Смотрю по телевизору фильм слышится музыка как всегда красивая мелодичная сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Карточка-инструкция № 1. Приемы сжатия текста

Основных приемов сжатия информации – два:

  • обобщение частной информации;
  • исключение второстепенной.

Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением.

Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца: Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух!

хвалить, чтобы он слетел к ней. // Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.

Исключить же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал, в рассуждении – к основной проблеме.

Карточка-инструкция № 2. Порядок действий при написании изложения.

1. При первом чтении ничего не пишется, все усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Затем записывается план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и т.д., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

3. При втором чтении уточняются тезисы и заполняются оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.

4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. (Если в исходном тексте около 250 слов, в работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.)

6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.

Текст В. Астафьева.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (В. Астафьев)

  1. Прочитайте текст. Определите тип речи текста. (Рассуждение с элементами повествования и описания).
  2. Из скольких частей состоит текст?
  3. В 1 и 2 части выделите только то, без чего нельзя понять смысл текста. В чём особенность 1-й части текста?
  4. Что отличает 3–5 части текста? Почему автор избирает такую структуру текста?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей. – 75 слов.

(Сложность работы над этой частью заключается в том, что в повествование вклинивается описание).

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано. – 64 слова.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. – 74 слова.

(С этой части начинается рассуждение, что должны отметить учащиеся. Содержатся тезис и аргумент.)

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. – 54 слова

(Учащиеся должны отметить ещё один аргумент.)

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. – 64 слова.

(Завершение рассуждения. Вывод.)

Если подсчитать количество выделенных ключевых слов и фраз, то получится приблизительно 90 (исходный текст состоит из 330 слов).

Наряду с предложенными выше заданиями (если текст воспринимается на слух, то и вместо некоторых из них) можно предложить девятиклассникам выделить основные мысли каждой из частей, составить и записать план или тезисы. Тезисы могут выглядеть так:

Следующим этапом работы над текстом будет работа по установлению логических связей между отобранным при сокращении (сжатии) материалом.

Какой способ сжатия текста вы использовали при сокращении 1-ой части текста?

Как можно связать ключевые слова и фразы этой части?

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра. (22 слова)

В чём, по-вашему, видит автор особенность музыки Г.Свиридова? Как он это отмечает в тексте?

Какие грамматические конструкции поддерживают связь между абзацами?

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридоваесть звуки и нити соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждомвыразить их, не каждому дано.

Как можно связать ключевые слова? (Используем вопросно-ответную форму, вводные слова и союз)

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано. (28 слов)

Что изменяется в структуре текста в этой части?

Найдите тезис. Сформулируйте его.

Где содержится аргумент? Сформулируйте его.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой. (24 слова)

Сформулируйте второй аргумент.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово. (17 слов)

(Можно объединить 3-ий и 4-ый абзацы).

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (14 слов)

Запишите получившийся текст.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, красивая, мелодичная, мощно взмывает ввысь воскресающей силой. Крепнет мощь человеческая и земная, светит негасимая лампада добра.

Решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Почему? По- моему, есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, звучащие в каждом, а выразить их не каждому дано.

Музыка – самое дивное создание человека. Люди плачут от соприкосновения с прекрасным, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой.

Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, переняв у природы звук, сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что не даёт человеку одичать. (105 слов)

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью соглас мнением Ильи. Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного.

Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте “……

” М. Пришвина написания слов

“……”, “……” основаны на морфологическом принципе, а, например, “……” и “……” – пишутся в соответствии с традиционным. Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

Я полностью соглас мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих.

А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить все, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто

воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них. В тексте…. написание, например, слова “….” связано с орфографическими правилами: 1 правописание приставок ПРЕ – ПРИ – и 2 проверяемая гласная в корне.

Согласно первому правилу, в значении “приближение, присоединение” в слове пишется приставка ПРИ-.

Согласно второму, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: ……. Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать родной язык и самого себя Пример Сочинения по такому тексту Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом, накатывающимся на землю, опадающим на нее.

3Но на самом исходе звука, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскрешающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, все еще светит впереди путеводной звездой. Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова.

Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского не каждому дано. Музыка, быть может, самое дивное создание человека. 8Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.

9Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, ко в борьбе за существование человеком же и погублено. Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить.

Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы.

И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. По В. П. Астафьеву Сочинение Я полностью соглас мнением Антона.

Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить все, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.

В тексте В. Астафьева написание, например, слова “пребудет”” связано с орфографическим правилом “Правописание приставок ПРЕ – ПРИ-“, а еще в большей степени с лексическим значением слова.

Если мы напишем приставку при-, получим совсем другое слово: прибудет – значит “приедет, окажется в нужном месте”. Как и в к

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым. гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывае ввысь, к небу воскрешающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что эта музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского .вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка,быть может ,самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас ,тревожит и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от прикосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чмстое, дивное соэдание в себе, что было задумана природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле.

Музыка и иприрода - это самое верное, святое и незменное, что осталось с человеком и недаёт ему окончательно одичать. (В. Астафьев)

- научить точно использовать языковые средства связи предложений в тексте.

- развивать умение определять тему, идею текста;

- развивать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

- развивать умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- выработать навык взаимодействия в группе.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Нет ничего такого, что нельзя было

бы извратить плохим пересказом.

- Как вы понимаете эти слова?

- О чем же пойдет речь у нас на уроке?

- Для чего все это необходимо?

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы (в 19 веке оно носило название переложение) , без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека.

При подготовке к экзаменам учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового. Вот именно поэтому мы так основательно и тщательно подходим к вашей подготовке к экзамену.

Микротема, компрессия, сжатый, пересказ, вычленение, изложение.

- Составьте словосочетания с этими словами, объясните орфографию.

- Объясните лексическое значение этих слов.

- Подберите к слову компрессия синоним (сжатие).

- Что значит сжатое изложение?

Сжать – сократить, уменьшить в объеме.

- Что же нужно знать, чтобы грамотно сократить текст?

4 . Продолжите предложение.

Текст – это… группа предложений, связанная темой.

Тема - … о чем или о ком говорится в тексте.

  1. Обратимся к тексту (перед каждым учеником отпечатанный лист) В.Астафьева.

Смотрю по телевизору фильм. Слышится музыка, как всегда, красивая, мелодичная, с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь, к небу воскресающая сила. Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их, донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили . (В. Астафьев)

- Как можно определить тему?

1. По началу текста.

2. По ключевым словам.

3. По ключевым эпизодам.

4. По поступкам или размышлениям героев или самого автора.

5. По заглавию текста.

- Определите тему этого текста. Что вам помогло? Что такое ключевые слова?

Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

- Давайте найдем ключевые слова и фразы в тексте.

Смотрю по телевизору фильм . Слышится музыка , как всегда, красивая, мелодичная , с одним и тем же преобладающим мотивом, высоко начавшимся будто бы колокольным, протяжным звоном, неотвратимым, гибельным гулом накатывающимся на землю, опадающим на неё. Но на самом исходе звука, на последнем его пределе, мощно подхваченная оркестром, силой земной поддержанная, взмывает ввысь , к небу воскресающая сила . Крепнет мощь человеческая и земная , распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит , всё ещё светит впереди путеводной звездой братства и единения людей. – 75 слов.

Почему-то решаю, что это музыка Георгия Васильевича Свиридова . Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, но есть звуки и нити, соединяющие русского человека на русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения, да вот выразить их , донести до моря людского, вечно волнующегося и клокочущего под ветрами и бурями бытия, не каждому дано . – 64 слова.

Музыка , быть может, самое дивное создание человека , его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим,— той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит; и волнует. Люди плачут , слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным , казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. – 74 слова.

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить . Возникает крамольная! мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. – 54 слова

Музыка и природа — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать . Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. – 64 слова.

Если подсчитать количество выделенных ключевых слов и фраз, то получится приблизительно 90 (исходный текст состоит из 330 слов).

Основная мысль текста (идея) – то, что хотел сказать нам автор.

- Что помогает нам сформулировать идею?

1. Общая тональность звучания текста.

2. Настроение, вызванное прочтением текста.

3. Отношение автора к событиям, героям.

4. Наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.

Микротема – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

Микроорганизм – маленький организм.

Микрорайон – часть района.

Микроклимат – климат на небольшом участке земли.

Микротема – часть темы.

Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают ее. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Микротема выделяется в отдельный абзац. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Количество микротем в задании С1 ГИА – три. Число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении.

Читайте также: