Сочинение на тему народ и интеллигенция

Обновлено: 05.07.2024

Трилогия “Хождение по мукам” — это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии — роман “Сестры” — он писал в 1919—1921 годах, II часть — “Восемнадцатый год” — в 1927—1928 годах, и III — “Хмурое утро” —в 1939—1941 годах. В “Хождении по мукам” встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа— в “Сестрах”— предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”. В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник верно передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе “Сестры” образы интеллигентов-либералов — адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу”. А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов — их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций. Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения — “бессоновское” и “телегинское”. В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного. С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью нравственная чистота — все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность — залог верного выбора пути — на стороне революции. Но в романе эти два мира — мир сестер и исторической жизни — пока существуют порознь. Главные герои романа “Сестры” — натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. “Идея России” и идея революции в “Сестрах” еще не соединены. Во II части трилогии — “Восемнадцатый год” — сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Основной пафос “Восемнадцатого года” — пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года — “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой. Заканчивается “Восемнадцатый год” картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе “Восемнадцатый год” — Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов. А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами — Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека — основной мотив последней книги трилогии “Хмурое утро”. В образах “Хмурого утра” брезжит не только “утро” военных побед, но и утро “Молодой России”, начавшей строить. Финал романа — картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в “Хмуром утре” А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным. Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший “главное” в революции — ее “науку, разум, дисциплину”. Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе “Хмурое утро” мы видим впервые глазами Даши. Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной. Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем. На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В “Хождении по мукам” впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.


Сочинение на тему: Революция 1917 года в произведениях А. Толстого





Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Народ и интеллигенция.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


­Народ и интеллигенция

Сpедь оплывших свечей
И вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев
И миpных костpов
Жили книжные дети,
Не знавшие битв,
Изнывая от мелких
Своих катастpоф

Интеллигенцию в романе представляет романтик Павел Мечик, который жаждет приключений, а когда видит реалии жизни, то дает слабину, показывая всю пустоту своего внутреннего мира. Удивительно показано автором, что мечты и идеалы, не всегда приводят к результату, а остаются лишь грезами. Вот и Мечик в своих иллюзиях, видя себя бравым воином и героем, не просто разочаровался, а пал в своих же собственных глазах.

Антиподом Мечика выступает Иван Морозов, который представлен человеком самоотверженным, храбрым и преданным своему делу. На протяжении всего произведения мы наблюдаем за становлением Морозки, сначала он предстает перед нами человеком, отчасти проявляющим наплевательское отношение. Ваня пьянствует, приворовывает и ведет разгульный образ жизни, ответственность тяготить его. Однако к концу же романа перед нами предстает полноценная личность. Ярко это становление представлено в эпизоде с переправой, когда Иван своим опытом и напористостью успокаивает людей и убеждает, что им не угрожает опасность.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Фадеев А. А. изображает интеллигенцию, как что-то избитое, и требующее реформы. В Мечике отождествлено все худшее и очень далекое от понимания настоящей жизни, того что действительно близко и необходимо простым людям. Получается, что интеллигенция, несмотря на романтизм и презентабельный вид, совершенно неприспособлена к простому существованию и обречена на исчезновение.

Кто это — интеллигент?


Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.

Интеллигенция – это определенный слой населения, занимающийся трудом, связанным с умственной деятельностью, творческой, группа людей, развивающая и распространяющая культуру. Раньше к этой группе людей относили учителей, врачей, художников, поэтов. Мое понимание интеллигентности заключается в следующем. По моему мнению, интеллигентным человеком является образованный человек, который способен умело пользоваться своими знаниями. Человек, который готов во всем помогать тем людям, которые находятся вокруг него. Этот человек делает все, чтобы окружающим его людям с ним было комфортно. Интеллигентный человек обладает такими качествами, как добросовестность, сострадание, галантность, обходительность, отзывчивость, гуманность, а также другие качества. Интеллигентом является культурный человек, посещающий театры и музеи, любящий родину. Человек, умеющий ладить с обществом, человек, который правильно воспитан, который уважителен к старшим. Тот человек, который может конфликтную ситуацию уладить без скандала, такой человек сохраняет традиции. У интеллигентного человека есть внутренний стержень, он не боится показаться слабым, помогая другим, таким человеком нельзя претвориться, это своеобразный образ жизни. Таких людей на сегодняшний день мало. Интеллигентный человек всегда выглядит собранным, опрятным, у него прибранная одежда. Он не позволит себе оскорбить женщину, в общественном транспорте он всегда уступит место дамам и старикам. Я полностью согласна с мнением Лихачева, я также считаю, что интеллигентность бессознательна, нельзя поступить интеллигентно, предварительно обдумав свои действия, это состояние души, поступки совершаются естественно, без предлога. Также я думаю, что в себе это качество можно развивать. Для того чтобы стать интеллигентом, сначала нужно перестать употреблять грубые слова, сделать свою речь культурной и вежливой, во время беседы нужно стараться выслушивать собеседника и не перебивать его. Читать больше книг, благодаря этому вы станете грамотнее, образованнее, у вас появится новая тема для разговоров, книги помогут учиться на чужих ошибках. Ведите себя лучше на улице, выслушивайте советы, давайте их другим. Станьте лояльнее и терпеливее к окружающим.
более месяца назад


Интеллигентности невозможно научиться только лишь слушая лекции, посещая курсы. Это сложная работа, требующая длительного и кропотливого труда в вопросе саморазвития. Потребуется большая внутренняя работа. Нужно быть требовательным к себе, если мы хотим достичь хороших результатов в этом вопросе.

Интеллигентность сочетает в себе максимум положительных моральных качеств человека. Такой человек не позволит себе лгать, причинять вред другому. Он уважает не только себя, но, в первую очередь, окружающих. И это уважение проявляется во всем: и в поступках, делах, и в словах. Получается, что это очень разноплановое понятие. Пожалуй, достаточно сложно встретить человека, который соответствовал бы этим требованиям, но нам нужно к этому стремиться, чтобы сделать мир лучше и интереснее.

Понравилось сочинение? По

Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы.

Дело в том, что недоброжелательная и злая реакция на окружающих, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Эстетично невосприимчивый человек – несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, который приписывает ему только дурные намерения, который всегда обижается на других, – такой человек омрачает свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Многолетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивым. Да, именно красивым…

Что значит быть интеллигентным человеком? сочинение-рассуждение

Сочинение на 5

И ведь действительно, для высокообразованного и интеллигентного человека с богатыми знаниями и высоким нравственным развитием неумение грамотно и лаконично выразить свои мысли равнозначно незнанию своего родного языка. Практически ежедневно нам приходится встречать людей, которые, то ли нарочно, то ли из-за необразованности коверкают слова, активно в своей речи используют жаргонизмы, вставляют везде, где только можно и нельзя слова-паразиты, и просто нарушают правила русского языка. Обычно такие люди отталкивают от себя образованных и развитых духовно людей, вызывая к себе лишь негативное отношение. А вот те, кто старается говорить красиво и правильно, наоборот вызывают большой интерес у окружающих, с ними хочется общаться, они располагают к себе и достигают в жизни очень многого.

В русском языке, ровно как и в любом другом языке мира, есть две формы: устная и письменная, в связи с чем правильное произношение и использование слов должно быть равнозначно грамотному и красивому письму. Абсолютно любой высокоинтеллектуальный, организованный разум предполагает использование в своей речи или письме глубоких и сложных мыслей. Если человек не умеет грамотно высказывать свои мысли и не стремится научиться этому, то он будет понемногу деградировать и путь к самореализации для него закроется.

Умение говорить отличает нас от других живых существ. Так зачем же использовать такой ценный дар, данный самой природой, в весьма бестолковых целях?

Размышления о народе и интеллигенции в большей мере, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской общественной жизни начала XX века. Но в прозе Блока, как это видно из того, что было сказано выше, отразились не только его попытки осмыслить общественную жизнь современности, но и то, что можно назвать его поэтической философией культуры. При этом в развитии и конкретизации философских тем Блока огромное и даже решающее значение имели стимулирующие их его “публицистические раздумья”.

мировоззрение Блока может быть названо философским лишь условно. Блок никогда не считал себя теоретиком и не был им. “Философского эго” я не имею, ибо не образован философски”, – писал он А. Белому. Поэтические образы, созерцания и лирические медитации преобладали у него над тезисами, выводами, доказательствами.

Его творческое сознание, ищущее адекватности выражения нового содержания жизни, как уже было сказано, не находило этой адекватности в системе общепринятых, автоматизированных (по крайней мере в его восприятии) понятий. Отсюда – стремление Блока выразить это не сводящееся к

логике содержание средствами ассоциативной, метафорической речи. В метафорические формы облекались и его философские размышления.

В прозе Блока мы находим и его высказывания, относящиеся к философии культуры, и его мысли о сущности искусства. Первые из наиболее характерных прозаических опытов Блока, напечатанных в журналах (рецензии на книги Л. Белого и Брюсова и статья о Вяч. Иванове), тесно соприкасаются с ранним периодом его лирического творчества с настроениями и символами “Стихов о Прекрасной Даме”.

Еще не выйдя из сферы “соловьевской” ориентации, Блок в этот период в своих критических выступлениях был далек от общественно-исторического мышления. Стиль мысли и словесную форму этих выступлений Блока можно условно назвать мистическим импрессионизмом (его не следует смешивать с импрессионизмом чисто эстетическим).

Процесс затухания мистических настроений юности привел к тому, что апелляции Блока к “душе мира” потеряли прежнюю напряженность и перестроились. “Ты в поля отошла без возврата”, – говорится об этом в его стихах. Представление о “женственной” сущности мира, при всей своей широте и зыбкости, казалось уже недостаточно широким и вместе с тем слишком эзотерическим, то есть не могло удовлетворить потребности расширяющегося и идущего навстречу общепринятым формам мышления сознания поэта. В прозе Блока появляется тогда новый универсальный символ, генетически связанный в ней с идеей “души мира”, по лишенный мистической догматизации: стихия.

О специфических явлениях стихийности, характерных для русской культуры начала века, и об отражении этих явлений в поэтическом сознании Блока уже говорилось в разделе о пути поэта. Здесь, в отличие от этого раздела, следует обратить внимание на то, что, объективному проявлению стихийности в творческом сознании и в поэзии Блока сопутствовала осознанная идея стихийности, проходящая сквозь его критическую прозу. Наиболее широко он развернул эту символическую идею (или “категорию”) в статье 1908 года “Стихия и культура”, в которой философски обобщается лирико-публицистическая тема доклада Блока “Народ и интеллигенция”. В понимании символической идеи “стихии” у Блока есть совпадение с толстовскими мыслями о стихийности (“Казаки”, “Война и мир”), с поэтической концепцией стихии в лирике Тютчева и вместе с тем с распространенным в начале столетия учением о “дионисийском” начале. “Стихия”, по Блоку, есть проявление мощных раскованных сил природы, человека и человечества.

Блок называл стихию “свободно парящей”, “не отрывающейся от земли”. “Стихия” у Блока – в отличие от “природы” у Руссо – вне категорий добра и зла. Она является источником жизненности и творческой энергии людей, которые к ней близки – “стихийных людей”, – и могучим врагом всего искусственного”, оторванного от стихии. Человек, по Блоку, борется со стихиями и любит их: “он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой”.

Представление о “стихии” сохранило свое значение в сознании Блока до конца его жизни. Блока влекли к “стихии” ее энергия, жизненность, ее единство с природой. Однако “стихия” в понимании Блока оставалась нейтральной по отношению к высоким духовным ценностям и к идее развития. Очевидно, представление о “стихии” самой по себе не могло помочь укреплению веры Блока в духовные возможности жизни, в ее движение к лучшему, – веры, которую не подавили характерные для него пессимистические наслоения.

Все это объясняет употребление Блоком другого символа, близкого по своему значению символической категории “стихия” и вместе с тем заметно отличающегося от не “музыка”.

Интеллигентность - это достаточно редкая черта характера в современном мире. Очень редко сейчас встречаются люди, которые действительно понимают, что значит этот термин и готовы ему соответствовать.

Однако, для того, чтобы ребенок рос интеллигентным усилия должны прикладывать родители, которые занимаются его воспитанием. Причем делать это нужно очень осторожно и аккуратно, постепенно рассказывая ребенку о том, как он должен себя вести и как нужно относиться к окружающим.

Для того чтобы вести себя интеллигентно нужно прежде всего, определиться с тем, кто на самом деле может считаться таковым человеком, в противном случае мнения будут ошибочными. Во-первых, интеллигентным можно назвать человека, который всегда соблюдает этикет. Такой человек всегда ведет себя вежливо и не откликается на поведение грубых людей, не вступая с ними в дискуссии.

Воспитанность и образованность тоже являются неотъемлемыми признаками хорошего человека, которого можно назвать настоящим интеллигентом. Однако, чтобы стать таковым не нужно перечитывать огромное количество книг и постоянно посещать музеи. Достаточно впитывать азы и потом успешно применять их на протяжении всей жизни.

Нужно научиться уважать не только самого себя, но и окружающих. В противном случае стать настоящим интеллигентом, с которым будет приятно общаться просто не получиться. Люди не будут тянуться к такому человеку, так как будет видна вся фальш и лживость, скрывающиеся под маской якобы хорошего человека.

Получить четко сформулированный ответ на тему того, кто же такой интеллигент на самом деле, практически невозможно. Все дело в том, что есть определенные критерии, но у большинства людей они могут несколько меняться. Так, очень часто признаки интеллигенции разделяются по половой принадлежности, что в принципе достаточно странно, так как быть такого точно не должно.

Любопытно, что интеллигентные люди были во все времена, но именно сейчас в современности они к сожалению перестали считаться достойными, поэтому это качество в человеке постепенно растворяется и становится менее заметным. Но как показывает история, человеку важно стремиться к тому, что быть идеалом самого себя. Иначе, он просто не сможет в конце своей жизни быть истинно благодарным за то, как он прожил жизнь и сколько положительных моментов у него было, ведь все это напрямую взаимосвязанные друг с другом вещи.

2 вариант

Интеллигентные люди достаточно редко встречаются в современном обществе. Многие люди даже не знают, какие критерии соответствуют этому термину, не говоря уже о том, чтобы поступать в соответствии с этим качеством.

Интеллигентные родители приложат все усилия для того, чтобы их ребенок впитал это качество. Они с осторожностью и аккуратностью будут обучать свое чадо, и постепенно прививать допустимые нормы поведения в обществе и навыки культурного общения с другими людьми.

Прежде, чем начать вести себя интеллигентно, нужно четко обозначить границы дозволенного. Необходимо определиться, где заканчивается интеллигентность, и начинается невежество. Для начала, интеллигентные люди всегда будут соблюдать правила этикета. Это вежливые люди, которые не отвечают грубостью на грубость и злом на зло. Они не вступают в прерии с грубыми и невоспитанными людьми, дабы не уподобиться им.

Интеллигентные люди отличаются еще и образованностью. Помимо перечитывания огромного количества книг и посещения всякого рода культурных мест, все узнанное из книг и исторических памятников они успешно применяют знания в повседневной жизни.

Хорошо воспитанный человек будет с уважением относиться не только к своим интересам, но и к окружающим людям. А не то, стать интересным собеседником и приятным человеком просто не удастся. Люди не тянутся к фальшивым и лживым, которые меняют маски вежливости и безразличия в зависимости от личной выгоды.

Четкую формулировку понятия интеллигентности сложно определить. Ясно одно, что это точно честный, вежливый, благородный и образованный человек, независимо от половой и расовой принадлежности, а также социального статуса. Остальные критерии каждый для себя определяет сам, в зависимости от воспитания и желания соответствовать.

Любопытный факт, что раньше интеллигентными людьми буквально кишело светское общество. Все старались соответствовать этому понятию. Сейчас же интеллигентов скорее считают слабаками. Им очень сложно жить в современном обществе, где наблюдается заметное падение нравов, и соблюдать свои принципы. Но люди не должны забывать, что каждый должен стараться стать лучше, хотя бы для самого себя. На старшем поколении лежит особая ответственность, ведь глядя на них, младшее поколение берет пример. Очень важно, чтобы этот пример был достойным.

Также читают:

Картинка к сочинению Интеллигентность

Популярные сегодня темы

Семья - мое самое любимое слово. Я часто смакую его на кончике языка, повторяю вновь и вновь. Особенно когда близких людей нет рядом со мной, когда я за тысячи километров от дома

Всю нашу жизнь нас окружает большое количество людей. Некоторые из них появляются на короткий срок, а другие сопровождают нас всю жизнь. Какие-то люди играют для нас малозначительную роль

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Читайте также: