Ювелирные изделия якутии сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место. Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.


Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.


Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру,

покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

Об одежде якутской невесты в Олонхо повествуется:

«…Была ей к лицу говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливаясь, ярко блестя

Поигрывали на груди и спине,

Круглая чеканная туосахта,

укрепленная надо лбом,

Радостно на солнце блестя,

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом. В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной. Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Мария Васильевна Саввинова, ветеран тыла, г. Нюрба:

Анастасия Жирова, студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

Степанида Лященко, метеоролог, г.Якутск:

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины. Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое. Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Эвено – Бытантайского национального улуса (района)

Р еспублики С аха (Я кутия )

у ченица 10 класса

Захарова Юлианна Семеновна,

Руководитель :

у читель истории и обществознания

Ю Сидор Маркович

Джаргалах, 2018 г.

Глава I . Традиционные м еталлические украшения Х I Х века………………5

Основные виды и типы якутских серег………………………………..7

Украшения как показатель социального статуса…………………………………………………………………..12

Глава II . Сравнительно – сопоставительный анализ якутских серег XIX и XXI

Характеристика современных якутских серег………………………….15

Выявление роли и значения якутских серег….……………………. … 19

Список использованной литературы…………………………………………. 21

Украшения являются одним из важных элементов культуры, ее отличительной чертой, ярким выразителем специфики народа и уровня его развития. Украшения как древнейшее явление культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, — один из традиционных объектов исследований.

Металлические украшения – пожалуй, наиболее яркий этнический символ якутской культуры, отчетливо характеризует традиции и особенности народа. Важную особенность традиционных украшений подметили многие этнографы: Н.Г. Борозна, Г.П. Васильева, А.И. Саввинов и многие другие.

Актуальность работы заключается в изучении семантики и функций традиционных якутских серег XIX и XXI века.

Цель работы. Изучить семантику и функции традиционного якутского головного украшения (серьги).

Для достижения цели были поставленные следующие задачи:

рассмотреть основные виды и типы серег XIX века;

узнать материалы для украшений;

выявить семантику и функции;

выявить, что украшения - это показатель социального статуса человека;

провести сравнительный анализ украшений XIX и XXI вв.

Объект исследование: якутские серьги.

Предмет исследования: семантика и функции якутских серег.

Гипотеза: понимать значение якутских серег можно, если знать их семантику и функции.

Основные методы исследования:

- поиск и систематизация материала

- сравнение и сопоставление

Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть полезны для тех, кто хочет приобрести якутские национальные серьги.

Глава I . Традиционные м еталлические украшения Х I Х века

Металлические украшения - важная неотъемлемая часть якутского костюма. Особенности форм и конструкции украшений определялись спецификой костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные, наспинные украшения). Все виды украшений как часть традиционного костюма были связаны между собой стилистическим единством и дополняли друг друга, составляя единое целое [2, с. 28].

Самые распространенные и многочисленные женские украшения якутов – серьги [8, с. 25]. Они относятся к типу головных украшений, отличаются разнообразием форм, техническими приемами изготовления и художественного оформления [7, с.34].

Материал для украшений

Серый, с легким оттенком голубизны, цвет ювелирных украшений пришелся под стать смуглолицым заказчицам. Кузнецы ювелиры ценили серебро за его замечательные пластические свойства: оно легко поддавалось ковке, чеканке, литью, резьбе, гравировке и вместе с тем было довольно твердым и весовым.

В кольца, серьги, браслеты, пояса обычно не вставляли ни драгоценных, ни полудрагоценных камней. Дополнительным украшением женского нагрудного убора из серебра были разноцветные стеклянные или фарфоровые бусины, суконные веревочки [7, с.24].

В самых лучших и достойных старинных украшениях присутствует 50 % благородного металла, но в основном серебро якутов содержит 50,78 %- меди, 34,26 % - серебра, 15,05 % цинка. Эти результаты получил Р. Маак в лаборатории Санкт – Петербургского университета, сделав химический анализ небольшого украшения (была взята пуговка весом 0,28775г). Полученный таким образом низкопробный сплав приобретал особые качества: мягкость, плавкость и в то же время сохранял естественную белизну серебра. Кроме того, считался материалом доступным и потому имел широкое распространение [7, с. 79].

Основные виды и типы якутских серег XIX века

Существовали серьги трех типов: бусинные, колечки и подвески. К первому типу относятся серьги из разноцветных бусин, нанизанных на медную или серебряную проволоку. Таким же скромным украшением были колечки с накладными замочками. Форма этих серег оказалась столь устойчивой, что дожило до наших дней. Часто их лицевая сторона покрывалась геометрическим узором. Люди по состоятельней заказывали серьги – колечки с подвесками [8, с. 26].

Самым распространенным типом традиционных якутских серег являются серьги с подвесками. Их носят женщины и в наши дни. Верхняя часть, вдеваемая в ухо, называется иэмэх (изгиб). Нижняя часть, подвешиваемая к изгибу, называется тугэх (подвеска) [5, с. 116].

Серьги с подвесками отличаются довольно сложной конструкцией, их характерная особенность — многоступенчатость, объемность, некоторая удлиненная форма за счет многочисленных подвесок. Умелое сочетание декора с формой подвесок, ажурная резьба, тонкие линии графического узора украшения не вызывают ощущения тяжеловесности. Орнаментировали подвески различными завитками, кружочками, волнистыми линиями, штрихами, растительными мотивами и т.д. При этом украшалась только лицевая сторона подвесок, а обратная оставалась гладкой. Художественное достоинство серег проявляется в четко найденных пропорциях, утонченном силуэте форм [7, с. 36].

По форме подвески делились на несколько разновидностей:

сиэл ытарга (серьги – грива)

харыйа ытарга (серьги с подвесками в форме ели)

курдьэх ытарга (серьги лопатообразные)

кегуер ойуулаах ытарга (серьги с лировидной подвеской)[5, с. 116].

Харыйа ытарга (серьги с подвесками в форме ели) - серьги пластинчатые, многосоставные, имеют двух - трехъярусные привески. Основание представляет пластину в виде загнутого кольца, передняя часть округлой, иногда конусообразной формы. Конец основания загнут в виде крючка, на который надета крупная фигурная пластинка, а от нее спущена целая система миниатюрных штампованных привесочек самых различных форм (сердечки, розетки, лепесточки и т.п.). Их количество достигает 25—30 шт [7, с. 38].

Курдьэх ытарга (серьги лопатообразные) - относятся к пластинчатым типам. Состоят из четырех-пяти крупных орнаментированных пластинок трапециевидной формы [7, с. 39].

Кегуер ойуулаах ытарга (серьги с лировидной подвеской) - состоят из двух частей: из кольца иэмэх и бляшки-подвески, вдеваемой в кольцо. Литая бляшка-подвеска имеет лировидную форму и дополняется мелкими привесочками различных форм, иногда в два яруса. Поверхность обычно имеет резной или штампованный орнамент. Форма бляшки нередко варьируется, но в основе своей сохраняется первоначальный силуэт лиры [7, с. 38].

Семантика и функции

Металлические украшения у якутов традиционно относились к разряду так называемых ымыы , т.е. к той категории предметов, которые считались обладающими магическими свойствами. По определению Э.К. Пекарского, ымыы – оборона, защита, вещь, орудие для всякого случая, для безопасности; амулет, талисман, пугающий какой-то таинственной силой духов, и потому хранимый человеком при себе или в доме. Таким образом, амулет (ымыы) выступает как важное средство охраны человека [7, с. 104].

Вера в таинственную силу металлических украшений характерна для культуры тюркских народов. В культуре якутов металл был связан с религиозно – мифологическими представлениями [7, с. 105].

С первых дней жизни ребенка окружали различные предметы ымыы, назначение которых охранять, ограждать ребенка от различных духов – пожирателей детских душ – ого абаасыта. Металлические украшения дети начинали носить с раннего возраста. Девочкам пяти – шести лет, иногда раньше, прокалывали уши [7, с. 106].

Как и многие другие народы, якуты придавали важное значение звенящим украшениям. Звон металла осмысливался как нечто магическое, ритуальное, считалось, что он обладает особой очистительной силой [7, с.108].

Сакральное значение имели отдельные элементы декора и орнамента серебряных украшений. Пышный растительный орнамент ассоциировался с темой цветения природы. Образный строй этих орнаментов связан с одухотворением растительных сил, почитанием духов окружающей среды. В серебряных изделиях орнаментальные украшения символизировали благополучие, плодородие и воспринимались как своеобразный оберег, имеющий важное защитное значение.

Семантика лировидных серег

У якутов лиры никогда не было, зато существовал зубной музыкальный инструмент, по форме напоминающий лиру. Стилизованное изображение коровьих или бараньих рогов похоже не только на лиру и хомус, но еще на след от конского копыта. Мы считаем допустимым неоднозначность объяснения лировидных изображений: в древности они могли символизировать небо и землю в их двуединстве.

Украшения как показатель социального различия

Сословно – классовые различия якутского общества XIX в.. имущественное неравенство отражались на одежде и украшениях местного населения. Металлические украшения, как и у многих народов, являлись предметами роскоши. Богатые украшения представляли собой признак благосостояния. Дорогой набор металлических украшений могли иметь богатые, низшие социальные слои ограничивались лишь недорогими серьгами и кольцами, а беднейшие категории населения вовсе не имели украшений [7, с. 119].

Во многом определяющую роль в составе и характере традиционных украшений играла половозрастная регламентация. Исходя из этого, украшения делились на детские, женские, мужские, по назначению — на повседневные и празднично-выходные.

Металлические украшения якутские дети начинали носить с самого раннего возраста. Девочкам пяти-шести лет прокалывали уши, вставляли специальные маленькие серебряные сережки осорор, которые способствовали быстрому заживлению ранок [7, с. 120].

Особую группу составляли женские украшения, которые сопутствовали женщине от рождения до смерти. Можно выделить пять возрастных групп:

Девочки-подростки от 10 до 15 лет.

Совершеннолетние девушки, достигшие брачного возраста, невесты, молодые женщины от 15 до 30 лет.

Женщины средних лет, имеющие детей (до 50 лет).

Пожилые и старые женщины (старше 50 лет).

Каждая группа представляет собой определенный жизненный этап. Выбор отдельных видов украшений, их состав, количество, функциональные назначения во многом определялись с учетом возрастных особенностей и социального статуса.

Если в детском возрасте металлические украшения в основном выступали в качестве оберегов, то по мере социализации ребенка и с наступлением брачного возраста девочки, роль и значение украшений соответственно приобретали иной характер, менялись их социальные функции. Большое количество металлических украшений носили девушки-невесты и женщины среднего возраста. Именно женщина этого возраста считалась наиболее социально значимой как мать и хранительница семейного очага, поэтому украшениям особенно придавалось значение их защитной роли. В этом возрасте набор женских украшений состоял более чем из десяти различных видов.

Как подтверждают многие источники, чем старше женщина, тем меньше становилось у нее украшений. Женщинам пожилого возраста полагалось ограниченное количество украшений. В основном это были скромные серьги и кольца. Таким образом, каждой возрастной группе присущи определенный состав и конкретные виды украшений. В этом немалое значение имели, видимо, идейно-этические установки общества [7, с. 121].

В ходе работы мы выявили, что металлические украшения являются важной и неотъемлемой частью якутской одежды. Самыми популярными украшениями среди женщин в XIX веке были серьги.

Серьги можно разделить на типы и виды. Существовало 3 типа якутских серег:

Выделялись несколько видов подвесок:

сиэл ытарга (серьги – грива)

харыйа ытарга (серьги с подвесками в форме ели)

курдьэх ытарга (серьги лопатообразные)

кегуер ойуулаах ытарга (серьги с лировидной подвеской)

Металлические якутские украшения XIX века несут в себе функции:

Таким образом, XIX в. является особым периодом в истории якутского ювелирного производства. Именно в это время создаются лучшие образцы изделий из серебра, которые подчеркивают самобытность народа.

Глава II . Сравнительно – сопоставительный анализ якутских серег XIX и XXI века

2.1. Характеристика современных якутских серег

Изменение в государственной политике, реформы в экономике, рост национального самосознания, а также созданная в республике и динамично развивающаяся золотодобывающая и алмазогранильная промышленность вызвали новый подъем якутского ювелирного искусства. Вместе с развитием общества происходит эволюция традиционного костюма, согласно духу времени изменился состав и вид украшений, значительно видоизменились многие типы, усложнился их декор, отдельные украшения обогатились новыми формами.

Так если в XIX веке основным материалом для творчества мастеров являлось серебро, то в современное время наибольшей популярностью наряду с серебром (925пробы) ювелирами используются новые материалы, такие как золото (585 пробы), платина, мельхиор - металл универсальный (сплав меди и цинка), обладающий большими техническими возможностями.

Для ювелиров начинается время творческих поисков и экспериментов. Современные мастера как элемент декора широко используют при создании серег драгоценные камни и самоцветы.

Драгоценными камнями принято называть минералы, обладающие специфическими признаками, которые позволяют использовать их в ювелирной промышленности. Их достоинство определяется красивой окраской разных цветов и оттенков, их прозрачностью блеском; а также твердостью, определяющих их долговечность. Драгоценные камни – редкое явление природы, это придает им особую привлекательность и определяет их высокую стоимость [1 с. 120]. К таким камням относятся алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг. Это наиболее часто встречающиеся драгоценные камни, мастерски используемые ювелирами для реализации творческих замыслов.

Наиболее используемыми якутскими мастерами являются такие самоцветы, как: травянисто-зеленый хромдиопсид, фиолетовый чароит, светло-голубой дианит и халцедон, это объясняется тем, что они добываются на территории Якутии.

Отличительной особенностью современных украшений является использование национальной символики. Появляются серьги с изображением хомуса, снежинки, цветка, оленя, стерха. Они имеют большую популярность среди населения.

В ходе работы мы выявили наиболее используемый мотив – стерх.

Белый цвет стерха наделяется в якутской духовности глубоким смыслом. Удивительная грация стерха символизирует красоту, чистоту, нежность, силу и быстроту, переходящие в магическую силу. Стерх олицетворяет идеал эпической женской красоты, приносящей миру жизнь и преемственность поколений [2, с. 7].

Образ стерха в творчестве художников и мастеров декоративного прикладного искусства запечетлевается в динамике полета и грациозном танцевальном движении, чаще всего попарно, акцентируя внимание на символ верности в любви и надежности супружеского союза [2, с. 32].

Так же не менее популярными является серьги с изображениями оленя. Олень – общеизвестный северный символ. Изящная фигурка оленя изображается мастерами в застывшем прыжке, маленькая горделивая головка стремится к небу, тем самым показывая стойкость и мужество характера. Ветвистые рога, в форме сложного узора привлекают необычной тонкостью работы и оригинальным решением.

Широко используются мастерами мотивы цветков. Это легко узнаваемый вестник якутского лета - Подснежник есной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.) [13] , символ нежности и красоты, стойкости духа - Сардаана. ( Лилия - растение с большими цветами наподобие колокола .) [14].

Главные функции якутских серег XIX века, такие как магико-религиозная и социально-знаковая в современное время потеряли свою прежнюю силу. Так, например серьги перестали носить в себе функции только оберега, они в большей степени выступают как предмет эстетической направленности, но при этом не стоит забывать, что в некоторой степени, сакральные функции все-таки сохранились. Но в основном они бытуют в форме пережитков как народные традиции и элементы культуры. Лица пожилого возраста все еще верят в магическую и целебную силу серебра и меди. Молодые замужние женщины верят, что если во сне увидеть сережки, то скоро появится в семье дочка; некоторые склонны верить, что если носимые серебряные вещи чернеют – это свидетельство плохого здоровья.

Серебряные украшения и сегодня популярны среди якутян. Современные ювелирные изделия, выполненные на основе национальных традиций с учетом современной эстетики и дизайна, приобрели особую легкость и изящность форм, исчезли в них традиционные объемность и весомость.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что современные мастера работают по трем направлениям:

Из второй части публикации вы узнаете о браслетах, поясах, шейных украшениях, а также приятных мелочах вроде игольниц, ухочисток, щипчиков, гламурных серебряных снеговых очках и многом другом. Например, о хаппар — клатче, украшенном серебром.

Первую часть материала о якутских украшениях можно прочитать здесь.

Якутские украшения: шейные украшения

В прошлом у якутов повсеместно было распространено шейное украшение — ожерелье (хабарҕа симэҕэ, моой симэҕэ, беҕех).

Якутские украшения. Браслет (бөҕөх)

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Эти украшения носили в особенно торжественных случаях — на праздниках, свадьбах.

Якутские украшения. Браслет (бөҕөх)

Браслет (бөҕөх). Instagram @pk_kyyha

Шейное украшение или ожерелье не найдено при раскопках, что говорит о его недавнем происхождении. Судя по тому, что ожерелье не имеет у якутов собственного названия (называется бөҕөх, т.е. браслет), можно предполагать, что создан он якутскими ювелирами по образцу браслета.

Якутские украшения: косоплетки, илин-кэлин кэбиһэр

Якутские девушки до замужества украшали свои волосы косоплеткой или суһуох симэҕэ. Состоит она из серебряных или медных трапециевидных пластин с тремя рядами подвесок и бусин. На конце укрепляют полукруглые чашечки (чопчу) с кистями из ниток. Украшение привязывается тесемкой к косам под затылком. Достигает оно длины до 24-26 см. В отличие от вышеописанного типа, косоплетки вилюйских якутов были менее пышными. Косы туго перевязывались замшевой лентой, чуть ниже затылка прикреплялась орнаментированная трапециевидная пластинка, еще ниже 3-4 мелкие пластинки.

Якутские украшения. Косоплетка

Косоплетка. Instagram @pk_kyyha

Если якутские девушки волосы свои украшали до замужества, то у других родственных якутам народов: у киргизов — чач уштук, у тувинцев — чабага, у башкир — кашмау, предназначались замужним женщинам. Надо заметить, что у тувинцев основу украшения составляла трапециевидная серебряная пластинка.

У якуток существовал обычай прятать волосы от чужих мужчин

Возможно, украшение кэлин кэбиһэр когда-то предназначалось для прикрытия волос невесты, но в связи с частичной утратой этого обычая украшение стали привязывать к гривне.

Якутские украшения. Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр)

Женское нагрудное украшение (илин кэбиhэр). Instagram @pk_kyyha

К передней части гривны подвешивалось нагрудное украшение илин кэбиһэр. Оно обычно короче и шире, чем наспинное украшение и состоит в отдельных случаях из 12 рядов ажурных цепочек. К верхней трапециевидной пластине прикреплялся круг, украшенный гравировкой, с которой также ниспадали серебряные цепочки.

С начельника (бастыҥа) ниспадала целая система длинных цепочек из серебряных ажурных цепочек и пластинок, составляющих ее звенья, в весьма сложном и красивом узоре. Центральные ряды цепочек, опускаясь на грудь, оканчивались или большой круглой серебряной бляхой күн (солнце), богато разрисованной гравированным, иногда черненным орнаментом, или же серебряными фигурными подвесками. По утверждению М.М. Носова, это украшение бытовало в центральных районах до конца XIX века.

Р.К. Маак, подробно описавший одежду и внешний наряд вилюйских якутов, не упоминает подобного украшения, что говорит об его утрате или, возможно, отсутствии вообще.

Якутские украшения: гривны

Одним из самых устойчивых во времени якутских украшений является гривна (кылдьыы). Гривна представляет собой серебряный обруч (среди ранних форм встречаются и медные) с гладкой, гравированной или витой поверхностью с несомкнутыми концами. В Якутии гривны существовали до начала XX века. Гривны встречались трех типов: с петлеобразными изгибами в средней части; плоские с гравированной поверхностью; круглые с витым рельефом. И.В. Константинов последний вид гривен считает наиболее архаичным, а два других типа более поздними.

Якутские украшения. Архаичная гривна (кылдьыы)

Архаичная гривна (кылдьыы). Instagram @pk_kyyha

Как тип украшения якутские гривны в XVIII веке были женской принадлежностью наряда, однако, еще раньше была обнаружена гривна в мужском погребении, датируемом XVII веком.

В прошлом такие украшения бытовали среди населения Средней Азии, Алтая, Прибайкалья и, по-видимому, якутские гривны генетически связаны с ними.

Якутские украшения: пояса и другие украшения

Нарядный пояс (кур) носили мужчины и женщины в торжественных случаях, он был принадлежностью состоятельного слоя населения. Имелись пояса с круглыми, четырехугольными пластинками (сирэй кур), с фигурными ажурными бляшками меньших размеров (харах кур или сүнньүөх кур). Последние, в большинстве случаев, принадлежали женщинам.

Якутские украшения. Мужской наборный пояс

Мужской наборный пояс. Такие пояса носили мужчины на торжественные случаи. Instagram @history_of_yakutia

У современных народов украшенные серебром пояса носили башкиры (камар), киргизы (кемер). В отличие от якутских эти пояса украшались еще и полудрагоценными камнями как агат, сердолик, бирюза и др.

Якутские украшения. Нарядный якутский наборный пояс

Нарядный якутский наборный пояс. Этот пояс был обязательным элементом свадебной женской одежды. Большой размер такого пояса определён тем, что он носился поверх шубы. Женщины прикрепляли по бокам набедренное украшение өттүк симэҕэ (на фото ниже). Instagram @history_of_yakutia

Название якутского пояса — кур аналогично с хакасским — хур, тувинским — кур, киргизским — кур (у последних пояса носят другие названия — илгич, кемер). У бурят и монголов пояс носит название — бус.


Өттүк симэҕэ — дополнение костюма, представляющее собой набор различных подвесок декоративного и утилитарного характера. Традиционно, крепились к поясу. Instagram @history_of_yakutia

Якутские женщины к поясам подвешивали разного рода мелкие предметы: украшенную серебряными бляшками сумочку (хаппар), изготовленные из серебра ухочистку (кулгаах хастар), щипчики (искэх), игольник (иннэлик) в большой части из меди. Курящие женщины еще носили трубку (хамса) и украшенное серебром огниво (хатат).

Якутские украшения. Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ)

Подвеска к поясу (өттүк симэҕэ). Деталь. Instagram @pk_kyyha

Якутские украшения. Женский оберег (саhыл тумса)

Женский оберег (саhыл тумса). Есть сведения, что служил оберегом для беременной женщины. Оберег носили с остальными подвесками на поясе. Instagram @pk_kyyha

До революции зажиточные якуты, защищая глаза от яркого солнца, носили снеговые очки (хаар ачыкыта). Такие очки представляют собой серебряную пластинку, а также и костяную, с узкими горизонтальными вырезами для глаз.

Серебром у якутов украшались ножны, рукоятки ножей и опахал. Отливались из серебра пуговицы, личные печати и женские гребенки.

Больше чем полтонны серебра были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Некоторые виды ювелирных изделий не сохранились до наших дней. Очень малочисленны серебряные изделия с эмалью и позолотой. Не удалось найти образцы золотых украшений — таких как перстни, серьги и браслеты, часто упоминаемые в работах В.Л. Серошевского. По-видимому, названные работы могли быть вообще малочисленными.

Больше чем полтонны серебра, а это несколько тысяч больших и маленьких изделий, были сданы женщинами в фонд обороны в годы Великой Отечественной войны. Среди них большую долю составляли вещи местного производства, в том числе и шедевры якутского ювелирного искусства.

Первые шаги к восстановлению народных художественных ремесел были предприняты в 1968 г. Якутское ювелирное дело, как и все отрасли народных художественных промыслов, в прошлом оказавшееся на грани забвения, в настоящее время имеет большие перспективы дальнейшего развития и совершенствования.

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Актуальность :
Каждое украшение имеет свое смысловое значение. Серьги неотъемлемая часть женского образа. Это украшение, история которого начинается с древних времен. В каждой стране и в каждую эпоху их ношение могло преследовать совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи. Сегодня актуальным является возрождение национальной культуры.

Слайд 3

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Гипотеза:
Отход от накопленных веками сложившихся народных традиций, использование только внешних форм без хорошего понимания их внутреннего содержания, смещение с узорами других народов - все это ведет к ослаблению черт изделия. Узнав истинное содержание древнейших украшений, их значение, можно, опираясь на этом, создавать новое или усовершенствовать их.

Слайд 4

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 5

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Цель работы: Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту. Задачи: - Просмотреть литературу об украшениях народа саха; Разучить значение якутских серёг; Выявить разновидности якутских сережек; Выяснить из каких материалов изготавливали серьги наши предки. А какие материалы используют современные мастера ювелирного дела? Проведение опрос-анкетирования;

Слайд 6

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 7

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 8

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 9

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 10

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Разновидности якутских серёжек
Иӊэhэ ытар5а – серьги в виде подковы. Такие серьги носили молодые девушки. Были найдены в Сунтарском, Усть-Алданском улусах

Слайд 11

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Ытар5а иэмэхтэрэ – кольца в серьгах
Чаанньык иэмэх – кольцо в серьгах в виде чайника. В-Вилюйский улус
Үгэс буолбут иэмэх – традициооное кольцо в серьгах (золото)
Разновидности якутских серёжек

Слайд 12

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Сирэй ытар5а – серьги в виде лица, не получили широкого распространения. В ХIХ веке изготовляли такие серьги только мастера Таттинского, Чурапчинского улусов.
Күрдьэх ытар5а – лопатообразная серьга. Была распространена во многих улусах. (Таттинском, Вилюйском улусах, г. Якутске)
Разновидности якутских серёжек

Слайд 13

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Харыйа ытар5а – серьги с подвесками елочка
Разновидности якутских серёжек
Кыталыктаах ытар5а – серьги с танцующими стерхами. Эти серьги призваны оберегать женское счастье, приносят гармонию, долголетие, мудрость.

Слайд 14

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Разновидности якутских серёжек
Түгэхтээх ытар5а – серьги в виде фигуры девушки
Хаа5ыр ытар5а – серьги состоящие из множества маленьких бубенчиков

Слайд 15

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Якутские серьги состоят из:
Ытар5а чохута – верхняя часть сережек
Ытар5а түгэ5э – нижняя часть сережек с бубенчиками. Такие серьги носили только женщины средних лет

Слайд 16

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Наши предки серьги изготавливали из: Меди; Серебра- Об этом свидетельствуют пометки от 1660 года в дневнике Адама Каменского-Длужик. Этот дневник был опубликован в 1874 году в г. Познань на польском языке. Золота – начиная с 40-х годов ХIХ века.

Слайд 17

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 18

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 19

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 20

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

В настоящее время профессиональные образовательные программы выполняются по следующим специальностям: 072601.51 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы: специализация: косторезное дело, квалификация – художник-мастер; специализация: ювелирное дело, квалификация – художник-мастер. 262021.51 Моделирование и конструирование изделий из меха специализация: конструктор-модельер. 072501.51 Дизайн (по отраслям): специализация: дизайн костюма, квалификация – дизайнер; специализация: графический дизайн (реклама), квалификация – дизайнер; специализация: дизайн среды (интерьер), квалификация – дизайнер. 260903.51 Моделирование и конструирование швейных изделий, квалификация – конструктор-модельер.

Слайд 21

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

1. Носите ли Вы якутские национальные серьги? 2. Знаете ли какое значение имеют эти серьги? 3. Что означает количество колокольчиков-бубенчиков на серьгах? 4. Как Вы думаете, с какого возраста можно носить серьги с подвеской? 5. Надо ли придерживаться сложившимся значениям, внутренним смысловым содержаниям якутских украшений, национальных серёг?
Анкета:

Слайд 22

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Сегодня нужно возрождать знание о значении якутских национальных сережек. Так как это часть нашего культурного наследия.
Вывод:
Вывод:

Слайд 23

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Бубенчики внутри означают, что у хозяйки серёг есть дети, а внизу –возраст. Один бубенчик означает – 10 лет. Таким образом, серьги, которые сделала я должна носить женщина, которой исполнилось 70 лет.

Слайд 24

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

В значении якутских сережек мы видим мудрость, культуру наших предков, накопленную веками. И мы, молодое поколение, должны почитать, любить и использовать в своей жизни эту мудрую и красивую традицию своего народа. Опираясь на этом, можно создавать новое и все больше усовершенствовать их.
Заключение

Слайд 25

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Схемы для бисероплетения
Для изготовления пары этих серёжек понадобится: два отрезка проволоки по 20 см, белый бисер № 11 – примерно 10 г, белые бусинки диаметром 4 мм – 6 шт, маленькие капельки – 14 шт, На проволоку нанизываем 6 бисер. Затем проволоку прокручиваем, чтобы получился маленький кружочек. Концы проволоки вытягиваем в разные стороны, нанизываем по 5 бисер. В одну из двух сторон проволоки нанизываем еще 11 бисеринок. Затем с другой стороны продеваем второй конец проволоки. Вдеваем бусинку, 1 бисер, проволоку пронизываем обратно в бусинку, вытягиваем. То же самое делаем с другой стороны.
Серьги с подвеской (Түгэхтээх ытар5а)

Слайд 26

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

5. Крест-накрест плетем 2 ряда по 5 бисер. 6. В один конец проволоки нанизываем 3 бисера. Проволоку пронизываем между 2 и 3 бисерами предыдущего ряда. Проволоку вытягиваем, нанизываем еще 4 бисера. Опять пронизываем проволоку перед началом предыдущего ряда. Повторяем еще раз. То же самое делаем с другой стороны. 7. Далее плетем крест-накрест 2 ряда по 12 бисеров. В одну из проволок нанизываем 5 бисеров, проволоку прикрепляем между 3 и 4 бисерами предыдущего ряда. Проволоку нанизываем еще раз на пятый бисер, добавляем 4 бисера, проволоку прикрепляем опять между бисерами предыдущего ряда. Повторяем еще 2 раза. Получилась округленная сеточка. Проволоки скрепляем между собой, остатки срезаем. 8. С помощью иголки с ниткой прикрепляем бубенчики-колокольчики на середину изделия из бусинки с бисером, на нижнюю часть капельки с бисерами. Затем изделие соединяем на крючком сережки. У нас получилась красивая сережка в национальном стиле.

Слайд 27

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Слайд 28

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Серьги в виде лица, не получили широкого распространения. В ХIХ веке изготовляли такие серьги только мастера Таттинского, Чурапчинского улусов. Для изготовления таких серёг потребуется два отрезка проволоки по 15 см, два оттенка золотого бисера № 9 (светлого и темного) – 5-10 г. На проволоку нанизываем 9 темных, 1 светлый, 4 темных, 1 светлый, 8 темных бисер. Проволоку вдеваем в первый бисер, соединяем два конца. Оба конца вытягиваем вниз. Изделию придаем форму лепестка. В обе проволоки вдеваем светлый бисер, отсоединяем проволоки. В каждый вдеваем по 1 светлому бисеру. Проволоку фиксируем между 3 и 4 бисерами лепестка. Проволоку вновь вдеваем в бисер. Два конца проволоки опять соединяем, вдеваем в них 5 светлых бисер. Проволоки отсоединяем друг от друга. Один конец прикрепляем к основанию, затем пропускаем через темные бисеры лепестка. Поволоку вытягиваем между 5 и 6 бисером. Так же с другой стороны.
Серьги в виде лица (Сирэй ытар5а)

Слайд 29

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

Вдеваем 2 светлых бисера, соединяем к стеблю, вдев проволоку в стебель. Вытягиваем к основанию. Так же с другой стороны. Проволоки опять отсоединяем друг от друга, вдеваем в лепесток. Вытягиваем между 7 и 8 бисером. В каждую проволоку вдеваем по 3 светлых бисера. Проволоки соединяем к основанию, прокручиваем, остатки срезаем. С помощью иголки с ниткой плетем висюльки. Сначала в иголку вдеваем 6 светлых бисера. Иголку с ниткой возвращаем на исходное место, вдеваем в первый бисер – получился кружочек. Добавляем на середину еще светлый бисер. Прикрепляем к основанию лепестка. Завязываем узелок, нитку срезаем. Затем иголку с ниткой закрепляем между 2 и 3 бисером кружочка, вдеваем 3 светлым и 1 темный бисер. Иголку с ниткой вдеваем обратно в столбик со светлым бисером. Вытягиваем между 4 и 5 бисером. Делаем второй столбик из 3 светлых, 1 темного бисера. Так же плетем вторую висюльку. Серьга в виде лица готова.
Серьги в виде лица (Сирэй ытар5а)

Слайд 30

Изучение значения якутских сережек как культурное наследие. Помочь правильно выбирать серьги по возрасту.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ литература:
Габышев Л.М. Михаил Михайлович Носов. Каталог выставки. - Якутск: издание ЯРМИИ, 1959. Потапов И.А. Первые художники Советской Якутии. - Якутск: кн. изд-во, 1979. Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея //Сб. научных трудов ЯРКМ, 1 вып. - Якутск, 1955. Носов М.М. Одежда и её украшения у якутов XVII-XVIII веков //Сб. науч. статей ЯРКМ, 1 вып. - Якутск, 1955. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVII столетия до 1920-х годов // Сб. науч. статей ЯРКМ, 2 вып. - Якутск, 1957. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. – Якутск, 1994. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. – Якутск, 2002. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха. – Якутск, 2010. Серошевский В.Л. Якуты. – Москва, 1993. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. – Якутск, 2010.

Читайте также: