Урок по теме сочинение по теме зима

Обновлено: 07.07.2024

-Что за звёздочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.

-Напишите 25 по счёту букву русского алфавита.

-Не колючий, светло – синий,
По ветвям развешан…

-Вспомните название месяца, после которого по календарю начинается зима.

-Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.

-А с этой буквы начинается название нашего города.

-10-ая буква русского алфавита.

-6-ая из написанных вами букв.

Какое слово вы получили?

Верно. Мы сегодня будем писать сочинение. А тему вы определите сами, разгадав ребус.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку на тему:

Цели: учить детей словесно описывать зимнюю природу, развивать речь учащихся, расширять словарный запас ребят, развивать творческие способности учащихся, развивать образное мышление и орфографическую зоркость, воспитывать на любви к природе и прекрасному.

I . Организационно - мотивационный этап (1 мин).

Долгожданный дан звонок!

Зима, наш друг большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор весёлый, звонкий,

Поможет новое узнать!

II . Актуализация субъективного опыта участников (3 мин)

-Ребята, прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, я хотела бы спросить вас: какая пора года, на ваш взгляд, самая красивая?

-Правильно! Трудно ответить на этот вопрос. Что красивее: (показать указкой на картины) белый сверкающий снег или пестрый ковер осенних листьев, сочная зелень весны или разноцветные краски лета? По-видимому, всё хорошо и неповторимо. А вот о каком времени года мы будем вести речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, всё вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерёт. (Зима)

-Правильно! Когда всё бело от снега, мороз пощипывает покрасневшие щёки, а яркое солнышко совсем не греет – это зима, и говорить сегодня мы будем о зимней природе.

III . Целеполагание (2 мин)

- Сегодня мы продолжим разговор о зиме в нашей творческой мастерской.

На уроках музыки мы слушали произведения великих композиторов об этом восхитительном времени года, на уроках литературно чтения читали стихи и рассказы о зиме, на уроках изобразительного искусства не только рисовали это очаровательное время года, но и знакомились с картинами известных художников.

Скажите, пожалуйста, а вот сейчас на уроке русского языка как мы будем восхищаться зимней красотой, посредством чего?

-Правильно, молодцы! При помощи слов. А какой вид работы поможет нам словесно описать зимнюю сказку?

-Словесно описать красоту и волшебство зимней природы.

IV . Информационно - деятельностный этап (20 мин)

-Скажите, а какие виды сочинений вы знаете? (Описание, рассуждение, повествование).

-Как вы думаете, а какой вид сочинений мы выберем сегодня?

-Правильно, описание! А какие требования предъявляются к сочинению?

1-й ученик зачитывает памятку.

-Молодцы! (доска открывается)

Учитель загадывает загадки, а отгадавший пишет на доске отгадку и объясняет правописание.

1.Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга)

2.Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)

3.Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)

4. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

5. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло,

Скользко, весело, тепло. (Лёд)

6. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

-Ребята, а вы знаете как образуется снежинка? (При резком падении температуры водяной пар, содержащийся в воздухе, мгновенно замерзает и затвердевает. Получаются кристаллы-шестигранники необыкновенной тонкости и поистине волшебной красоты. Учёные изучили более 10 000 снежинок и не нашли среди них двух одинаковых. Это характерный пример бесконечных экспериментов над простой каплей воды.)

чародейка колючий хрупкая

Здесь царствует покой и тишина. Везде белое безмолвие. Деревья и кусты осыпаны инеем. Их веточки похожи на тонкое кружево. Землю покрыл лёгкий снежок, переливающийся бриллиантами. Тишина застыла в морозном воздухе. Лишь нежные снежинки закружились в воздухе и сели нам на парты. Они принесли нам свои задания.

Откройте, пожалуйста, глаза и выполните задания

Зима – снежная, сказочная, чудесная, прекрасная.

Снег – чистый, пушистый, мягкий, блестящий.

Снежинки – сверкающие, хрупкие, нежные, искристые.

Из отрывков стихотворений выписать наиболее яркие строки, характеризующие зиму.

1. А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

2. Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

4. На пушистых ветках

5. Здравствуй, русская молодка,

6. Все богатства белорусского пейзажа

В полное владенье нам даны.

Вьюжных дней серебряная пряжа

И алмазное сияние зари.

Вставьте в предложения пропущенные слова.

Пришла ….. зима. Пушистый снег укрыл поля, луга, ….. На реках и озёрах лёд прозрачный, как….. Ели и сосны стоят в снегу, будто надели ….. и ….. Деревья зима разукрасила инеем, точно …..

Это ….. время года.

-Итак, послушаем как выполнила работу 1-я группа, 2-я группа, 3-я группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

Карточки с опорными словами для написания сочинения, компьютер, проектор, экран

Цель: актуализация знаний, имеющихся у учащихся, вызов интереса к обсуждаемому вопросу

2 стадия – Осмысление новой информации. Цель: получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей;

продвижение от знания “старого” к “новому”.

III стадия – рефлексия: цель: размышление, рождение “нового” знания;

постановка учеником новых целей обучения

проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;

обучение в сотрудничестве (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);

использование интерактивных возможностей ИКТ;

исследовательские и игровые методы обучения;

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Возврат к ключевым словам,

Обращение к личному жизненному опыту.

Ответы на поставленные вопросы.

Сочинение , план, опорные слова.

Урок разработан по технологии развития критического мышления. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно- деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.

Цель урока: развитие письменной речи через составление текста по заданной теме

Задачи урока: - развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

Тип урока: обучающий.

Форма урока: традиционная, с элементами проектной деятельности

проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;

обучение в сотрудничестве (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);

использование интерактивных возможностей ИКТ;

здоровье сберегающие (2 физминутки) разного характера.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия : - прогнозирование темы урока - целеполагание урока - волевая саморегуляция при самостоятельной работе - осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. На протяжении всего урока использовала практические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: - фронтальная(на стадии вызова) - групповая ( составление синквейна) - работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся). При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля со стороны учителя. Урок прошёл в ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое. Активность и работоспособность ребят на уроке высокая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружелюбием, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Результаты урока я оцениваю как оптимальные для данной категории обучающихся. Поставленные цели и план урока удалось реализовать. Материал урока учащимися выполнен.

Конспект урока русского языка

Цель урока: развитие письменной речи через составление текста по заданной теме

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке развития речи учащиеся научатся самостоятельно работать с текстом, писать сочинение по заданной теме.

Цель урока: учить самостоятельно, составлять текст - повествование, описание, смешанного типа на заданную тему.

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- совершенствовать умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;

- обогащать словарный запас учащихся;

- зная отличительные особенности текстов разного типа создать свой текст определённого типа.

Горнакова Е.В. МБОУ СШ № 92 г. Красноярск

Урок русского языка в 4 классе.

Цель урока: учить самостоятельно, составлять текст - повествование, описание, смешанного типа на заданную тему.

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- совершенствовать умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;

- обогащать словарный запас учащихся;

- зная отличительные особенности текстов разного типа создать свой текст определённого типа.

Введение в тему урока.

На доске предметы: снежинки, ёлка в сугробе, горка, снеговик, птицы на кормушке …..

- Какое время года характеризуют эти предметы? (Все эти предметы связаны с зимой.)

- Если бы вы были художниками, какую картину вам захотелось бы нарисовать? ( Прозрачное голубое небо. Зимний лес. Деревья стоят в снегу. Снег везде: на ветках, на макушках, внизу. Под ёлкой сидит зайчишка.)

- Писатели видят эту картину по – другому. Прочитайте как.

На каждой парте лежат листы с напечатанными текстами. Дети читают тексты по вариантам (4 варианта).

1) Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят пре­лестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галсту­чек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица на­дела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

2) Зимний день. Около дома гуляют дети. Ванюша строит гор­ку. Антоша катит ком снега. Будет снежный дед. У Юли санки. Юля возит брата Петю. Стасик идёт на каток.

3) Вот, наконец, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благоприятный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускать на землю.

4) Снежная горка пестрела яркими курточками. Даже сквозь двойные рамы был слышен ребячий смех. Друзья Ванечки и Манечки катались с горки. Чьи-то санки мчались стрелой, чьи-то выскакивали из-под хозяев, чьи-то валились набок, — словом, жизнь за ок­ном была самая привлекательная.

А Ваня и Маня, замотанные шарфами по самые уши, уже третий час стояли у окна и шумно вздыхали.

- Какие по типу тексты вы читали? (Текст - описания № 3. Текст - описания и повествования №1, 4. Текст – повествования № 2.)

- Какой текст вам понравился больше и почему? (Мне больше понравился текст №1. В нём сочетается описание синицы, рассказывается, когда это произошло, ещё я узнал, что синицы едят сало.)

- Как вы думаете, на какую тему будем писать сочинение? (Мы будем описывать зимний день.)

2. Работа над сочинением.

- как я играл с друзьями на улице;

- как я был на экскурсии в зимнем лесу;

- каким я вижу один из зимних дней;

- прогулка по лесу…..)

- Какой будет ваш текст описание или повествование? ( Мой текст будет повествование и описание. Я хочу описать, что было в природе в этот зимний день и какой случай со мной произошёл.)

- Как по содержанию один текст будет отличаться от другого? ( В тексте описании нужно будет описывать природу или процесс, например, лепка снеговика, или как мы строили горку….. В тексте повествовании рассказываешь как прошёл зимний день.)

- Сколько частей будет в тексте? (Три части: вводная, основная, заключительная.)

- О чём нужно писать в водной части? (Когда и где произошли события, или когда это произошло, или начать с того, что пришла зима…)

- О чём вы будете рассказывать в основной части? (Как начался день, какая была погода, чем мы занимались в этот день.)

- Как можно закончить рассказ? (Выразить своё отношение к зимней природе, зимнему дню)

- Назовите прилагательные, которые вы употребите в тексте с существительными снег, деревья, небо, зимний день. ( Пушистый, серебристый, сверкающий, липкий, мокрый; заснеженные, белоснежные, раскидистые, могучие, стройные; прозрачное, чистое; морозный, хороший, ясный, прекрасный;)

- Какие глаголы вы будете использовать? ( Кружился, падал, слепил, застыла, залили, понравилось, играли, кормили, хрустят…)

3. Составление и запись сочинения.

Каждый ученик самостоятельно записывает своё сочинение. При написании сочинения дети пользуются словарём, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Несколько учащихся зачитывают свои сочинения вслух, если это необходимо исправляют ошибки, допущенные при построении предложений.

Читайте также: