Смысл жизни подростков сочинение

Обновлено: 02.07.2024

У каждого человека свой смысл жизни. Смыслом жизни называют главную цель, ради которой он живет. У каждого свой смысл жизни. У кого-то - дети, у кого-то – работа, а кто-то мечтает сделать уникальное открытие в науке и идет к этому любыми путями.

Смысл жизни – важная составляющая для здоровья. Если человек имеет цель, то он быстро и грамотно преодолевает препятствия, живет с радостью, и дарит позитив окружающим. Если же смысла в жизни человека никакого нет, то он будет часто болеть, и у него вечно будут опускаться руки. Именно поэтому большую роль в нашей жизни играет понятие: любимое дело. Любимое дело может стать смыслом жизни. Взять в пример великих ученых и писателей. Они видели смысл жизни в своих трудах, и проживали жизнь довольно ярко. Пусть и не всегда счастливо, но зато они не тратили время зря.

В век компьютерных технологий людям сложнее отыскать смысл жизни. Поток ненужной информации засоряет сознание. Многие взрослые люди, не понимают своего предназначения в жизни. Кто-то повторяет свою жизнь за кумиром и идет не в ту профессию. Другие же заряжаются успехом плохого человека, и сходят с хорошего пути. И во всем виновата информация, которая стала доступна, независимо оттого положительно ли она влияет на сознание человека или же отрицательно.

В классической литературе множество примеров, когда смысл жизни барышни был в любви, а смысл жизни юноши в том, чтобы получить образование. Сегодня все иначе. Смысл жизни в других реалиях. Не всегда эти реалии можно перешагнуть, чтобы добиться успеха. В итоге люди страдают. Человек огорчается и теряет смысл своей жизни.

Потеря смысла жизни сравнивается с болезнью. Ее часто называют депрессией. И с каждым годом это заболевание становиться опаснее. Люди теряют желание работать, любить, даже следить за собой и выходить на прогулку. Все потому, что они не видят в этом смысла. Их мышление погрязло в рутине из-за череды неудач. Они теряют веру в себя, и если запустить это, то человек может пойти на крайность и лишить себя жизни.

Вот как важно знать для чего ты живешь. Порой поиски смысла жизни так и не могут увенчаться успехом. Человек проживает жизнь и не понимает ради чего. Это неправильно. Смысл жизни не обязательно в деле или любви. Смысл жизни – это способность человека созидать и радоваться каждому дню. Благодарить жизнь за то, что она у него есть. Любить природу, читать книги, учиться и любить – это уже прекрасный повод для жизни. Те люди, которые осознали это, самые счастливые. И их жизнь всегда наполнена смыслом.

Вариант 2

Человек начал искать смысл жизни, как только стал осознавать собственное "я". Для кого-то смыслом жизни является счастливая семья или успешная карьера, путешествия по всему миру или известность в какой-то отрасли. Но что является истиной? Может быть предназначение каждого человека в том, чтобы увековечить свое имя и принести пользу всему миру? В классической русской литературе этот вопрос поднимался неоднократно.

К примеру, в произведении Александра Николаевича Островского "Гроза" Катерина так отчаянно искала любовь всей своей жизни, светлых и прекрасных чувств, что это стало для нее смыслом всего. Безвольный муж совершенно не обращал на жену внимания и не давал ей тех чувств и свободы, которых та так желала. Героиня была совершенно несчастна. Однако встретив Бориса Катерина поняла что такое любовь. Это было неправильно по отношению к мужу. Она понимала, что это настоящее предательство, но запретные чувства манили. Катерина не смогла сделать выбор. К сожалению, она покончила с собой, подумав, что это единственное решение всех проблем утратив свой смысл жизни.

А бывает так, что люди задаются вопросом о смысле жизни и так и не находят ответ. Герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" как раз находился в поиске своего предназначения. Печорин мог бы найти смысл жизни в дружбе, любви и работе, но он ко всему был слишком холоден. Казалось, что ничего в этой жизни не способно удовлетворить его амбиции. Возможно, что использовав свои навыки и знания Печорин смог бы обрести себя, но в литературу он вошел как "лишний человек", что так и не нашел своего места в жизни.

Ранее философы считали смыслом жизни каждого человека позитивные эмоции, счастливые моменты и получение удовольствия. Религия же говорила о послушании Богу и достойной жизни, так как дальше ждала загробная жизнь в раю, куда попадают лишь самые добрые и милосердные люди. Представители других групп находили смысл в постоянной борьбе с жизнью, природой и самим собой. Но лично для меня смыслом жизни является поиск себя. По сути сама жизни, этот путь, который каждый проходит, в этом и есть смысл. Дорога длиною в несколько десятков лет не всегда выходит самой простой, но в том и есть главный урок. Мы каждый день учимся, становимся лучше и однажды, оглядываясь назад видишь все то, что сделал, с кем познакомился, кого любил. В этот самый момент и осознаешь, что все было не зря.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем заключается смысл жизни?

Популярные сегодня темы

Самым необыкновенным писателем является Шукшин. На его счету огромное количество разных произведений. Во многих его произведениях главными героями стали либо обычные деревенские люди, либо чудики

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.

Конечно! Всё может причинить вред, особенно доброта. И она может сделать это по-разному… То есть может причинить вред и самому добряку, и людям, которым он старается помочь.

Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом

Что же, на самом деле, является смыслом жизни? Связано ли это понятие со счастьем человека? Конечно, на данные вопросы вряд ли кто-то сможет ответить однозначно, потому что смысл жизни – это широкое философское понятие. Каждый человек по-своему представляет счастье. Это вовсе не удивительно! Вокруг нас множество людей. Любой человек является сформировавшейся личностью, у которой сложилось собственное мировоззрение. Немного поразмыслив, я прихожу к выводу, что, сколько людей – столько и мнений. В этом эссе мне хочется рассказать о различных вещах, которые, на мой взгляд, являются идеалом стремления человеческой натуры, являются смыслом жизни.

С самого детства маленькие дети задумываются о том, кем они станут в будущем. Постепенно взрослея, у кого-то меняются взгляды на его дальнейшую профессию, а кто-то стремится осуществить мечту своего детства. Каждый человек ищет в жизни своё предназначение. Некоторые избирают свой путь еще на этапе юности, а кто-то не может определиться на протяжении всей жизни. Мне кажется, что смысл жизни заключается в самореализации. Найти то дело, которое будет приносить тебе настоящее удовольствие, не так уж и легко. Я слышала от многих людей, что они не довольны своей работой по различным критериям, но, тем не менее, никто не пытается что-то изменить. Все просто продолжают терпеть, ежедневно испытываю неудовлетворение от своих дел. Это большая ошибка! Я считаю, что, несмотря на обстоятельства, человек должен искать и найти то дело, которое будет ему по душе. Ведь только такие люди, по-настоящему получающие радость от работы, могут прийти к чему-то большему, а именно – к самореализации. Когда человек доволен своей деятельностью, то у него не будет повода для грусти. Такой человек будет ощущать каждодневную радость, делиться ею с другими. Мне кажется, когда ты достигаешь небывалых высот в каком-либо деле, то испытываешь огромное счастья, ты чувствуешь, что обрел смысл жизни и все твои долгие труды пошли другим на пользу.

Во все времена большая семья являлась настоящим достоянием и гордостью всех её членов. С течением времени многое изменилось, но, мне кажется, что семья будет всегда иметь огромное значение для людей. Построить крепкую семью – это нелегкая задача для многих. Когда ты вступаешь в тесные отношения с другим человеком, то пытаешься находить компромисс в конфликтных ситуациях, избавляешься от каких-то своих негативных черт характера, чтобы тот человек чувствовал себя счастливым рядом с тобой. Таким образом, создание семьи – это большая работа каждого её члена над собой, над своими пороками. Не все люди могут пройти через это испытание, в какой-то момент страсти могут овладеть ими и разрушить тонкую нить связи с другими. В таких ситуациях очень важно признать свои ошибки и попросить прощения у близких людей. Не все люди смогут это сделать из-за своей гордыни, эгоизма. Я по-настоящему сочувствую таким людям, потому что важно иметь рядом тех, кто всегда сможет поддержать и выслушать в трудные моменты жизни. Мне кажется, что человек, который сумел обрести таких людей, может ощущать искреннее счастье. Таким образом, можно утверждать: семья – это смысл жизни.

Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.

Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.

Понятие смысла жизни

Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.

Это что-то не связано с конкретной ситуацией, но оно позволяет людям оценивать любую ситуацию своей жизни – прошлое, настоящее, будущее – под определенным углом зрения. С чем-то, что настолько важно, что ему стоит посвятить жизнь, стоит страдать или преодолевать трудности. А радостям и наслаждениям это что-то придает глубину и особенную значимость.

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).

Личный смысл жизни

Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).

Классификация личных смыслов жизни

Рис.2. Классификация личных смыслов жизни

Альтруизм (служение другим).

Преданность делу.

Творчество.

Гедонизм (стремление к удовольствиям).

Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.

Саморазвитие.

Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни

В поисках смысла

Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.

Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.

Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.

— Для чего нужна жизнь?
— Существование ради любви
— К чему житие? Что отвечает на этот вопрос современная молодёжь
— С какой целью жить: мнение эзотериков
— Смысл жизни, если кто-то умер?
— Заключение

В чем смысл моей жизни? Каждый рано или поздно задается этим вопросом и мучается, не находя ответ на него. А может, его, ответа, и нет?

1

Взрослым вопрос этот представляется наивным. И действительно, чаще им задаются подростки. В них обострено чувство смерти, которое и порождает ощущение бессмысленности существования. Нельзя сказать, что потом это совсем покидает человека и живет он лишь конкретными заботами и проблемами, а вечные вопросы отходят на второй план. Нет, пусть и не в форме вечного вопроса, но мысль эта не так уж редко посещает любого из нас.

По правде сказать, ответа на этот детский вопрос (а все философские вопросы – детские) нет ни у кого. У человека религиозного он решается естественно, поскольку он верит, что будет жить и после смерти, причем соответственно своему земному образу жизни. Но людей истинно верующих мало.

Светлые умы на этот вопрос отвечают, но ответы эти либо туманны, либо неутешительны. Гете на тот же вопрос отвечал, что смысл жизни – в самой жизни. Прекрасно, гений, видимо, прав, но все же как применить это к собственному бытию? Лев Толстой задавался этим вопросом до старости, мучился страшно (все ответы были промежуточные) и не мог успокоиться.

— Существование ради любви

Ответить на этот вопрос нельзя, но выйти из поля его гнетущего притяжения можно. Часто это удается людям обыкновенным и, что называется, простым. Они умеют любить дело (самое обыкновенное), умеют любить детей, а потом внуков до самозабвения, растворяться в их радостях, бедах и болезнях, любовь к спутнику жизни с годами не угасает, но переходит в чувство удачно случившегося и дорогого родства. (Читайте о том, как научиться радоваться жизни).

Смерть близкого они встречают открытым плачем, и слезы, как ни странно, быстрее смывают горе, чем загнанная внутрь тоска. Каждый новый день такой человек воспринимает как подарок и любит клейкие листочки прежде, чем успевает задуматься о смысле. Да что говорить, разве влюбленным есть дело до смысла жизни?

Получается, что любовь, если человек ею переполнен, вытесняет этот мучительный и неразрешимый вопрос, для него там просто не остается места. Можно сказать – не любовь, а интерес, но интерес страстный, поглощающий целиком. Сказать, что это решает вопрос, нельзя. Однако запомнить такое безвопросное состояние как правильное – можно. И при очередном наплыве депрессии попытаться в него вернуться.

Это трудно. Потому что в жизни неизбежны потери, размолвки, болезни. Мы не всегда пребываем в воодушевлении и любви. Искусственно вернуть их невозможно. Но в жизни всегда остается то, что стоит любить. Не знаю, можно ли этому научиться. Возможно, любовь к жизни, чувство гармонии – особый дар, который дается не всем. Но, по крайней мере, надо знать, в чем дело. Иногда это чувство похоже на религиозное откровение, хотя не обязательно прямо связано с религией.

— Смысл жизни? Что отвечает на этот вопрос современная молодёжь

2

Что тут можно сказать? Действительно, совершенствование мира – это очень важное задание, данное всему человечеству в первые дни его творения. Да и каждый из людей раскрывается и меняется к лучшему чаще всего через труд, созидание.

— К чему житие: мнение эзотериков

По мнению тех, кто изучает сферы души и духа, человек приходит на Землю для совершения определенной работы, но не пытайтесь узнать свое предназначение или вычислить свою миссию. Как бы люди не старались это сделать, работа человека на Земле сводится к тому, чтобы научиться радоваться каждому мгновению.

Оказывается, именно такое отношение к жизни меняет судьбу, приносит удачу и вносит смысл в существование. Согласитесь, когда каждое мгновение ваши мысли заняты переживаниями красоты окружающей жизни, наслаждением каждой секундой, каждым вздохом, ароматом, звуком, остается ли тогда у вас время на то, чтобы подумать, зачем жить? Попробуйте один день прожить в благодарности за все, что видите. Будет очень тяжело, но если продержитесь в таком состоянии 14 дней, то ваша жизнь изменится в корне.

— С какой целью жить, если кто-то умер?

Иногда мы теряем близких людей. Это могут быть родители, братья и сестры, друзья, мужья, жены, дети. В такие моменты кажется, что незачем жить. И хочется умереть вместе с ними. Но вы пока здесь, ваше время еще не пришло, а у того, кто ушел, уже началась новая жизнь, ведь вы знаете, что умирает лишь оболочка, тело, а душа является бессмертной и снова приходит на Землю.

Есть один способ, о котором мы сегодня уже вспоминали: когда радуешься каждому мгновению общения с окружающими, когда долго не держишь ни на кого зла и живешь с теми, кого любишь, а не с теми, с кем удобно (лучше, правильнее), тогда твое существование обретает смысл.

— Заключение

Ведь если я живу, значит, в этом определенно есть смысл. И не обязательно его знать, чтобы быть счастливым. Со временем понимание жизни придет само собой, если вы будите заниматься саморазвитием и всегда стремиться стать лучше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о поиске смысла жизни и личностного самоопределения вольно либо невольно, рано или поздно возникает перед каждым индивидом.

Смысл жизни является важным ориентиром, определяющим особенности поведения и направляющим судьбу человека. Суть данного понятия заключается в отношении личности к самому себе и к обществу в целом, к пониманию собственного места в обществе и к процессу осмысления социального значения своей деятельности. То или иное понимание смысла жизни способно определить всю линию поведения индивида, а также представляет собой тот нравственный стержень, который является основой моральных установок личности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Москва 2017

1. Личностное самоопределение в подростковом возрасте и его характеристика………………………………………………………………. …..4

2. Представление смысла жизни у современных подростков……………. 9

3. Жизненная перспектива в контексте личностного самоопределения подростка…………………………………………………………………………12

Вопрос о поиске смысла жизни и личностного самоопределения вольно либо невольно, рано или поздно возникает перед каждым индивидом.

Смысл жизни является важным ориентиром, определяющим особенности поведения и направляющим судьбу человека. Суть данного понятия заключается в отношении личности к самому себе и к обществу в целом, к пониманию собственного места в обществе и к процессу осмысления социального значения своей деятельности. То или иное понимание смысла жизни способно определить всю линию поведения индивида, а также представляет собой тот нравственный стержень, который является основой моральных установок личности.

Вопрошание о жизненном смысле не является праздным занятием, но является необходимостью. Пытаясь спрятаться от поиска жизненного смысла, личность удаляется от реализации себя в жизни. Ясно осознанные с юношеских лет жизненные смыслы могут вести человека в течении всей жизни как путеводная звезда, давать ему силу и энергию, способные преодолевать любые преграды. Поэтому проблема поиска смысла жизни и личностного самоопределения свое особое значение приобретает именно в подростковом возрасте.

Проблема поиска смысла жизни в подростковом возрасте очень актуальна так как, во-первых, не существует единого подхода к трактовке понятия смысл жизни; во-вторых, изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах современного общества влекут за собой ряд радикальных изменений и в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко выраженных у детей подросткового возраста.

Личностное самоопределение в подростковом возрасте и его характеристика

Подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, в этом возрасте встает проблема личностного самоопределения, выбора профессии, определения дальнейшего жизненного пути.

Личностное самоопределение лежит в основе всех других видов самоопределения (социального, профессионального, религиозного и других) и является новообразованием подросткового возраста. Одно из важнейших новообразований подросткового периода - личностное и профессиональное самоопределение. Оно подразумевает поиск смысла своего существования, устремленность в будущее, выбор профессии и т.д.

Л.И. Божович, характеризуя самоопределение, писала, что осуществляется оно, с одной стороны, через выбор профессии, а с другой - через поиск смысла своего существования.

Выделяются следующие этапы личностного самоопределения подростков.

В подростковом возрасте важной составляющей личностного самоопределения подростка является эмоциональная составляющая Я-концепции, самоопределение здесь происходит в основном на эмоциональном, рефлекторном уровне, действует прямая и быстрая связь эмоций и поведения.

Английский психолог Р. Берне выделяет в эмоциональной компоненте Я-концепции подростка три важнейшие для развития личности эмоциональных состояния:

Я-нравлюсь - чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям;

Я-способен – уверенность в способности к той или иной деятельности;

Я-значу (нужен) – чувство значимости, защищенности и сбоем круге общения, самоуважения.

Положительная, мажорная Я-концепция (Я-нравлюсь, способен, значу) способствует проявлению потребностей подростка в положительной сфере, эффективному ее развитию, успеху. Отрицательная, минорная Я-концепция (Я-не нравлюсь, не способен, не значу) в такой же степени ухудшает результаты, тормозит развитие или способствует направлению потребностей подростка в отрицательную сторону.

Мощными внешними факторами личностного самоопределения подростков выступают гуманно-личностно ориентированный подход, оценки учителя, отношение родителей, близких людей, отношение (мнение) значимых других, общественное мнение (класса), методы отрицательного стимулирования (принуждение, отрицательные отметки и оценки, негативизм воспитания, непонимание ребенка, не учет индивидуальных особенностей), методы положительного стимулирования (акцентирование положительного, авансирование оценки, свобода выбора, оптимистическая вера в ребенка, организационные формы обучения, педагогические средства повышения самооценки у детей в процессе школьного обучения.

Я-концепция является главным обобщенным субъектом самоопределения личности.

Таким образом, личностное самоопределение подростков представлено формированием на основе объективной самооценки отношения к себе, другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни.

Представление смысла жизни у современных подростков

Смысл жизни - это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью. И связано оно с удовлетворенностью основных, подлинных потребностей человека (или же со стремлением к такому чувству удовлетворения). Это чувство может быть, как осознанным, так и не осознанным до конца.

Подростковый период занимает важную фазу в ходе взросления, в общем процессе становления личности, формирования жизненного смысла и счи­тается критическим периодом онтогенеза.

Л.И. Божович и Л.С. Выготский отмечали, что в подростковом возрасте имеет место период отмирания старых интересов и развитие новых, происходит формирование смысла жизни, перестройка всех прежних отношений подростка к миру, самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Все это, в конечном счете, приводит к формированию жизненного смысла, то есть той жизненной позиции, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь.

Карпушина Л.В. указывает, что подростковый возраст является важным периодом в определении жизненного смысла, так как именно на этом возрастном этапе возникает такое новообразование, как самоопределение. Подростки осознают себя в качестве членов общества и занимают общественно значимую позицию. Формирование смысла жизни и самоопределение основывается уже не на мечтаниях, связанных с будущим, а на сложившихся интересах, с учетом возможностей подростка и внешних обстоятельств, связано с выбором профессии.

По мнению Лариной А.А., особую актуальность процесс самоопределения и становления жизненного смысла приобретает в подростковом возрасте. Важнейшим компонентом этого процесса является построение модели собственного будущего. При этом представления старшеклассников о своем будущем, являясь перспективным взглядом на собственную личность, опираются на осознание цели жизни и ее смысла.

В.Э. Чудновский подчеркивает важную роль учета своих особенностей подростком и возможностей в формировании смысла жизни. Рассматривая адекватность смысла жизни, автор отмечает важность такой его характеристики, как реалистичность, которая определяется соответствием смысла жизни, с одной стороны, объективным условиям существования, а с другой - индивидуальным возможностям человека. Наиболее ярко эта характеристика проявляется в профессиональном самоопределении у подростков. Профессиональные устремления, по мнению автора, не учитывающие своеобразие индивидуальных особенностей и возможностей подростка, способствуют формированию неадекватного смысла жизни старшеклассника, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам и негативно сказывается на всем процессе становления личности.

Образцом носителя высоких жизненных смыслов для детей любого возраста, особенно подросткового должен быть, прежде всего взрослый, родитель или учитель, в общении с которым и возможно зарождение у школьников представлений о смысле жизни, акме и затем их развитие и обогащение в период школьного ученичества.

Известный психолог Вайзер Г.А. утверждает, что только личность может воспитать личность. Основой такого воспитания является межличностное общение учителя и ученика. Но на практике оказывается, что именно такого общения с педагогами ребенку не хватает. На современном этапе развития общества среди возможных факторов, оказывающих влияние на становление смысла жизни у подростков и старшеклассников, на первом-втором месте оказываются воздействия родителей или собственный опыт, а общение с учителями устойчиво занимает одно из последних мест.

Таким образом, можно утверждать, что вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Особую значимость имеют проблемы смысла жизни вообще и своего существования в частности именно в подростковом возрасте.

Жизненная перспектива в контексте личностного самоопределения подростка

Становление идентичности предполагает процесс личностного самоопределения подростка, формирование мировоззрения и жизненной позиции относительно важных событий и явлений социального мира.

Исследователи, занимающиеся проблемой выстраивания жизненного пути и идентичности подростков, предлагают различные понятия для описания индивидуальных конструктов будущего.

Конечно, конструкты, предлагаемые исследователями, в существенной мере пересекаются и дублируют друг друга. Не так просто отграничить один уровень отношения к будущему от другого, что может привести к трудностям с сопоставлением данных разных исследователей. Вместе с тем они вполне определенно характеризуют личностные представления о будущем как одну из важнейших областей саморегуляции и самопроектирования жизни.

М.Р. Гинзбург указывает, что психологическое будущее по отношению к настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает его, а по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с ним, принимается как преемственность и развитие прошлого либо как его отвержение и отрицание. И то, и другое становится для подростка основой его личностного самоопределения.

Жизненная перспектива как составляющая жизненного пути личности, как сложное системное образование не является неизменной постоянной. Каждому качественно новому этапу жизненного пути должно соответствовать специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие - отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке.

Рассматривая особенности формирования жизненной перспективы подростков можно говорить о влиянии внешних и внутренних условий, способствующих или затрудняющих развитие данного феномена, приводящих к позитивной или негативной жизненной перспективе.

Процесс формирования жизненной перспективы подростков основывается на интеграции внутренних и внешних условий становления жизненной перспективы личности в ее целостных отношениях с окружающей действительностью. Под внешними условиями понимаются опосредованные отношения подростка с миром: природой, человеком, культурой, обществом.

В исследовании Л.Ю. Ковалевой выделяется следующий комплекс внешних условий формирования жизненной перспективы подростков в образовательном процессе:

1) организационные (позиция педагога и учащихся, этапы движения учащегося в образовательном процессе, формы и методы организации процесса планирования жизненной перспективы);

2) содержательные (виды деятельности учащихся - исследовательская, проектная, познавательная, принципы построения образовательного процесса, информационное обеспечение);

3) мотивационные (проведение тренингов для формирования мотивации совместной деятельности, организация ученических конференций, конкурсов по защите плана карьеры, презентаций проектной работы с целью формирования интереса учащихся к учебной и профессиональной деятельности).

Организационные, содержательные и мотивационные условия определяются, в первую очередь, образом желаемого результата – более высоким уровнем готовности подростка к построению положительной жизненной перспективы.

Внутренние условия построения жизненной перспективы подростков связаны с такими категориями как:

- система ценностных, смысложизненных ориентаций;

- возрастные особенности (сформированность ведущей деятельности, особенности самосознания, восприятия времени).

Как подчеркивает Л.А. Регуш, условием формирования таких составляющих жизненной перспективы подростков как жизненные цели и планы, является обогащение опыта познавательной деятельности. Развитие способности к формированию представлений о будущем осуществляется в единстве с расширением круга знаний, опыта чувств, с развитием словарного фонда, пониманием связей и отношений между явлениями окружающего мира. Существенное влияние оказывают качественные особенности познавательных психических процессов: развитие чувствительности, свойств восприятия, развитие обобщенности и систематизированности представлений, качеств мышления и речи.

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс формирования жизненной перспективы личности, процесс становления основных структурных элементов жизненной перспективы основывается на интеграции внутренних и внешних условий.

Вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Особую значимость имеют проблемы смысла жизни вообще и своего существования в частности именно в подростковом возрасте. Личностное самоопределение подростков – это формирование на основе объективной самооценки отношения к себе, другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни.

Подростки, имеющие содержательные увлечения, в относительно большей мере определились со смыслом жизни и выбором профессии – одни из них предпочитают профессии, связанные с искусством, а другие – иные специальности. У подростков, увлеченных лишь общением, такой определенности нет. Показатели осмысленности жизни у подростков с содержательными увлечениями тесно связаны между собой, образуя органичное единство, а у тех, кто интересуется только общением, эти показатели имеют между собой мало связей. Наконец, у подростков, не имеющих содержательных увлечений, выявилась обратная связь между показателем уровня внутренней свободы и показателем уровня самоопределения. Все это говорит о действительно ключевом, важнейшем месте увлечений и интересов в развитии личности подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2011. – 195 с.

Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: АСТ, 2009. - 312 с.

Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.: Академия, 2013. - Т.4.- С. 244-269.

Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 24.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: АСТ, 2010. - 196 с.

наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 5-15.

Лебедев Н.В. Самоопределение подростков / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 2. - С. 73-84.

Леонтьев А.Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Академия, 2013. - 156 с.

ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 5-11.

Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. - 2005. - № 2. - С. 74–80.

Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 3–15.

Читайте также: