Как делать работу над ошибками по русскому 5 класс сочинение

Обновлено: 04.07.2024

(“Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками”, - Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом. Всё это способствует более эффективному усвоению нового материала и повторению пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа орфографических ошибок дают полную картину пробелов в знаниях всего класса и каждого ученика в отдельности, что позволяет целенаправленно вести работу над повышением грамотности всего класса и индивидуально с каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования и совершенствования грамотности учащихся, накопленный в методических разработках и теоретических исследованиях в современной педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и в старших классах, нужно только расширить таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”).

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся выполняют работу над ошибками.

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена ошибка Примеры
Решает решать – 1 спр. колет - колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки, ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

Завершается работа заполнением таблицы №3. В ней ученики отмечают правила, на допущенные ими ошибки.

Фамилия ученика 5 класс “ ”

№п/п Правило, на которое допущена ошибка Число
1 Знаки препинания в конце предложения
2 Запятая в предложении с однородными членами
3 Обращение
4 Обобщающие слова при однородных членах пред.
5 Прямая речь
6 Сложное предложение
Оценка за работу

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА 5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена ошибка Число
1 Безударные гласные в корне слова, пров. ударением
2 Безударные гласные в корне слова, непров. удар.
3 Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные)
4 Буквы И, У, А после шипящих
5 Разделительный Ъ и Ь знак
6 Правописание приставок (кроме на з/с)
7 Приставки на З/С
8 Предлоги
9 И, Ы после Ц в корне слова
10 Е.,О после шипящих в корне слова
11 Правописание корней с чередующимися гласными
12 Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р.
13 Падежные окончания имён существительных
14 Падежные окончания имён прилагательных
15 Правописание кратких прилагательных
16 1 и 2 спряжение глаголов
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени
18 Не с глаголами
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
20 Словарные слова
Оценка за работу

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой “Я пишу правильно” - это взаимопроверки. Тетради “Работа над ошибками” учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть – словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть – учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая - горка.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный - честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е – и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е – и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) - е; смотрит - смотреть (2 спр) - и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой. Водовоз, самолет.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришел, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник, пустынный, масляный, купленный, нечаянно.

26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

28. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

29. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

30. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему.

31. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

32. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей. Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления. Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

На одном из уроков в начале 5 класса записываем с ребятами условные обозначения ошибок:

I - орфографические ошибки

V - пунктуационные ошибки

Г - грамматические ошибки

Р - речевые ошибки

П - повтор

Ф - фактические ошибки

Z - нарушение абзаца

Л - нарушение последовательности изложения

Первую работу над ошибками диктанта выполняем всем классом: к доске вызываю ученика, остальные работают в своих тетрадях. Учащийся записывает слово, в котором была допущена ошибка, называет орфограмму, записывает проверочное слово к данному слову, отмечает орфограмму, подбирает 3 слова на это правило, составляет и записывает предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Таким образом прорабатываем все ошибки.

После каждого диктанта, изложения или сочинения обязательно проводится урок работы над ошибками. Он организуется следующим образом: учитель сообщает учащимся результаты работы, называет типичные ошибки, один ученик (обычно тот, кто справился с работой хорошо) выполняет работу над ошибками на доске (разбираются ошибки, допущенные многими ), далее каждый ученик прорабатывает свои ошибки сначала на черновике, показывает учителю, после этого переписывает на чистовик.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.

1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок. 2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки. 3.Подбор проверочных слов к данным словам. 4.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы. 5.Составление предложения со словом, в котором была допущена ошибка.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила. Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное слово. (Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2.Подбери 3 слова на это правило. ( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съели. Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

3.Составь предложение со словом, в котором была допущена ошибка. (Наступила зима.)

Каждую домашнюю работу все дети должны начинать так: 1.Запись числа(даты и месяца). 2.Название работы (домашняя работа). 3. Работа над ошибками строго по пунктам памятки.


Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку? Есть четкие требования по каждому виду ошибки.

Как правильно делать работу над ошибками по русскому языку? Есть четкие требования по каждому виду ошибки.

Чтобы помочь и ученикам и родителям, я размещаю вот эти карточки с подсказками.

Каждая карточка - отдельный вид ошибки.

На карточке написано правило, затем идет инструкция, как сделать работу над ошибкой, а в конце небольшой пример.

Можно предложить ребенку делать пометки на карточке, после ее использования. И если какая-то карточка используется чаще всех, значит это сигнал к тому, чтобы еще раз перечитать правила на эту тему.





















Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Читайте также: