Смешное и страшное на страницах повестей гоголя сочинение 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Главным героем является Вакула. Этот человек довольно талантлив, он кузнец, но еще и художник. Когда герой занимался росписью церкви, то там он нарисовал черта. Это изображение очень не понравилось настоящему черту, который летал возле Диканьки. От теперь Вакула для черта враг номер один. Хотя герой вовсе и не боится черта, а спокойно посрамляет его. В итоге черт был подчинен Вакуле, герой одолел мистического героя. Автор указывает читателю на то, что в Украине были такие традиции, которые приравнивали кузнецов к людям, которые могут устанавливать контакт с нечистой силой. Еще встреча с чертом могла быть вызвана тем, что мать Вакулы, летала с этим же чертом по небу. Также на этот счет намекал и Пузатый Пацюк, который напоминал Вакуле о черте за спиной.

Потом главный герой произведения исчезает. Жители деревни словно похоронили Вакулу, он для них умер. Все твердят, что молодой кузнец, возможно, лишился разума или хуже, повесился. Но, резко и внезапно Вакула снова появляется на хуторе. Он летал с чертом за черевичками и достал их. Подарок нравится Оксане и ее отцу Чубу. Девушка соглашается выйти замуж за Вакулу. Но, теперь Оксане и черевички не нужны. Она согласилась не из-за них. Девушка сильно испугалась, когда Вакула пропал. Девушка поняла, что нужно ценить тех людей, которые просто рядом.

Вариант 2

Это мистическая сказка. Рождество – это время чудес, время невероятных историй. Действие происходит в обычной украинской деревеньке. Накануне Рождества девчата колядуют. Они ходят по хатам, поют и танцуют. А люди дают им угощения.

А вот молодой парень Вакула, по совместительству кузнец в этой деревне, занят другими мыслями. Любимая девушка Оксана отказывается выходить за него замуж. Она согласна лишь в том случае, если он достанет черевички, которые носит царица.

Но как добраться до Петербурга, во дворец, к царице? А его мать Солоха, вдова, по совместительству ведьма, гонит самогон, поэтому, к ней захаживают местные мужики. Как и положено, ведьма водит дружбу с чёртом. Вот только они двоём решили пропустить по рюмашке, как в дверь постучали.

В деревне не знают, что Солоха-ведьма и что, она водит дружбу с чёртом, но мужики знают, что у неё самый лучший самогон. Поэтому, она прячет чёрта в пустой мешок из-под угля. Затем к ней на огонёк приходят местный староста, ещё по очереди парочка казаков. И она всех их прячет в мешки по двое. Только чёрт сидит в маленьком мешке один.

И тут домой приходит кузнец Вакула. Он видит стоящие в доме мешки и решает навести дома порядок перед Рождеством. Кузнец, силы ему не занимать, вытаскивает мешки на улицу. А сам продолжает думать над словами Оксаны. Он случайно обронил фразу про чёрта, который только и может ему помочь. Тот мигом выскочил из мешка и оседлал Вакулу.

У чёрта к Вакуле претензия по поводу того, что кузнец нарисовал его на стене местной церкви. Но Вакула изловчился и оседлал чёрта. И приказал ему лететь в Петербург. Мешки он бросает посреди дороги, где их и находят девчата. Они решают посмотреть, что наколядовал удачливый Вакула.

Девушки притаскивают мешки в хату и развязывают их. Каково же было их удивление, когда из мешков появляются не еда, а местные здоровые мужики. Они потрясены вероломством Солохи. Каждый их них думал, что именно он ей нравится больше других. А она обманула их всех.

Кто-то пускает слух, что Вакула то ли утопился, то ли повесился. Слух доходит до Оксаны. И она начинает корить себя за то, что отказала кузнецу. Второго такого парня в деревне нет. А кузнец прилетел на чёрте к дворцу царицы. Теперь ему надо попасть внутрь.

Тут ему попадаются земляки. Казаки собираются на приём к царице. Вакула уговаривает взять их собой. Чёрта он опять садит в мешок. Князь Потёмкин обещал познакомить царицу Екатерину Вторую с народом. Вот и пригласили казаков.

Вакула откровенно разглядывает убранство дворца. Когда царица спрашивает у казаков, есть ли у них какие просьбы, Вакула осмелился и попросил туфельки с её ножек для Оксаны. Царица заулыбалась и приказала дать Вакуле туфельки. Он хотел ещё побеседовать с ней, но чёрт в мешке стал шевелиться.

Вакула покидает дворец, садится верхом на чёрта и возвращается домой. Даёт чёрту хорошего пинка, и отправляется к Оксане. Конечно, девушка согласна выйти замуж за Вакулу и без черевичек. А с ними и подавно. Мораль сказки-повести – если любишь человека, нет необходимости испытывать его.

Сочинение на тему Ночь перед Рождеством Гоголя (5, 6 класс)

Снежные поля украинских плодородных степей, окружающие место действия его повести, возможно, до сих пор помнят самого писателя, проводившего время в подобных деревнях и хуторах.

Главный герой картины – кузнец Вакула. Он знаменит не только искусством работы с металлом, но и своими художественными навыками. Так, расписывая церковь, Вакула изображает поверженного в ходе битвы с Добром рогатого черта. Нечистый обиделся на кузнеца за изображение и тот затаил на Вакулу обиду, превратившись в злейшего врага.

История взаимоотношения черта и Вакулы комична. Православный христианин не боится бросить вызов нечистой силе. Недаром в народе считалось, что именно кузнецы могут наладить с нечистью контакт, что говорит о предрасположенности их встречи. Побеждая черта, Вакула заставляет его поработать на христианина. Они отправляются в Санкт-Петербург, чтобы попросить у Екатерины Великой черевички для своей возлюбленной – Оксаны. Именно гордость и высокомерие девушки заставляют влюбленного молодца вступать в сотрудничество с темными силами.

Исчезнув из деревни, кузнец будто бы умирает для каждого жителя хутора, по которому начинают ходить слухи о самоубийстве влюбленного и отвергнутого кузнеца. Однако, внезапно вернувшийся из Петербурга кузнец снова будто воскресает, предъявляя Оксане доказательства его любви и свою состоятельность – черевички самой императрицы.

Такое возвращение способно растопить душу любой девушки и Оксана соглашается стать женой Вакулы. Только осознав, что без кузнеца ей будет трудно жить, она начинает ценить его общество. Теперь ей не нужны даже подарки и она готова вступить в брак по любви. Только отсутствие близких людей показывает для нас их важность и значимость.

Также читают:

Картинка к сочинению Повесть Ночь перед Рождеством

Популярные сегодня темы

Однажды мы с Мильтоном отравились на охоту. Как обычно, собака учуяла след, но в этот раз повела меня в поле. Какое-то время пес настороженно принюхивался, а я тем временем подготовился

Основным персонажем произведения является Александр Коновалов, представленный писателем в образе странствующего босяка, отличающегося меланхоличностью натуры.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Николай Васильевич Гоголь - великий сатирик. Начал он свои творческие начинания с описания Украинских обычаев. Как и Пушкин, Гоголь считал, что писатель должен правдиво отображать реальную действительность. Если сравнивать Гоголя с Пушкиным, то отличительной особенностью гоголевского письма был юмор, переходящий в сатиру. Николай Васильевич считал, что нужно высмеивать недостатки общества.

Тонко и точно подметил Белинский : "Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте". 7 октября 1835 года Николай Васильевич просит Пушкина дать ему сюжет, либо смешной, либо не смешной и обещает, что сочинит комедию из пяти актов, которая будет смешнее черта. Так и зародилась реалистическая общественная комедия " Ревизор ".

"Скучно на этом свете, Господа!" - воскликнул Гоголь с грустной улыбкой, " смехом сквозь слезы ", рассказав комическую историю о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Гоголевский юмор также окрашивает и повесть " Старосветские помещики". " Миргород", " Арабески", " Мёртвые души", - едкая сатира на действительную реальность.

Все принципы сатирика Гоголя воплотились в комедии "Ревизор". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор говорит : "Я хотел собрать в кучу все дурное, что знал тогда в России, и за одним разом посмеяться надо всем". Сатира Николая Васильевича направлена на чиновничество и бюрократию. Во многом комизм писателя создаётся нелепостью и нелогичностью. Гоголь смеётся над всем уездным городом, над отдельными жителями, над пороками. Также автор использует литературный приём - постоянные оговорки главных героев. Смешное обнаруживается в той серьёзности, с которой относятся к своему делу персонажи. Смеясь над персонажами комедии, мы, говоря словами Гоголя, смеёмся её над их "кривым носом", а над их "кривой душою". Казнокрадство, взяточничество, корысть - все это Гоголь показал в "Ревизоре".

Николай Васильевич оказал огромное влияние на творчество Некрасова, Салтыкова - Щедрина. Я считаю, что самый значительный вклад Гоголя в русскую литературу-это тот особый юмор, " смех сквозь слезы".

Аватар

Существуют различные способы юмористического повествования. Некоторые из них использует и Гоголь для создания весёлого и лёгкого настроения, так привлекающего читателей произведения.

Неожиданные поступки героев могут создавать ко­мический эффект. Смешны попытки Солохи спрятать друг от друга в мешки своих гостей: чёрта, голову, дьяка и Чуба.

Забавны несоответствия в поведении героев. Диалог Вакулы и Чуба, не узнавших друг друга во время метели, вызывает улыбку.

Чуб, думавший, что пришёл к своей хате, слышит незнакомый голос, затем делает ошибочный вывод, что кузнец явился в чужую хату на свидание к жене соседа. Чуб начинает препираться и спорить, а Вакула его колотит. Их разговор, внешне напоминающий ссору, комичен и безобиден; он заставляет читателя рассмеяться.

Вся история, изложенная Гоголем и случившаяся перед Рождеством, скорее напоминает сказку. Она пронизана волшебством, поразительным жизнелюбием и предвкушением праздника.

Автор с любовью, неизменной теплотой и доброй усмешкой повествует о приключениях своих героев и надеется вызвать у читателей такие же чувства.

Аватар

Одним из самых смешных моментов в повести – это сцена в доме Солохи, когда она прячет своих посетителей в мешки. Сначала там оказался черт, затем казак Чуб, Голова села и даже духовное лицо – дьяк. Кузнец Вакула забирает все эти мешки и выносит на дорогу. Потом их найдут девушки и уж очень смешно и неожиданно получится, что из мешков вместо гостинцев вылезут Голова, казак Чуб и дьяк. Они как будто соревнуются, прыгая в мешках.

Только в фантастическом мире кузнец Вакула смог достать черевички для Оксаны. Используя помощь черта, он попадает в Петербург и там благодаря чарам попадает на прием к царице. Очень дерзкий поступок. За такое могут посадить в тюрьму или хуже того казнить. Но волшебство помогает Вакуле и царица не только не выгнала его, а выслушала, заинтересовалась и исполнила его просьбу.

Когда кузнец держал в руках черевички, то был самым счастливым человеком в мире. Он знал, что теперь Оксана ему не откажет, ведь он доказал свою любовь и выполнил ее задачу. Фантастические приключения не прошли даром, Оксана бросилась в объятия Вакулы и призналась в любви кузнецу. Ей не нужны были больше черевички императрицы, а только любовь такого хорошего парня. Эту пару ожидает долгое и счастливое будущее. Так, волшебство помогло соединиться двум любящим людям.

Аватар

Автор в сатирической манере критикует подобные человеческие пороки.

Аватар
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок внеклассного чтения

Обоснование

Культура направлена на развитие духовных начал в человеке и связана с удовлетворением его духовных запросов, проявлением творческих возможностей.

Празднование Года культуры в России предполагает не только приобщение школьников к художественным ценностям русской и мировой культуры, но и воспитание культурного человека. В этой связи трудно переоценить значение урока литературы в воспитании нравственности.

В центре внимания данного урока – удивительное явление гоголевского творчества, в котором всегда соседствуют смешное и страшное, при этом не противореча, а чудесным образом дополняя друг друга, помогая читателю постичь всю глубину авторского замысла. Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения через веру, любовь, красоту и творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к произведениям великого мастера.

Образовательные: 1.приобщение шестиклассников к творчеству Н.В.Гоголя;

2.расширение представлений о природе гоголевского смеха

Развивающие: 1.формирование умения самостоятельно добывать знания;

2.формирование умения анализировать и обобщать путем сопоставления произведений

Воспитательные: 1. воспитание позитивного отношения к людям, семье, близким через оценку поступков гоголевских героев;

2. осмысление общечеловеческих нравственных ценностей.

I .Мотивация. Эмоциональное введение в тему урока.

- Согласны ли вы с писателем?

- Что, по –вашему, дает ему право так полагать?

( Когда человек смеется, он выражает искренние чувства. Притворство в смехе всегда более заметно)

II .Осмысление. Переход к теме урока .

(Чуб, который в метель не может найти дороги к дому и не узнает своей хаты; незадачливые ухажеры Солохи, которых она прячет в мешках; вареники, сами собой залетающие в рот Пацюку; черт, который обжег пальцы, воруя месяц с ночного неба и др.)

- Подберите несколько выразительных и точных слов о смехе Гоголя. Какой он?

( Веселый, легкий, задорный, необидный)

Каким эпитетом характеризует Гоголь природу смеха? (светлый)

III .Проблемная ситуация.

(Проецируем на экран) «Гром, грохот, песни слышались тише и тише. Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха… и скоро все стало пусто и глухо.

- Откуда эта грусть? ( Когда человек остается одинок, вокруг него таится отчаяние, страх, злоба)

IV . Сравнительно -сопоставительный анализ.

1.Общая характеристика сюжета. Беседа с классом.

-Есть ли основания для сопоставления этих повестей? ( Да, сходство сюжетов)

- Как вы охарактеризуете сюжеты? Выявите общее. ( Молодой человек добивается любви юной красавицы. Для этого ему приходится пройти через испытания и даже прибегнуть к помощи нечистой силы.)

- С противоборством каких сил связан сюжет? (Добра и Зла, Жизни и Смерти)

- Запишите в тетрадях в 2 столбика слова ДОБРО и ЗЛО. Какие слова ассоциируются у вас с каждым из них?

ДОБРО ЗЛО

- Что за слова получились? (антонимы) Эти слова выражают то противостояние, которое является главным сюжетом всего творчества Гоголя, и не всем гоголевским героям удается выйти из этого конфликта достойно.

Вакуле удается победить черта, а Петру –нет. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сопоставим ключевые эпизоды повестей.

1-я группа . Сопоставьте описание ночи в повестях.

Чем необычна эта ночь?

Какую роль сыграла ночь в жизни главного героя повести?

(Ночь перед Рождеством веселая, задорная, полная смеха, шуток и веселых приключений, а купальская ночь грустная, страшная, жуткая, трагическая – ведь она содрогнулась от преступления Петра)

Учитель : Почему в одну ночь произошло чудо – пробуждение любви и раскаяние Оксаны, а в другую – страшное преступление? И на этот вопрос писатель дает ответ.

1.Чему посвящен каждый праздник?

2.Какая атмосфера царит в Диканьке? Почему? Охарактеризуйте ее жителей.

3.А каким видит Гоголь купальский праздник? Что за поверье связано с ним? Как относятся к нему жители хутора?

( В Диканьке атмосфера праздничная, яркая, ведь это последний день нечистой силы. Люди радуются, ликуют, поздравляют друг друга. А ночь на Ивана Купала сулит людям, сорвавшим цветок папоротника, огромные богатства, но это ночь разгула нечистой силы, поэтому нет ощущения праздника)

Учитель: Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает своего героя в дьявольскую пучину. Но почему не состоялось счастье Петра? Почему стала возможной сделка человека с дьяволом? (роковую роль сыграла алчность Петра, его желание разбогатеть) А откуда оно?

3-я группа . Сопоставьте Диканьку и хутор, где живет Петр.

1.Нарисуйте, как вы представляете себе эти места. Прокомментируйте свои рисунки.

2. На что обращает внимание автор, изображая Диканьку?

3.А каков хутор Петруся? Каково ваше главное ощущение?

Учитель: Почему же именно Петр становится жертвой Басаврюка? Разве легко решиться на кровь младенца? Почему Петр стал способен на это?

4-я группа . Сравните Вакулу и Петра.

1. В руках Басаврюка оказывается Пётр Безродный. Как вы думаете, почему Петра так прозвали?

2. Каким вы его представляете? Посмотрите, как он одет, как живет?

3.Почему именно он попадает под влияние Басаврюка? Верит ли он в возможность счастья?

4.Таков ли Вакула? Что его отличает от Петра? Какое он произвел на вас впечатление?

3. Беседа с классом .

-Давайте все вместе посмотрим, как сложились судьбы героев

2. Обрел ли счастье Вакула? (Да) Как сложилась его судьба?

V .Рефлексия. Беседа с учащимися.

Учитель: А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале нашего разговора.

- Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру- нет?

-Какие опоры видит Гоголь в жизни человека?

(Семья, Дом, Добро, Вера, Смех)

VI . Выводы учителя ( обобщение по уроку)

Нечистая сила, которая липнет к гоголевским бездомным странникам, восходит к язычеству. Но христианин Гоголь показывает читателю, что ни эти верования, ни обряды не могут защитить тех, кто отошел от людей, дома, своих корней. Спасение ему видится в том, что мы называем общностью, духовной близостью, радостном единением людей в любви к Богу и друг другу.

VII . Домашнее задание.


МБОУ СОШ № 3 г.Семенов Нижегородской области

Конспект урока литературы в 6 классе

Читайте также: