Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование; портрет М. Ю. Лермонтова, написанные на доске слова А.С. Пушкина: “Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”; толковые словари; цветные карандаши; тексты лермонтовских стихотворений (Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4 томах. – М. – Л.: АН СССР, 1962; Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. - Л.: Сов. писатель, 1989); запись романсов на стихи М. Ю. Лермонтова.

I. Слово учителя

(C элементами беседы).

– Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с прослушивания одного романса.

(Звучит один из романсов на стихи М. Ю. Лермонтова: “Ночевала тучка золотая” П. Чайковского (исп. гос. камерный хор Мин. культуры СССР), “Белеет парус одинокий” А. Варламова (исп. Е. Нестеренко), “Молитва” П. Булахова (исп. Е. Образцова), “Выхожу один я на дорогу” Е. Шашиной (исп. С. Лемешев и др.)

– Человека, на чьи слова написана музыка, мы нередко вспоминаем в этом году. Почему же именно сейчас столь часто повторяется имя М. Ю. Лермонтова?

(Слово ученика о поэте.)

– Да, в этом году исполняется 190 лет со дня рождения нашего великого земляка, но стихи его не устаревают, не уходят в прошлое, а привлекают внимание новых поколений. Какая же особенность лермонтовской лирики действует на нас просто завораживающе? (Эта же особенность присуща и произведениям А. С. Пушкина.)

(Работа со словарем – выявление значений слов “гармония”, “гармоничность”.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо.

Гармоничность – благозвучие, стройность; исполненный гармонии в сочетании чего-либо.)

П. Введение в тему урока.

– Эта гармония лермонтовских строк не случайна. Она достигается кропотливым трудом. Так, например, работая над поэмой “Демон”, поэт пишет шесть редакций произведения, неоднократно переделывая текст.

Сегодня мы попробуем приподнять завесу в творческую лабораторию М.Ю. Лермонтова, хоть в какой-то мере “последовать за мыслями великого человека”, попытавшись понять, чем же руководствуется поэт в процессе отбора слова от черновика к беловой редакции.

III. Анализ-исследование текстов.

– Для начала - хорошо известное задание. Перед вами – лермонтовская строфа с пропущенным определением. Попытайтесь подобрать на место пропуска подходящее, на ваш взгляд, прилагательное из предложенного ряда.

И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, – и ___ зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали.

Слова для выбора: дикий, хищный, каждый, дивный, гордый.

Учитель.

– У Лермонтова в черновике стояло слово “хищный” (М. Ю. Лермонтов 1962 т.2: 610), но в последней редакции он останавливается на варианте “горный”. Как по-вашему, что заставило поэта поменять прилагательное?

(Уточнение смысла. Изменение смысла от более узкого значения к более широкому.)

– Только ли над смыслом работает поэт? Попробуйте ответить на этот вопрос, работая с одной строкой данного контекста.

. Ревел, – и зверь, и птица.

– К какому выводу вы пришли?

(Первый вариант был точнее по смыслу. Второй – дал усиление зв. п. “р”.)

Вывод 1. Значит, выбирая в данном случае вариант определения, поэт в большей мере учел звуковой состав строки.

Учитель.

– Теперь обратимся к примеру, записанному у вас на карточке №1. Постарайтесь определить, какой из предложенных вариантов черновой, какой окончательный, и ответить, посоветовавшись в группе, что повлияло на предпочтительность выбора.

КАРТОЧКА №1.

(Окончательный выбор – “вечный” – сделан, возможно, под влиянием рифмующейся [“В очах людей читаю я”] и соседней [“Мне дал всеведенье пророка”] строк, которые “подсказали” вариант своим звуковым составом.)

Вывод 2. Мы видим, что выбор слова может быть мотивирован не только звучанием строки, в которой делается исправление, – на него могут влиять и соседние строки.

Учитель.

– Давайте теперь вернемся к строфе, записанной на доске. Задание остается прежним: мотивируйте замену, обратив внимание на строфу в целом.

(На выборе варианта “горный” сказалось влияние ключевой конструкции текста: “Терек прыгал. ” – “с гривой” – “горный зверь” – “глаголу вод его внимали”. Можно говорить о влиянии звукообраза строфы.)

Вывод 3. То есть правомерно говорить о том, что и звуковой состав строфы в целом оказывает влияние на выбор слова поэтом.

Общий вывод.

– Таким образом, в результате нашей работы мы убедились, что гармоничность лермонтовского стиха достигается не только за счет изменения или уточнения смысла слов, но и за счет звуковой гармонии. Возможно, именно поэтому его стихи так легко перекладываются на музыку.

IV. Эксперимент на синкретичность восприятия

Учитель.

– Мы с вами неоднократно обращались к работе над цветовой передачей анализируемых текстов, используя методику А. П. Журавлева. Следующее задание – карточка №2 – предназначено для группового выполнения. Перед вами контекст, который предстоит передать на оставленном месте с помощью цветных карандашей.

КАРТОЧКА №2.

Ужасная судьба отца и сына.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?

Учитель.

– Давайте посмотрим ваши рисунки.

Вот вариант с прил. “светлые” (мечты), а вот – с прил. “прежние”. Какое слово, по-вашему, позволило достичь большей однородности в цвете, большей гармоничности рисунка?

– А как вы думаете, какой вариант был выбран Лермонтовым для окончательной редакции?

Вывод 4. Можно сделать вывод, что Лермонтов, предпринимая замены, достигал не только смысло-звуковой, но и цветовой гармонии.

Учитель.

Итак, к чему же мы пришли на сегодняшнем уроке?

(В процессе правки вариантов стихов поэт не просто стремится к уточнению или изменению смысла слова, а ведет параллельную работу и над семантикой, и над звучанием слов, добиваясь и цветового соответствия. Как итог этой работы - та удивительная гармоничность лермонтовского стиха, которая позволяет легко заучивать произведения поэта.)

Прекрасным является время, проведенное в компании хорошей книги, или за изучением научных статей; ознакомлением с записанными речами и с эссе великих писателей, мыслителей, ученых. Не менее интересным можно назвать и прочтение их биографий, которое, вкупе с анализом наиболее значимых из их творений, дают возможность понять, как зарождались, двигались к своей совершенной отточенности их великие мысли.

Возьмем творчество М. Ю. Лермонтова – во многом новатор, этот юный гений, впервые вводит в русскую литературы ноты трагичного отчаянья,

Известно, что этот талантливый человек погиб на дуэли, не дожив и до 30-ти лет. Любой, кто хоть сколько-то знаком с его биографией и творчеством понимает, что в 1841 году этот мир преждевременно покинул великий писатель, поэт и новатор.

Но мотивы смерти присутствуют в стихах и прозе Михаила Юрьевича практически на протяжении всей его недолгой жизни. За годы до трагической дуэли он не только предчувствовал свою гибель, но и воспринимал это как закономерное явление, являющееся следствием той жизни, которую он вел. От ранних

стихотворений (“Выхожу один я на дорогу”, “Мой дом”, “Дума), и до наиболее крупного и в плане объема и в плане значимости прозаического произведения “Герой нашего времени” – везде прослеживается философия и мироощущение автора.

Он – человек с мнением и взглядами на жизнь резко отличающимся от своих современников; он – страдалец, родившийся не в свой век. Вместе с тем, он хочет оставить для потомков свои плодовитые мысли. Можно утверждать, что Печорин из “Героя нашего времени” в некоторой степени является отражением самого Лермонтова.

Оба юны, оба находятся в поисках смысла бытия. И автор, и его герой чувствуют себя чужими среди обычных людей. Им свойственна душевная боль и терзания и в детстве и в юности.

Поэтому вдвойне интереснее наблюдать явные параллели в жизни автора и его героя.

Схожие мотивы можно найти и в творениях А. С. Пушкина, однако Александру Сергеевичу свойственно было по-иному воспринимать окружающий мир, также как и место индивидуума в контексте всего, что есть и было на земле. Творчеству Пушкина свойственны мотивы любви, дружбы, стремлению к свободе; постоянно прослеживается жизнеутверждающее начало, восхищение женской красотой (и душевной, и физической). Написанный в довольно юном возрасте роман в стихах “Евгений Онегин” содержит в себе посыл о бесценности каждой человеческой жизни. О том, сколь важны в характерах людей такие качества как искренность и чистота.

А также, о том, что чувства захватывают власть над личностью. Эти же мысли проходят и через все остальные большие и малые произведения автора. Причем философия эта не стояла на месте, она развивалась с новыми работами А. С. Пушкина, находила новые, более совершенные формы выражения.

Способность подробно рассмотреть философию одного великого автора от того, как эта совокупность мыслей появилась в ранних произведениях и затем – развивалась в совершенные формы, является полезным и увлекательным времяпрепровождением.

Второй период Итогового сочинения - 3 февраля 2015 года.


Почему время называют лучшим лекарем?

Безусловно, время является лучшим лекарем, ведь зачастую ничего, кроме него, не способно подавить человеческую боль: как душевную, так и физическую. Любые другие средства являются лишь суррогатом: рана, сколь глубокой она бы не была, может зарасти лишь пройдя сквозь время.

Дом в понимании как вечной ценности, действительно, является крепостью: в нем можно защититься от невзгод суровой реальности и обрести спокойствие и постоянство. Однако это может быть актуально лишь с теми, кто, действительно, нуждается доме и созрел для такого счастья.


Помогает ли любовь понять себя?

Всю свою жизнь человек ищет себя, и помогает ему в этом множество факторов. К таким может относиться и среда, в которой он живет, и книги, которые с самого становления попадают к нему в руки, а также музыка и кино, собственные умозаключения, чувства – и многое, многое другое. Но, если рассуждать о чувствах, то сильнейшим и поистине прекраснейшим из них является любовь. Но способна ли именно она помочь человеку понять себя?

Каждый воспринимает любовь по-своему: кто-то считает, что это дар свыше, кто-то придерживается утверждения, что любовь основывается на процессах, происходящих в мозге – но все версии сходятся в том, что сам человек не властен над таким глубоким, и зачастую почти всевластным чувством.

Безусловно, любовь помогает понять себя как личность: она может выступать и в качестве лакмусовой бумажки, и в качестве хорошего толчка к действию, и, конечно, в качестве мудрого учителя.


Каким может быть путь к познанию самого себя?

Если человек все же решил вылезти из рамок обывательского существования и познать всю суть себя, ему, безусловно, нужно приложить к этому множество усилий. И если не в конце, то в середине этого долгого анализа он поймет, что тернист и тяжек путь к познанию самого себя, но зато неимоверно интересен.

Путь познания себя можно также олицетворить с поиском правды всей жизни, коим занимались многие герои бессмертной русской классики.

Путь к познанию самого себя может быть разным: коротким, если лень и страх становятся сильнее желания понять правду, и долгим, если желание обрести истину достаточно сильное и направлено в нужную сторону. И в любом случае, какой бы длины не был путь, будут встречаться сложности и, казалось бы, непреодолимые обстоятельства, переборов которые, можно обрести счастье.

Поистине прекрасным является время, проведенное за хорошей книгой или же серией книг, за научными статьями, эссе и лекциями интересных, великих личностей, заслуживших мировую славу своими трудами. Занимательнее этого может быть только изучение биографии этих личностей, анализ самых ярких их произведений, с помощью которого можно проследить путь от зарождения и до полного процветания величайших мыслей.

Умение проследить философию одной личности от самого её зарождения и до полного процветания, умение прослеживать самые главные её мотивы и наиболее важные и интересные мысли является не столь распространенным, однако оно дает своему хозяину, часы, месяца и годы занимательного времяпрепровождения.

Нам хочется вырасти оптимистами и с улыбкой смотреть на жизнь. Мы стремимся

На мой взгляд, великий человек постоянно чем-то одержим. Он не жалеет ни себя, ни других, может даже пожертвовать чем-то или кем-то ради поставленной цели. Он бывает

зачастую груб и жесток, трудно приходится с ним и его близкому окружению, да и врагам тоже не сладко.

Великие люди издавна привлекали поэтов и прозаиков, художников и музыкантов. Сами гении — те же великие, а интересоваться подобными, сравнивать всегда занимательно.

В творчестве великого поэта А.С. Пушкина большое место занимает образ не менее великого Петра I.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколибимо, как Россия…

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

Великий человек создал великий город, но какой ценой? Петр реализовал свой замысел путем совершения насилия над природой и людьми.

Во второй части поэмы мы видим Петербург — город окраин и нищеты:

Зрит Божий гнев и казни ждет

Увы! Все гибнет кров и пища!

Где будет взять?

И здесь перед нами жестокий самодержец. По его вине люди терпят стихийные бедствия. И наводнение в поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы Бог ему прибавить

Мне кажется, что такие люди, как Евгений, всегда уповают на кого-то: кто-то или что-то виноваты в том, что они не состоялись в жизни. Евгений в столкновении с природой не выдерживает, тогда как Петр, встречаясь один на один со стихией, побеждает ее, потому что мысли Великого человека — государственные, прогрессивные. Однако самого Петра тоже терзают сомнения:

Печален, смутен, вышел он

И молвил: «С Божией стихией

Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не допускает ни тени сомнения, ему известно все наперед. Такой герой, как Петр, придает нам уверенности в завтрашнем дне. И хотя нам известно, какой ценой построен город, все-таки мы понимаем, что Великий человек и мыслит по-великому, и поступки совершает великие. И спустя триста лет мы все более убеждаемся в этом. Ведь стоит же город Петра, ни войнам, ни стихиям не подвластен. Это прогрессивно мыслящий Петр открыл нам дверь в будущее. И опять вспоминаешь прекрасные строки Пушкина:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

2 вариант

Остановитесь на минуту и окиньте взглядом окружающий мир. Можете ли вы сказать себе, что ваша жизнь течет плавно? Есть ли у вас ощущение, что вы сами четко управляете ее ходом. Или иногда встречные ветры сбивают с курса ваш жизненный корабль, и он натыкается на подводные рифы?

Любой человек — это живая загадка. Он — совершеннейшее творение природы. Ни одно существо на нашей земле не обладает такой палитрой разума, как человек. Он создает себе преграды, подрывает землю под своими ногами, проваливаясь все глубже. Люди собственноручно окрашивают дни в яркие и радостные тона, а иногда в мрачные и серые. В последнем случае и жизнь их становится блеклой. Человек не должен быть один. Он должен распространять на кого-то любовь и, заглядывая в свою душу, находить отражение этой любви в себе самом. Но есть люди, неспособные любить, удерживать подле себя верных друзей, не стремящиеся добиться гармонии с окружающими:

Это слова героя М.Ю. Лермонтова — Печорина. И как же они созвучны с другими лермонтовскими строчками:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разочарование в жизни, скука, одиночество преследуют героя:

Сложный персонаж, совершающий подчас не совсем понятные поступки. Таков Печорин.

Мне кажется, если бы Лермонтов пытался создать какой-то идеал человека, он бы никого не заинтересовал. Ведь художник, рисуя прекраснейшее лицо, не боится самых глубоких теней, от них только жизненнее и загадочнее становится портрет. Печорин в романе показан живым, падающим, ошибающимся, путающимся и непоследовательным, колючим и по-мальчишески задорным, самоуверенным и сомневающимся одновременно. Он настоящая живая загадка. И многие из нас находят в герое свои черты. Мы такие же, как и он, подчас одинокие в кругу людей и потерявшие веру в лучшее.

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная А. С. Пушкин

Мы напишем - Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная А. С. Пушкин. Подсказки школьнику

Прекрасным является время, проведенное в компании хорошей книги, или за изучением научных статей; ознакомлением с записанными речами и с эссе великих писателей, мыслителей, ученых. Не менее интересным можно назвать и прочтение их биографий, которое, вкупе с анализом наиболее значимых из их творений, дают возможность понять, как зарождались, двигались к своей совершенной отточенности их великие мысли.

Возьмем творчество М. Ю. Лермонтова во многом новатор, этот юный гений, впервые вводит в русскую литературы ноты трагичного отчаянья, отрешенности, глубокой печали, дополненного рефлексией и циничным отношением к жизни.

Известно, что этот талантливый человек погиб на дуэли, не дожив и до 30-ти лет. Любой, кто хоть сколько-то знаком с его биографией и творчеством понимает, что в 1841 году этот мир преждевременно покинул великий писатель, поэт и новатор.

Но мотивы смерти присутствуют в стихах и прозе Михаила Юрьевича практически на протяжении всей его недолгой жизни. За годы до трагической дуэли он не только предчувствовал свою гибель, но и воспринимал это как закономерное явление, являющееся следствием той жизни, которую он вел. От ранних стихотворений (Выхожу один я на дорогу, Мой дом, Дума), и до наиболее крупного и в плане объема и в плане значимости прозаического произведения Герой нашего времени везде прослеживается философия и мироощущение автора.

Он человек с мнением и взглядами на жизнь резко отличающимся от своих современников; он страдалец, родившийся не в свой век. Вместе с тем, он хочет оставить для потомков свои плодовитые мысли. Можно утверждать, что Печорин из Героя нашего времени в некоторой степени является отражением самого Лермонтова.

Оба юны, оба находятся в поисках смысла бытия. И автор, и его герой чувствуют себя чужими среди обычных людей. Им свойственна душевная боль и терзания и в детстве и в юности.

Поэтому вдвойне интереснее наблюдать явные параллели в жизни автора и его героя.

Схожие мотивы можно найти и в творениях А. С. Пушкина, однако Александру Сергеевичу свойственно было по-иному воспринимать окружающий мир, также как и место индивидуума в контексте всего, что есть и было на земле. Творчеству Пушкина свойственны мотивы любви, дружбы, стремлению к свободе; постоянно прослеживается жизнеутверждающее начало, восхищение женской красотой (и душевной, и физической). Написанный в довольно юном возрасте роман в стихах Евгений Онегин содержит в себе посыл о бесценности каждой человеческой жизни. О том, сколь важны в характерах людей такие качества как искренность и чистота.

А также, о том, что чувства захватывают власть над личностью. Эти же мысли проходят и через все остальные большие и малые произведения автора. Причем философия эта не стояла на месте, она развивалась с новыми работами А. С. Пушкина, находила новые, более совершенные формы выражения.

Способность подробно рассмотреть философию одного великого автора от того, как эта совокупность мыслей появилась в ранних произведениях и затем развивалась в совершенные формы, является полезным и увлекательным времяпрепровождением.

Читайте также: