Волошин и крым мини сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Красоты заливов между Феодосией и Коктебеля заслуживают отдельного упоминания и я подробно описал их в фотоальбоме:

А набережная богемного Коктебеля — это нечто!

Но это материал о музее Макса Волошина и только о нём!

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.

Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850–1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни.

Отец Максимилиана умер в 1881 году. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.

Своё среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии.

В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.

Карта некоторых путешествий Волошина.

Волошин и Ван Гог, карикатура.

Неслись года, как клочья белой пены…

Ты жил во мне, меняя облик свой;

И, уносимый встречною волной,

Я шёл опять в твои замкнуться стены.

Но никогда сквозь жизни перемены

Такой пронзённой не любил тоской

Я каждый камень вещей мостовой

И каждый дом на набережных Сены.

И никогда в дни юности моей

Не чувствовал сильнее и больней

Твой древний яд отстоенной печали

На дне дворов, под крышами мансард,

Где юный Дант и отрок Бонапарт

Своей мечты миры в себе качали.

В апреле 1906 года Волошин женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселился с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.

22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.

Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступил к постройке Первого Гётеанума — культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. (Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.)

От мобилизации Волошина спасла болезнь.

М. Волошин часто подписывает свои акварели:

В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных.

Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

Благодаря личным качествам Максимилиана Волошина, его высокому авторитету в литературных и художественных кругах, Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Он являлся своеобразным светским львом, публичным человеком.

Сюда в гости к Волошину приезжали поэты, писатели, деятели культуры — О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, С. Дымшиц-Толстая, М. Булгаков, В.Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, Н. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз.

Неоднократно бывал в гостях в гостеприимном доме и живший в соседних городах романтик Александр Грин. Дух сказочной страны Гринландии витает тут.

Не только литераторы и люди богемы гостили в Коктебеле. Не забудем что близ Коктебеля был и есть центр воздухоплавания.

Фото 1929 года. Слева в шлеме Сергей Павлович Королёв.

А это я, собственной персоной. Кстати, рекомендую посетить местный центр воздухоплавания и полетать на самолётике.

Но вернёмся к дому — музею Волошина.

В чём только не обвиняли Волошина и его гостей функционеры от искусства.

Творческие люди, гостившие в доме Волошина даже вынуждены были писать официальные заявления что не платят за постой денег и Волошин никакой не эксплуататор советской творческой интеллигенции.

Как только не развлекались гости Волошина вместе с гостеприимным хозяином.

Кстати, по отзывам современников среди гостей дома царила довольно свободная атмосфера, если не сказать свободные нравы.

Видимо сами красоты Коктебеля к такому поведению просто обязывают.

Ритм свободной любви заданный Волошиным и его друзьями витает в этом месте до сих пор.

Недалеко от города самый большой на постсоветском пространстве нудистский пляж.

Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.

Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.

Посмертная маска М. А. Волошина была создана известным скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым, в своё время создавшим посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и В. И. Ленина.

Теперь я мертв. Я стал строками книги

И сняты с плеч твоих любви вериги,

Но жгуч мой прах.

Меня отныне можно в час тревоги Перелистать,

Но сохранят всегда твои дороги Мою печать.

Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих,

Но вслушайся — ты слышишь пенье птицы?

Он жив — мой стих!

Не отходи смущенной Магдалиной —

Мой гроб не пуст…

Коснись единый раз на миг единый Устами уст.

До 1976 года в этом доме проживала вдова Максимилиана — М. С. Волошина. Её самоотверженный труд, её гражданское мужество (особенно в годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Крыма в 1941–1944 годах) сохранили всё, что окружало поэта при жизни.

Она сохранила мемориальную обстановку комнат, библиотеку, архив.

Ещё при жизни Волошина по его инициативе в этом доме был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции: писателей, художников и ученых.

После смерти Волошина дом по завещанию поэта перешёл Союзу писателей.

Собрание музея насчитывает около 60 тысяч единиц хранения. В музее находятся прекрасные по цельности и сохранности интерьеры мемориальных комнат, прославленная Мастерская поэта, библиотека Волошина, пятая часть которой содержит издания с автографами выдающихся деятелей русской и мировой культуры.

В первом зале (первый этаж дома) размещена литературно-историческая экспозиция. Документы, фотографии, письма детально рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина.

Вот в таком виде и одеждах ходил одиозный светский лев Макс Волошин.

Памятник в саду музея.

Во втором зале (второй этаж здания) расположена мастерская Волошина.

После ремонта обстановка этой комнаты не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами.

«Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Я люблю узорный почерк —

В нём есть шорох трав сухих.

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаянье Их усталой красоты…

Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисточки.

В глиняных вазах — сухие горные растения.

Рядом несколько живописных полотен — акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада.

Часть древнего корабля лично найденного Волошиным на побережье.

Много морских раковин, ожерелья из самоцветов, фигурки из дерева и камня.

Портрет мариниста Ивана Айвазовского.

Ещё выше смотровая площадка, вход туда стоит дополнительно (помимо входного билета).

Откуда открываются чудесные виды на набережную Коктебеля и памятник Максимилиану Волошину.

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,

Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,

Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.

Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!

В 2004–2007 годах было отреставрировано и укреплено здание музея. Вклад в возрождение Дома внесли Правительство Украины и Крыма, Верховная Рада Крыма, Фонд искусств Владимира Филлипова, Внешторгбанк.

Это был Максимилиан Александрович Волошин, поэт, искусствовед, критик и мало кому известный в те годы художник. Он выглядел внушительно, эффектно и был по-своему красив. Его рано потучневшая фигура чем-то напоминала портрет Веласкеса. Это первое впечатление навсегда сохранилось в моей памяти. Волошин возвращался после поездки в Москву в свой Коктебель. Он стоял у нового жизненного рубежа.

Отгремели первая мировая и гражданская войны. Он ездил в Москву, чтобы восстановить связи с друзьями, и только что вернулся в Крым с новыми планами работы в изменившихся жизненных условиях.


В дореволюционную пору Волошин подолгу жил в Париже, бывал во многих парижских студиях. Дольше, чем в других, задерживался он в мастерских Стейлена и Уистлера и русского графика Е.С. Кругликовой. Здесь впервые он ощутил влечение к искусству. Всё, по его словам, свелось к тому, что в одно из посещений мастерской Кругликовой Елизавета Сергеевна дала ему лист бумаги и карандаш и предложила сделать рисунок с модели, над которой сама работала. С этого и началось обучение Волошина искусству живописи.

Волошин был, конечно, постоянным посетителем Лувра, и живопись мастеров европейской классики покорила его. Несмотря на интерес Волошина к новейшим, самым крайним течениям в искусстве, он всегда оставался приверженцем реалистических живописных традиций.

Врождённая одарённость, разнообразие и яркость впечатлений способствовали быстрому развитию дарования Волошина. Он, в сущности, миновал стадию ученичества. В искусстве Волошин как-то сразу освоился с творчеством зрелых мастеров, и его одарённость и восприимчивость позволили ему перешагнуть через годы обязательного труда, неизбежного для большинства на пути к настоящему искусству.

Сохранились рисунки, сделанные Волошиным в Париже в разное время. Волошин, видимо, не придавал им большого значения, так как очень немногие из них подписаны монограммой и ни на одном нет даты. Датировка их сейчас усложняется тем, что в его папках нет рисунков, о которых можно было бы говорить как о первых, начальных, или ранних творческих опытах.

Парижские рисунки хранились в доме Волошина с 1914 по 1961 год, почти пятьдесят лет, и, за исключением Богаевского и очень небольшого круга людей, никто не знал об их существовании. Сделаны они были на протяжении длительного времени. Больше всего рисунков выполнено мягким итальянским карандашом, часть сделана тушью — пером, акварелью и т. п. Все они отличаются ясным чувством пропорций, конструктивностью и яркой передачей характерных черт модели, а иногда и технической изощрённостью и подкупают той свободой выполнения, которая отличает работы профессиональных мастеров.

Рисунки, выполненные Волошиным в парижских мастерских в ранний период его творчества, — очень яркие и талантливые. Казалось, достаточно было художнику сделать ещё одно усилие, перейти от быстрых зарисовок к работе над законченными портретами — и он войдёт в круг лучших русских портретистов начала XX века. Но этого не случилось. Волошин, увлечённый во время путешествий по Испании и Греции природой этих стран, принялся за пейзажную живопись и никогда больше не возвращался к портретному жанру.

Может показаться странным такой скачок в творческих исканиях Волошина. В действительности же переход от портретного жанра к пейзажному был закономерен и логически объясняется общим процессом развития живописного и поэтического дарования художника.

Это творческая работа учащейся 10 класса. Здесь она погружается в мир поэзии М. Волошина, рассказывает о своих впечатениях от его стихов.

ВложениеРазмер
soch.voloshin.docx 17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фиалки волн и гиацинты пены

Цветут на взморье около камней.

Цветами пахнет соль… Один из дней,

Когда не жаждет сердце перемены

И не торопит преходящий миг,

Но пьёт так жадно златокудрый лик

Янтарных солнц, просвеченный сквозь просинь,

Такие дни под старость дарит осень…

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленных извёсткой,

Вздыхает ветр, живёт глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жёсткий треск цикад.

А за окном расплавленное море

Горит парчой в лазоревом просторе.

Мечтой моей с тех пор напоены

Предгорий героический сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поёт в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Мыс Кок-Кая, южная оконечность одной из гор Карадага, очень напоминает профиль Волошина, будто сама природа поставила памятник поэту, поэту и художнику…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочное путешествие на Грушинский фестиваль"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по теме "Авторская песня", на уроках внеклассного чтения, на классных часах.

сценарий заочного путешествия по народному календарю "Примечай будни, а праздники сами придут"
Урок развития речи "Заочное путешествие по Брянщине"

Заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.Задумаемся о культурном наследии, которое нам дос.


Заочное путешествие в природу "Мир зимующих птиц"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов.


Образ мира, в камне явленный

Конспект открытого урока по МХК 9 класс.


Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. .


Элективный интегрированный курс "Образ человека действующего, в слове явленный".

Данный курс предполагает расширение и углубление работы по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, формированию ценностно-языковой картины мира на основе лингвокультурных концептов и .

Максимилиан Волошин, 1921 год

Максимилиан Волошин, 1921 год

Актёры в образе Антона Чехова и его супруги у Белой дачи

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии –таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма.

Дом-музей Грина

Музыкант во время выступления на фестивале Koktebel Jazz Party

Рисунок Максимилиана Волошина «Виды Коктебеля»

Сакские грязи избавили гения от артрита

Известно, что в период с 1912-го по 1922 гг. поэт трижды побывал в Евпатории, причём два раза выступал здесь с лекциями и декламацией своих стихов. Третий раз он посетил Евпаторию с лекциями в ходе курса грязевого лечения в Саках летом 1922 года: Волошин страдал воспалением суставов.

Лечебные грязи и лиманы Крыма

Сакский курортный парк

Выставка в Крымском этнографическом музее

Из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей. За проживание никакой платы не взималось, но гости участвовали в ведении общего хозяйства. В те годы, когда приезжих было очень много, Волошин размещал их даже на втором этаже, часто уступая свои владения. Хозяин мог уступить гостям даже свою мастерскую, не оставался пустым и чердак. Дом поэта в разные годы посещали Максим Горький, Алексей Толстой, сёстры Цветаевы, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Всеволод Вишневский, Константин Тренёв, Илья Эренбург, Генрих Нейгауз, Надежда Обухова, Майя Плисецкая, Иосиф Бродский и многие другие.

Максимилиан Волошин с гостями на своей даче в Коктебеле

Волошинский профиль на Кара-Даге

Карадагский заповедник

После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась – и многие начали утверждать, что профиль действительно очень похож на Волошинский.

Юрий Гагарин

Профиль Волошина на Кара-Даге

Волошинская шляпа и принцип восходящих потоков

На горе Клементьева, которую по праву называют колыбелью отечественной авиации, установлен шуточный памятник широкополой шляпе Максимилиана Александровича. По одной из версий, с помощью этого головного убора в 1920-е годы легендарный лётчик-испытатель и внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов во время прогулки из Коктебеля в Феодосию объяснял Волошину принцип действия восходящих потоков.

Звездное небо в Крыму

Гора Клементьева

Могила поэта и камешки, исполняющие желания

Будучи в Коктебеле, многие туристы стремятся побывать на могиле Волошина, которая находится на вершине горы Кучук-Енишар, на высоте почти 193 метра над уровнем моря. Отсюда открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый Карадагский заповедник. Правда, подъём стоит немалых усилий.

Вид на Коктебель

При жизни Волошин часто поднимался сюда, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, и именно здесь завещал себя похоронить. Причём просил носить на могилу не цветы, а камешки: к такой идее его подтолкнул Александр Грин, который когда-то, пройдя из Старого Крыма в Коктебель, принёс поэту в подарок камешек – он хранится в Доме-музее Волошина с надписью химическим карандашом.

Сегодня рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесённых местными жителями и туристами. Многие пишут на них свои желания и верят, что творческий дух поэта поможет их исполнить.

Могила Максимилиана Волошина

Что хранится в Доме-музее

Официально Дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Фондовая коллекция насчитывает почти 55 тысяч единиц, из которых 9255 – книги личной библиотеки поэта, а также более 5 тысяч книг (многие – с дарственными надписями) научной библиотеки, которая постоянно пополняется.

В фондах музея – более 1500 графических и 150 живописных работ Волошина, представлены его личные документы: рукописи и машинописи с авторской правкой, переводы, письма к родным и друзьям, записные книжки. Особую ценность представляют негативы и позитивы, выполненные самим поэтом. Эксклюзивны самодельные предметы мебели, украшенные росписью, инкрустацией, выжиганием: некоторые Максимилиан Александрович делал сам.

Читайте также: