Сочинение на тему мир художественных образов в лирике лермонтова

Обновлено: 02.07.2024

Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные. Однако можно выделить ос­новные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них – тема родины, сво­боды, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви.

Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.

Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема сво­боды. Она является определяющей во всей

его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода – это его муза, его идеал.

Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда – противополож­ность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворе­нии “Узник”, на мой взгляд, следует трактовать широ­ко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности. Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно.

Еще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова – вечное одиночество. Мотив одиночест­ва придает стихам поэта нотки

таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в сти­хотворении “На севере диком” одиночество трагично, безысходно.

Оно воплощено в образах сосны и паль­мы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лер­монтов часто использует и прием противопоставле­ния. В стихотворении “Тучи”, написанном перед отъ­ездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которо­му его изгнанничество приносит душевные страдания.

Но, наверное, самое “одинокое” стихотворение Лер­монтова – “Парус”. Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.

Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на ро­дине; одинок в своем несогласии с системой.

Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова. С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправед­ливого государственного устройства николаевской Рос­сии. Так, например, в стихотворении “Жалобы турка” поэт, проводя параллели между жестким турецким де­спотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует:

Там стонет человек от рабства и цепей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Но, пожалуй, наиболее открыто и дерзко звучит со­циальный протест в стихотворении 1841 года “Прощай, немытая Россия”. Лермонтов безжалостно обличает “па­шей” (снова параллель с турецким деспотизмом), клей­мит позором тех, кто этот позор заслужил. Однако нуж­но признать, что в этих строках слышится не только ос­корбительная ирония, но и глубочайшая скорбь.

Поэту небезразлична судьба “страны рабов, страны господ”, которая так несправедлива и неблагосклонна к нему.

Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к ус­тройству общества, он не может не любить родину. Эту “странную любовь” он выразил в стихотворении “Родина”, создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину.

Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привле­кают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит жи­вой отклик в его сердце.

Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления.

Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к “сла­ве, купленной кровью”, в стихотворении “Бородино” все же явно чувствуется гордость автора за славное прошлое своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излиш­него пафоса, ханжества и ура-патриотизма.

Тема родины в творчестве Лермонтова тесно пере­плетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт не­однократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема по­эзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и бор­цом за справедливость и свободу. В стихотворении “Поэт” (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжа­лу, висящему на стене.

Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ. Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать го­лосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин.

Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе про­рока. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить. В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Не такая ли участь уготована каждому, кто решит­ся заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произве­дений – стихотворением “Смерть Поэта”, в котором напрямую обвиняет “Свободы, Гения и Славы пала­чей” в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов:

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Лермонтов в литературе – личность. В своих сти­хах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь на­влечь на себя гнев властей.

Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пыл­кое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представля­ется возвышенным, даже идеальным:

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах…

Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщен­ный портрет лирического героя Лермонтова. Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справед­ливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствитель­ный, с богатейшим внутренним миром, человек гуман­ный и честный…

Все творчество Лермонтова – это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и за­ставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, – это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему.

Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные. Однако можно выделить ос­новные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, сво­боды, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви. Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.

Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на ро­дине; одинок в своем несогласии с системой.

Там стонет человек от рабства и цепей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

Лермонтов в литературе — личность. В своих сти­хах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь на­влечь на себя гнев властей.

Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пыл­кое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представля­ется возвышенным, даже идеальным:

Она поет — и звуки тают,

Как поцелуи на устах…

Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщен­ный портрет лирического героя Лермонтова. Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справед­ливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствитель­ный, с богатейшим внутренним миром, человек гуман­ный и честный…

Все творчество Лермонтова — это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и за­ставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, — это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему. Поэтому Лермонтов так любим, читаем и почита­ем русским народом.

Художественный мир м. Лермонтова уникален, ему присущи черты яркой, неповторимой индивидуальности. Его знают и ценят во всем мире. Одной из наиболее оригинальных, почти неизвестных до м. Лермонтова в отечественной художественной культуре тем, была тема "демона", в которой символически воплотилась идея несовершенства "мирового порядка", ведущего к трагическому одиночеству личности. В проблематике образа "демона" воплотилась поразительная прозорливость молодого поэта: более чем на столетие он претворял философские тенденции, в которых мотив одиночества и абсурдности бытия стали определяющими. Творчество лидера французского экзистенциализма ж. П. Сартра продемонстрировало всю глубину и важность этой проблемы человека xx столетия.

М. Лермонтов никогда не был в киеве, но именно киев стал городом, где образ "демона" не только получил свое развитие, но и обрел то новое воплощение в изобразительном искусстве и литературе, с которым перешел из века xix в век xx. В киевских работах художника-новатора михаила врубеля герой лермонтовской поэмы обрел зримые пластические очертания. В киеве сложился и замысел романа михаила булгакова "мастер и маргарита", где в условиях сталинского режима "демоническая тема" получила небывалую значимость и актуальность.

С приходом м. Лермонтова, м. Врубеля, м. Булгакова мировая культура, развивавшая различные направления образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию.

:Михаил лермонтов, михаил врубель, михаил булгаков. Они создали художественные образы исключительной силы, содержащие гордое противостояние богу. Каждому из них правомерно приписывали духовную идентичность с его художественным героем: в лермонтовском "демоне" голос героя сливается с голосом автора, пережившего "тоску, томившую его столько лет", в "демоне" врубеля - "иступленное томление" души, искавшей "небывалой весны", в воланде булгакова - мужество быть самим собой в самые "черные дни". В славянскую христианскую культуру имя михаил пришло из древней иудеи. В переводе на русский язык оно означает "кто как бог". Обращаясь к творчеству каждого из них, мы не только восхищаемся силой их художественного гения, мы благоговеем перед их готовностью преодолеть гигантские по размаху задачи, какие под силу разве что богу в дни творения. Впрочем, всякое созидание приравнивает человека к творцу.

Отзывы о лирике Лермонтова 9 класс

Образ поэта занимает особое место в лирике Лермонтова. Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создает художественный образ, отражающий действительность 30-х годов девятнадцатого века с ее трагическими противоречиями “наружного рабства” и стремлением к “внутреннему освобождению”.
Следуя традиции Пушкина, Лермонтов говорит об уникальности личности поэта, который непохож на окружающих его людей. Лермонтовский поэт тоже “сын небес”, томящийся на земле и тоскующий по небесным звукам. Однако небесное и земное в лирике Лермонтова противопоставлены более резко, чем у Пушкина.
В стихотворении “Ангел” речь идет о “младой душе”, возможно, душе поэта, которую ангел нес из небесных сфер на землю, “для мира печалей и слез”. Запомнив ангельские песни о блаженстве безгрешных душ в райских садах, эта душа долго томилась на свете, мечтая освободиться от земного плена.
Поэт Лермонтова, как и поэт Пушкина, осознает, что на земле он выполняет определенную миссию, возложенную на него самим Богом. Его назначение в современном обществе – быть пророком. Библейские пророки, водимые Божьим Духом, провозглашали истину, и Бог имел возможность говорить их устами. Лермонтовское стихотворение “Пророк” сюжетно продолжает одноименное стихотворение Пушкина. Получив дар всеведения и поручение от Всевышнего “глаголом жечь сердца людей”, поэт-пророк, верный своему призванию, начинает “провозглашать любви и правды чистые ученья”. Однако люди полностью отвергают его слово, побивают его камнями, и он вынужден, покинув человеческое общество, удалиться в пустыню. Так, используя легенду, Лермонтов говорит о трагическом противоречии, возникшем между поэтом и обществом в современном мире. Поэт как личность обречен на одиночество, непонимание и даже гибель.
В стихотворении “Смерть поэта”, написанном в 1837 году по поводу гибели Пушкина, Лермонтов показал реальную судьбу русского поэта, пережившего гонения, злобные насмешки светской толпы, предательство и безвременную смерть. В последних строках этого стихотворения говорится, что истинным убийцей поэта, направлявшем руку стрелявшего, было светское общество, та его часть, которая непосредственно приближена к трону царя. Именно они стали палачами “Свободы и “Гения”.
Собственные горестные переживания трагической неразрешимости конфликта между поэтом и светским обществом Лермонтов воплощает в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…”. Лирический герой этого стихотворения – поэт, осознающий себя абсолютно чужим в толпе, веселящейся на бале-маскараде. Его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, лишенные внутреннего содержания, человеческого тепла, любви, сочувствия. Его протест против этого общества выражается в желании “смутить веселость их”, бросив им в лицо “железный стих, облитый горечью и злостью”.
Итогом философских размышлений поэта о состоянии современного общества и судьбе того поколения, к которому принадлежал он сам, явилось стихотворение “Дума”. В числе недостатков и даже пороков, в которых он обвиняет современное ему поколение, упоминаются бездействие и бесплодие, равнодушие к добру и злу, рабская покорность перед властью.
Лермонтовский поэт – это романтический бунтарь, гордая, одинокая личность, противостоящая обществу и даже всему миру, страдающая от невозможности гармонически разрешить этот конфликт. Однако поэт полон желания обрести утраченную цельность мироощущения, соединиться с обществом. Вновь стать тем поэтом, которому “свет внимал в немом благоговенье”, вернуть былую власть и уважение людей к его “пророческой речи”.
В стихотворении “Кинжал” он выражает надежду на то, что поэтическое слово вновь станет силой, вдохновляющей и объединяющей бойцов для битвы. Однако в этой надежде есть доля скептического сомнения и неверия.
Ощущение гармонии, чувство единства с окружающим миром лермонтовский поэт часто находит в единении с природой. В отличие от человеческого общества, где царит злоба, тщеславие, гордыня, в природе все послушно воле творца, все находится во взаимном общении и любви. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” лирический герой преодолевает душевную боль, страдание, приобщаясь к покою и благости, царящей во вселенной. Общение с окружающим миром помогает ему преодолеть тягостное одиночество.
В редкие минуты просветленного сознания он счастлив, соединив небо и землю, преодолев трагическую разорванность земного мироощущения. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” поэт освобождается от тревожного ощущения в его душе, чувствует себя счастливым на земле, созерцая в небесах Бога.
В поздний период творчества одним из возможных путей преодоления конфликта поэта с обществом становится его обращение к народной стихии. В стихотворении “Родина” он говорит о любви, которая связывает его с родной землей, отчизной. Эту любовь он называет странной, несоответствующей общепринятым представлениям. Особенность лермонтовского чувства в том, что она носит демократический характер. Поэту доставляет наслаждение созерцать стихию народной жизни, погружаться в ее глубину.
В стихотворении “Бородино” поэт воссоздает портрет героического поколения богатырей 1812 года и противопоставляет их своим современникам. Повествование о славных событиях народной войны он поручает простому солдату, рядовому участнику Бородинского сражения, подчеркивая его мужество, самоотверженность, готовность жертвовать жизнью ради отечества.
Противостояние поэта и общества, воплощенное в лирике Лермонтова, оказалось неразрешимым. Обреченный на страдания в течение своей жизни он, как и Пушкин, трагически гибнет на дуэли, оказавшись жертвой клеветы и гонений со стороны светского общества. Однако эта гибель утвердила те духовные ценности, которые он отстаивал в жизни и воплотил в свой поэзии.

Читайте также: