Сколько критериев надо соблюсти чтобы получить зачет за итоговое сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок Дополнительные сроки
1 декабря 2021 года 2 февраля 2022 года 4 мая 2022 года

Тематические направления итогового сочинения

В 2021/22 учебном году утверждены следующие тематические направления итогового сочинения:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА-11 проводится для:

обучающихся XI (XII) классов;

иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ также может проводиться для:

лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;

лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

лиц, допущенных к ГИА-11 в предыдущие годы, но не прошедших ГИА-11 или получивших на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки.

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;

лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;

дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ПОВТОРНО ДОПУСКАЮТСЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) в дополнительные сроки в текущем учебном году:

обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):

обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

лицам, проходящим ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц;

лицам, участвующим в итоговом сочинении по желанию – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;

лиц со справкой об обучении, участвующим в итоговом сочинении по желанию — в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11.

Обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации
и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);

листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов) (при необходимости).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.

В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:

Рекомендуемое количество слов – 200.

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.


Начиная с прошлого года написание итогового сочинения либо изложения является необходимым условием для допуска учащихся 11-12-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (абз. 1 п. 9.1. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; далее – порядок проведения ГИА). В этом году выпускники школ будут писать его 2 декабря (письмо Рособрнадзора от 30 октября 2015 г. № 02-484). Также определены две запасные даты – 3 февраля и 4 мая 2016 года. Они устанавливаются для пересдачи сочинения (изложения) и написания его теми, кто не явился в декабре для выполнения работы или не завершил ее по уважительным причинам, подтвержденным документально (абз. 13 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

С учетом прошлогоднего опыта Рособрнадзор утвердил подробные методические рекомендации по подготовке, проведению сочинения (изложения) и оценке работ учащихся в 2015/16 учебном году (письмо Рособрнадзора от 1 октября 2015 г. № 02-448). Посмотрим, на какие моменты стоит обратить особое внимание выпускникам и как эксперты будут проверять и оценивать их работы.

Порядок проведения сочинения (изложения)

О порядке проведения выпускных экзаменов узнайте из материала "Государственная итоговая аттестация (ГИА). Единые государственные экзамены (ЕГЭ)" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Итоговое сочинение или изложение проводится в школах или в местах, определенных региональными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение или изложение организуется на дому (п. 1.4 методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования; далее – рекомендации для образовательных организаций).

Не позднее чем за две недели до начала проведения сочинения (изложения) учащиеся или выпускники прошлых лет должны подать в образовательные организации заявление для участия в нем (приложение 1, приложение 2 к методическим рекомендациям
по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения); далее – рекомендации для участников) и дать согласие на обработку персональных данных (приложение 3 к рекомендациям для участников). Таким образом, в этом году последний день подачи заявления и сопутствующих документов – 17 ноября.

Поскольку результаты итогового сочинения или изложения могут учитываться при поступлении в вуз, писать его могут, в том числе, выпускники прошлых лет, лица, получающие среднее профессиональное образование, граждане, обучающиеся в иностранных образовательных организациях, а также те, кто в предыдущие годы не сдавал ЕГЭ или получил неудовлетворительные результаты хотя бы по одному из экзаменов (то есть лица, окончившие школу со справкой). Полный перечень участников сочинения закреплен в п. 9.1 порядка проведения ГИА.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вместе с заявлением подают копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, инвалиды – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности, выпускники прошлых лет – оригиналы документов об образовании, иностранцы – оригинал документа об образовании с нотариально заверенным переводом. Напомним, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, граждане, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, те, кто учится на дому или нуждается в длительном лечении и находится в лечебных или реабилитационных учреждениях, могут писать по своему выбору изложение вместо сочинения (абз. 2 п. 9.1 порядка проведения ГИА).

Сочинение или изложение начнется в 10.00 по местному времени, продолжительность его написания составит 3 ч. 55 мин. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – 5 ч. 25 мин. При этом таких детей должны будут покормить, поскольку рекомендациями предусмотрено, что если продолжительность сочинения (изложения) занимает больше четырех часов, должно быть организовано питание его участников (абз. 2 подраздела "Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)" рекомендаций для образовательных организаций). Необходимо помнить, что время проведения инструктажа участников, заполнения регистрационных бланков и других подготовительных мероприятий не входит в продолжительность выполнения работы.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Во время проведения сочинения (изложения), кроме бланка регистрации и бланков записи, на столе участника могут находиться только следующие вещи:

  • ручка с чернилами черного цвета (гелевая, капиллярная или перьевая);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения. Участникам изложения, помимо орфографического, выдается толковый словарь. Пользоваться своими словарями нельзя;
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения) (приложение 4, приложение 5 к рекомендациям для участников);
  • черновики (выполняющим работу необходимо перенести написанное на них в бланки записи, поскольку сами черновики не проверяются).

Запрещается иметь при себе любые средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы или какие-либо письменные заметки.

Оценка сочинения (изложения)

Итоговое сочинение и изложение оцениваются не в баллах, а по системе "зачет"/"незачет". Получившие "незачет" учащиеся могут переписать сочинение или изложение, но не более двух раз в соответствующем учебном году. В этом учебном году, напомним, – 3 февраля и 4 мая 2016 года.

Оценивается сочинение или изложение по специально утвержденным критериям (приложение 6, приложение 7 к рекомендациям для участников). Однако перед тем, как приступить к оценке по этим критериям, эксперт определяет, соответствует ли работа требованиям к объему и самостоятельности выполнения. Так, если в сочинении меньше 250 слов, а в изложении меньше 150 (служебные слова: предлоги, союзы, частицы – тоже учитываются), за работу выставляется "незачет" без дальнейшей проверки. То же самое происходит, когда работа написана не самостоятельно, то есть списана у другого участника или из какого-либо другого источника (изложение – с исходного текста). При этом в сочинении можно прямо или косвенно цитировать фрагменты из произведений, но с обязательной ссылкой на источник, то есть указанием автора и названия (в свободной форме), и так, чтобы объем цитирования не превышал собственный текст.

Если работа отвечает требованиям и к объему, и к самостоятельности текста, эксперт переходит к ее оценке по пяти установленным критериям (см. таблицу).

Таблица. Критерии оценки итогового сочинения (изложения)

Аргументация. Привлечение литературного материала

Композиция и логика рассуждения

Качество письменной речи

Использование элементов стиля исходного текста

И для сочинения, и для изложения наиболее важны критерии № 1 и № 2. Чтобы получить "зачет" за всю работу, необходимо чтобы "зачет" стоял по обоим этим критериям и хотя бы по одному из трех других. "Незачет" по критерию № 1 для сочинения ставится, если работа вообще не соответствует теме или в ней не прослеживается коммуникативный замысел сочинения, то есть конкретная цель высказывания автора (утверждает ли он что-либо или, напротив, отрицает, одобряет или осуждает и т. д.). Изложение признается не соответствующим критерию № 1 в случае существенного искажения содержания исходного текста. "Незачетом" по критерию № 2 сочинение оценивается, если оно написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения только упоминаются в работе, но не становятся опорой для рассуждения. "Незачет" по критерию № 2 для изложения ставится, только если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

Что же касается, например, грамотности, то она тоже может быть далеко не идеальной для получения "зачета" – он не ставится только тогда, когда грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в работе, затрудняют чтение и понимание текста. Для объективности этого критерия Рособрнадзор определил максимально допустимое для получения "зачета" количество ошибок на 100 слов текста: пять для сочинения и 10 для изложения.

Чтобы сделать оценку работ по указанным критериям более понятной, Рособрнадзор привел рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений и изложений 1 (раздел "Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)"; далее – рекомендации для экспертов). Так, установлено, что при проверке работ учитываются следующие категории ошибок.

Фактические ошибки. Связаны с незнанием или слабым знанием текстов художественных произведений, их культурно-исторического контекста, а также неправильным или неточным использованием терминов и понятий. К ним относятся указание неверного времени создания произведения или жизни автора, неверное именование героев, ошибки в установлении причин и следствий событий и др. Фактические ошибки бывают грубыми и негрубыми. Грубая ошибка – когда ученик путает, к примеру, Татьяну и Ольгу Лариных, а негрубая (неточность) – если княжна Мери упоминается как княжна Мэри. Негрубые ошибки не оказывают существенного влияния на понимание текста, поэтому не могут служить основанием для выставления "незачета".

Логические ошибки. Представляют собой нарушение законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например при подмене одного суждения другим, неправильном делении текста на абзацы, установлении неверных причинно-следственных связей ("Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга") и др.

Речевые, в том числе стилистические, ошибки. К ним относятся ошибки в употреблении слов: тавтология (повторение близких по смыслу синонимов), использование слова в несвойственном ему значении, смешение лексики разных исторических эпох, необоснованное применение диалектизмов и просторечий и т. д. Также речевой ошибкой является однообразие синтаксических конструкций и использование такого порядка слов, который приводит к неоднозначному пониманию предложения. Анализ прошлогодних сочинений позволил Рособрнадзору выделить самые частые речевые ошибки:

  • неразличение паронимов. Например,употребление слова "взглянуть " вместо "заглянуть", "представили" вместо "предоставили", в результате чего получаются подобные предложения: "Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов" ("хищный" – "хищнический");
  • неправильный выбор синонима."Имя этого поэта знакомо во многих странах" (в данном случае нужно употреблять слово "известно");
  • нарушение лексической сочетаемости."Леонид вперед меня выполнил задание", "Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект").

Грамматические ошибки. Они выражаются, в частности, в неправильном словообразовании, нарушении согласования, управления в словосочетаниях, неправильном построении предложений с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений ("подскользнуться" вместо "поскользнуться" (использована не та приставка), "благородность" вместо "благородство" (не тот суффикс), заплатить за квартплату, удостоен наградой (не соблюдаются нормы управления в словосочетании). Наиболее типичные ошибки: в употреблении действительных и страдательных причастий ("Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста" (правильно – "стекавшие"), в образовании деепричастий ("Вышев на сцену, певцы поклонились" (норма – "выйдя"), неправильное образование наречий, в том числе под влиянием просторечий и диалектов ("Автор тута был не прав" (правильно – "тут")).

Орфографические ошибки – ошибки в написании слов. Их следует отличать от грамматических, то есть от неправильного образования слов. Среди орфографических ошибок выделяются негрубые, например ошибки в исключениях из правил, в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, в случаях раздельного и слитного написания "не" с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого. При подсчете две негрубые орфографические ошибки считаются за одну. Особые правила установлены для однотипных и повторяющихся ошибок Однотипными считаются ошибки, вызванные нарушением одного правила, если условия выбора правильного написания обусловлены грамматическими ("в армие", "в рощи" (вместо "в армии", "в роще"), "колят", "борятся" (правильно – "колют", "борются") и фонетическими ("пирожек", "сверчек" вместо "пирожок", "сверчок") особенностями слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Повторяющаяся ошибка – та, которая встречается в одном и том же слове или в корне однокоренных слов ("валнистый", "вална" ("волнистый", "волна"), "перегареть", "сгаревший" ("перегореть", "сгоревший"). Она считается за одну ошибку. Отдельная категория орфографических ошибок – графические ошибки. Это описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания ("рабость" вместо "радость", "полпа" вместо "толпа"). Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если их больше пяти на 100 слов текста, работа признается безграмотной, и по критерию "Грамотность" выставляется "незачет".

Пунктуационные ошибки – неиспользование необходимого знака препинания либо, напротив, употребление там, где его постановка не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Негрубые пунктуационные ошибки (замена одного знака препинания на другой, пропуск одного из сочетающихся знаков препинания) не имеют существенного значения для характеристики грамотности, поэтому при подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Правила же подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется, каждая ошибка считается за самостоятельную.

В рекомендациях Рособрнадзора приведены конкретные примеры анализа работ: отрывки реальных сочинений рассмотрены на соответствие тем или иным критериям. Кроме того, дан полный разбор двух полноценных сочинений.

Избежать "незачетов" по сочинению позволит грамотная подготовка к его написанию, способствовать которой, в частности, обязаны учителя в школах. Они должны научить детей и написанию сочинений, и анализу готовых текстов (с определением темы, выделением микротемы, оценкой выбранной лексики и т. д.). Рекомендуется проводить в течение года не менее трех контрольных сочинений, которые после проверки анализируются в классе по критериям оценки итогового сочинения. В частности, зачитываются самые удачные сочинения или их фрагменты, обсуждается, как можно их доработать (подобрать другие доказательства к тезисам, варианты вступления и заключения и т. д.). Кроме того, рекомендуется проводить индивидуальное собеседование с каждым учеником для обсуждения замечаний к его работе.

Несмотря на то что конкретные темы становятся известны не ранее чем за 15 минут до начала итогового сочинения, тематические направления, в пределах которых будут сформулированы темы для текущего учебного года, уже установлены: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы" (раздел "Особенности формулировок тем итогового сочинения" рекомендаций для экспертов), о чем учителя могут рассказать ученикам. При этом необходимо помнить, что любая тема подразумевает использование прочитанной художественной литературы для аргументации своей позиции. Можно использовать всего одно произведение, но так, чтобы его анализ помог раскрыть тему.

Что касается изложения, то процесс его проведения более сложен, поскольку в этом случае речь идет, как правило, об учениках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Поэтому при оценке работ глухих и слабослышащих учащихся необходимо учитывать основные положения специальной методики обучения русскому языку таких детей. Рособрнадзор приводит подробные рекомендации по их подготовке к изложению (подраздел "Подготовка к итоговому изложению" методических рекомендаций для экспертов) и анализ трех реальных изложений, в том числе одного, получившего "незачет".

Оценка сочинения вузами

Напомним, итоговое сочинение абитуриент может представить в вуз при поступлении. Последний вправе начислить за работу до 10 дополнительных баллов (абз. 3 п. 46 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год). Каждый вуз может самостоятельно определить процедуру расчета этих баллов, но Рособрнадзор утвердил для них рекомендуемые критерии оценки сочинения. Таких критериев 10, за каждый из них может быть начислено от 0 до 2 баллов. Подробно разъясняется, когда можно поставить максимальный балл, а когда он снижается. Например, нельзя поставить максимальные баллы за сочинение, в котором участник поверхностно рассуждает на предложенную или близкую к ней тему, привлечение литературного материала ограничивается лишь общими высказываниями по поводу художественного произведения или его пересказом, а использованная лексика однообразна. За каждое сочинение может быть начислено до 20 первичных баллов, поэтому утверждены и рекомендации по их переводу в 10-балльную шкалу.

Результат итогового сочинения действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. При этом выпускники прошлых лет могут написать сочинение, даже если они его уже писали и результаты до сих пор действуют. В этом случае такие граждане вправе предоставить вузам результаты сочинения только текущего года (независимо от того, хуже или лучше прошлогодних эти результаты), а результат итогового сочинения прошлого года аннулируется (раздел "Срок действия результатов итогового сочинения" рекомендаций для образовательных организаций).

Утвержденные Рособрнадзором рекомендации по проведению и оценке итоговых сочинений (изложений) более чем подробны и описывают действия всех субъектов, принимающих участие в этом процессе на всех его этапах. Однако требования к самим работам по существу не изменились – "незачет" ставится только при наличии большого количества грубых ошибок. При этом допустимое количество ошибок в сочинении (изложении) очень тревожит учителей. Так, еще в прошлом году председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы Роман Дощинский поделился с порталом ГАРАНТ.РУ своим мнением о том, что "зачет" за грамотность можно ставить только при наличии во всей работе не более пяти орфографических и пунктуационных ошибок, поскольку нельзя считать ребенка грамотным, если пять ошибок приходится на каждые 100 слов (то есть более 10 ошибок в минимальном тексте в 250 слов), как это рекомендовано Рособрнадзором.

С одной стороны, можно предположить, что учащиеся, сделавшие в работах много ошибок, но получившие "зачет" за сочинение или изложение, все равно вряд ли получат на ЕГЭ по русскому языку хорошие баллы. С другой стороны, такой не очень строгий критерий оценки грамотности (получение "незачета" по которому даже не является основанием для выставления "незачета" по всей работе) точно не способствует стремлению детей к ее повышению. Изменится ли позиция Рособрнадзора по этому поводу, узнаем в следующем году.

Итоговое сочинение 2020

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

Требования

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Критерии оценивания в школе

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

2. Надежда и отчаяние;

4. Гордость и смирение;

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Критерии оценивания в вузах

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Распространённые ошибки в сочинениях

Несоответствие теме

Отсутствие рассуждения

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

Пересказ текста вместо аргумента

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Логические ошибки

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Фактические ошибки

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Речевая безграмотность

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

Какая литература подойдёт для аргумента

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Предпочтения школьников vs Ожидания учителей

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.

Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.

Как искать литературу по направлениям

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Что делать, если на изучение литературы осталось мало времени

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.

Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

Что запомнить

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Здесь
можно ознакомиться
с инструкцией о порядке пользования системой "Электронный дневник"

В честь Дня защитника Отечества на базе Ставропольского президентского кадетского училища прошёл турнир по мини-футболу среди организаций Министерства обороны Российской Федерации Ставропольского гарнизона. В соревнованиях приняли участие 4 команды: сборная постоянного состава Ставропольского ПКУ, сборная кадет Ставропольского ПКУ, сборная сотрудников и кадет Аксайского ККК, команда 247 десантно-штурмового полка.

10 декабря 2021 года в России отмечалось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Он вошел в русскую литературу не только как поэт, но и как гражданин, беспрекословно преданный своей Родине. Произведения Некрасова воспевают труд простого крестьянина, высмеивают произвол власть имущих, призывают молодое поколение быть верным своему долгу, чести, отстаивать самые высокие нравственные идеалы.


Меньше полугода осталось до государственной итоговой аттестации, для выпускников - это время для подготовки к экзаменам. Воспитанники учебного курса 11-х классов Ставропольского ПКУ участвовали в общегородском репетиционном ЕГЭ по математике (профильный уровень). Профильная математика на Едином государственном экзамене - более высокого уровня сложности, нежели базовая, оценивается она, как и остальные предметы в системе ЕГЭ, по 100-балльной шкале.

В преддверии празднования Дня защитника Отечества на учебном курсе 5-х классов прошли соревнования по пионерболу. На спортивной площадке кипели страсти не меньше, чем на Олимпийских играх в Пекине. Все команды, а их было шесть, играли по круговой системе. Главным судьей соревнований был назначен воспитатель 5Г класса Сергей Александрович Жерлица, помогали судить игры кадеты 11 класса Иван Салженикин и Михаил Сухов.

Читайте также: