Контрольное сочинение 6 класс 2 четверть

Обновлено: 08.07.2024

1. П о с т а н о в к а ц е л и:

2. Повторение порядка работы над сочинением с использованием памятки на с. 165.
Анализ пунктов 1, 2 памятки, который сопровождается записями, необходимыми для начала работы над сочинением.

3. В ы б о р ф о р м ы р а б о т ы:

дневник, письмо, сказка. Характеристика каждого из данных жанров и особенностей изложения и оформления материала.

II. Написание сочинения и работа по его совершенствованию.

III. Домашнее задание.

I. О с л о ж н ё н н о е с п и с ы в а н и е:
вставить пропущенные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.

Ветер заботливый(2) хозяин. За лето везде п..быва..т и у него даже в самых густых м..стах (не)остаёт..ся ни одного незнакомого лис(?)тика.
А вот осень( 1) пришла и заботливый хозяин уб..рает(3) свой ур..жай.(4)
Лист(?)я падают шепч..т(?)ся, прощают(?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р..димого царства, то и прощ..йся, погиб.
(По М. П р и ш в и н у)

II. Т е с т о в ы е з а д а н и я.

1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки:
а) под..ём, в..ётся, с..едобный
б) выр..сли, отл..жить, нег..довать
в) раскле..м, расстел..м, бор..мся

2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах:
а) дОговор б) звонИт в) свеклА г) партЕр д) щАвель

3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке:
а) поздравиш. могуч. отвлеч.
б) стрич. брош. откроеш.
в) помощ. много туч. запеч..

4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания.
Поставьте их и установите соответствие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении.
К каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого.


III*. Для учеников, быстро справившихся с заданием:
письмо по памяти (упр. 58) по вариантам.

Проверочная карта.

I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

II. 1: б;
2: а, в, д;
3: б;
4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.

А. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно.
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь.
Г. Скажи, голубушка, откуда ты?

I. Систематизация сведений о тексте.

Учащиеся систематизируют сведения о тексте, работая с диалогом, схемой (с. 45) и упр. 80,
затем готовят выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира (упр. 81) и дают ответ на поставленный в задании вопрос.

II. Сочинение-рассказ (упр. 83).

1. Подготовка к сочинению:
повторение сведений о рассказе (элементы композиции);
формулирование замысла — обдумывание ответа на вопрос (упр. 82);
составление первого предложения на основе получившегося ответа, обдумывание сюжета, запись ключевых слов, подбор заголовка.
Учитель рекомендует использовать в работе памятку на с. 165.

2. Работа над сочинением.

III. Домашнее задание.

Повторить сведения о стилях речи.

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:

1) найти в тексте заимствованные и исконные слова;
2) выписать устаревшее слово, подобрать к нему синоним;
3) выбрать слово из текста и составить к нему словарную статью;
4) записать 3—4 книжных фразеологизма;
5) подобрать синонимы и антонимы — фразеологизмы к одному из выражений (по выбору или по вариантам):
очень много; очень старательно; обманывать.

Болота никого не радуют. На болоте не присядешь, не приляжешь. Под ногами хлюпает, вокруг вьётся мошка. Но однажды встретилось мне болото удивительной красоты. О нём я и расскажу.
Ночью я пробирался по раскисшей тропе сквозь тростник. Хлябь становилась всё глубже. Чёрной нефтью заблестела вода. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к иве и задремал.
Проснулся я от странного сияния, открыл глаза и охнул!(4) Ясные солнечные лучи высветили над водой зелёные чаши, а в них горели розовые бутоны.(4)
Солнце(3) коснулось этих нежных бутонов. Они проснулись и зашевелились. Белые лепестки приоткрылись(3), показали солнцу свою красную сердцевину. Словно белые нежные ладони ласково грели на солнце прозябшие за ночь цветы, и каждый лотос протягивал к солнцу свою красоту. (115 слов)
(По Н. С л а д к о в у)

Грамматические задания:
1) выписать слова с чередующимися гласными в корнях слов, выделить орфограммы;
2) определить способ образования выделенных слов;
3) сделать указанные разборы (по вариантам).

Травка проснулся на заре. Предстояла поездка с папой за город.
И вот они спустились в метро. Одной рукой папа придерживал лыжи, а другой прижимал к себе Травку. Поезд помчался, и Травка стал осматривать вагон.(4) Здесь было светло и радостно. Горели лампы, блестели стёкла и поручни. Под потолком были приоткрыты форточки, из них тянуло ветерком. У двери была прикреплена красная ручка с маленькой печатью — стоп-кран. Рядом висело прегрозное объявление. Травка понял, что лучше не касаться этой ручки, будут неприятности.
Поезд прибыл на нужную станцию, и лестница эскалатора привезла их наверх.(4)
Они вышли на привокзальную площадь, и папа направился в кассу за билетами, а Травка присел на ступеньку и стал его ждать. (110 с л о в)
(По С. Р о з а н о в у)

Грамматические задания (по вариантам):

1) обозначить орфограммы в выделенных словах;
2) синтаксический разбор указанных предложений;
3) выписать три слова разных частей речи, сделать их морфемный разбор;
4) словообразовательный разбор слов:
привокзальную, придерживал, неприятности, ГЭС, вездеход; осматривать, направился, прегрозное, самоподготовка, завуч.

Мальчишки и девчонки собираются на ступеньках школы. В руках(3) у них букетики с полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, гвоздиками. Ребята собирали их ранним утром на поляне за ближайшим лесом.
Школьники возлагают цветы к подножию монумента, который поставлен в память о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Имена героев, погибших в неравном бою с неприятелем, выбиты на гранитной плите.(3)
Ветераны пришли к памятнику под знаменем своего полка. Лучики солнца горят на их орденах и медалях, а в глазах притаились слезинки.(4)
Ветераны вспоминают своего командира и боевых друзей, которые не дожили до этого дня. В школьный музей они передают памятный значок своего полка.
Гордость и восхищение переполняют сердца всех присутствующих.(4) (108 с л о в)

Грамматическое задание:
(по вариантам): выполнить указанные в тексте разборы,
сделать словообразовательный разбор выделенных слов.

I. Подготовка к выборочному изложению

1. Повторение особенностей выборочного изложения, сравнение с подробным и сжатым изложением, определение понятий тема, подтема.

Поскольку в тексте много имён собственных, учитель задаёт учащимся вопросы, чтобы убедиться в том, что они поняли, как пролегал путь Владимира к родному имению, какие места он проезжал, кто его сопровождал, кого он вспомнил, как называется деревня его отца и др.

Учитель поможет учащимся увидеть, что автору важно передать состояние своего героя, показать, какие чувства испытывает Владимир, возвращаясь в родной дом, поэтому при отборе материала необходимо обратить внимание на те выражения, которые писатель использует для этого.

3. Составление сложного плана изложения, отбор опорных слов, рабочих материалов.

II. Работа учащихся над изложением.

Учащиеся имеют опыт создания сочинений — описаний картины и описаний природы по личным впечатлениям.

Теперь им предстоит соединить эти два опыта и подготовить устное сочинение — описание пейзажного полотна, отразив в своей работе авторский замысел, а также то впечатление, которое произвела картина.

Могут быть предложены и другие установки:
выступление на семинаре экскурсоводов, которые отбирают полотна для передвижной художественной выставки;
конкурс на лучшего по профессии среди экскурсоводов;
подготовка каталога;
мастер-класс для начинающих экскурсоводов и пр.

Учитель предлагает учащимся объединиться в группы, где каждый имеет репродукцию одной и той же картины.

Учащиеся составляют план своего экскурсионного выступления, воспользовавшись подготовленными дома материалами, отбирают материалы, обратив внимание на использование прилагательных для описания как изображённого на картине, так и собственного впечатления.

Учитель помогает учащимся вспомнить, что выступление перед слушателями предполагает необходимость заинтересовать их своим рассказом, а также продумать обращения для привлечения внимания слушающих.

Мы плыли Охотским морем и везли тяжёлое оборудование для геолого-разведочной партии. На холмистом(2) берегу показался небольшой посёлок с беленькими домиками под соломенными(2) крышами.
Между посёлком и морем была пустынная полоса пляжа. От пляжа тянулся в воду длинный деревянный причал.
Из-за мелководья подойти к нему было невозможно. Как сгрузить громоздкие предметы? Меня успокоил кок. Оказывается, у здешних(3) геологов есть диковинный механизм, который воду качает.
Воды прибавилось, мы разгрузились, и уровень воды снизился.(4) Я спросил кока, где стоит эта странная машина.(4)
Кок засмеялся и показал на открытое море. Солнце клонилось к прибрежным холмам, на небе светился бледно-жёлтый серп молодой луны.
Тогда я не понял, а теперь знаю, какая могучая сила приводит в действие этот механизм. Обидную(3) ошибку я допустил. Но было это в первое моё плавание. (124 с л о в а)
(По П. И л ь и н у)

Грамматическое задание:
1) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание;
2) выписать качественное прилагательное и образовать от него степени сравнения всеми возможными способами;
3) выполнить указанные задания (по вариантам). Слова для словообразовательного разбора выделены.

Грамматическое задание:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2)словообразовательный разбор выделенных слов;
3) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.

I. Подготовка к сочинению.

1. Учащиеся рассматривают картину Е. Сыромятниковой и фрагменты картины, обмениваются впечатлениями от увиденного.

2. Формулировка первоначальной задачи: выбрать, в какой форме будет написано сочинение по картине.

3. Повторение особенностей построения описания, рассуждения и повествования. Составление простого плана на основе общих особенностей композиции выбранного функционально-смыслового типа речи. Подбор ключевых слов, обдумывание заголовка, способов включения элементов описания в повествование и рассуждение, составление сложного плана.

II. Работа учащихся над сочинением, его редактирование.

III. Домашнее задание.

До студенческих каникул и похода в горы оставалось ещё несколько недель, но мы уже начали к нему готовиться. На этих выходных решили составить подробный план нашего путешествия. Рассчитывать нам приходилось только на себя, поскольку до нас никто из знакомых в тех местах не был.
В районной библиотеке юноши взяли подробную карту местности, чтобы проложить(2) маршрут. Девушки составили список вещей, которые могли понадобиться в походе.(4)
Каждое предложение(2) обязательно обсуждалось, и кое-что(3) из списка вычёркивалось.(4)
Все(3) отнеслись к работе очень серьёзно, и в итоге придраться было не к чему.
В какие-нибудь три дня сборы были закончены. Оставалось получить задание для исследования растительности того края, в который мы направлялись. (106 с л о в)

Грамматические задания:
1) выписать все местоимения, указать их разряды, графически выделить имеющиеся в местоимениях орфограммы;
2) по вариантам: выполнить указанные разборы; просклонять местоимения я, они.

Затем учащиеся устно пересказывают текст, сначала в парах или в группах, потом перед классом.

На втором уроке учащиеся пишут изложение, проверяют свою работу, вносят исправления.

I. Подготовка к сочинению.

1. Повторение особенностей жанра рассказа, его композиции.
2. Выполнение заданий упр. 561. Учащиеся рассматривают картинки на с. 127, устно отвечают на вопросы, обдумывают, где и кому можно было бы рассказать изображённую на картинках историю, с какой целью, какой эпизод считать кульминацией, как включить в рассказ описание героя сюжета и его плаката, от какого лица вести повествование.
3. Подбор заголовка и пословиц, которые можно использовать в рассказе.
4. Составление плана рассказа с учётом эпизодов, которые на рисунках не изображены. Оказание взаимопомощи при составлении плана.

II. Работа учащихся над сочинением.

Учитель рекомендует не забывать советы, которые были даны в упр. 557.

III. Домашнее задание.

Повторить сведения о наклонениях глагола.

Грамматические задания:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.

Источник: Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016.

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 ;
    2 вариант Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант царских, разграбили, переходы ;
    2 вариант загробной, хранились, ценности.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант строили;
    2 вариант возводились).

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 ;
    2 вариант К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант чудесный, произрастает, зонтики ;
    2 вариант священных, загрязняется, чистоты.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант зацветает;
    2 вариант производит.

6 класс 2 четверть

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    1 вариант При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 ;
    2 вариант Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 .
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант пригляделся, головку, маленький;
    2 вариант познакомился, клювик, деревенской.
  3. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант деревенской;
    2 вариант маленький.

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант серебряной;
    2 вариант чистенькой.
  3. Морфемный разбор слов:
    1 вариант велосипедного, телефонной;
    2 вариант прямоугольном, традиционном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;
    2 вариант Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.
Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

  1. Найдите в тексте:
    1 вариант Выпишите 2 качественных прилагательных;
    2 вариант Выпишите 2 относительных прилагательных.
  2. Морфологический разбор слова:
    1 вариант глубокому;
    2 вариант полн.
  3. Словообразовательный анализ слов:
    1 вариант черно-изумрудную, зимнего;
    2 вариант Холодный, юго-восточном.
  4. Синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;
    2 вариант Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

6 класс 3 четверть

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    1 вариант всё;
    2 вариант к нам.
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант раскидистых, прилетели, вестники;
    2 вариант тяжёлыми, поднялось, направление.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 ;
    2 вариант Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 .

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант некоторое;
    2 вариант никакие.
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов:
    1 вариант из 1-2 абзаца;
    2 вариант из 3-4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом;
    2 вариант Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант второго (февраля);
    2 вариант до полутора миллионов (человек).
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое):
    1 вариант из 1 и 3 абзаца;
    2 вариант из 2 и 4 абзаца.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
    1 вариант В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными. ;
    2 вариант На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца
  3. Разберите по составу слова: масляными, набежали
  4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему.

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

  1. Выполните морфологический разбор причастия:
    1 вариант сдержанный;
    2 вариант завешенного.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант старающийся, сердечными, раскрылась;
    2 вариант светящееся, рассветном, захотелось.
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры;
    2 вариант У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.


Данная годовая административная контрольная работа по русскому языку предназначена для самостоятельной подготовки ученика к сдачи контрольной работы в школе на уроке.

В данном сборнике ГДЗ и решебника вы найдете промежуточный контроль знаний, тесты, примеры, диктанты, решения и ответы на задания по русскому языку.

Основные темы контрольных работ: главные члены предложения, словосочетания, сказуемое, повторение, анализ текста, односоставные предложения, безличные назывные предложения, вводные слова и обращения, вводные и вставные конструкции, виды и типы сказуемых, грамматическая основа, по фразеологизмам, глагол причастие деепричастие, изложение, косвенная речь, морфология орфография, междометия, наречие, обращение вводные слова, разноаспектный анализ текста, числительное местоимение, чужая речь, лексика, фразеология, местоимение

Контрольные итоговые работы подготовлены в полном соответствии с ФИПИ, ФГОС, Школа России. 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 год

При подготовки данных контрольных работ в форме ГИА и форме ОГЭ, были использованы учебники и задачники по русскому языку следующих авторов: Ладыженская, Разумовская, Рыбченкова, Цыбулько, Бархударов, Бабайцева, Баранов, Богданова, Бунеев, Жохов, Кравченко, Львова, Кулаева, Кочергина, Тростенцова, Матюшкин, Малюшкин, Хайдарова, Шмелев, Пичугов

Контрольные городские работы за этот год можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и офлайн в интернете.

А1. В каком ряду все слова пишутся с А:

а)разг…реться, пол…жить, выр…сти,прик…сновение;

б) предл…гать, выр…щенный, к…снуться, г…релый;

в) р…стительный, заг…р, к…сательная, предл…гать;

г) к…сание, водор…сли, заг…релый, предл…жение.

А2. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки:

а) подытожить; в) растояние;

б) збить; г) расчетливый;

А3. Выберите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением:

а)выр…сли; в) м…ровой;

б) г…рделивый; г) сл…жить.

А4. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Ь:

а) зажеч…ся; д) богатыр…ский;

б) сен…тябрь; е) собач…им;

в) сер…га; ж) пристанищ…;

А5. В каком слове пишется ПРЕ-?

а) пр…чина; в) пр…клеить;

б) пр…одолеть; г) пр…годиться.

А6.В каком слове пишется Ё?

а) печ…нка; в) медвеж…нок;

А7.В каком слове пишется Е?

А8.В каком слове пишется Щ?

А9. Укажите существительные м.р.:

а) такси; в) какао;

А10. Укажите склоняемое существительное:

А11. В каком предложении НЕ с существительными пишется раздельно?

а) Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

б) Ученье – красота, а (не) ученье – слепота.

в) С (не) правдой весь свет обойдёшь, а назад не воротишься.

А12. Какое существительное пишется слитно?

а) пол груши; в) пол ложки

б) пол яблока; г) пол Москвы.

А13. Укажите ошибку в образовании формы существительного.

а) нет гольфов; в) нет знамя;

б) нет помидоров; г) нет сапог.

А14.Укажите относительное прилагательное:

а) белый; в) волчий;

б) вчерашний; г) симпатичный.

А15. В каком ряду все прилагательные качественные:

а) деревянный, темный, медвежий;

б) легкий, мягкий, высокий;

в) городской, осенний, глиняный;

г) верблюжий, птичий, лисий.

А16. В каком слове пишется н?

а) ремесле…ый; в) ветре…ый;

б) станцио…ый; г) карма…ый.

А17. В каком предложении есть пунктуационные ошибки:

а) Сильвио крепко сжал мне руку, мы поцеловались.

б) Наташа снова опустила голову на подушку и закрыла глаза.

в) Серые тучи покрывали небо и холодный ветер дул с опустевших полей.

А18. Найдите правильное утверждение о предложении:

На эту картину нанесены все приметы(1) сухая сосна (2) межевой столб(3) заросли(4) и муравьиная куча.

а) это простое предложение с однородными членами, на месте цифр 1,2,3,4 нужны запятые;

б) это простое предложение с однородными членами, на месте цифр 1,2,3 нужны запятые;

в) это простое предложение с однородными членами и обобщающим словом, на месте цифры 1 нужно двоеточие, на месте цифр 2,3- запятые;

г) это простое предложение с однородными членами и обобщающим словом, на месте цифры 1 нужно двоеточие, на месте цифр 2,3, 4- запятые;

А 19. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выберите вариант ответа с нумерацией расстановки запятой в сложносочиненном предложении:

На уроках географии меня так итянет уехать на Север(1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы(2) разгадывать древние пергаменты… Почему я такой(3) что сам себя не могу понять?

А20. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выберите вариант ответа с нумерацией расстановки запятой в сложноподчиненном предложении:

-Ну(1) как она тебе. Правда(2) хороша?

-Девчонка вроде меня(3) –ответила Ленка. Николай Николаевич сначала не понял(4) что она имела в виду.

Прочитайте текст и выполните задания В1- В5

1)Раннее утро над озером. 2)Прохладно и тихо. 3)На поверхности воды широкими зелёными блинами раскинулись листья кувшинок, или водяных лилий.

4)Но вот показалось солнце. 5)Его лучи упали на листья кувшинок. 6)И – чудо! – из воды вокруг, словно по команде, начали подниматься бутоны.

7) Поднимаясь, они медленно раскрываются. 8)Чем ярче светит солнце, тем больше они распускаются. 9) И вот уже озеро расцвело большими нежно – белыми цветами. 10)Они удивительно красивы. 11)Недаром кувшинку называют водяной красавицей.

12) Цветы кувшинки очень любят тепло. 13) Целый день они зорко следят за ходом солнца, поворачиваясь всегда за ним. 14)Но вот солнце начинает клониться к западу, посылая на землю всё меньше тепла. 15)И цветы лилии постепенно закрываются и одновременно медленно погружаются в воду, пока, наконец, совершенно не закроются под водой.


Русский язык. 6 класс.

Контрольный диктант. 2 четверть.

Диктант и грамматическое задание к нему помогут учащимся подготовиться к итоговому контрольному диктанту за 2 четверть. Работа составлена по программе

Т.А. Ладыженской.

Орфограммы:

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
  2. Проверяемые согласные в корне слова.
  3. Непроизносимые согласные в корне слова.
  4. Правописание гласных в корнях с чередованием (- зар-,-зор-, -кас- ,-кос-).
  5. НЕ с существительными.
  6. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
  7. Буква е в суффиксах -ен- существительных на —мя.
  8. Правописание неизменяемых приставок.
  9. Приставки на -з-, -с-.
  • Буквы ы-и после приставок.
  • Приставки ПРЕ-, ПРИ.
  • Буквы У, А, И после шипящих.
  • -ЧН-, -ЧК-.
  • ТСЯ – ТЬСЯ в глаголах.
  • Разделительный мягкий знак.
  • Окончания глаголов.

Пунктограммы.

  1. Запятая между однородным членами предложения.
  2. Запятая в сложном предложении.
  3. Запятая при обращении.
  4. Восклицательный знак в конце предложения.
Текст диктанта.

(1)В о…светах вечерней з…ри в…дна полоска леса. (2)Сумерки постепенно …гущают?ся над ним, и вот наступает ночь. (3)Выгл…нул месяц и мягким светом стал заг…нять потемки в лесную чащ….

(4)Гордо выстр…ились зеленые елоч?ки.(5) Снег на них серебрит?ся под лунным светом, а снежинки нарядно бл…стают. (5)Грузные ветви елей под тяжестью снега почти к…саются земли.

(6)Вдруг раз…гралась метель, зав…южила, загл…нула под каждый суч…к.(7) В такую (не)погоду звери пряч…тся в своих домиках. (8)В норке тепло зайч…нку.(9) Ему не страшен злой ветер, но врем…нами и он пугает?ся его и ре…ких порывов и крепче прижимает?ся к своим брат…ям.

(10)Зимняя ночь подходит к концу.(11) Поднимает?ся со…нце и осв…щает всё вокру…. (12)Здра…ствуй, новый день!

(Авторский текст).

В отсветах вечерней зари видна полоска леса. Сумерки постепенно сгущаются над ним, и вот наступает ночь. Выглянул месяц и мягким светом стал заг…нять потемки в лесную чащу.

Гордо выстроились зеленые елочки. Снег на них серебрится под лунным светом, а снежинки нарядно блистают. Грузные ветви елей под тяжестью снега почти касаются земли.

Вдруг разыгралась метель, завьюжила, заглянула под каждый сучок. В такую непогоду звери пряч…тся в своих домиках. В норке тепло зайчонку. Ему не страшен злой ветер, но временами и он пугается его и резких порывов и крепче прижимается к своим братьям.

Зимняя ночь подходит к концу. Поднимается солнце и освещает всё вокруг. Здравствуй, новый день!

Грамматическое задание.

1 вариант.

1.Из предложения № 4 выпишите слово, употреблённое в переносном значении. Придумайте и запишите предложение, в котором это слово употреблено в прямом значении.

2.Из предложения № 8 выпишите первое существительное и произведите морфологический разбор (№ 3).

3.Сделайте морфемный ( № 2) разбор слова к…асаются, подберите 2-3 однокоренных слова.

ОТВЕТЫ.

1.Выстроились

На линейке ребята выстроились в ряд.

2.Зайчонку — сущ.

II .Н. ф. — зайчонок.

Пост. — нариц., одуш., м. р., 2-го скл.; непост. — дат. п., ед. ч.

III. Тепло (кому?) зайчонку (дополнение).

3. Касаются

-ся суффикс (постфикс)

Прикасаются, прикосновение, касательная.

Грамматическое задание.

2 вариант.

1.Из предложения № 3 выпишите слово, употреблённое в переносном значении. Придумайте и запишите предложение, в котором это слово употреблено в прямом значении.

2.Из предложения № 11 выпишите первое существительное и произведите морфологический разбор (№ 3).

  1. Сделайте морфемный ( № 2) разбор слова раз…гралась, подберите 2-3 однокоренных слова.

ОТВЕТЫ.

1.Выглянул.

Девочка выглянула из окна, чтобы посмотреть на играющих ребят.

2.Солнце — сущ.

II.Пост. — нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.; непост. — им. п., ед. ч.

III. Поднимается (что?) солнце (подлежащее).

3. Разыгралась

-сь- суффикс (постфикс)

разыграл сь — основа.

Играть, игрок, игровой.

Примечание.

При разборе № 2 части слова нужно отмечать графически (данной функции нет на сайте).

Читайте также: