Жизнь бетховена представляет собой непрерывную цепь сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Так, во введении актуальность взятой к изучению проблемы они выразили в том, что наше время знаменуется упадком духа и силы воли к жизни. В настоящее время необходимы живые примеры людей, преодолевших кризис жизни и сумевших продолжать жить и творить. Цель работы – проследить влияние условий жизни на формирование и становление великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена как личности и композитора. Задачи заключаются в том, чтобы проследить основные этапы творчества и проанализировать самые известные сочинения, в которых отразились личность и взгляды Бетховена, выяснить, как мог абсолютно глухой композитор сочинять гениальную музыку.

В первой части исследования рассказывается о детстве, юности и расцвете творчества Бетховена. Во второй части делается попытка проанализировать самые известные сочинения, которые были написаны вопреки недугу. Далее в работе говорится о том, как Бетховен сумел противостоять ударам судьбы. В практической части работы представлены творческие работы учащихся, написанные под влиянием услышанной музыки Бетховена.

ВложениеРазмер
npk_betkhoven.doc 118 КБ
npk_betkhoven.rar 37.06 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Бетховен – это слава и гордость

всего цивилизованного человечества .

Его помыслы и чувства близки и

дороги всем народам мира .

Порой мы сетуем на судьбу, недовольны нашей долей, несмотря на то, что имеем всё для жизни. Инфантильность и нежелание что-то создавать или менять – характерные черты нашего времени. Но есть примеры людей, которые, не имея полноценных возможностей реализовать себя, преодолевая и превозмогая физические недуги, наперекор судьбе смогли состояться не только как личности, но и не переставали создавать гениальные произведения искусства: художник Борис Кустодиев, писатель Александр Островский и др.

Для нас одним из таких ярких личностных примеров стала судьба великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Таким образом, выбор темы исследования неслучаен и актуальность его очевидна, поскольку такие личности, как Бетховен могут служить образцом духовного и физического подвига.

Но поскольку рамки школьной программы ограничены и нет возможности подробно познакомиться с творчеством этого мужественного человека, мы попытались самостоятельно изучить его биографию, проследить этапы его творчества и ступени восхождения к славе. Но мы попытались также показать в Бетховене личностные качества: любовь к жизни, страдания, борьбу с недугом и противостояние судьбе. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы : проследить влияние условий жизни на формирование и становление Бетховена как личности и композитора.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  • Проследить основные этапы творчества композитора.
  • Проанализировать музыкальные произведения, в которых ярко отразилась личность и взгляды Бетховена.
  • Сосредоточить внимание на личности великого композитора.

Таким образом , проблемой нашей работы является неисчерпаемость человеческих возможностей, если ты служишь людям.

Обьектом исследования стали труды исследователей жизни и творчества композиторов: Ромена Роллана, Арнольда Альшванга, Гектора Берлиоза, а также письма Бетховена. Предмет исследования – жизнь и творчество Бетховена.

Практическая значимость данного материала, на наш взгляд в том, что эту работу можно использовать на уроках МХК и музыки при изучении тем, связанных с творчеством Людвига Ван Бетховена.

II. Основная часть

2.1. Детство и юность

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве.

Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Но всему этому противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, - и идея преодоления стал главным смыслом его жизни.

Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не зная отдыха: переписывал ноты, сочинял по заявкам. Был он хмур, неразговорчив, с выразительным взглядом.

Первый концерт был дан в Кёльне, где восьмилетний мальчик, в рекламных целях, был назван шестилетним. Но выступление не дало ожидаемых доходов.

После смерти матери, а позже и отца мальчик становится главой семьи. Из-за бедности он был вынужден очень рано поступить на службу. Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

В свободные минуты между репетициями, концертами и уроками он сочинял. Первое известное нам произведение Бетховена — вариации для фортепьяно на тему марша Э.Дресслера - создано им в двенадцать лет. Это простенькое жизнерадостное сочинение, в котором угадывается детская непосредственность и любовь к жизни.

За годы упорной работы, Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов, о занятиях с Моцартом (приложение № 2).

Как музыкант Бетховен давно уже стал настоящим виртуозом, он стоял на одном уровне с крупнейшими пианистами Европы (приложение №3).

Как композитору ему было необходимо совершенствование своего таланта, новые идеи, чувства, впечатления – всё то, чего он не мог получить в Бонне.

К 22 годам жизни Людвига Ван Бетховена закончился так называемый Боннский этап жизни композитора. В течение четырех лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен прошел превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.

2.2. Расцвет творчества

В 1792 году – 22-летним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, - он смог переселиться в Вену, навсегда полюбив этот город волшебной музыки.

Вскоре молодой Бетховен становится одним из первых виртуозов Вены, игра его потрясающа! Лестные отзывы несутся со всех сторон, его считают одним из самых перспективных музыкантов. Характер исполнения даже называют революционным, он играет совершенную музыку.

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием, как безусловно первый композитор своего времени.

- Правила запрещают такую последовательность аккордов …

- А я её разрешаю, - возражает молодой вольнодумец.

Музыка – это фантазия, положенная на ноты. Какие, к чёрту, правила?! Разве возможно воображение гения загнать в какие-то рамки, навешать ярлыков, оградить глупыми предрассудками?! [3]

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Людвига счастливейшим временем в его жизни. Он с успехом выступал перед знатной публикой и привлёк внимание профессионалов ( приложение № 4).

2.3. В поединке с судьбой

Страждущие души, благородные души!

Возьмите себе в спутники этого человека!

Традиционное мнение рисует жизнь Бетховена с исключительно мрачной стороны, видя в нем пораженного страшнейшим для музыканта недугом — глухотой и преследуемого непрерывными ударами судьбы. Между тем, проверяя факты из его жизни, убеждаешься, что во многом Бетховен был счастливее других и больше, чем кто бы то ни было, был признан современниками.

Трагедия музыканта обострилась трагедией человека.

Именно с этого момента композитор начал по-новому осознавать свой путь, с этого момента начал рождаться новый Бетховен.

Страдая, Бетховен закалялся душой. И когда смерть казалась единственным исходом, у Бетховена рождается идея Героической симфонии .

Это первое обобщение революционных идей в Бетховена в этом жанре. Соната положила начало новому типу симфонизма – героико-драматическому.

Первая часть начинается с двух мощных аккордов. Это типично бетховенская мужественная фанфара. Далее - внезапная задержка звука, и - вновь фанфарный мотив, в котором мы узнаём дух Бетховена - борца.

В Allegro сосредоточен драматургический конфликт. Музыка рождается из одной темы-ядра. Это типичная бетховенская черта, которая ярче всего выражена в главных партиях 1 части 5-й и 9-й симфонии. Эта тема повторяется трижды, постепенно драматизируясь, создавая конфликт, и вырастает в могучий героический образ. Происходит сражение.

Героическая симфония знаменует начало самого интенсивного и плодотворного периода в творческой жизни Бетховена. Любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.

Глубоко выстраданные Бетховеном идеи преодоления жизненных препятствий силой духа оказались созвучны идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в симфонии №5.

Новым элементом содержания Пятой симфонии по сравнению с Третьей явилась проблема борьбы человека с судьбой. Если Третья симфония – грандиозная героическая эпопея, то Пятая – драма, в которой усилено внутреннее психологическое начало.

Симфония с-moll стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе.

Так началась новая эра симфонической музыки XIX века - музыки, воплотившей величие идей, богатство мыслей и чувств, силу душевных порывов и воли.

Не все композиторы того времени приняли музыку Бетховена, т.к. в его музыке отчетливо слышались уже бунтарские, романтические мотивы; он стал первым музыкальным "романтиком".

Музыкальный романтизм характерен сосредоточенностью на внутреннем мире человека, на смене чувств и настроений. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Существенно обновляются выразительные средства. Мелодия становится более чувствительной, внутренне изменчивой, "отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.

Всем этим в полной мере обладали произведения Людвига ван Бетховена, но именно поэтому они признавались далеко не всеми творцами и ценителями музыки.

2.4. Поздний период

В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил. Кроме того, на его плечи легла забота о племяннике, который обладал весьма тяжелым нравом. В 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).

В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных, так и в лирических сочинениях он взывает к экстремальным возможностям человека.

Когда впервые исполнялась Девятая симфония, Бетховен стоял у дирижерского пульта и размахивал руками. Он уже ничего не слышал и не мог управлять оркестром. Но он не мог не быть на сцене. Девятая - последняя симфония Бетховена, она была итогом его творчества. В ней он до конца раскрыл свои мысли о жизни, о путях человечества. Этой симфонией, уходивший из жизни композитор обращался к потомкам, к нам. Поэтому, он должен был сам представить свое творение слушателям.

Чтобы понять всю меру несчастья потерявшего слух композитора, можно для сравнения представить себе ослепшего живописца или потерявшего ноги бегуна. Но Бетховен совершил чудо. Он продолжал сочинять музыку. И какую! Он боролся и победил. Победил, потому что боролся.

Сейчас, спустя годы, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря всё той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, и он продолжал бороться, иначе он не мог.

Бетховен победил! Смерть не пришла. Пришло бессмертие. Он продолжает побеждать вместе с теми людьми, кто пытается силой духа противостоять ударам судьбы. Великий музыкант становится великим человеком!

Автор: Черноусова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО "Сосновская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Сосновка Кировская область Вятскополянский район
Наименование материала: Сценарий лекции- концерта
Тема: "Творчество Людвига ван Бетховена"
Раздел: дополнительное образование

Черноусовва Ольга Васильевна

Преподаватель по классу фортепиано

Сценарий лекции- концерта

Добрый вечер, дорогие гости. Всё музыкальное сообщество в эти дни

отмечает день рождения великого немецкого композитора Людвига ван

Бетховена. Его музыка исполняется юными музыкантами и музыкантами-

профессионалами, она звучит во многих странах мира в исполнении на

различных инструментах. Ученики и преподаватели нашей школы

подготовили произведения Бетховена и готовы поделиться своим

искусством. Итак, мы начинаем.

В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта родился сын.

Который был назван Людвигом. В те времена не было принято называть дату

метрической книге бонской католической церкви о том, что Людвиг

ДБетховен крещён 17 декабря 1770 года. Следовательно , он родился на

Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных

событий, тревог и страданий. Родился он в бедной. Почти нищей семье. Отец

его был опустившимся человеком, пьяницей, грубыми жестоким в

обращении с измученной женой и детьми. Тяжёлые, изнурительные болезни

всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было и

30 лет, когда он ощутил первые признаки приближающей глухоты, которая в

последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, р

верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. Он усыновил своего

осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной

отцовской любви. Но маленький Карл, одарённый мальчик, уже с раннего

детства был лжив и беспредельно ленив. Это очень огорчало Бетховена. Как

писали современники: «Становится больно от мысли, что этот в полном

смысле ничтожный человек сократил жизнь великого композитора, изо дня в

Родившись в простой семье, Бетховен ненавидел богатых и знатных,

бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но

вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его

достоинство должности придворного музыканта. Это было время. Когда

музыкантов относили к разряду слуг. В газетах того времени нередко можно

было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и

Каково было Бетховену с его обострённым чувством собственного

достоинства выполнять роль такого лакея, надевая на себя зелёный камзол,

короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым,

напудренным париком с косичкой.

Но ни болезни, ни глухота , ни беды и унижения не сломили могучий дух

Бетховена. Он был могуч телом и душой, в нём был неиссякаемый запас

С большим уважением на сцену приглашаются наши музыканты.

2. Менуэт исполняет ученица 4 класса…

3.Немецкий танец исполняет фортепианный дуэт…

Было у Бетховена и великолепное чувство юмора, которое он сохранил до

конца своих дней. Добродушно подшучивая над одним из своих друзей-

скрипачом, чрезвычайно тучным для своего возраста, Бетховен написал

Когда сочинил дуэт для альта и виолончели, посмеиваясь над близорукостью

первых его исполнителей, одним из которых, кстати, был сам, сделал в нотах

насыщена его (широко) известная пьеса для фортепиано «Ярость по поводу

переживания человека, неистово разыскивающего утерянную монету:

отчаяние, слёзы, гнев… Чего только не происходит здесь, пока два радостных

аккорда не возвещают о том, что грош, наконец, найден!

4. Вальс исполняет ученица 4 класса…

5.Походная песня (труба) исполняет ученица 5 класса…

6.Немецкий танец исполняет фортепианный дуэт…

Судьба готовит Бетховену испытания. Сперва с тревогой, потом с ужасом

замечает он, как к нему- совсем ещё молодому человеку, композитору,

полному грандиозных, творческих планов, подкрадывается страшное

бедствие- глухота. Он не находит спасения от мучительно шума в ушах,

голове. Он начинает сторониться людей, погружается в одиночество.

Вы только вдумайтесь: вот на прогулке в деревне, в поле со своим любимым

говорит ему Рис. Бетховен прислушивается, но ничего не слышит, кроме

шума в ушах. Это было в молодые годы. А вот на склоне лет: сам он уже не

решается дирижировать своей последней- 9 симфонией, но стоит рядом с

дирижёром и смотрит на оркестрантов. Симфония имеет триумфальный

успех, вызывает бурю рукоплесканий. Но Бетховен не слышит их. Тогда одна

и солисток поворачивает его к публике, и он… видит эти рукоплескания.

Театральный зал, по отзывам старожилов, ещё никогда не слышал подобной

бури восторга. Согласно принятому тогда церемониалу, императорскую чету

приветствовали три раза. Пятикратные овации по адресу частного лица были

явлением недопустимым. Почти неприличным. Присутствующие в зале

полицейские чиновники сочли нужным прекратить этот стихийный взрыв

приветствий. Бетховен уехал растроганным. Однако композитора ждал

орк6стровым номером. В ней принимали у3частие и солисты. Тогдашние

пианисты в большинстве писали музыку, и большая часть программы

менее 4 часов, обыкновенно с половины седьмого до половины

7.Сурок исполняет ансамбль…

8.Экосез (домра) исполняет дуэт…

9.Рондо исполняет ученица 5 класса…

Как виртуоз, Бетховен занял первое место в музыкальной жизни не только

Вены, но всех немецких стран. Бетховен выступал преимущественно в

салонах венской знати. Он сразу выделился не только гениальной игрой, но и

независимым, бескомпромиссным характером. Резкий и прямой, Бетховен

не терпел любого насилия над собой и в горделивом сознании своей

гениальности не щадил сановных меценатов. Так, в пылу гнева он написал

одному из них: «Князь! Тем, что вы являетесь, вы обязаны случаю и

происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и

Бетховен гостил в имении Лихновского. Там же гостили французские

офицеры. Желая завести разговор, один из них спросил: играет ли он на

скрипке? Бетховену вопрос показался обидным и он удалился в комнату.

Тогда хозяин попросил сыграть что-нибудь. Бетховен наотрез отказался и

запёрся на ключ. Хозяин велел взломать дверь. Бетховен схватил стул и готов

был размозжить голову хозяину дома. Ночью, под проливным дождём он

В 1800 году Бетховену пришлось встретиться с сильным соперником-

парижским пианистом Дониэлем Штейбельтом, выдающимся виртуозом, но

неглубоким художником. Штейбельт с успехом сыграл свою заученную

начиналось соревнование двух пианистов. После импровизации Штейбельта

предполагалось исполнение его фортепианного квинтета. Пульты с нотами

стояли уже на местах. Бетховен схватил виолончельную партию квинтета,

поставил её вверх ногами, сыграл одним пальцем нелепую

последовательность звуков, получившуюся от перевёрнутых таким образом

ном, и затем стал импровизировать на эту, с позволения сказать, тему.

Штейбельт незаметно скрылся и никогда не мог забыть нанесённой ему

обиды. А по музыкальным салонам разнеслась весть о новой победе

10. Сонатина исполняет ученица 6 класса…

11. Менуэт (скрипка) исполняет преподаватель…

Ещё в Бонне Бетховен начал давать уроки музыки. Его ученицей была и

Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью-прекрасно

играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным

швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию

детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для

бедняков. До самой смерти она осталась верна избранному делу. Бетховена

связывала длительная дружба. После смерти композитора было найдено

большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной

12.К Элизе исполняет ученица 6 класса…

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщали о

предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и

первые же минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей,

да и то не всех. Ужас охватил людей.

И тут произошло нечто невероятное. На палубу вышли музыканты

симфонического оркестра, дававшего по вечерам концерты для пассажиров.

Огни вышли с инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как

всегда сидели на концертах и заиграли…

медленно, а сотни обречённых людей слушали музыку бетховенской

симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, уберегала от паники, от

13.Отрывок из первой симфонии исполняет фортепианный дуэт…

Постоянной спутницей жизни Бетховена была художественная литература. В

ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы произведений

литературы не раз вдохновляли его на создание замечательных творений. С

юных лет Бетховен увлекался творениями античной литературы, в

людей древнего мира. Но самыми любимыми его авторами были немецкие

писатели Шиллер и Гёте.

замечательных страниц освободительной борьбы нидерландского народа с

жестокими испанским владычеством в 16 веке.

Граф Эгмонт был полководцем повстанческого войска, сражавшегося за

освобождение родной земли. Эгмонт был схвачен, брошен в тюрьму и погиб

на плахе. Одно из замечательных мест трагедии- монолог Эгмонта в тюрьме в

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

6) лексический повтор

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Прочитайте текст

(1) Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных событий, тревог и страданий. (2) Родился он в бедной, почти в нищей семье. (3) Отец его был человеком опустившимся, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. (4) Тяжёлые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье.

(5) Ему не было ещё тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая в последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

(6) Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, о верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. (7) Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным, недобрым, плохим человеком и принёс своему воспитателю лишь новое горе, новые страдания.

(14) Ни болезни, ни глухота, ни беды, ни унижения не сломили могучий дух Бетховена. (по Д. Б. Кабалевскому)

Вопросы к тексту

1) Что вы знаете о Бетховене?

2) Какую новую информацию о Бетховене вы почерпнули из текста?

3) Какие черты в характере Бетховена наиболее ярко изобразил автор текста?

1. Какие высказывания соответствуют содержание текста? Подтвердите свой ответ ссылками на текст

1) Бетховену всю жизнь приходилось бороться с болезнью

2) Великий композитор покорно сносил все оскорбления, которые ему наносила чопорная знать

3) В то время, когда жил Бетховен, знать относилась музыкантам, как к лакеям

4) Бетховен долго добивался звания придворного музыканта и очень гордился правом носить шпагу и напудренный парик

5) Многочисленные жизненные невзгоды не сломили музыканта

Прочитайте текст

(По И. Радунской)

Вопросы к тексту

1) Как можно озаглавить этот текст?

Сильные позиции есть не только во всём тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, т. е. основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, которая отражает новое.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает

вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных научных, общественных явлений.

Вопросы для информационно-смыслового анализа текста

1) зарождении письменности;

3) истории кораблестроения;

4) способах математических вычислений;

5) стремлении человека к познанию.

2. Какие высказывания отражают главную мысль текста?

1) Многие люди относятся к природным богатствам как жадные хищники, способные только брать и неспособные думать о завтрашнем дне.

2) Топливо, которое использует природа, постепенно иссякает, и человек должен искать новые источники для пополнения энергии.

5) Человеку свойственно стремление познавать окружающий мир, и это стремление позволило ему овладеть тайнами природы, подчинить её необъятные силы.

4) Поиски вечного двигателя обогатили человечество многочисленными открытиями.

1. Вставьте пропущенные буквы в словах там, где это необходимо. Выберите верное написание в скобках, обведя правильный вариант.

2)неловко оправд..ва(т, ть)ся

3) об..явить собравшемся

4) на поб..левш..м лице

5) зам..реть от восх..щения

6) о к..мпозици.. нове(л, лл)ы

7) и..польз..вать ант.тезу

8) бе(с, сс)ловес..ный и..полнитель

9) уд..вительное пр..вр..щение

10) про..нал..зировать с..туацию

11) пр..бывать в неведени..

12) пр..вратно и..толкованный

13) м..ханически к..пир..вать

14) настойч..вая про..ьба

15) невыр..зимое об..яние

16) лишенный пр..в..легий

17) мет.морфоза в мирово(з, зз)рени..

18) по..толкнуть к преступлению

19) бе..корыстная помощ..

20) к..ло(с, сс)альная по(д, дд)ер..ка

21) непр..м..римый к..нфликт

22) он ст..нов..(т, ть)ся лу..ше

23) о подг..товк. во(с, сс)тания

24) филосо..ская при..ча

25) бесед..вать о религи..

26) бе..помощ..ное эп..гонство

27) ш..девры и(с, сс)ку(с, сс)тва

28) в..ртуозно подр..жал

29) уча..ств..вать в праз..нике

30) о(т, тт)олкнул пр..верж..нцев

31) в безм..тежном спокойствие

32) пр..м..тивный ра(с, сс)ч..т

33) с пр..зрительным пр..н..брежением

34) пр..тв..рённый в дело

35) завис..л от чуж..го мнения

36) среди п..(с, сс)ивного больш..нства

37) в сиреневой дымк..

38) на узорч..том плать..

39) с б..ющ..мся сер..цем

40) не перест.ёш.. изумля(т, ть)ся

2. Среди приведённых выше слов найдите и запишите те слова, которые имеют следующие значения:

— краткий поучительный рассказ

— ложно, с искажением истины

Задание 4. Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(3) Кто же изобр..ж..н автором в качестве г..роя своего времени?

(4) Лермонтов представил в романе человека своего поколения, офицера, сосл..иного в кавказскую армию.

(5) С напр. ж..нным вниманием и огромным интересом сл..дил читатель за судьбой Печ..рина. (6) Печ..рин умён, та(л, лл)антлив, блестяще образован.

(7) А живёт он без цели, без желаний, не зная счастья ни в любви, ни в дружбе.

(8) Без пользы гибнут необъятные силы, которые он ощ..щает в своей лиш..нной света душе. (9 Мечты его о великих подвигах остаются мечтами. (10) Он од.. нок и несчастлив 11) Для всех он чуж..й.

(12) Какая же т..ж..лая болезнь состарила Печ..рина? (13) Почему человек, который прежде страстно верил и п.ряч.. любил, превратился в расчетливого эг.. иста?

(14) Отчего в этой со(ж, жж)..нной безверием душе гибнут гиган..кие силы?

17) Сначала он приходил в отчаяние от собственного бессилия, а потом привык ни во что не верить и ни на что не надеяться. (18) Так пр..вр..тился он в ц..ничного ловца человеческих душ, который тратит свои богатырские силы на грош..вые победы. (19) И читатель пон..мал, что Печ..рина иск..лечили условия жизни, что зло кор..нится не в нём, а в общественном строе. (По И. Андроникову)

Вопросы и задания

1) Укажите верное утверждение.

2) В тексте раскрывается трагическая судьба Печорина.

3) Автор текста рассказывает о судьбе М. Ю. Лермонтова.

4) В тексте даётся описание типов романтического героя.

В тексте автор доказывает сходство характеров Онегина и Печорина.

1) Роман М. Ю. Лермонтова вызвал огромный интерес у читателей.

2) Печорин — это незаурядная личность, в судьбе которой отразилась трагедия целого поколения.

3) Печорин от природы был ленив, апатичен, холоден душой.

4) Характер Печорина является продуктом определённых социальных условий.

5) Болезни измучили Печорина, поэтому внешне он выглядит гораздо старше своих лет.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в Бонне, близ Кельна, в нищенской комнатушке на антресолях убогого домика. Предки его — фламандцы (9). Отец, певец, был человек недалекий и пьяница. Мать — служанка, дочь повара, вышла первым браком за лакея, но вскоре овдовела.

И вот в этих-то чередованиях — любви, гордости, возмущения — надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений вплоть до того времени, когда природная буря его чувств затихает в грустной покорности судьбе.

Какая загадочная причина помешала счастью этих двух существ, которые так любили друг друга? Быть может, недостаток средств, различие в общественном положении. Быть может, Бетховен взбунтовался, уязвленный слишком длительным ожиданием, к которому его принуждали, и унизительной необходимостью бесконечно скрывать свою любовь.

Быть может, он, — человек порывистый, больной, нелюдимый, — сам того не желая, мучил свою возлюбленную и мучился сам. Союз их был разорван, но, должно быть, ни он, ни она никогда не могли забыть этой любви. До конца дней своих (она скончалась только в 1861 г.) Тереза Брунсвик любила Бетховена.

1814 г. — вершина бетховенской славы. Во время Венского конгресса его встречают как европейскую знаменитость. Он принимает деятельное участие в празднествах. Коронованные особы почтительно восторгались им, а он гордо принимал их поклонение, как потом хвастался Шиндлеру.

Вслед за этим часом славы наступает самая печальная, самая горестная година его жизни.

К несчастью, эти обязательства остались в сущности на бумаге. Субсидия выплачивалась крайне неаккуратно, а вскоре и вовсе прекратилась. Кстати сказать, и самый характер Вены изменился после Венского конгресса 1814 г. Общество отвлекалось от искусства политикой, музыкальный вкус был испорчен итальянщиной, модой повелевал Россини, и она объявила Бетховена педантом (54). Друзья и покровители Бетховена разъехались, а кое-кто и умер: князь Кински и 1812 г., Лихновски в 1814 г., Лобковиц в 1816 г. Разумовский, для которого Бетховен написал свои изумительные кпартеты, ор. 59, устроил его последний концерт в феврале 1815 г. В том же году Бетховен поссорился с Стефаном фон Брёнингом, другом детства и братом Элеоноры (55). Отныне он одинок (56).

Он перенес на этого мальчика всю жажду привязанности, переполнявшую сердце. Но и здесь его ждало тяжелое разочарование. Казалось, заботливое провидение пеклось о том, чтобы никогда не иссякали рушившиеся на Бетховена беды, дабы гений его никогда не испытывал недостатка в пище. Сначала пришлось бороться за маленького Карла с его недостойной матерью, которая пыталась отнять сына у Бетховена.

А затем этот столь горячо любимый племянник показал себя недостойным доверия своего дяди. Переписка Бетховена с ним полна горя и возмущения, она напоминает переписку Микеланджело с братьями, только еще более наивна и трогательна.

Но за этим немедленно следует прощение:

Бетховен лелеял самые разнообразные мечты о будущности своего племянника, юноши, не лишенного способностей, думал дать ему университетское образование, но пришлось примириться с тем, что молодой Карл станет коммерсантом. Карл шатался по игорным притонам, делал долги.

И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость.

Но следует отступить еще дальше назад, чтобы найти объяснение этим колебаниям и оттяжкам; причина их лежит глубже. Этот страдалец, вечно терзаемый горем, постоянно мечтал воспеть торжество Радости. И из года в год он откладывал свой замысел; снова и снова Бетховена захватывал шквал страстей, мучений, угнетала печаль. Лишь в последний день он достиг задуманного. И с каким величием!

Он умер во время грозы — страшной снежной бури - среди раскатов грома. Чужая рука закрыла ему глаза (91) (26 марта 1827 г.).

Какое завоевание может сравниться с этим? Какая битва Бонапарта, какое солнце Аустерлица могут поспорить в славе с этим сверхчеловеческим трудом, с этой победой, самой сияющей из всех, которую когда-либо одерживал дух? Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Он кует ее из своего страдания, как сказал он сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души:

Читайте также: