Проблема долга сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Может ли человек руководствоваться в жизни только личными интересами? Что включает в себя понятие долг перед Отечеством? Эти вопросы возникают при чтении текста Мстислава Леопольдовича Ростроповича, который поднимает проблему осознания долга перед Отечеством.

Уже в начале текста автор заявляет, что он в долгу перед Россией, хотя и родился в Баку. Он считает, что всем в своей жизни он обязан людям, которые его окружали. С большой теплотой Ростропович вспоминает своего отца, талантливого виолончелиста, который сделал все, чтобы дать сыну прекрасное образование и развить его талант: перевез семью в Москву, где они ютились в коммуналке, но зато сын мог учиться у лучших учителей.

Далее музыкант вспоминает нелегкое военное время, когда он лишился отца и страдал от этого. Но ему на помощь пришли артисты Малого театра, которые стали брать его на гастроли. Сколько благодарности чувствуется в строчках, где он поименно называет тех, кто спас его от голода и холода. Это чувство долга он не растратил и тогда, когда его лишили гражданства. Он не озлобился, не стал ненавидеть страну, потому что считал, что страна – это прежде всего люди, и им он обязан в своей жизни всем.

Так из рассуждений Ростроповича становится ясна его мысль: долг перед Отечеством – это долг не перед властью, а прежде всего перед людьми, благодаря которым он получил в жизни то, что не досталось другим.

Разделяю точку зрения автора и тоже считаю, что мы всегда в неоплатном долгу перед теми, кто нам помогал и помогает в жизни. В подтверждение этой мысли приведу пример из литературы. Величайший русский поэт 19 века Александр Сергеевич Пушкин, несмотря на отношение к нему со стороны власти, считал своим долгом писать стихи о родине, народе, критиковать правительство и отмечать недостатки. Он любил Россию и не мог оставаться в стороне от всего происходящего.

Таким образом, исходя из всего сказанного, хочется сделать вывод о том, что понятие долга перед Отечеством существовало всегда и передовые люди всех времен вкладывали в него глубокий смысл.(313 слов)

В современном мире всё чаще забывают о том, что такое долг, честь и совесть, именно поэтому данные понятия становятся темами письменных работ по русскому языку, в частности ОГЭ, где для сочинения 15.3 необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Наша команда собрала самые актуальные примеры в данной подборке, для того чтобы помочь выпускникам в их подготовке к экзаменам.

Проблема

Понятие долга и его значение в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Долг – это обязанность, которую человек берёт сам на себя. Чувство долга формируется в людях с самого рождениях и напрямую зависит от его воспитания и образования. Главное, чтобы это чувство было добровольным, а не навязанным. Ведь долг – это не просто обязательства, а ещё и ответственность. Нам необходимо самостоятельно отвечать за свои действия и их последствия. Человек с развитым чувством долга имеет право выбора, но поступает соответственно своей чести и совести.

Аргументы

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Обязанность, ответственность, обязательство, необходимость, призвание, повинность, выплата, задолженность, заём, обещание, правило, назначение, служба, функция.

Примеры из художественной литературы

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту М.Л. Ростроповича по проблеме осознания долга перед Отечеством.

(7) Но мой долг перед Россией — это долг не перед советской властью, это долг перед людьми, которые меня окружали, которым я обязан всем, и прежде всего тем, что именно я получил то, что им не досталось.

(8) Мой отец был великим виолончелистом. (9)Без преувеличения. (10)Я до сих пор не могу играть так, как отец. (11)Он был гениальным музыкантом. (12)Он играл на рояле с листа, как мог это сделать редкий пианист. (13)Чтобы я имел представление о музыкальной литературе, он покупал ноты и, едва принеся домой, играл мне с листа Рахманинова, Чайковского, и это уже во время эвакуации! (14)Я писал в то время фортепианный концерт, и отец считал необходимым расширять мой кругозор.

(21)Но он никогда не искал признания, оваций, денег, спокойно оставаясь в тени. (22)Он и в Москву-то переехал из-за меня, чтобы я мог учиться здесь у лучших учителей. (23)Хотя лучшего, чем он, учителя я не знаю. (24)Но мы приехали в Москву, в нищенство, жили здесь в коммунальной квартире, где, кроме нас, жило ещё, наверное, человек сорок, у нас была полутёмная комната в Козицком переулке. (25)Когда я после шестнадцати лет жизни за рубежом снова приехал в Москву, я разыскал эту квартиру, и оказалось, что комната, где мы когда-то жили, вообще нежилая, это и прежде, до нас, был какой-то чулан, и сейчас снова стала она чуланом, а ведь мы там жили вчетвером.

(26)Когда в 1942-м в эвакуации не стало отца, у меня началась депрессия, я не хотел больше жить. (27)Вот тогда-то меня и стали брать с собой на гастроли артисты Малого театра оперы и балета. (28)Они хотели меня спасти. (29)3имой, в жуткий холод, они отправились в Орск с мальчиком, тащившим за спиной казённую виолончель номер восемь.

(30)Нас ехало шестеро, я всех помню по именам. (31)Там были Ольга Николаевна Головина, солистка, Изя Рубаненко, пианист, аккомпаниатор, Борис Осипович Гефт, тенор, мой опекун в дальнейшем, Коля Соколов и Светлана Шеина — пара из балета, взрослые люди, заслуженные артисты. (32)И я. (33)Вошли мы в общий вагон, мне досталась боковая полка, на которую я и лёг, потому что ехали мы в ночь. (34)И сразу же погасили свет в вагоне, и каждый из взрослых стал не раздеваться, а, напротив, что-то дополнительно на себя надевать. (35)Потому что одеяльца нам выдали прозрачные.

(36)Мне нечего было на себя надеть, да и та одёжка, в которой я пришёл, была аховая. (37)Я скорчился под своим одеяльцем, и поезд тронулся. (38)Я никак не мог согреться и понял, что уже не согреюсь, в вагоне становилось всё холоднее. (39)Ночь, мрак, как в каком-то круге ада, умерший отец позади, впереди неизвестность, я еду куда-то никому не нужный. (40)И я, помню, подумал, как было бы замечательно сегодня во сне умереть. (41)И перестал сопротивляться холоду.

(42)Проснулся я в полной темноте, оттого что мне было жарко. (43)Одеяло стало почему-то толстым и тяжёлым. (44)Я пальцами в темноте начал перебирать его и обнаружил, что всего на мне лежит шесть одеял. (45) Каждый из ехавших со мной, не сговариваясь, в темноте укрыл меня собственным одеялом.

(46)Позже, когда меня уже лишили гражданства, я говорил друзьям, которые требовали от меня злобы: а вот за эти одеяла я ещё не расплатился. (47)И, может быть, никогда не расплачусь. (48) Вот эти пять артистов, мой отец и масса других людей, согревавших меня каждый по-своему, — это и есть моя страна, и я ей должен до сих пор.

(По М.Л. Ростроповичу*)

*Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) — советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, педагог.

Мы растём, взрослеем, мечтая состояться в жизни, реализовать свои планы. И когда получаем признание своих способностей и таланта, всегда ли помним, кому обязаны достижениями? Ведь без помощи и поддержки родителей, друзей, коллег трудно добиться успеха. В данном тексте М.Л. Ростропович поднимает проблему осознания долга перед людьми и Отечеством.

Знаменитый музыкант вспоминает своё суровое военное детство. В это время трудно было выжить, не отчаяться, не озлобиться. Но мальчика спасала одержимость музыкой, передавшаяся ему от отца, гениального исполнителя. Именно отец учил сына игре на виолончели, доставал ему ноты. И это в тяжёлом для страны 1942 году, в эвакуации! Ростропович подчёркивает, что отец дал ему направление в жизни, показал ему лучшие образцы исполнительского искусства, познакомил с шедеврами мировой музыки.

М.Л. Ростропович с благодарностью вспоминает также артистов Малого театра оперы и балета, которые после смерти его отца опекали подростка и, не оставив его в беде, взяли с собой на гастроли. Скорее всего, мальчик-сирота в голодное и холодное время не выжил бы без помощи взрослых. Но немаловажно и их тёплое, заботливое отношение к маленькому виолончелисту, на которого свалилась непосильная ноша одиночества и тоски. То, что все артисты, ехавшие с ним в купе, укрыли мальчика своими одеялами, чтобы спасти его от нестерпимого холода, является показателем их человечности, доброты и сострадания. Эти два примера, дополняя друг друга, показывают, что мы в неоплатном долгу перед теми, кто берёг нас от трудностей, кто дал путёвку в жизнь.

Автор считает необходимым помнить всех, кто дарил нам добро, для него эти люди и есть Отечество. Благодарность же проявляется в том, что своими делами надо оплачивать долг перед Родиной.

Проблема чести и долга для многих заключается в том, что второе понятие принимается ими как общее, тогда как первое — глубоко индивидуально. Бывает очень непросто, подчас даже невозможно, выполнить долг, не запятнав свою честь в глазах окружающих и в своих собственных. В наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое, как это делали писатели XVIII и XIX веков, считавшие честного и ответственного человека истинным героем эпохи. Теперь эти понятия толкуются либо слишком узко (например, честным называют неспособного обмануть), либо излишне абстрактно (долг считается чем- то красивым, возвышенным и т. д.).

Известно, что понятия о чести имеются даже в среде отъявленных воров и бандитов. Естественно, они сильно отличаются от понимания чести учеными, политиками, людьми искусства. Но и те, и другие основываются на традициях народа, на древних обычаях. Нам сложно принять тот факт, что понятия о чести не являются универсальными. Собственные взгляды мы считаем единственно верными, но такова человеческая природа. То же самое можно сказать и о долге.

Легко заметить, как тесно взаимосвязаны эти два понятия. Долг перед отечеством, перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время. Несмотря на то что многие считают носителями чести и долга лишь благородных рыцарей средневековья, эти явления живы и по сей день. А иначе откуда взяться великим научным открытиям, спортивным завоеваниям, замечательным художественным произведениям и многому другому, что вызвано не столько стремлением прославиться и обогатиться, сколько отстоять честь своих нации, страны, города, школы?!

По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга.

В связи с рассматриваемой темой следует затронуть еще один немаловажный момент. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих, даже в том случае, если он не слишком благороден с традиционной точки зрения. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других. Очень трудно назвать себя бесчестным, еще труднее удержаться от желания спрятать собственное неблагородство за ложным толкованием чести и долга, что свойственно очень многим нашим современникам.

Проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового времени. Два или три столетия назад любая угроза чести считалась страшным оскорблением, и это отвечало духу времени. Сегодня оскорбление человека в магазине или общественном транспорте не считается чем-то из ряда вон выходящим. Но ведь не означает же это, что в настоящее время отсутствуют понятия чести и долга! Изменились времена, изменилось и отношение людей к окружающему миру, но по-прежнему действуют такие ценности, как, например, принципиальность.

Общее восприятие долга касается лишь тех моментов, которые устанавливаются правилами и нормами, отражаются в законе. Что же касается элементов частной жизни, то здесь понятия о долге столь же индивидуальны, как и аналогичные понятия чести.

Каждый из нас может вполне справедливо заявить, что главным для него является возможность отстоять идеал, жить в соответствии со своими принципами, а все остальное не имеет большого значения. Однако это не позволит добиться взаимопонимания в обществе, из-за чего проблема чести и долга останется нерешенной еще очень долгое время.

Беру это сочинение!

Нужно работать с мышлением.

2) Жажда ощущать себя лучше, чем ты есть

3) Желание получить больше денежной энергии

Если у человека мало энергии, а хочется больше, хочется чувствовать более ресурсное состояние, он может брать эту энергию взаймы. Но взяв в долг, он одалживает энергию, которую не произвел сам.

Появляется осознание, что эту энергию нужно возвращать, и становится еще хуже. Приходится брать новый долг, чтобы отдать старый. В итоге человек попадает в энергетическую и финансовую яму. Помочь может реальное осознание (даже если оно очень болезненное) себя и положения дел.

5) Самосаботаж

Вопрос 4. Как и почему долги разрушают жизнь?

Долги – это плохо не только для финансов. Долги высасывают также вашу энергию

. Туда постоянно уходит фокус внимания. Даже если вы о них сознательно не думаете, ваш мозг все равно о них постоянно, фоном, думает.

Как долги влияют на человека

  • Накапливается стресс, который влияет на здоровье
  • Появляется чувство вины, которое гнетет человека и разрушает его изнутри
  • Разрушаются семейные или дружеские отношения
  • Теряется мотивация работать, потому что вы знаете, что деньги, которые вы заработаете, придется отдать в счет погашения долгов
  • Формируется психология должника. Появляется замкнутый круг: получил зарплату – отдал долги – занял, чтобы прожить месяц – получил зарплату… и так далее Особенно больно, когда отдавать нужно большую сумму: не успели подержать деньги в руках, а они уже растворяются – чувствуете опустошенность.

Вопрос 2. Что скрывается за проблемами с долгами?

Долги – это всегда попытка убежать от реальности и решить какую-то внутреннюю проблему.

Потому что логический и простой путь, когда вы видите, что у вас нет денег – это постараться зарабатывать больше, улучшать навыки, планировать бюджет.

Да, признавать, что вы мало зарабатываете – это больно и сложно, но это – разумное решение. Если вы действуете так, у вас не будет долгов.


Вместо того, чтобы предъявить претензии в отношениях, потребовать долг, человек идет самым простым путем, вытесняет это понятие долга из себя и создает его вовне. В результате кредитный долг или обязательства, которые висят над человеком, пропорциональны чувству вины, которое он вытесняет.

Чем больше чувство вины, тем больше и сложнее ваша ситуация с долгами.

Ответьте себе на вопросы:

  • Перед кем и в каких ситуациях у вас возникает чувство вины?
  • Действительно ли вы виноваты в этих ситуациях?
  • Как вы обычно справляетесь с чувством вины?
  • Не предаете ли вы при этом свои интересы и потребности?

Ваша задача – перестать чувствовать себя виноватым, отпустить вину. Принять, что вам никто не должен, как и вы ничего не должны

Читайте также: