Сочинение анализ стихотворения батюшкова элегия

Обновлено: 02.07.2024

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную. но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!

1)Творческая история
2)Тема и идея/названия стихотворения
3)Композиция и внутренний сюжет
4)Лирический герой и система
5)Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики
6)Эмоциональная окраска
7)Жанр
8)Какие мысли и чувства вызывают у читателя вызывает стихотворение
9)Его место в творчестве автора

Стихотворение носит личный характер, бессюжетное, изображаются чувства лирического героя. Пессимистичное. Состоит из 6 четверостиший, первые 5 написаны кольцевой рифмой, последнее - параллельной. Все предложения восклицательные, что свидетельствует о чрезмерной эмоциональности. Первые и последние 2 строчки содержат анафоры ("Как", "Любовь").

На мой взгляд, лирический герой будто смотрит с высоты прожитых лет на свою жизнь, и делает выводы. Говорит, что жизнь его была непростой ("В печальной юности моей", "Зато, увы! и горесть люту терпел от рока и людей! ") и после всего, что он пережил, в нем осталась лишь любовь, и это его счастье. Надежда, мечта - ушли. Лирический герой считает надежду приятным обманом; "Блажен, кому надежды глас в самом несчастьи сердцу внятен! " - оптимизм ему явно не присущ. С возрастом ушли мечты, и он стал более трезво смотреть на вещи, но порой хочется впасть в самообман: "Хочу я часто заблуждаться, забыть неверную.. . но нет! Несносной правды вижу свет".

"Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась! " - тут, возможно, идет речь о любви как о невыраженном чувстве. Что он хотел бы заботиться о ком-то, любить кого-то, и отдавать ему всего себя без остатка, но такого человека нет в его жизни. .

Стихотворение носит личный характер, бессюжетное, изображаются чувства лирического героя. Пессимистичное. Состоит из 6 четверостиший, первые 5 написаны кольцевой рифмой, последнее - параллельной. Все предложения восклицательные, что свидетельствует о чрезмерной эмоциональности. Первые и последние 2 строчки содержат анафоры ("Как", "Любовь").

На мой взгляд, лирический герой будто смотрит с высоты прожитых лет на свою жизнь, и делает выводы. Говорит, что жизнь его была непростой ("В печальной юности моей", "Зато, увы! и горесть люту терпел от рока и людей! ") и после всего, что он пережил, в нем осталась лишь любовь, и это его счастье. Надежда, мечта - ушли. Лирический герой считает надежду приятным обманом; "Блажен, кому надежды глас в самом несчастьи сердцу внятен! " - оптимизм ему явно не присущ. С возрастом ушли мечты, и он стал более трезво смотреть на вещи, но порой хочется впасть в самообман: "Хочу я часто заблуждаться, забыть неверную.. .но нет! Несносной правды вижу свет".

"Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась! " - тут, возможно, идет речь о любви как о невыраженном чувстве. Что он хотел бы заботиться о ком-то, любить кого-то, и отдавать ему всего себя без остатка, но такого человека нет в его жизни. .

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.
История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

ЭЛЕГИЯ (от греч. жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

История создания

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Общая характеристика творчества Батюшкова

Рис. 1. К.Н. Батюшков ()

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Вариант №2

Средства выразительности

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как герой обращается к своему сердцу. Он признает, что память печальна и не всегда способна пленить его. Только сердце пробуждает в человеке сильные эмоции, которые способны очаровывать в любом месте.

Разум не может властвовать над героем в вопросах любви. Постепенно его охватывают воспоминания о любимой женщине. Он с особым трепетом воссоздает ее образ, особенно уделяя внимание следующим деталям:

  • голос;
  • голубые глаза;
  • вьющиеся волосы золотого цвета.

Герой любуется ее простой одеждой, ласково зовет пастушкой и восхищается ею. Именно эту женщину он считает хранителем, который всегда утешит и поддержит в трудную минуту. Не важно будут ли они вместе — светлые чувства помогают на протяжении всей жизни.

Стихотворение написано в виде монолога героя. Оно наполнено детальным описанием образа женщины, которая так потрясла автора. У нее нет особенных черт, поэт намеренно подчеркивает: она носит простую одежду. Все эти детали позволяют показать, что не только роковые девушки могут покорять.

Художественные приемы


Жанр работы — любовная лирика. Герой рассказывает о своей избраннице, но в тоже время чувствуется грусть от разлуки, поэтому работу можно назвать элегией. Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у Батюшкова страна становится дальней, память печальной, очи голубыми;
  • метафоры — автор описывает локоны золотыми, власы вьющимися, образ незабвенным;
  • аллитерация — использование звуков [Ч]. [С] позволяет выделить грусть героя.

Особую роль в тексте играет интонация. Риторические вопросы делают эмоциональный фон выразительным. Поэт показал, что именно любовь утешает человека в сложные минуты, дарует ему надежду, помогает в выздоровлении.

Даже если паре не суждено быть вместе, искренние чувства выступают в роли ангела-хранителя. Автор называет любовь высшей силой, которой подвластно все.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Создаётся ощущение, что лирический герой будто смотрит на свою жизнь с высоты прожитых лет и рассуждать. Рассуждает о быстротечности и эфемерности счастья:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Герой рассуждает об искажении представлений о счастье, считая, что не надо бежать за счастьем, нужно каждый миг быть счастливым:

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Но герой не способен обманываться надеждой и мечтой, потому что в силу жизненного опыта видит реальное положение дел:

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную. но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

В последних строках автор говорит о любви:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Мне кажется, что именно в этих строках любовь приравнивается к счастью, это придаёт радость и жизнерадостность стихотворению.

Элегия является смешением сентиментализма (личные чувства, переживания) и романтика (высокие стремления к счастью). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она написана четырёхстопным ямбом.

Я считаю, что в этой элегии Батюшков заключил свою жизненную философию, своё отношение к действительности, окружающему миру.

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков писал на различные темы. Его считают предшественником Пушкина. Батюшков писал в несколько необычном стиле. В его произведениях был и классицизм, и сентиментализм, особенно в поздний период творчества. Тем самым он положил основу нового стиля в русской поэзии.

Любовная лирика имеет основную мысль в стихотворении Батюшкова. Поэт с помощью преданий отметил, что любовь присуща даже вымышленным персонажам. Несмотря на то, что пастух вполне реальный персонаж, любовь между ним и Вакханкой вполне даже настоящая. Однако и любовная лирика здесь описывается в постоянном движении, пастух спешит за своей любовью, добивается ее.

Для Евгения Абрамовича Баратынского путь к творчеству был тяжелым и тернистым. Выходец из обеспеченной, аристократической среды – казалось, все дороги перед ним открыты и ждет его хорошая должность, высокий чин и безбедное будущее.

Выгнанный за невинную юношескую шутку из Пажеского корпуса, Евгений Баратынский навсегда потерял возможность поступить на государственную службу, а в военном деле мог претендовать лишь на звание рядового.

Юноша испытал на себе и раскаяние, и муки совести. Тогда, чтоб как-то искупить свою провинность перед семьей Евгений решается на отчаянный шаг и вступает в Егерский полк. В течении девяти лет, будущий поэт познавал солдатскую жизнь, там же, на службе родились и первые его сильные стихи.

И сам поэт будет с тоской, но в то же время, с облегчением смотреть в даль своих минувших дней, на то как уплывает и растворяется в памяти давно отбывший дружний челн.

Тропы и образы

Мандельштам, знавший и ценивший поэзию Батюшкова, упоминает в стихотворении мотивы, имевшие значение именно для него.

Образ Батюшкова в первой строфе Мандельштам рисует с помощью эпитетов (нежный, гуляка). Волшебная трость (эпитет) – это и создание образа элегантного молодого человека (дальше появляются светлые перчатки на холодных руках), и некая волшебная палочка, позволяющая Батюшкову ожить для лирического героя, прогуляться во времени и пространстве.

Во второй строфе с помощью эпитетов противопоставляются состояния поэтов 19 и 20 веков. У Батюшкова холодная рука в светлой перчатке, а у лирического героя рукопожатие с лихорадочной завистью. Мандельштам ревниво относился к своим стихам, поэтому лирический герой завидует Батюшкову, который уже обрёл славу, проверенную временем.

Четвёртая строфа полна абстрактных образов, которые, с точки зрения Мандельштама, характеризуют стихи Батюшкова: мученье, богатство, стихотворство, братство. Всё это заключено в стихах поэта 19 в. и стало приобретением лирического героя в веке 20. Метафоры шум стихотворства и колокол братства указывают на деятельную природу стихов, их звучание и воздействие. Неологизм гармонический проливень слёз – это метафора того, какой эффект производят стихи Батюшкова.

Перифраз в четвёртой строфе, косноязычный, — намёк на безумие Батюшкова, в результате которого он утратил способность логично изъясняться, в том числе и в стихах.

Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.

Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.

Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:

В печальной юности моей

Я был счастлив одну минуту,

Зато, увы! И горесть люту,

Терпел от рока и людей.

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную… не нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.

В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Тема, основная мысль и композиция

Мандельштам обращается в стихотворении к теме поэта и поэзии. Основная мысль состоит в рассуждении о природе, материи поэзии, которую сумел почувствовать Батюшков и мечтает уловить лирический герой.

Константин Батюшков — Как счастье медленно приходит ( Элегия )

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak schastye medlenno prikhodit, Kak skoro proch ot nas letit! Blazhen, za nim kto ne bezhit, No sam v sebe yego nakhodit! V pechalnoy yunosti moyey Ya byl schastliv — odnu minutu, Za to, uvy! i gorest lyutu Terpel ot roka i lyudey! Obman nadezhdy nam priaten, Priaten nam khot i na chas! Blazhen, komu nadezhdy glas V samom neschastyi serdtsu vnyaten! No proch uzhe teper bezhit Mechta, chto prezhde serdtsu lstila; Nadezhda serdtsu izmenila I vzdokh za neyu vsled letit! Khochu ya chasto zabluzhdatsya, Zabyt nevernuyu. no net! Nesnosnoy pravdy vizhu svet, I dolzhno mne s mechtoy rasstatsya! Na svete vse ya poteryal, Tsvet yunosti moyey uvyal: Lyubov, chto schastyem mne mechtalas, Lyubov odna vo mne ostalas!

Rfr cxfcnmt vtlktyyj ghb[jlbn, Rfr crjhj ghjxm jn yfc ktnbn! ,kf;ty, pf ybv rnj yt ,t;bn, Yj cfv d ct,t tuj yf[jlbn! D gtxfkmyjq /yjcnb vjtq Z ,sk cxfcnkbd — jlye vbyene, Pf nj, eds! b ujhtcnm k/ne Nthgtk jn hjrf b k/ltq! J,vfy yflt;ls yfv ghbznty, Ghbznty yfv [jnm b yf xfc! ,kf;ty, rjve yflt;ls ukfc D cfvjv ytcxfcnmb cthlwe dyznty! Yj ghjxm e;t ntgthm ,t;bn Vtxnf, xnj ght;lt cthlwe kmcnbkf; Yflt;lf cthlwe bpvtybkf B dplj[ pf yt/ dcktl ktnbn! [jxe z xfcnj pf,ke;lfnmcz, Pf,snm ytdthye//// yj ytn! Ytcyjcyjq ghfdls db;e cdtn, B ljk;yj vyt c vtxnjq hfccnfnmcz! Yf cdtnt dct z gjnthzk, Wdtn /yjcnb vjtq edzk: K/,jdm, xnj cxfcnmtv vyt vtxnfkfcm, K/,jdm jlyf dj vyt jcnfkfcm!

Вариат №2

Эвры волосы взвевали, Перевитые плющом; Нагло ризы поднимали И свивали их клубком.

После прочтения стихотворения создается ощущение веселья и празднества, несомненно, благодаря соответствующей атмосфере. Основным мотивом в стихотворении является мотив любви. Причем не настоящей возвышенной любви, а так называемой страстной любви, возможно, чем-то схожей на торжество языческой страсти. Если и существует любовь с первого взгляда, то вряд ли в данном стихотворении именно она. Сложно представить, что во время праздника Эригоны, в день возлияния, где все навеселе и раскрепощены, может случиться та самая любовь, чистая, светлая и настоящая.

  1. Лера, Лера… не хорошо списывать и заставлять кого-то думать за тебя
  2. Такова элегия XI — размышление о течении времени, о надежде и счастье:

Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит. …Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас В самом несчастье сердцу внятен.

(Перевод К. Батюшкова, 1804)

Читайте также: