Тхылъым и мыхьэнэр сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Изольда пишет о своей любимой маме,которая любит,воспитывает.Мама Изольды- воспитатель детского сада"Чуораанчык".

ВложениеРазмер
Мамочка, любимая моя! 13.64 КБ
Мальчик пишет о своей маме. 12.98 КБ
Публикация о кружке "Звонкие голоса". 45.99 КБ
Участие в конкурсе "Вырастим урожай". 108.96 КБ
Информация о республиканском конкурсе"Если б парни всей земли". 22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Мин ийэбин олус таптыыбын,кини амарах санаата,сымнаӄас майгыта аан дойду оӄолорун иэйиитигэр болӄомтону уурар.Өрүү истиӊ кэрэ куолаһынан биһигини угуттуур.

Ийэ диэн тыл, мин санаабар, туохтааӄар да күндү ,аан дойдуга киһи бары киэн туттар тыла буолар .Өрүүтүн кинини ырыаӄа – матыыпка холбууллар.

Ийэбит күн курдук сыдьаайа сылдьара, биһиэхэ көмөлөһөрө, сүбэ биэрэрэ, нарын куолаһынан бүөбэйдиирэ, итэӄэспитигэр –быһаӄаспытыгар, ыарахан түгэммитигэр куруук көмө - ама буолара дууһабытын манньытар. Көрсүө-сэмэй майгыта миэхэ өрүү холобур буолуоӄа.

Ийэм күннэри-түүннэри түбүгүрэрин көрөммүн күндү киһибэр маннык тыллары аныахпын баӄарабын:

Кэрэттэн-кэрэни, киһини абылыыр , ис киирбэх киһим.

Нарын- намчы көстүүлээх ,эйэӄэс мичээрдээх ,

Күн курдук күндээрэ сыдьаайар ийэккээм !

Хатыламмат хартыынам, таптыыбын эйигин !

Саныыбын өрүүтүн , харыстыам куруутун!

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Спиридонова Изольда.

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Ийэ- саамай күндү тыл. Ийэ оӄотугар күн сирин көрдөрөн, бастакы хардыытыгар көмөлөһөр.

Мин ийэм аата Винокурова Алена Гаврильевна.Кини үс оӄо ийэтэ.Улахан оӄото эдьиийим Марина Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 10 кылааһыгар үчүгэйдик үөрэнэр,убайым Миша 4 кылааска үөрэнэр .

Мин ийэм амарах сүрэхтээх, сымнаӄас санаалаах. Куруук үөрэ-көтө сылдьар.

Ийэм барахсан биһигини элбэххэ үөрэтэр. Биһиги ыарыйдахпытына аттыбытыгар куруук баар буолар, бүөбэйдиир. Оонньоотохпутуна сороӄор бэйэтэ оӄо буолан биһигинниин тэӊӊэ оонньуур-мэниктиир. Сайын аайы отоннуу,тэллэйдии барааччыбыт.

Мин ийэбэр мас кыстаан,дьиэ хомуйан көмөлөһөбүн. Мин улааттахпына үөрэхтээх үлэһит буоллахпына ийэбин атын куоракка илдьэ барыам.Ийэм ыарыйдаӄына ийэм аттыгар куруук баар буолуом. Кини биһиги олохпутун тупсарар,киэргэтэр.

Ийэӄэ хас биирдии оӄо үйэ саас тухары махтаныах тустаах. Махталбыт диэн кырыйдахтарына көмөлөһөн, өйөөн тэӊӊэ сылдьыахпытын наада.

Мин ийэбэр баӄарыам этэ уһун дьоллоох олоӄу, ыстаал доруобуйаны!Хомолто диэни билбэккэ куруук үөрэ-көтө сылдьарыгар!

Махталым муӊура суох мин күндү ийэкээммэр,

Кини баар буолан бу олох диэн баарын биллим.

Ийээ олус күүскэ эйиигин таптыыбын,

Эн эрэ соӄотох мин олохпун киэргэтэӄин…

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Винокуров Ньургун.

Предварительный просмотр:

Недаром говорят: " Нам песня строить и жить помогает ". В нашей школе работает кружок "звонкие голоса" под руководством отличника образования РС (Я) А.С. Готовцевой.
В этом году с 28 по 31 марта в Таттинском улусе, в Ытык-Кюеле прошел региональный конкурс НВК " Саха " " Полярная звезда ". В этом конкурсе участвовали более 800 детей из Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Оймяконского улусов. Конкурс был посвящен 120-летию основоположника якутской советской литературы, видного государственного деятеля П.А. Ойунского. Из нашей школы под руководством учителя начальных классов А.С. Готовцевой выехали 5 учащихся.
Артур Алексеев - ученик 7 класса участвовал в номинации " Разговорный жанр ". В 1 туре Артур выступил со стихотворением П.А. Ойунского " Кэриэс " (" Завещание "), а во 2- туре - с авторским стихотворением " Дьыл кэмнэрэ " (" Времена года "). Оба выступления сопровождались презентациями.
В гала-концерте наш Артур был отмечен специальным призом народного театра им. П.А. Ойунского Таттинского улуса.
В номинации " Эстрадный вокал " приняли участие четверо. Ученица 5 класса Даяна Сукулова в 1 туре выступила с песней " Тапталлаах мин кыhам " (" Любимая школа ") на слова выпускницы нашей школы Олимпиады Сивцевой и музыку учителя и первого мелодиста нашего Оймяконья Василия Семеновича Кондакова, который посвятил эту песню 70-летию Оймяконской средней школы. Она стала гимном нашей школы. Во 2 туре Даяна исполнила песню на слова Сергея Егорова - нашего земляка, члена Союза журналистов России, Почетного гражданина Оймяконского улуса "Кэрэ дойдум - Оймокоон" (" Прекрасная родина - Оймякон"). Она стала лауреатом 3 степени.
Ученик 5 класса Айал Прокопьев в 1 туре выступил с песней " Биригэдьиир Марыына " (" Бригадир Марина ") на музыку М. Христофорова - знаменитого якутского мелодиста, а во 2-м - с песней из репертуара Светланы Александровны и Егора Ильича Неустроевых (студия " Тулуйхан ") " Тыа сирэ барахсан " (" Родное село "), посвятив ее Году села в республике. Айал стал дипломантом 2 степени.
Следует отметить, что Айал Прокопьев в феврале участвовал в 13-м республиканском конкурсе мальчиков и юношей в с. Кептени Усть-Алданского улуса " Если бы парни всей земли ", где участвовали 167 мальчиков и юношей из 16 улусов и из города Якутска. Он стал дипломантом 3 степени.
В старшей группе в региональном конкурсе " Полярная звезда " участвовали двое. Я, ученица 10 класса Агата Готовцева, выступила с песней " Кун " (" Солнышко ") из репертуара Ангелины Файрушиной, " Ыллаа, таптал ырыатын " (" Спой песню о любви "), став дипломантом 3 степени.
Ученица 11 класса Майя Винокурова исполнила песню из репертуара Умсуура " Эдэр саас " (" Юность "), а вторая песня " Костон кэлиий " (" Явись передо мной ") из репертуара С.А. и Е.Н. Неустроевых. Она стала дипломантом 3 степени.
Майя и я 27-28 февраля приняли участие в первом республиканском фестивале-конкурсе " Бриллиантовые нотки " в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. Мы участвовали в номинациях " Эстрадный вокал " и " Фольклор ", дуэтом сыграли на хомусе и стали лауреатами 2 степени, Майя - 3 степени.
Слова благодарности хотим выразить руководителю кружка " Звонкие голоса ", учителю начальных классов Агафье Степановне Готовцевой, директору школы Екатерине Гаврильевне Посельской.
Благодарим депутата Ил Тумэна Александра Владимировича Крылова за поддержку юных талантов и материальную помощь.
Агата ГОТОВЦЕВА, ученица 10 класса Оймяконской средней школы им Н.О. Кривошапкина.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

IX Республиканском вокальном конкурсе среди мальчиков и юношей

Учредитель – Министерство образования Республики Саха (Якутия)

• Республиканский Центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я)

• Центр дополнительного образования детей Усть-Алданского улуса

• Саха – Бельгийская гимназия Усть-Алданского улуса

Авторы проекта - Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса и специалисты РЦДО и ГПВД МО РС(Я).

- выявление одаренных, талантливых детей и молодежи.

- поддержка и дальнейшее развитие юношеского движения, новых стилей и форм вокального искусства;

- дальнейшее развитие исполнительского мастерства среди юношей;

- представление вокального искусства как олицетворение силы духа, мужества народа Саха и прославление мужской силы и красоты духа сынов земли Олонхо;

- воспитание у юношей чувства патриотизма и любви к Родине.

Дата проведения: 19 - 20 февраля 2009 г.

Место проведения: с. Кэптэни Усть-Алданского улуса, Саха-Бельгийская гимназия.

1 категория – солисты (7- 11 лет);

2 категория – солисты (12 – 14 лет);

3 категория- солисты (15 – 18 лет).

Кроме солистов в конкурсе приняли участие дуэт, трио, ансамбли.

Для участия в конкурсе должны быть представлены два произведения:

1. Песня 60-70- ых годов;

2. Свободная тематика.

Конкурсные произведения были исполнены под аккомпанемент музыкального инструмента – баяна, с использованием фонограммы.

Жюри определило лауреатов и дипломантов среди солистов - по 3 возрастным категориям, дуэт, трио, ансамблей- деления по возрастным категориям не было.

По программе конкурса прошел круглый стол, семинар для руководителей, на семинаре участвовали 30 руководителей и организаторы конкурса.

Критериями оценки жюри были:

1) сценическое и исполнительское мастерство;

2) оригинальное исполнение, раскрытие тематики песен;

3) чистота интонации, дикция, диапазон;

4) сценический костюм исполнителя, качество фонограммы.

Всего приняли участие 107 мальчиков и юношей с 14 улусов и города Якутска и 30 руководителей вокальных ансамблей, студий:

1. Верхневилюйский улус – 3

7. Нюрбинский- 10

8. Оймяконский - 1

9. Оленекский – 2

10. Сунтарский -5

11. Томпонский -5

12. Таттинский – 5

13. Усть-Алданский -40

14. Чурапчинский -3

В жюри работали:

1. Терютин Николай Николаевич, заместитель директора Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия) – председатель жюри

2. Архипова Александра Саввична, заведующая отделом развития детского творчества Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия)

4. Нафанаилов Петр Сергеевич, мастер-педагог Республики Саха (Якутия), педагог дополнительного образования детей ЦДОД Усть- Алданского улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия)

Всего прослушано 214 песен.

В 1 категории всего за два тура прослушано 42 песни.

Лауреат 1 степени – Ермолаев Айтал, Таттинский

Лауреат 2 степени – Семенов Ньургун , ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы Вилюйского улуса, руководитель Евсеева Туйаара Терентьевна, преподаватель Д.М.Ш.

Дипломант 2 степени – Иванов Айсен, ученик 2 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова Айталина Григорьевна.

Дипломант 3 степени – Старков Ваня, ученик 5 класса Оймяконской СОШ Оймяконского улуса, руководитель – Готовцева Агафья Степановна, учитель начальных классов

Лауреат 1 степени - Павлов Андрей, ученик Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса

Лауреат 2 степени – Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 3 степени - Федоров Володя , Сунтарский улус, руководитель Тихонова Клара

Степановна, учитель музыки

Дипломант 1 степени - Михайлов Гоша, Усть-Алданский улус

Дипломант 2 степени – Попов Илья, ученик 6 класса Тойбохойской СОШ Сунтарского улуса, руководитель -

Дипломант 3 степени – Черкашин Архип, Оймяконский улус

Лауреат 1 степени - Бястинов Гера, Таттинский улус

Лауреат 2 степени – Жирков Илья, Саха-Бельгийская гимназия, Усть-Алданский улус

Лауреат 3 степени – Пухов Миша, Усть-Алданский улус

Дипломант 1 степени – Филиппов Влад, ученик Табагинской СОШ, руководитель Иванов Валерий Герасимович.

Дипломант 2 степени – Румянцев Гена, Ученик 11 класса Бейдигинской СОШ, Усть- Алданский улус, руководитель Румянцев Иван Иннокентьевич.

Лауреат 1 степени – Дуэт, Сунтар

Лауреат 2 степени – Карманов Федор, Горохов Степан, Чэриктэй Усть-Алданского улуса, руководитель Алексеев Николай Васильевич

Лауреат 3 степени – Павлов Рустам, ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы, Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 1 степени –Нам, Намская гимназия, руководитель Сивцева Нюргуяна Николаевна, педагог дополнительного образования

Лауреат 2 степени – Трио в составе –Тимофеев Аркадий, ученик 9 класса, Иванов Дьулустан, ученик 11 класса, Лазарев Григорий, ученик 11 класса Дюллюкюнской СОШ Верхневилюйского улуса, руководитель Аталларов Владислав Васильевич.

Лауреат 3 степени – трио в составе – Осипов Дьулустан, Осипов Алексей, Осипов Ким Тасагарская СОШ Вилюйского улуса, руководитель Дорофеев Федор Николаевич, учитель музыки.

Были присуждены номинации:

• Аянитов Айсен, ученик 5 класса Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса, руководитель Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки.

• Петров Миша, ученик 3 класса Онерской СОШ им. Героя России М.М. Стрекаловского Усть-Алданского улуса,

• Иванов Насим, ученик 3 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова А.Г.

• Стручков Вова, ученик 5 класса Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, руководитель Находкина Альбина Антоновна.

С каждым годом расширяется география конкурса, за восемь лет проведения конкурса сложились и сохраняются традиции этого конкурса, кубок конкурса передан Усть-Алданскому улусу.

За последние годы отмечается проведение этого конкурса на региональном и улусном уровнях:

• улусного конкурса Оленекского эвенкийского национального района в с. Оленек,

(директор ЦДОД Степанова Дария Васильевна)

• улусного конкурса в с. Сунтар.

Информация подготовлена заведующей отдела развития детского творчества, членом жюри

DELETED

Нет. Ибо настолько стали ленивыми, что даже на такую простую тему пару предложений не хотят писать.
Да, я оч вредная.
Тебе здесь сочинение никто писать не будет.

DELETED

DELETED

Muslim Arabov

Алия, изверг

DELETED

Muslim Arabov

Алия, молчу молчу

Алан Хамуков

DELETED

😕

Алан, А так,я просто сказал

Алан Хамуков

Анна, а так , я тоже

Абдул Король


Абдул Король

Автор кто?

Тимур Карданов

😂

Что ж человеку то не помогаете?

DELETED

Анэ. Сыт хуэдиз 1эф1агърэ гуапагърэ къуитрэ мы зы псалъэм,сыту мыхьэнэ куэд къик1рэ мыбы.
"Анэр анэщ" жып1эмэ,абы псори къок1:укъызэрилъагъури зэрыплъагъужри,къыпхуи1э щытык1эри,хуи1эжри,зэрумыужэгъури укъызэримыужэгъури.Куэдрэ,куэдыщэрэ,уеблэмэ игъащ1эк1э зэрыбгъэпсэунури.Анэм и 1эф1щ япэ дыдэ зыхэпщ1эри,зи хуабэ къыплъысри,зи лъагъуныгъэ мык1уэщ1к1э
Показать полностью. зозыгъэгъэнщ1ри.Аращ уи унэр дыщэк1э зыблэну яужь итри,псоми нэхърэ нэхъ насыпыф1э уищ1ыну хущ1экъури,игъащ1эк1э къомыфыгъуэну-къомыижынури,сыт хуэдиз ехъул1эныгъэ е къулеягъэ умыгъуэтами.
Гъащ1э мыхъумыщ1эми,зэман бзаджэми азырщ-анэрщ-зызымыхъуэжу къанэр:и сабийм тегужьеик1ауэ,жей лъэпкъ имыщ1эу,абы и псэук1э,п1ык1э хъунум йогупсыс.Анэр сыт щыгъуи быным папщ1эк1э хыхьэфынущ маф1эм.
Ц1ыхум гузэвэгъуэ къыщылъысам деж ипэ псалъэу а гузэвэгъуэм къыхихыжыфыр "мамэ" жыхуи1э а псалъэ закъуэрщ.Щ1ым дытетыф дызэрыхъуу,жьым дытесу псым депыджын щ1ыдодзэ.Ауэ анэгур маблэр,анэпсэм ди гъащ1эр нэху тщещ1.Анэгур дэнэк1и мажэ:еджэн хуейщ,яшэн хуейщ,абы пыщ1а дэтхэнэ зы 1уэхугъуэри зи фэм нэхъыбэу дэк1ыр анэрщ.Анэгур тхьэмыщк1эщ.И быныр "мыпхуэдэ сыхьэтым къэк1уэж" жи1эу щ1игъэк1арэ къэгувамэ,маф1эм ирегъэс,псым ирегъэтхьэлэ,мыгъуагъэ куэдым анэпсэм къыщежыхь.
Щ1алэгъуалэм куэдым къагуры1уэркъым анэм къытхуищ1э псор.Анэм и джэ макъи и лъэ1уи ди тхьэк1умэм щызэхимых щы1эщ.Ауэ анэм и джэ макъыр псом нэхърэ нэхъапэщ.
Дунейм узэрыхэплъэр,уэзыгъэлъагъур,1эф1 къыпщызыщ1ыр нэращи,анэр-нэ пэлъытэщ.Аращ щ1ыжа1эр"Анэр нэщ", жа1эу.
Анэм къуитар къуетыпэ,анэ1эм къы1эщ1эк1ам нэхъ хьэлэл щы1экъым.Анэм къуит тыгъэр чэнджащи щ1егъуэжи зыхэмылъ гуапагъэщ.Укъыщалъхуа махуэм щыщ1эдзауэ анэм хузэф1эк1 псори къыпхуещ1э.А псоми урегъэгупсыс -Анэгук1э къе1эри анэ1эк1э къитри къызитам къысхуищ1ащ -жыхуи1э псалъэжьым.Уэри укъэзылъхуа,гугъу апхуэдизрэ къыбдехьа анэм и хьэкъышхуэ зэрыптелъыр зэик1 зыщыбгъэгъупщэ хъунукъым.Щ1ымахуэ щ1ы1и,жьапщэ махуэми анэм дыгъэр къытхурегъэпсыф,уэрэдыр щ1ыналъэм макъыбэу зэрылъэлъу щегъэ1уф.

Презентация на тему: " Темэ Глагол. Глаголым и мыхьэнэр. Глагол. Глаголым и мыхьэнэр." — Транскрипт:

1 Темэ Глагол. Глаголым и мыхьэнэр. Глагол. Глаголым и мыхьэнэр.

2 Мурадыр: Щы1эц1эм, плъыфэц1эм,. Бжыгъэц1эм, ц1эпапщ1эм теухуауэ яджам къытегъэзэжын Щы1эц1эм, плъыфэц1эм,. Бжыгъэц1эм, ц1эпапщ1эм теухуауэ яджам къытегъэзэжын Глаголым теухуауэ яджахэр ягу къэгъэк1ыжын Глаголым теухуауэ яджахэр ягу къэгъэк1ыжын Глаголым и щытык1э нэхъыщхьэхэмк1э гуры1уэгъуэ етын. Глаголым и щытык1э нэхъыщхьэхэмк1э гуры1уэгъуэ етын.

3 Оборудованэ Карточкэ, компьютернэ технологие.

4 Урокым и ек1уэк1ык1эр: Къызэзыгъэпэщ дакъикъэ Кавказ, сыноплъри Кавказ, сыноплъри Щ1ыналъэу щы1эм Щ1ыналъэу щы1эм Уэ пхуэдэу дахэ сымылъэгъуа, Уэ пхуэдэу дахэ сымылъэгъуа, Мис а нэхь дахэр Мис а нэхь дахэр Нэхь зыхуэфащэу Нэхь зыхуэфащэу Дэращ, адыгэрщ, Дэращ, адыгэрщ, Тхьэм къилъытар. (Шорэ Ахьмэд.) Тхьэм къилъытар. (Шорэ Ахьмэд.)

6 1. Доскам итщ хьэрф пщык1упл1. Ахэм зыхагъэпщк1уащ хьэрфышхуэк1э ятх псалъэхэм. Хьэрфхэр зэблэвмыгъэувык1ыу къэвгъуэт щы1эц1эхэр М а з э у а л а р э м у с э М а з э у а л а р э м у с э

7 2. Мы плъыфэц1эхэмк1э щы1эц1эхэр къэгъуэтын Зэтет ( ) Уэф1 ( ) Жан ( ) Хуабэ ( ) Къащхъуэ ( ) Нэмысыф1э ( ) Хуит ( ) 1эдэбыф1э ( ) Плъыжь ( ) Пшэр ( ) Мазэгъуэ ( ) Щ1эращ1э ( )

8 Мы плъыфэц1эхэмк1э къафщ1э щы1эц1эхэр Хъурейщ, и кур плъыжьщ, 1эф1щ. Плъыжь, 1эк1уэлъак1уэ щ1эращ1э, сыр, пщтыр.

9 Джэгук1э ц1ык1у Егъэджак1уэм щы1эц1э гуэр куэд формэм иту же1э, еджак1уэхэм ар закъуэ формэм ирагъэувэри плъыфэц1э и гъусэу жа1эр. Егъэджак1уэм щы1эц1э гуэр куэд формэм иту же1э, еджак1уэхэм ар закъуэ формэм ирагъэувэри плъыфэц1э и гъусэу жа1эр. Къэрэндащхэр, мылхэр, шэнтхэр, мы1эрысэхэр, къуажэхэр, губгъуэхэр, жэуапхэр, тхылъхэр, пщ1ант1эхэр, бгыхэр, мэзхэр. Къэрэндащхэр, мылхэр, шэнтхэр, мы1эрысэхэр, къуажэхэр, губгъуэхэр, жэуапхэр, тхылъхэр, пщ1ант1эхэр, бгыхэр, мэзхэр.

12 Темэщ1эм хэшэн Сэ тхылъым сыкъеджащ. Дыгъэр лъагэу къыдэк1уэтеят. Псоми жьауап1эм зыщ1адзэрт. Сэ тхылъым сыкъеджащ. Дыгъэр лъагэу къыдэк1уэтеят. Псоми жьауап1эм зыщ1адзэрт.

13 Псалъэхэр дэгъэувэжын Гъатхэр (…), мыгувэу къуалэбзухэр(…). Ц1ык1ухэм бжэндэхъухэм абгъуэ (…). Жыг къэгъэгъахэм бжьэхэр (…). Бжьэхэм абыхэм фо (…). Бжьэхэр емышыжу (…). Абыхэм хабзэшхуэ (…) Гъатхэр (…), мыгувэу къуалэбзухэр(…). Ц1ык1ухэм бжэндэхъухэм абгъуэ (…). Жыг къэгъэгъахэм бжьэхэр (…). Бжьэхэм абыхэм фо (…). Бжьэхэр емышыжу (…). Абыхэм хабзэшхуэ (…)

14 Къыхэтхык1ын сказуемэхэр Псы къиуар нэпкъым жьэхоуэ. Мывэхэр ирехьэх. Сок1уэ, сок1уэ сезэшащ. Жьым жыгхэр ирегъэщ1, пщ1ащэхэр зэрехьэ. Жэщым уэсышхуэ къесащ

16 1уэры1уатэм и жанр ц1ык1ухэр. Мы псалъэжьхэм глаголхэр дэгъэувэжын. Пэжым нэр(…). 1уэху мыублэ блэ(…). Мылажьэм лажьэ (…). Дзыгъуибгъур зэде1эмэ, чейщхьэр (…). Умыгъэт1ылъа (…). Узэгугъур (…). Гъэмахуэм 1эжьэ (…), щ1ымахуэм гу (…) Къуажэхьхэр къэщ1эн, глаголхэр къыщыгъуэтын, ахэр зэрыт зэманыр, щхьэр, бжыгъэр къыжы1эн 1. Хъыджэбзым соплъри, къэб ныкъуэ солъагъу.( ) 2. Ди пщ1ант1эм щоудж, ди 1энэ тоджагуэ, быныр егъэгуф1э.( ) 3. Уеплъмэ гъуджэ, уеджэмэ дэгу.( ) 4. Къебэ небэу хъуак1уэ док1, цы къытек1ыр п1эщхьагъ дощ1. ( )

17 Псынщ1эрыпсалъэ жы1эк1эхэмк1э зэпеуэн. Унэ лэжьыгъэ: Пар.37, лэжь.138, н. 82.

Открытый урок по теме А. Шогенцукова

Нэрылъагъу пособиехэр : Щоджэнц I ык I у Алий и портретыр, тхылъхэм я выставкэ, плакатхэр.

Урокым и ек I уэк I ык I эр.

I . Къызэзгъэпэщ дакъикъэ.

II . Урок блэк I ам яджар къэпщытэжын.

1.Инд. опрос карточкэк1э гъэлэжьэн (нэрыбгит I ым Щоджэнц I ык I у Алий и биографиер ятхыж).

2. Фронтальнэ опрос .

-Сыт у/лэжь. фи I ар?

-Хэт Щоджэнц I ык I у Алий? Сыт а тхак I уэм хужыф I эфынур?

-( Щоджэнц I ык I у Алий тхак I уэщ, усак I уэщ. Адыгэ литературэм зи ц1эр дыщэпск1э хэзытха усак1уэщ.)

- Сыт хуэдэ тхыгъэ хэр итхауэ фщ1эрэ фэ?

3.Егъэджак1уэм и псалъэхэр.

Пэжщ Щоджэнц I ык I у Алий хэлъхьэныгъэшхуэ хуищ1ащ ди адыгэ литературэм зыригъэужьын папщ1эк1э. И тхыгъэхэм куэду феджэнущ ищхьэ классхэм.Абы и тхыгъэ налкъутхэр дунейм къызэрытехьэрэ зэманыф1 дэк1а щхьэк1э, я пщ1эр, я мыхьэнэр, лъэпкъ тхъылъеджэм хуи1э лъагъуныгъэр нэхъ лъагэ хъуа ф1эк1а, зык1и нэхъ къэлъэхъшакъым . Абыхэм я жьы къабзэм, я бзий нэхум ноби добжьыф1э, догъагъэ адыгэ литературэр, абы и дэтхэнэ ехъул1эныгъэми на1уэу хыболъагъуэ, а усак1уэ псэемыблэжым и 1эрык1хэр, езы зэман дыдэр зыпэмылъэщыфар. Усак1уэм и тхыгъэ хьэлэмэтхэр псэунущ зы адыгэ дунейм тетыху.

III .Бзэм зезыгъэужь лэжьыгъэ.

Адрей урокым зи гугъ дымыщ1ыфауэ, нобэ зы хьэлэмэт вжес1энщ.

Щоджэнц I ык I у Алий 1936 гъэм ди лъахэм щы1ащ. Апщыгъуэм ар 1ущ1ащ ди тхак1уэ, усак1уэ гъуэзэджэ Уэхъутэ Абдулыхьи. Ди Хэкур ф1ыщэу зэрилъэгъуар къригъэлъагъуэу, I эдииху чэщанэм и фэеплъу итхащ мы усэри фыкъеда1уэт.

I эдииху.

1. Салам узохыжыр Инжыджым,

Л1эщ1ыгъэ усэхэр жызы1эм,

Ижь 1уэры1уэтахэр зезыхьэм.

2. А псы уэрышхуэр зи лъабжьэм,

Шыху лъагъуэм хуэдэу щолъагъуэ,

Гъэмахуэ дыгъэм пэлыду

Абджыфэм ещхьу къы1уедзэ.

3.Сэ а псы ябгэм и нэзу

Пшэр зи т1ысып1эм сытетщ.

Пшэ гуп хъар п1ащ1эхэр си щхьэгум

Къытелъ сф1эщ1ыжу гъунэгъущ.

IV . Темэщ1эм елэжьын.

1. Хэзышэ псалъэ .

2. Словарнэ лэжьыгъэ.

Хэт дауэ къыгуры1уа мы псалъэхэр тхыгъэм фыщеджэм .

· Пут – 16 кг.

· Пщ1анэ - гъавэ къэк1агъэщ1э щхъуант1э

· Даущ ерухэр - губжь зыщ1эту 1эуэлъауэу ежэх псы

· Нэкъыф1эщ 1- нэм илъагъу псори

· Дестынэ - зы гектар

· Сарыкъ - хьэжы пы1э

· Ят1э щыкъыр - ят1э тыкъыр

· Къэлътмакъ зэпедзэк1 – къэп л1эужъыгъуэ, хъуржынит1 зэпыту

· Лэп1анк1э – шэмэдж зэрагъэжан

· Л1ыщ1э – бийм пщ1эк1э хуэлажьэ ц1ыху.

· Къулъшыкъу - пщэдджыжьым сыхьэтыр 9- хэм деж

· Дзэху удз – лъэдий захуэу дэжей удз.

V . Темэщ1эр гъэбыдэжын.

- Ат1э, псори феджауэ солъытэ, ауэ нэхъ къыхэгъэбелджылык1ауэ иныкъуэм загъэхьэзыращи девгъэдэ1ут. Иужьк1э мис мы упщ1э фхуэзгъэувхэм жэуап къефтыфын папщ1э.

1. Фэ щымыуауэ къэфлъытэрэ Хьэмид суд пащхьэм имыхьэу хьэжым зэрыгуры1уар?

2. Федэ1уа иужьк1э хьэжым хар-кэ етын. Хьэсет хар-кэ етын.

2. Хьэмидрэ Хьэжымрэ я зэпсэлъэныгъэмэр инсценировать ящ1.

3. Еджак1уэхэм падзэ.

4. Мурат, Хьэсет Мусэ сымэ я зэпсэлъэныгъэр.

5. Пщы1эм хьэжыр къызэрытехьам щ1эдэ1ун.

4. Хьэжымрэ Хьэмидрэ я зэпсэлъэныгъэр инсц-ть щ1ын.

VI .Урокыр гъэбыдэжын .

Упщ1э згъэувахэу щытахэм и жэуап ирегъэтыжын:

1. Фэ щымыуауэ къэфлъытэрэ Хьэмид суд пащхьэм имыхьэу хьэжым зэрыгуры1уар?

2. Хьэжым хар-кэ ирегъэтын. Хьэсет хар-кэ ирегъэтын.

3.Псори хьэлэмэту къывгуры1уащ.

Ауэ сыхуейт къэвгъэлъэгъуэжыну тхак1уэм къигъэлъэгъуа худ.1эмалхэр?

- Сыт пейзажк1э зэджэр?

- Сыт олицетворенэк1э зэджэр?

- Сыт метафорэк1э зэджэр?

4 . Оценкэ гъэувын.

VII . У\л ятын.

Нэхъ уигу щ1ыхьа 1ыхьэм сурэт хуэщ1ын; тхыгъэм и щ1агъым щ1эт упщ1эхэм жэуап етын.

Читайте также: