Умный не говорит невежда не дает говорить сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнёров благоприятное впечатление об организации, поддерживает её положительную репутацию.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не даёт говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский речевой этикет

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества ,как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность .
Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная, неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул

В официальной обстановке делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении.

Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания собеседника, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.

Слово этикет (от франзуского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих. В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.

Есть пословицы, указывающие на то, что любому человеку необходимо внимательно слушать собеседника:

Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай;

Умный не говорит, невежда не дает говорить;

Помолчи. За умного сойдешь;

Не дорого ничто, дорого вежество;

Не мудрён привет, а сердца покоряет;

Ласковое слово лучше мягкого пирога;

Добрым словом и бездомный богат.

Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай;

Другие пословицы говорят о том, как опасны грубые, обидные и
никчемные слова, какие последствия могут повлечь за собой опрометчивые фразы:

Слово – стрела, выпустишь – не вернешь;

Лучше недосказать, чем пересказать;

Все беды человека от его языка;

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить
нельзя;

Корову ловят за рога, людей за язык;

Легко очернить, нелегко обелить;

Легко сказать, нелегко доказать;

От языка не уйдёшь, везде достанет;

У злой Натальи все люди канальи

У злой Натальи все люди канальи

Некоторые пословицы даже указывают на ошибки, допускаемые
при ведении беседы, и на проблемы в коммуникации:

Вы слушайте, а мы будем молчать;

Дед говорит про курицу, а бабка про утку;

Отвечает, когда его не спрашивают;

Глухой слушает, как немой речь говорит;

Мели, Емеля, – твоя неделя;

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу во гневе;

Петь хорошо вместе, а говорить порознь;

Один говорит — красно, двое говорят — пестро.

Один говорит - красно, двое говорят - пестро

Многие поговорки и пословицы говорят нам об уместности слов, о
том, что надо следить за своей речью. Каждое выражение необходимо
употреблять только в нужное время и в нужном месте:

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят;

Не выноси сор из избы;

Собака лает – ветер носит;

Злые языки страшнее пистолета;

На чужой роток не накинешь платок;

Слово – серебро, молчанье – золото;

В рот, закрытый глухо, не влетит муха;

Не спрашивают, так не сплясывай;

Не любо — не слушай (а врать не мешай);

Чужих слов не перебивай;

Слово – серебро, молчанье – золото

Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой методическую разработку урока элективного курса "Речевой этикет" на тему "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения", может быть использован педагогами также на уроках русского языка и внеклассном мероприятии.

Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения

Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом этикете в пословицах и поговорках.

Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения;

развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника

воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора.

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора - пословицах и поговорках.

III. Подготовка к восприятию нового материала

- Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.

В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.

Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.

Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения

IV. Работа с пословицами.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами. Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.

Ласковое слово не трудно, а скоро.

Доброе слово никого не достанет.

Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.

Ласковое слово и буйну голову смиряет.

Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?

ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно доброе, ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет.

IV. «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

V. Работа с пословицами.

Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?

Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа:

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Сперва подумай, а там и скажи.

Не спеши карать, сумей выслушать.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.

Много крику, да мало толки.

ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично, стараться не перебивать.

Задание в группах.

Важность таких качеств, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения.

А сейчас мы выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:

Умный не говорит, невежда не даёт говорить.

Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.

(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)

Отвечает, когда его не спрашивают.

Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.

Вы слушайте, а мы будем молчать.

Глухой слушает, как немой речь говорит.

(указывают на типичные ошибки в построении беседы)

Все беды человека от его языка.

Корову ловят за рога, людей за язык.

Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь.

евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Слово - серебро молчание …золото.

(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)

Домашнее задание. Сочинение-рассказ по пословице.

VII. Вывод урока.

Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках.

Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?

Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает…

Читайте также: