Сочинение баран и барышня сочинение

Обновлено: 04.07.2024

БАРАН И БАРЫШНЯ
Время чтения рассказа – 4 минуты
На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать… Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать… Что делать? Чем бы развлечься?
– Барышня какая-то пришла! – доложил Егор. – Вас спрашивает!
– Барышня? Гм… Кто же это? Всё одно, впрочем, – проси…
В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. Она вошла и поклонилась.

– Извините, – начала она дрожащим дискантом. – Я, знаете ли… Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… Я… я… дочь надворного советника Пальцева…
– Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!
– Я пришла к вам с просьбой… – продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. – Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска…
– Гм… Так-с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?
– Нет, здесь нравится, но, знаете ли… родители. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна…
– Гм… Вы здесь служите или учитесь?
Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…
– Так… Служили… Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… Нельзя сказать… Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… К родителям едете, значит… Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее… Езжайте себе. Вам уж пора замуж… А кто он?
– В чиновниках…
– Дело хорошее… Езжайте в Курск… Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… Хе, хе, хо… Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом… ммм… как его… Курске?
Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты… Егор подал чай… Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать… Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… Он уж не чувствовал скуки…
– Ваш жених хорош собой? – спросил он. – А как вы с ним сошлись?
Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.
– А у вашего отца неплохой почерк… С какими он закорючками пишет! Хе, хе… Но, однако, мне пора… В театре уж началось… Прощайте, Марья Ефимовна!
– Так я могу надеяться? – спросила барышня, поднимаясь.
– На что-с?
– На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
– Билет? Гм… У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… Хе, хе, хе… Вы не туда попали, не на тот подъезд… Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, ma chere Марья Семеновна! Очень рад… рад очень…
Барышня оделась и вышла… У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

А.П.Чехов “Баран и Барышня”
(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать … (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать … (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
– (7)Барышня какая-то пришла! – доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает!
– (9)Барышня? Гм … (10)Кто же это?
(11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто … даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась.
– (13)Извините, – начала она дрожащим дискантом. – (14)Я, знаете ли … (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов … (16)Я … я дочь надворного советника Пальцева ….
– (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
– (20)Я пришла к вам с просьбой … – продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. – (21)Я пришла … попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете … (23)Я хочу ехать, а у меня … я небогата … (24)Мне от Петербурга до Курска …
– Гм … (25)Так-с … (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
– (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была … (31)Мама, пишут, больна …
– Гм … (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты …
– (34)Служили … (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико … (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета … Гм … (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка … (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж … (45)А кто он?
– (46)В чиновниках.
(47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск … (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы … (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения … (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты … (55.)Егор по­дал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки …
– (59)Ваш жених хорош собой? – спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала … (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
– (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора … (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна!
– Могу надеяться? – спросила барышня поднимаясь.
– (72)На что-с?
– (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
– (74)Билет? .. (75)Гм … (76)У меня нет билетов. (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе … (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад … рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла … (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву.
(По А. П. Чехову)
вернуться на Главную

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения.

Использованы материалы пособия Егораевой Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задания част.

Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Коммен.

Алгоритм написания сочинения 1.Вступление. 2.Постановка проблемы. 3.Комментарий к поставленной проблеме. 4.Позиция автора (тезис). 5.Собственная позиция. 6.Аргумент. 7.Литературный аргумент. 8.Заключение.

Как правильно понять исходный текст Текст 1. О чём? (Ты увидишь тему.) 2. Как.

Как правильно понять исходный текст Текст 1. О чём? (Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств.) 6. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию)

Текст содержит информацию 1. О каком-либо факте, событии, человеке и т.д. 2.

Текст содержит информацию 1. О каком-либо факте, событии, человеке и т.д. 2. О цели его создания (кому предназначен, на какие вопросы хотел ответить автор?) 3. О способах авторского воздействия на читательское восприятие 4. Об авторе (отношение к поднятым проблемам).


Милостивый государь - … Морфей - … Дискант - … Надворный советник -… «амурчик.

А.П.Чехов "Баран и Барышня« (1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого го.

А.П.Чехов "Баран и Барышня« (1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать . (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать . (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься? - (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает! - (9)Барышня? Гм . (10)Кто же это? (11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто . даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась. - (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли . (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов . (16)Я . я дочь надворного советника Пальцева . - (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь! - (20)Я пришла к вам с просьбой . - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла . попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете . (23)Я хочу ехать, а у меня . я небогата . (24)Мне от Петербурга до Курска . - Гм . (25)Так-с . (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится? - (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была . (31)Мама, пишут, больна . - Гм . (32)Вы здесь служите или учитесь? (33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты .

- (34)Служили . (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико .

- (34)Служили . (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико . (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета . Гм . (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка . (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж . (45)А кто он? - (46)В чиновниках. (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск . (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы . (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю! (53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения . (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты . (55.)Егор подал чай. (56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки . - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись? (61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала . (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. - (65)А у вашего отца неплохой почерк. (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора . (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна! - Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь. - (72)На что-с? - (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет. - (74)Билет? .. (75)Гм . (76)У меня нет билетов. (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе . (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад . рад очень… (83)Барышня оделась и вышла . (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву. (По А. П. Чехову)

О чем говорится в рассказе? В рассказе говорится о том, что девушке нужен был.

Если мы не можем понять область деятельности чиновника, то, может быть, узнае.

Фактуальная информация К чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный б.

Фактуальная информация К чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный билет на поезд, чтобы навестить больную мать, но оказалось, что она ошиблась подъездом и попала не в железнодорожное ведомство. Когда же она пришла туда, где ей могли помочь, оказалось, что она опоздала, потому что чиновник, к которому она попала по ошибке, устроил ей ласковый прием: напоил чаем и долго расспрашивал обо всем.

ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ


ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

В рассказе говорится о том, что девушке нужен был бесплатный билет на проезд. Она обратилась за помощью к чиновнику, но ошиблась дверью. ЭТО ТЕМА.

НО чтобы понять какова идея данного рассказа, нам придется рассказ понять, проанализировать. В чем состоит коллизия данного рассказа? О чем хотел сказать нам автор?

Чиновник представляет государственную власть. Он обязан выслушать посетителя и по возможности помочь ему.

Если мы не можем понять область деятельности чиновника, то, может быть, узнаем, какой чиновник человек? Итак, какой он человек?

Это взгляд молодого мужчины, явно ищущего развлечений. Доказательство: «B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто . даже очень просто.

Прочитаем текст: (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли . (15)Мне сказали, что вас … вас можно застать только в шесть часов . (16)Я . я дочь надворного советника Пальцева . Почему так много многоточий – 5 знаков?

Читаем текст и делаем вывод: - (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
Вывод: Чиновник принимает девушку весьма любезно. Надежда есть.

Следует диалог. Но очень быстро вдумчивый читатель понимает, что чиновник вовсе не собирается помогать. Найдите этот момент в тексте.

Зачитать текст:
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была . (31)Мама, пишут, больна .
Зачем она рассказывает подробности своей жизни – например, что больна мама?

Он, очевидно, хотел все же узнать, в какому кругу принадлежит девушка и как следует ему вести с ней дальше разговоры.

Зачитываем текст.
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты .
- (34)Служили . (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико . (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета

Отметьте, где чиновник отходит от своих обязанностей? И мы понимаем, что он и человек-то неприличный.

. Гм . (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка . (39)Женишок? (40)Покраснели?

(54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты.
(62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала . Рассказала и про своего жениха.

(63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Этого, конечно, нельзя было делать ни в коем случае.

Скорее всего, нет. Настоящая причина – был закончен рабочий день. (64)Пробило восемь часов.
Вывод: от скуки он развеялся, рабочий день закончен, пора закругляться.

(70)Прощай, Марья Ефимовна!
(81)Прощайте, Марья Семеновна.

Девушка упоминала, что её брат тоже чиновник, а она сама – дочь надворного советника, то есть тоже чиновника, Пальцева. Они на месте этого чиновника помогли бы такой же девушке?

Чехов пытается понять, что такое чиновник российского государства? Что должен делать чиновник в подобной ситуации? Чиновник должен работать во благо людей, он обязан выслушивать просьбы и принимать участие в человеческих судьбах. А герой рассказа ищет всего лишь развлечений от скуки.

Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.

Государство.

Делаем вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.

Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.

Как же быть, если государство обещает некоторую помощь, а исполнители отказываются исполнять приказы?

  1. Не доверяться государственным посылам.
  2. Лучше бы свои проблемы решать самому.

Анализ текста А.П.Чехова "Баран и барышня"

Бедная барышня приходит с просьбой о помощи к типичному чиновнику. Скучающий сытый тип проводит время в обществе приятной девушки, заставляя ее раскрыть душу, но когда разговор прискучил "милостивому государю", он внезапно разъясняет, что обратилась барышня не по адресу.

Рассказ является иллюстрацией к проблеме человеческого равнодушия, прикрываемого лицемерным участием к ближнему: один человек сочувствует другому только в меру своих интересов.

Тема маленького человека и жестокого равнодушия к нему власть предержащих в русской литературе всегда играла ведущую роль. Попытки писателей заключались в неприглядном изображении поведения людей "от государства" с целью повлиять на общественное сознание.

Соотношение авторских симпатий в этюде о нравах однозначно: девушка и ее история вызывают сочувствие, банковский чиновник - только презрение. Острые краски сатиры четко обозначают человеческие взаимоотношения.

Отношения в обществе ненормальны, когда построены на удовлетворении собственных интересов за счет ближнего - ты вправе принимать участие в ближнем, только если можешь хоть чем-то помочь ему. Расспросы о личных проблемах не могут быть предметом для развлечения.

Выяснив ситуацию, нужно оценить собственные возможности, оказать помощь.

Любой чиновник – представитель власти. Как должен был отреагировать герой рассказа? Мог ли он помочь нуждающейся девушке? И что могла бы сделать в трудной ситуации сама барышня?

Думаю, что чиновник должен работать во благо людей, он обязан выслушивать просьбы и принимать участие в человеческих судьбах. А герой рассказа ищет всего лишь развлечений от скуки.

Во-вторых, он не прочь от скуки и сам закрутить с ней быстрый амурный роман. Многоточия призваны выразить нескромное поведение чиновника. Он как бы осматривает девушку, пытаясь понять, можно ли вести с ней развязно.

Чиновник оказался плохим государственным служащим. Находясь на работе, он нашел время для крепкого послеобеденного сна. Он оказался к тому и подлым человеком. Ведь, если бы, выслушав барышню, он сразу принял верное решение, девушка, возможно, еще успела бы получить бесплатный билет.
О его полном равнодушии говорят две детали поведения. Во-первых, он не стал церемониться, когда увидел, что время вышло. Во-вторых, он спутал отчество девушки: Марья Ефимовна превратилась в Марью Семеновну.

Делаю вывод, что Чехов нарисовал в рассказе портрет не только нерадивого чиновника. Последний является представителем государственной власти. Значит, можно сказать, что и государство плюет на человека.

Чиновник мог бы проявить свои человеческие качества. Но дурное, растлевающее влияние бездушной государственной системы формирует и таких же людей.

Чехов дал мне два урока жизни. Первый – не стоит доверять чиновникам, которые часто делают вид, но не помогают реально. Писатель вскользь упоминает о женихе-чиновнике и брате-чиновнике. Пронизывает страх: возможно, и они на своем месте проявляют такую же бездушность и черствость. Ведь они не помогли своей невесте и сестре.

Второй урок – лучше бы свои проблемы и решать самому.

Чиновник
Его функция:
чиновник = государство =
он обязан помогать.
Он же ищет развлечений.

Барышня = народ.
Ей нужен бесплатный билет.

- Барышня? Гм… Хорошенькая брюнетка
В нем просыпается (смотрим на нее глазами
мужчина. чиновника)

- Чем могу быть полезен?

Каковы его ответные действия?

Задает вопросы, к делу не относящиеся: Она смущена.

  1. А для чего вам в Курск?
  2. Служите или учитесь?
  3. Амурчик? Женишок?

(52) Просит принести чаю.
(57) Милостивый государь глядел на нее
и ухмылялся.
(58) Он уже не чувствовал скуки. Она ему доверяется.
Даже читает письмо.

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

А.П.Чехов "Баран и Барышня"

(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать . (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать . (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает!
- (9)Барышня? Гм . (10)Кто же это?
(11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто . даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли . (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов . (16)Я . я дочь надворного советника Пальцева .
- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
- (20)Я пришла к вам с просьбой . - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла . попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете . (23)Я хочу ехать, а у меня . я небогата . (24)Мне от Петербурга до Курска .
- Гм . (25)Так-с . (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была . (31)Мама, пишут, больна .
- Гм . (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты .
- (34)Служили . (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико . (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета . Гм . (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка . (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж . (45)А кто он?
- (46)В чиновниках.
(47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск . (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы . (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения . (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты . (55.)Егор по­дал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки .
- (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала . (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк. (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора . (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна!
- Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет.
- (74)Билет? .. (75)Гм . (76)У меня нет билетов. (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе . (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад . рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла . (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву.
(По А. П. Чехову)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ А.П,Чехова крайне интересен с разных точек зрения. Можно взять дополнительно в 10-11 классах на урок внеклассного чтения, а можно поработать с текстом, готовясь к ЕГЭ. Много проблем, много языковых явлений. Одним словом - шедевр.

БАРАН И БАРЫШНЯ

На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать. Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать. Что делать? Чем бы развлечься?

— Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — Вас спрашивает!

— Барышня? Гм. Кто же это? Всё одно, впрочем, — проси.

В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто. даже очень просто. Она вошла и поклонилась.

— Извините, — начала она дрожащим дискантом. — Я, знаете ли. Мне сказали, что вас. вас можно застать только в шесть часов. Я. я. дочь надворного советника Пальцева.

— Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!

— Я пришла к вам с просьбой. — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — Я пришла. попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете. Я хочу ехать, а у меня. я небогата. Мне от Петербурга до Курска.

— Гм. Так-с. А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?

— Нет, здесь нравится, но, знаете ли. родители. Я к родителям. Давно уж у них не была. Мама, пишут, больна.

— Гм. Вы здесь служите или учитесь?

Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы.

— Тэк. Служили. Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико. Нельзя сказать. Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета. Гм. К родителям едете, значит. Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо. Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее. Езжайте себе. Вам уж пора замуж. А кто он?

— Дело хорошее. Езжайте в Курск. Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы. Хе, хе, хо. Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом. ммм. как его. Курске?

Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения. Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты. Егор подал чай. Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать. Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся. Он уж не чувствовал скуки.

— Ваш жених хорош собой? — спросил он. — А как вы с ним сошлись?

Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала. Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.

— А у вашего отца неплохой почерк. С какими он закорючками пишет! Хе, хе. Но, однако, мне пора. В театре уж началось. Прощайте, Марья Ефимовна!

— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.

— На то, что вы мне дадите бесплатный билет.

— Билет? Гм. У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня. Хе, хе, хе. Вы не туда попали, не на тот подъезд. Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, ma chère (дорогая) Марья Семеновна! Очень рад. рад очень.

Барышня оделась и вышла. У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

Заметки по поводу сборника

"Типовые тестовые задания. Русский язык. ЕГЭ" (М., 2005)

1. Главный персонаж в рассказе – петербургский чиновник.

2. Чиновник был не заинтересован в выдаче бесплатных билетов и поспешил отделаться от просительницы, прибегнув к обману.

3. Чиновник заставил девушку рассказать о себе, чтобы узнать о её материальном положении.

4. Выслушав рассказ девушки, чиновник пришёл к выводу, что она в состоянии сама купить билет.

Какой урок, однако, должны извлечь ученики из такого задания!? В школе, изучая литературу, они стремились к пониманию художественного произведения как сложной эстетической целостности, в которой находит выражение и жизненный опыт писателя, и его литературные пристрастия, и стремление ответить по-своему на современные и вечные вопросы. Как быть ученику с этим школьным опытом?! Вычеркнуть из памяти как нечто совершенно бесполезное?! Едва ли следует подталкивать ученика к такому решению! Этому противится и вековой опыт русской школы, в которой всегда писали сочинения разных типов и жанров, в том числе и сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Правда, раньше не было ЕГЭ с его порой сомнительными методическими установками.

1. Пучкова Л.И, Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Тестовые задания. Русский язык. ЕГЭ. М., 2005. С. 47.

Читайте также: