе: всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато.

Читайте также: