Шуточное сочинение как я научился писать

Обновлено: 05.07.2024

Пару раз тему смеха мы уже затрагивали. В первой статье перевели интервью с Диланом Мораном, в котором он рассказывает о том, как шутить, как рассказывать смешно и чего юмор касаться не должен. Во второй говорим о четырех основных правилах написания комедийных сценариев. А тут поговорим о некоторых хитростях и лайфхаках и о том, можно ли научиться шутить или с этим надо родиться.

Наверняка не раз замечали эти странные моменты: рассказывают тебе анекдот - тебе смешно, всем вокруг смешно, хохот стоит минут десять, слезы, всхлипы - весь этот магический и неостановимый процесс смехообразования. Думаешь провернуть этот трюк в другой компании, рассказываешь тот же анекдот - и что? Пара смешков в ответ, мол, молодец, постарался, мы оценили.

Почему так получается - вопрос к психологам, это секреты человеческой эмпатии и харизмы. Главный вопрос в том, можно ли этому научиться?

Мы вот уверены, что да. Давайте разберем пару моментов - над чем и как работать, чтобы получались не сборники глупых анекдотов, а действительно смешные сценарии.

Первое и самое главное правило - не пытаться шутить. Странный совет, но да, чтобы шутить - не надо пыжиться, достаточно просто РАССКАЗЫВАТЬ. А вот уже в рассказе использовать всякие штучки-хитрости.

Первая хитрость: элемент неожиданности.
Да, люди очень часто смеются, если происходит что-то неожиданное. Нелогичная концовка, быстрый и непонятный перескок с темы на тему, курьезный исход ситуации - все может быть смешным.

Помотрите хороший стендап (хороший стендап - это что-то вроде Кауфмана или Морана). Зал разрывается от хохота, когда Кауфман перебивает себя и радостно, очень ребячески-задорно говорит: “Ой, слушайте, я ж совсем забыл спеть вам песню, которую поют на островах каспийского моря во время жатвы!”

Выискивайте эти неожиданные моменты, смотрите, где это сделано случайно, а где - специально. Одним словом - анализируйте. И прикидывайте, как можно использовать этот прием в сценарии.

Без шуток - изучите шутки.
Тем, у кого внутреннее чутье и талант смешить людей, читать это забавно. Точно так же, как тем, у кого абсолютный музыкальный слух, было бы непонятно, зачем люди гундосят по три часа протяжные ноты, пытаясь этот самый слух развить. Но развивают же. Потому что человек может все развивать, на что он физически способен (и даже чуть больше).

Так вот. Вы можете быть сколько угодно талантливым и смешным, но если вы собрались подходить к юмору профессионально, будьте добры изучить теорию - читайте статьи и книги на эту тему, смотрите видео. Хотя бы для того, чтобы когда вы будете снимать свой первый ситком не чувствовать себя случайно проходившим мимо сценарной мастерской, когда вокруг вас заговорят о сетапах и панчлайнах. Одним словом - изучайте.


Цитата одного из сценаристов, работающих над комедийным шоу

Придумывайте шутки, пока не начнет тошнить от шуток.
Знаете, сколько шуток придумывают сценаристы во время рабочего дня?
Не просто больше, чем хотелось бы. Еще больше.

Тут просто расскажем историю о Бене Шварце - комике. Ежедневно он выбирал из новостной ленты самые странные и абсурдные заголовки, брал их за основу и писал по 15-20 шуток. В день. И отправлял штатным сценаристам. Занимался он этим года три, за три года в эфир вышла ровно 21 шутка (и посчитайте, сколько НЕ вышло). Причем ладно бы, он сел, расстроился бы и перестал работать в этом направлении. Из неудачных шуток он слепил очень и очень удачный блог!

Тут еще такой момент: можно говорить о вдохновении и о том, что шутка не будет живой и такой крутой, если ее специально придумывать, а не выдать на волне подъема в нужное время в нужном месте. Да, это правда, но если мы говорим о вечере с друзьями за бокалом вина - это одно. А если вы хотите писать ситкомы - будьте добры, возьмите в привычку придумывать шутки ежедневно после чистки зубов. Одним словом - практикуйтесь!

Стиль.
Да, есть такое - у каждого стендапера, например, есть определенный стиль. Сюжетный юмор, черный, сухой, интеллектуальный, гиперболистичекий - их тьма всяких разных. Все было бы просто, если бы вы были стендапером. Но вы, судя по всему, сценарист, поэтому шутить вам придется не только и не столько от своего лица. Тут придется попотеть, но с юмористической стилистикой придется разобраться. Помните, что неубедительно рассказанные шутки = несмешные шутки. Одним словом - изучайте.

Продумайте историю.
Шутки шутками, но они вовсе не спасут и не вытянут сценарий с посредственной историей. Не делайте скидку на то, что это комедия, мол, серьезного отношения к ней ждать не стоит. А ВОТ И НЕТ!

Любой сценарий - это в первую очередь мощная сюжетная линия. Комедийный сценарий не исключение, поэтому поначалу - шутки в сторону. Просто пишите. Вишенку на тортик добавить несложно.

Не изобретайте велосипед.
Чаще всего нужное вам - оно вот рядом. Это не цитата из философского паблика в контакте. Это ж концентрация правды!

Не надо изобретать и придумывать смешные ситуации - рассказывайте их. Подглядывайте их. Ищите их в повседневной жизни. В людях с бОльшей вероятностью отзовется то, что они испытывали сами - самоирония классная штука! Ваша главная задача заключается в том, чтобы быть максимально правдоподобным и чтобы в конце все сказали: “Черт возьми, да ведь так все и есть!”

Используйте метафоры и сравнения.
Они должны быть максимально простыми, очень открытыми, немного по-детски наивными, но должны очень-очень хорошо ощущаться. Почитайте Керуака и Буковски - сравнения не всегда смешные, но очень точные и очень неординарные.

Ну и напоследок самый простой и очень верный совет: не будьте как кто-то. Будьте как вы, говорите как вы, шутите как вы. Простота, честность и открытость - вот рецепт. Действуйте!

Если действовать уже готовы - вэлкам на курс комедии, довольно-таки скоро стартует новый поток!

Читайте также: