Синтаксис показывает все слова и формы в их движении и жизни сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания. …

Основные понятия синтаксиса

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Предмет синтаксиса: синтаксис как раздел науки о языке.

​​​​ Синтаксис
— это раздел грамматики, который изучает связную речь.

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так же как все другие уровни языка — фонетика, морфология, лексика. Внешняя организация форм слов и синтаксических структур превращается во внутреннюю, содержательную сторону высказывания. Только синтаксический уровень обеспечивает выполнение коммуникативной функции языка как средства общения, т.е. при общении мы обмениваемся не звуками, не приставками, не лексическими изолированными (как в словаре) единицами, а целостными высказываниями, организованными по законам связной речи данного конкретного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил, определяющих построение разнообразных языковых конструкций. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь. Отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных всем и каждому законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

– раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, а также отношения между ними.
Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание (докоммуникативный уровень), предложение (коммуникативный уровень),
Также в языкознании выделяют словоформу как единицу синтаксиса, сложное синтаксическое целое и текст (единицы более высокого синтаксического уровня)

Словосочетание

Словосочетание – это два слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой они и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

Приведем примеры:

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Сочинение в сложном предложении

На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией. Особенности предложений:

  • выражают законченную мысль;
  • произносятся с какой-либо интонацией;
  • имеют грамматическую основу;
  • имеют маркеры границ: заглавная буква в начале, знак конца предложения на конце.

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по составу грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Виды сочинительной связи

По значению сочинительная связь подразделяется] на следующие виды

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра

). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем. числа однотипных синтаксических позиций ]
.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться. Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира. В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов. В-пятых, мне нравится, как он звучит, как много в нем слов, которыми мы можем выразить свои чувства и всё, что нас окружает. Я бы хотел знать значение каждого слова, чтобы моя речь была богатой и грамотной. Без знаний мне будет сложно общаться с друзьями, читать книги и сдавать экзамены. Поэтому они так важны для меня.

С высказыванием Р.А. Будагова о том, что синтаксис служит человеку, так как с его помощью происходит выражение мыслей и чувств, нельзя не согласиться.

Действительно, человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту К.Г. Паустовского.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке

Вариант 14 — сочинения 9.2. и 9.3.:

Синтаксис в литературе

эпифора


В литературе выделяют синтаксические способы выражения.

инверсия


Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

  • повторы,
  • нарушение порядка слов,
  • тавтология.

Синтаксис

К синтаксису также можно отнести комментарии, т.к. в разных языках они выделяются по-разному. Комментарий это обычный текст, который игнорируется на этапе компиляции. Комментарии нужны для пояснения кода, как себе самому, так и другим возможным его читателям. В C++ у нас два типа комментариев:


Предлагаем цитаты о синтаксисе, а также 14 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

СИНТАКСИС

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания.

Средства письменной речи:

- звучание слов передаётся с помощью букв,

- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,

- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,

- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.

В приведенном тексте (автора) широко используется……..

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру.

Эту фразу я понимаю так. У знаков препинания в русском языке множество функций. Одна из них – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки, при помощи которых выделяются такие конструкции, как обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; уточняющие члены предложения; вводные слова и предложения; обращения и междометия; прямая речь и цитаты; утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Приведу примеры из текста…..

Таким образом, высказывание Н.С.Валгиной справедливо.

Задание 9.1.

№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Про­ана­ли­зи­ру­ем грам­ма­ти­че­ский строй языка в тек­сте В. Дро­га­но­ва. Текст не­про­стой с точки зре­ния син­так­си­са: много ослож­нен­ных пред­ло­же­ний, слож­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций, слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний. Так, пред­ло­же­ние № 13 (Уви­дев Ба­буш­ки­на, все су­ро­во умолк­ли, и, когда он кив­ком го­ло­вы, улы­ба­ясь, по­здо­ро­вал­ся с нами, никто даже не взгля­нул на него.) — слож­ная син­так­си­че­ская кон­струк­ция, в со­ста­ве ко­то­рой части свя­за­ны со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью, что поз­во­ля­ет сфор­му­ли­ро­вать мысль емко, по­сле­до­ва­тель­но, ло­гич­но. Пред­ло­же­ние 25 (И наша жизнь пошла по дру­гой до­ро­ге, где всем боль­но и оди­но­ко, где нет тех, кто может под­нять упав­ших.) также яв­ля­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным с од­но­род­ным и по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. Вла­де­ние грам­ма­ти­че­ски­ми нор­ма­ми по­стро­е­ния пред­ло­же­ний поз­во­ля­ют их ав­то­ру осо­бой фор­мой по­вест­во­ва­ния при­вле­кать вни­ма­ние, про­из­во­дить впе­чат­ле­ние на чи­та­теля, за­став­ляя его ана­ли­зи­ро­вать, оце­ни­вать, ду­мать.

Таким об­ра­зом, вывод Ре­фор­мат­ско­го о том, что син­так­сис спо­соб­ству­ет вы­пол­не­нию язы­ком функ­ции об­ще­ния, оправ­дан.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.

Задание 9.1.

Таким об­ра­зом, вывод Шан­ско­го о том, что слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние по­мо­га­ет по­ка­зать вза­и­мо­связь между миром и нашим его вос­при­я­ти­ем, оправ­дан.

Задание 9.1.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми из тек­ста, что знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ют на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми, а зна­чит вы­ска­зы­ва­ние Л.Т. Гри­го­рян оправ­да­но.

В пред­ло­же­нии 27 при­ве­ден­но­го тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва (Пламя рва­ну­лось вверх мет­ро­вым язы­ком, сразу за­тре­ща­ли пе­ре­го­род­ки и сухие брёвна.) за­пя­тая ука­зы­ва­ет на гра­ни­цу ча­стей со­об­ще­ния. В пред­ло­же­нии 47 (Его фи­гу­ра от­бра­сы­ва­ла на землю огром­ную тень, он за­ме­тил её, обер­нув­шись, и сила вли­лась в него — он по­ка­зал­ся себе боль­шим и силь­ным.) между ча­стя­ми бес­со­юз­но­го пред­ло­же­ния ис­поль­зу­ет­ся тире, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на зна­че­ние след­ствия – одно со­бы­тие сле­ду­ет за дру­гим, яв­ля­ет­ся ло­ги­че­ским за­вер­ше­ни­ем преды­ду­ще­го.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить при­ме­ра­ми из тек­ста, что знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном пред­ло­же­нии ука­зы­ва­ют на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми, а зна­чит вы­ска­зы­ва­ние Л. Т. Гри­го­рян оправ­да­но.

Задание 9.1.

Пол­ные и не­пол­ные предложения раз­гра­ни­чи­ва­ют­ся по на­ли­чию или от­сут­ствию тех или иных не­об­хо­ди­мых членов пред­ло­же­ния с точки зре­ния структуры. Не­пол­ные предложения – это предложения, в ко­то­рых пропущен какой-либо член или груп­па членов предложения, обя­за­тель­ных по структуре. Их упо­треб­ле­ние делает речь ла­ко­нич­ной и динамичной, эмо­ци­о­наль­ной и выразительной, то есть экспрессивной, и поз­во­ля­ет избежать не­обос­но­ван­ных повторов. В них ис­поль­зу­ют­ся те слова, ко­то­рые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­щих предложений или по­нят­на из ситуации.

Таким образом, со­гла­ша­ясь с вы­ска­зы­ва­ни­ем лингвиста, можно сде­лать вывод о том, что пол­ные предложения и неполные, от­ли­ча­ю­щи­е­ся большей экспрессивностью, вы­пол­ня­ют в текстах различные роли, тем самым кон­ку­ри­руя друг с другом.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами.

Пер­вый абзац тек­ста сразу вво­дит нас в суть про­бле­мы, ко­то­рую в тек­сте рас­кры­ва­ет автор. В него вхо­дят про­стые пред­ло­же­ния – со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние ла­ко­нич­но­сти, с одной сто­ро­ны, и не­оспо­ри­мо­сти, с дру­гой, раз­мыш­ле­ний о маме.

Мы уви­де­ли, что пре­сле­дуя опре­де­лен­ные цели, автор по­вест­во­ва­ния сле­ду­ет опре­де­лен­ным за­ко­нам со­зда­ния тек­ста. Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать вы­ска­зы­ва­ние Со­лга­ник.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что сло­вар­ный запас и зна­ние грам­ма­ти­ки в со­во­куп­но­сти по­мо­га­ют нам пра­виль­но и ярко оформ­лять свою речь.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.

Эту фразу я понимаю так. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. Приведу примеры из текста……..

При­ве­ден­ный от­ры­вок из про­из­ве­де­ния В. Кра­пи­ви­на на­пи­сан от пер­во­го лица и может рас­це­ни­вать­ся как мо­но­ло­ги­че­ский текст. Герой рас­ска­зы­ва­ет нам о пе­ри­о­де своей жизни после пе­ре­ез­да в новый дом. Основ­ной мыс­лью, ко­то­рую он хочет до­не­сти до чи­та­те­ля, яв­ля­ет­ся мысль о том, что маль­чи­ку очень хо­те­лось иметь на­сто­я­ще­го друга, без ко­то­ро­го он чув­ство­вал себя очень оди­но­ко, хотя при­я­те­лей у него было много. Эта мысль, со­сре­до­то­чен­ная в пред­ло­же­ни­ях 27– 30, яв­ля­ет­ся сво­е­го рода вы­во­дом из мо­но­ло­га о дет­стве ав­то­ра, ко­то­рый пред­став­лен пред­ложе­ни­я­ми 1– 27.

Таким об­ра­зом, дей­стви­тель­но, мо­но­ло­ги­че­ская речь за­ча­стую вы­хо­дит за рамки од­но­го пред­ло­же­ния, что яв­ля­ет­ся до­ка­за­тель­ством право­ты вы­ска­зы­ва­ния Н. М. Шан­ско­го.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.

О чём говорил автор этого высказывания? Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует своих героев. Приведу примеры из ТЕКСТА…

От того, как и что че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Для пе­ре­да­чи речи ге­ро­ев в ху­до­же­ствен­ном тек­сте ис­поль­зу­ет­ся диа­лог. Диа­лог – это спо­соб пе­ре­да­чи уст­ной речи на пись­ме. В тек­сте П.С. Ро­ма­но­ва по диа­ло­гам ге­ро­ев можно со­ста­вить мне­ние о тех, кто их про­из­но­сит.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.

Таким об­ра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что в пред­ло­же­нии слово, его грам­ма­ти­че­ское и лек­си­че­ское зна­че­ния рас­кры­ва­ют­ся в пол­ной мере.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.

Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. А.А. Аверинцев говорит о том, что автору текста-рассуждения нужно уметь со всей убедительностью обосновывать свою позицию, в определенной последовательности приводить многочисленные доказательства. С данной точкой зрения невозможно не согласиться. Текст-рассуждение строится по определенному плану: введение, содержащее тезис, основную мысль; аргументы, подтверждающие данную мысль; заключение, в котором подводится определенный вывод ко всему размышлению. Автор должен доказать свою позицию с помощью аргументации. Умение грамотно выстроить аргументацию, основываясь на фактах, примерах, помогает изложить свою позицию или найти истину в споре. Правильная последовательность мыслей отражает логическую связь явлений. А обоснование своей точки зрения похоже на шахматную игру: в рассуждении тоже нужно продумать и выстроить последовательность доказательств.

Таким образом, высказывающий рассуждение должен умело приводить конкретные факты и аргументы, чтобы доказать свою позицию.

Задание 9.1.

Человек, строя свое высказывание, самостоятельно выбирает синтаксические конструкции. Кому-то удобнее выражать свои мысли с помощью простых предложений, которые ничем не загромождены. Кому-то удобнее выражать свои мысли через сложносочиненные предложения, кто-то чаще всего употребляет сложноподчиненные предложения. Некоторые люди лаконично выражают свои мысли, используя нераспространенные предложения, другие же любят, чтобы их речь была выразительной, для этого они используют многочисленные синтаксические средства, иногда внутри одного предложения. Через построение высказываний человек, выражающий ту или иную мысль, показывает свое отношение к тому, о чем идет речь, показывает отношения, которые существуют между элементами того, о чем говорится. Автор высказывания, используя ту или иную синтаксическую конструкцию, демонстрирует дополнительные оттенки значения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что с помощью употребления тех или иных синтаксических конструкций автор высказывания выражает свои мысли более точно и подробно. Синтаксис служит человеку, помогая ему выразить словами то, что он чувствует.

3 ПУНКТУАЦИЯ Собрание правил постановки знаков препинания. Изучает расстановку знаков препинания в тексте, сами знаки препинания.

4 Тема урока ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО СИНТАКСИСУ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

6 А1. В каком слове верно обозначен ударный гласный? 1) ЭкспЕрт; 2) коклюш; 3) дремота; 4) каталог.

8 А4. В каком предложении слова одеть - надеть употреблены неверно? 1) Мама песню напевала, одевала дочку. 2) Девочка надевала белую сорочку. 3) В такой бесконечный дождь нужно одеть ре зиновые сапоги. 4) Одень, обуй и накорми его.

9 А5. В какой строке на месте пропуска пишется буква а? 1).К_рикатура, пог шать, в плтить, тр нслировать; 2) благ словлять, сп рткиада, об гащать, р сток; 3) декл рация, предпол_гать, п_норама, огл шать; 4) удалиться, обоняние, выращенный, прик сновение.

10 А15.Укажите неопределенно-личное предложение. 1)Уже совсем стемнело. 2) В дверь постучались. 3) Люблю грозу в начале мая. 4) В избе жарко натоплено.

11 А16. В какой строке дано правильное объяснение пунктуации предложения? Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было душно в ущелье темном. (М.Горький) 1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом и, запятая перед ним не ставится; 2) это предложение сложное (сложносочиненное), перед и запятая ставится; 3) в этом предложении однородные члены соединены союзом и, перед и запятая ставится; 4) это предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.

12 А17. В какой строке правильно указано, чем осложнено предложение? Лебедь красиво подплыл, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке. 1) Однородными членами; 2) однородными членами и обособленным обстоятельством; 3) однородными членами и обособленным определением; 4) уточняющими членами предложения.

13 А18. В каком предложении необходимо обособить деепричастный оборот? 1) Он бежал сломя голову. 2) Нельзя сидеть сложа руки. 3) И ушла Лиса несолоно хлебавши. 4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.

14 А19. Укажите предложение, которое осложнено обособленным приложением (знаки не расставлены). 1) Здесь под Воронежем было много таких трав и цветов. 2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу. 3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен. 4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекцио нер попал в писательский дом отдыха случайно.

16 Группа Группа КЛЮЧИ Группа Группа

18 ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ СИНТАКСИС? 1)Синтаксис способствует развитию речи; учит правильно строить предложение и с/с и точно выражать свои мысли. 2) Учит выбирать наиболее целесообразные для ситуации высказывания виды с/с и предложений.

20 Ключи к части В В1 своей, местности В2 (2) В3 (7) В4 примыкание В5 несогласованное определение В6 даже, ли

Синтаксис – это раздел языкознания, изучающий, как и с помощью чего слова и формы слов соединяются в словосочетания и предложения, как из простых предложений образуются сложные. Синтаксис включает типологию словосочетаний и предложений, где описаны значения наиболее популярных моделей.

Мысль не выражается взятыми по отдельности словами. Они лишь являются кирпичиками для построения предложения. И только включив их в высказывание, используя в нужной форме и выстроив в правильном порядке, с помощью слов можно выразить мысли и чувства.

построении предложения мы обращается к правилам синтаксиса. Их необычайно много, но все они необходимы нам. Независимо от возраста и профессии каждый человек должен уметь правильно строить предложения и словосочетания.

Зачастую случаются небольшие казусы, когда человек забывает о правилах синтаксиса. Например, “коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу”. Получается, что доярки, а не коровы пасутся на лугу. В этом примере неправильно “разместили” придаточное определительное предложение, кардинально изменив смысл всего сложного предложения.

Можно привести множество подобных

примеров. Основная синтаксическая ошибка в речи – нарушение или отсутствие согласования, например, неправильное употребление придаточных предложений различного вида. Кроме того, нарушение согласования встречается в словосочетаниях (“он восхищался над ее остроумием” вместо правильного варианта “он восхищался ее остроумием”), а также между членами предложения (“девушка была умна, но далеко не красивая” вместо верного высказывания “девушка была умна, но далеко не красива”). Многих людей, перечитывающих свои сочинения, совсем не смущает речевая неблагозвучность высказывания.

Синтаксис нам нужен, просто необходим в повседневной жизни. Мы не замечаем этого, но каждый человек пользуется синтаксическими правилами, или нормами сочетаемости, каждый день по десятку раз. Синтаксис помогает нам лучше и красивее выразить наши мысли, используя все возможности родного языка при нормативном построении нашего высказывания. Правила не такие уж и сложные.

Лучше один раз выучить их в школе, чтобы в будущем не было проблем с выражением наших мыслей на письме и в устной форме.

Читайте также: