Чехов враг пошлости и мещанства сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Главными врагами Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Свой протест против этого Чехов выражал в своих рассказах. Особенно это хорошо видно в его поздних рассказах, написанных в последние годы жизни. Проанализировав увиденное, Чехов создает рассказы, в которых он протестует против существующей жизни. Ярким примером этого может служить рассказ “Палата № 6”. Он явился как бы отголоском впечатлений, вынесенных с острова-тюрьмы Сахалина. Общество, в котором есть люди, думающие не так, как все, не может такого терпеть, и в конце концов эти неугодные люди оказываются в сумасшедшем доме. В сущности, это было даже не лечебное заведение, а тюрьма. Понять лю дей, находящихся в сумасшедшем доме, невозможно, но находится такой человек, который смог все понять, да поздно, только лишь после того, как сам очутился в этой тюрьме. По выражению современника Чехова, писателя Лескова: “В палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — па
лата № 6. Это Россия. ”
Не менее ярким по своей злобности является рассказ “Человек в футляре”. В образе учителя Беликова Чехов высмеивает тех людей, для которых ясны только циркулярные и газетные статьи, где запрещалось что-нибудь; людей, старавшихся между собой и миром поставить своеобразный футляр. Вечными спутниками Беликова являются его страх и его слова: “Как бы чего не вышло”. Под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, честное. Бе-ликовщина — типичное явление общественн

ой жизни России 80—90-х годов прошлого века и характерная черта рабьей психологии вообще. В образе Беликова Чехов протестовал против самодержавного строя, насаждавшего в обществе раболепие, фискальство.
Незадолго до своей смерти Чехов закончил пьесу “Вишневый сад”. Немирович-Данченко увидел в пьесе “тяжелую драму русской жизни”. Разные герои пьесы встречаются нам. Вот перед нами встают образы Раневской и Гаева, живущих сегодняшним днем, образ Пети — этого вечного студента, Лопахи-на — преуспевающего коммерсанта, поистине сложного человека. Каждый из этих людей выражает свои мысли, свойственные людям своего времени. Для Раневской и Гаева вишневый сад — это воспоминание о детстве, семье, благополучии, предмет гордости. Лопахин ценит не столько сам сад, сколько великолепное имение, заманчивое место для вложения капитала и энергии предпринимателя. Ане кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит.в прошлое, а с ним — и вся “старая жизнь”. Тут сказывается, конечно, и влияние Пети, который видит в этом саду одни только тени прошлого, его мысль: вырваться за пределы сада-имения — охватывает всю Россию. Образ вишневого сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новым значением в процессе жизни
пьесы, в сознании читателя и зрителя. Но как бы мы на это ни смотрели, вишневый сад уходит в прошлое, а вместе с ним уходит и прошедшая жизнь.
До последней минуты своей жизни Чехов был верен своим идеалам, даже когда до смерти оставалось всего несколько часов, Чехов выдумывал свой очередной рассказ.


План

Одной из ведущих тем в творчестве А. П. Чехова было беспощадное обличение мещанства и пошлости. Это нельзя объяснить простым стремлением понравиться читающей публике. Писатель и в жизни неустанно боролся с этими негативными чертами, присущими русскому обществу.

Прирожденная чеховская скромность и порядочность дали основание Бунину назвать писателя в воспоминаниях "аристократом духа". Сын обычного лавочника на протяжении всей своей жизни каплю за каплей выдавливал из себя мещанство и старался научить этому читателей. Писатель утверждал: "Нет ничего пошлее мещанской жизни. "

А вот одно из ключевых заявлений А. П. Чехова: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах. Фарисейство, тупоумие и произвол царят. в науке, в литературе, среди молодежи. ".

Главными героями рассказов Чехова были самые обыкновенные "маленькие" люди. Взятые отдельно, они не представляют собой ничего плохого, многие чрезвычайно милы и доброжелательны. Но в совокупности они составляют особое сословие, напоминающее стоячее болото, в котором никогда не возникнет ничего хорошего. Помимо личных качеств, у мещан появляются особые черты и манера поведения. Самыми опасными становятся чрезмерное себялюбие и самомнение, рабское преклонение перед богатством и властью, невнимание к чужому горю и страданиям.

В целом мещане отличаются невероятным равнодушием и полным отсутствием каких-либо духовных устремлений. Мещанские качества Чехов находит среди самых разнообразных представителей общества. В рассказе "Трагик" он разоблачает якобы культурный образ жизни провинциальных актеров. Мечтательная Маша слишком поздно понимает, что реальная театральная жизнь ничем не отличается от обычной, и терпит побои и унижения от мужа-трагика.

Фельдшер в рассказе "Хирургия" предстает сначала полубогом для дьячка. Но оказывается, что все его знания заключаются в умении разговаривать на медицинские темы. Простое удаление зуба становится для него непосильной задачей. В финале "хирург" произносит фразу, точно выражающую его понимание клятвы Гиппократа: "Ништо тебе, не околеешь!". Очень яркий образ мелкого чиновника описан в рассказе "Мелюзга". Фамилия человека полностью соответствует образу - Невыразимов. Главный герой ненавидит своего начальника, но вынужден обращаться к нему с грубой лестью и угодливостью. Невыразимов осознает свое ничтожество, но не может от него избавиться. Только убив таракана, он почувствовал себя легче, так как нашел существо, над которым обладал безграничной властью.

Неотъемлемым качеством "маленьких" людей Чехов считал пошлость, которой пронизаны все их мысли и поступки. Пошлость необязательно выражается в грубых и резких словах и выражениях. Опаснее всего, когда она принимает форму безнравственного поведения, скрываясь за любезностью и почтительностью. Обер-кондуктор Подтягин доводит пассажира до изнеможения своими бессмысленными обращениями (рассказ "Ну, публика!"). Он уверен, что действует строго по форме, поэтому не понимает, в чем его вина.

В рассказе "В Париж!" секретарь Грязнов и учитель Лампадкин были внезапно охвачены благородным порывом - хоть раз в жизни посмотреть на настоящую "цивилизацию". Торжественно обставленная поездка закончилась самым пошлым образом на ближайшей станции: "рюмку за рюмкой. все до копейки!". С пошлым и грубым миром взрослых сталкивается маленький мальчик в рассказе "Гриша". В отсутствии родителей нянька своеобразно воспитывает ребенка: кричит на него, приводит на попойку, дает попробовать водки.

Чехова часто обвиняли в том, что он описывал самых обыкновенных людей и их поступки, что якобы не представляло никакой художественной ценности. Объяснение содержится в самом упреке. Мещанство и пошлость настолько вросли в нашу жизнь, что не воспринимаются в качестве негативного явления. Чехов заострял на этом внимание. Только наглядное реалистическое изображение и критика способны разрешить проблему и побудить человека уничтожить в себе мещанина.

А. П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа

А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости


Никто не понимал так ясно и тонко,
Как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
Никто до него не умел так беспощадно
Правдиво нарисовать людям позорную и
Тоскливую картину их жизни в тусклом
Хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю
Жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её
Изображал бесстрастным, острым пером,
Умея найти прелесть пошлости даже там,
Где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…

Великий русский мыслитель-реалист


Темой многих рассказов А. П. Чехова является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена — именами нарицательными. Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе “Дядя Ваня”. За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством. Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в своих рассказах. Сытое мещанское счастье вызывает у Чехова раздражение, он страдает оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящены многие ранние рассказы Чехова и красной нитью проходят через все его творчество.
Герои его рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.
Чехов — великий русский мыслитель-реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве он отразил русскую жизнь конца XIX — начала XX века, он дорог нам человечностью, которая пронизывает и его личность, и его произведения. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. Л. Н. Толстой назвал Чехова “несравненным художником жизни”. И это действительно так.
Основные ноты мещанства у Чехова — уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция — мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии. Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если — как мы это видели и видим — правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой. Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь. Этот натиск энергии снизу вверх возбуждает в мещанстве жуткий страх пред жизнью,— в корне своем это страх пред народом, слепой силой которого мещанство выстроило громоздкое, тесное и скучное здание своею благополучия. На тревожной почве этого страха, на предчувствии отмщения у мещан вспыхивают торопливые и грубые попытки оправдать свою роль паразитов на теле народа.
Немало времени прошло со дня смерти А. П. Чехова, но каждое новое поколение видит в его произведениях героев нарицательных, как Хлестаков, Манилов, Иудушка Головлев.

Список использованной литературы.

1. Катаева В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998г.
2. Полоцкая Э.А. Пути человеческих героев: Кн.для учащихся. М.,1983г.
3. Семанова М. Л. Чехов- художник. М.,1976 г.
4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972г.
5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.,1971 г.

А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами - людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом.

Содержание

Антон Павлович Чехов - писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. "Пошлость пошлого человека" - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях.

Действительно, пошлость и мещанство жизни людей - вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях "Крыжовник", "Ионыч", "Душечка", "Человек в футляре", "Палат № 6" и многих других.

А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами - людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом.

Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе "Ионыч", в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в "трудах и одиночестве". Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами - таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может "картежников, алкоголиков, крикунов" - обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. "Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?" - спросите вы.

Сначала - семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску.

В этой атмосфере формируется "новый" доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное "ожирение". И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С.

Но самое страшное - то, что Старцев сам знает: он "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает.

В рассказе"Крыжовник" деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой - Николай Чимша-Гималайский - решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже - навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном - на покупке дома: "Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник". Можно даже сказать, что главное его устремление - не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника.
И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли "ваше высокоблагородие" и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода.

"Вот так и становятся мещанами!" - думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он "опустился" нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут - пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе.

Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное - человеческой души.

И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они - его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет "рождать" ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: "пошлость пошлого человека".

Читайте также: