Сочинение про кикимору музыка 5 класс

Обновлено: 23.07.2024

Цель: сформировать наиболее полное представление о Кикиморе через слово, музыкальную речь и изобразительное искусство.

  1. дать определение жанров сказания и симфонической миниатюры как одного из направлений связи музыки и литературы;
  2. провести анализ сказания о Кикиморе, познакомить с личностью композитора Лядова и его симфонической миниатюрой “Кикимора”;
  3. развивать мышление, память, логику, чувство литературного и музыкального вкуса у учеников;
  4. воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Оборудование: иллюстрации с изображением Кикиморы, музыкальный “цветик – семицветик”, аншлаги “симфоническая миниатюра”, “партитура”, учебники литературы (авторы – сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова) и музыки 5 класса (авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), рабочие тетради, изображения Кикиморы, запись симфонической миниатюры Лядова.

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока:

А) прослушивание музыки Лядова “Про старину”, вступительное слово учителя;
Б) фронтальная беседа о славянской мифологии и образе Кикиморы;
В) чтение и анализ сказания, словарная работа;
Г) прослушивание и анализ музыкального произведения.

Организационный момент.

Звучит фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”.

Учитель музыки:

Только что прозвучал фрагмент музыкального произведения А.К. Лядова “Про старину”. Как вы думаете, судя по мелодии, чуму будет посвящен наш урок?

Предполагаемый ответ:
мы будем говорить о чем – то таинственном, мифическом, загадочном.

Учитель литературы:

На одном из предыдущих уроков литературы мы с вами говорили о мифологии древних славян. Давайте вспомним некоторые подробности:

Предполагаемый ответ:
Жанр устного народного творчества, в котором отражены представления народа о возникновении земли и неба, природных явлений и т.п.

– Каких богов древних славян вы знаете?

Предполагаемый ответ:
Перун, Макошь, Даждьбог и т.п.

– Какие мифологические существа продолжают жить в фольклоре до сих пор?

Предполагаемый ответ:
Кощей Бессмертный, Марья – Моревна,
Баба – Яга, Леший, Кикимора и т.п.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из интереснейших образов славянской мифологии – Кикиморе.

– Кто такая Кикимора?

– Как она выглядит? Чем занимается?

Прочитаем ее характеристику в учебнике литературы на странице 108 и в учебнике музыки на странице 19.

Вот как дается описание Кикиморы в справочной литературе: “Кикимора (“шишимора, мара”) в русских поверьях малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем”.

Запись в тетрадь:

Кикимора от слов “кика” (головной убор с рогами) и “Мара” (воплощение зла) – мифологическое существо женского пола, желающее людям зла.

Давайте познакомимся с народным представлением Кикиморы, прочитаем сказание русского народа.

Дайте определение сказания.

Предполагаемый ответ:
Сказание – жанр УНТ, в котором сочетаются
черты сказки и мифа, он отражает представления
народа о сущности того или иного явления действительности.

Чтение сказания на странице 19 учебника музыки.

Какие слова показались вам непонятными?

Кудесник
Тешит
Кудель конопельная
Сучит пряжу пеньковую
Снует основу шелковую
Спознать

Какие мифологические герои встречаются в сказании?

Кто такой Кот Баюн?

Мифологическое существо – кот,
который рассказывал сказки,
пел колыбельные песни.

Как описывается Кикимора? Какие звуки издает? Чем она занимается?

Определите выразительные средства.

Запись в тетрадь основных эпитетов.

На сколько частей можно разделить сказание?

  1. Кикимора в детстве;
  2. взрослая Кикимора.

Докажите, что это произведение устного народного творчества?

Учитель музыки:

Это народное сказание стало основой для создания симфонической миниатюры А.К. Лядова “Кикимора”.

А.К. Лядов (1855–1914) родился и жил в городе Санкт – Петербург. С малолетства будущий композитор обучался игре на скрипке и фортепиано, увлекался чтением. Часто проводил время в театре, где работал музыкантом его отец. Став взрослым, А.К. Лядов работал педагогом в консерватории и писал музыку.

Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и многообразной связью с русской песней и поэзией. Это вокальная музыка – обработки народных песен, детские песни на народные стихи (прибаутки, шутливые сказочки, припевки, колыбельные, забавные обращения к дождю и морозу, песни о птицах и животных). Музыка их необычайно поэтична, искренна, полна душевного тепла. Всего Лядов обработал 150 русских народных песен.

Так же любовь композитора к народному творчеству, глубокое понимание его своеобразия и духа отразилось в создании так называемых симфонических миниатюр “Баба Яга”, “Волшебное озеро”, “Кикимора”.

Учитель музыки:

Запись определения симфонической миниатюры – небольшое программное сочинение для симфонического оркестра.

Давайте поиграем в композитора.

С чего бы вы начали сочинение музыки на основе данного сказа?

Предполагаемый ответ:
С определения темы и
составления плана, программы.

На какие образы вы обратили бы внимание в сочинении?

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника, Кот Баюн,
природа, хрустальная колыбелька
Кикимора.

Из сколько частей должно состоять ваше музыкальное произведение?

Партитура. Как она будет выглядеть?

Для четкого ответа пользуйтесь таблицей – музыкальным “цветиком – семицветиком” и таблицей “Симфонический оркестр”.

Опишите звучание первой части.

Предполагаемый ответ:
Царство Кудесника – медленный темп, минорный лад,
холодный тембр медных духовых инструментов.
Таинственная музыка, изображающая глушь,
недоступность для людей.

Показ варианта Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кот Баюн – темп мягкой колыбельной,
нежные добрые интонации, английский рожок.
Хрустальная колыбелька изображена челестой.

Разучивание колыбельной – вариант Лядова.

Предполагаемый ответ:
Кикимора в детстве – резкие выкрики
деревянных духовых инструментов: флейты и гобоя.
Капризные интонации.

Показ учителем темы на фортепиано.

Обратимся ко второй части. Как она будет звучать?

Предполагаемый ответ:
Быстрый темп, раздел начинается с темы Кикиморы, ее суетливого бега, который не прекращается. Ритм скачущий, колючие акценты, резкие мелодичные фразы должны создать образ злобного, пронырливого существа.

Какую работу выполняет Кикимора?

Предполагаемый ответ:
Прядет, снует. Ощущение плавности
должны создать струнные инструменты.

Какие инструменты помогут передать голос Кикиморы?

Предполагаемый ответ:
Духовые инструменты.

Какие из приемов музыкального развития – контраст, повтор, вариативность – помогли создать произведение?

Какой музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Предполагаемый ответ:
Использование интонаций, форма миниатюры.

Как композитор завершает свое сочинение? Почему? Как это показано в музыке?

Предполагаемый ответ:
Кикимора исчезает из виду. С ней исчезает и зло.
На фоне пиццикато контрабасов
звучит визгливый форшлаг флейты – пикколо.

Учитель литературы.

Почему Кикимора держит зло на весь род человеческий?

Итоги урока:

Какой из образов сказа запомнился вам больше других? Почему?

Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?

Предполагаемый ответ:
Оживила события, заставила пережить события,
глубоко их прочувствовать.

Заканчивается урок исполнением песни “Про сказку” музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

Дома ученикам предлагается изобразить Кикимору при помощи красок, подобрать строки из сказа.

Краткая история

Анатолий Константинович Лядов


Анатолий Лядов

Интересные факты



Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер - с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: