Проблема нравственного воспитания молодежи сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Духовно-нравственное воспитание молодежи: проблемы и перспектива.

Сегодня, на мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи очевидна. За ней будущее всего человечества, а значит, проблемы молодёжи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодых людей о некоторых вещах просто удивляют. Разводы, курение, распитие спиртных напитков, неуважительное отношение к другим и т. д. воспринимаются ими как норма жизни. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия у молодёжи вызывает недоумение. Чем же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека в последние десятилетия?

Если обратиться к истории “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая ещё не сформировалась. И чем быстрее и жёстче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности. Такой период и пережила Россия в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодёжи.

Наша страна живёт в сложное и противоречивое время и путём проб и ошибок ищет пути создания современного общества. Но, на мой взгляд, цели и методы создания такого общества, воспитания и образования части этого общества, а именно молодёжи, пока очень размыты. Именно тогда, когда будет чётко определена стратегия духовно-нравственного воспитания и образования, можно будет говорить о перспективах формирования наиболее правильного мировоззрения у детей и молодёжи .

Кто же должен вырабатывать такую стратегию, и где она должна воплощаться в жизнь? Конечно, в духовно-нравственном воспитании и образовании молодёжи важную роль играет все уровни социальной сферы: семья, народ и государство, школа.

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Здесь важную роль играет семья, так как именно семья является ячейкой гражданского общества и призвана передавать от одного поколения к другому духовно-религиозные, национальные традиции и ценности народа.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании молодёжи играет и государство. Приоритетной задачей государства и политического строя, по моему мнению, является актуализация системы общенациональных ценностей. Духовно-нравственное воспитание должно стать важнейшим приоритетом государственной образовательной политики.

Задача образования - вырастить гражданина, человека, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. Другими словами это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

К сожалению, воспитание в основном нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нём займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. На мой взгляд, задача школы – создать стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, которые могут способствовать их развитию.

Изучив сложившуюся ситуацию, её причины и пути решения, я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно- нравственного воспитания молодёжи есть, но есть и пути её решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической и образовательной систем и отдельно взятой личности над собой данная проблема решится.

Пятыгина Юлия Владимировна

Самостоятельное сочинение-рассуждение о проблемах современной молодежи. Поиск выхода из сложившейся ситуации.

ВложениеРазмер
yuzhakova_kristina.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №154,

г. Екатеринбург, Свердловской области

Нравственные проблемы современной молодежи

Сочинение Южаковой Кристины

Нравственное поведение не в том,

Чтобы идти проторенным путем,

А в том, чтобы самому найти правильный

Путь и настойчиво ему следовать.

Я искренне согласна с мнением великого идеолога движения за независимость Ганди, ведь в современном обществе, да и не только в современном, большинство молодых людей не старается быть индивидуальностями, личностями, строить самостоятельно свою жизнь… Они лишь стараются быть похожими, иметь как можно меньше отличий с теми немногими личностями, которые их окружают… Конечно, всегда и везде есть лидер, но, на мой взгляд, правителя личности существовать не должно. Личность должна сама развиваться в соответствии со своими духовными, материальными, физическими возможностями. Я согласна с тем, что сверстники обязательно должны давать какие-то советы, показывать пример, но личность не должна подражать всем этим примерам, если эти примеры не удовлетворяют ее нравственности, духовным возможностям, воспитанию, понятиям.

Теперь заглянем глубже в данную проблему молодежи на территории Российской Федерации. В данное время бытует мнение о том, что современная молодежь нравственно деградирует, духовно опустошается, становится меркантильной и жестокой, резко падает ее интеллектуальный и образовательный уровень. Растет преступность среди несовершеннолетних, с каждым годом увеличивается число подростковых суицидов, наркомания и пьянство среди молодежи достигло масштабов угрозы национальной безопасности. Теперь давайте попробуем разобраться с каждой из проблем, ее причинами и истоками.

Теперь попробуем разобраться со второй проблемой молодежи – духовным опустошением. В первую очередь так мы можем назвать незнание традиций своей родины, незнание искусства, незнание моральных ценностей. Эта проблема стоит очень остро в современной России возможно потому, что в России не очень высок уровень развития общественной среды. Например, в России везде и в общественных местах, и на улице можно применять нецензурную брань, не боясь выписки штрафа, так как дежурных постов полиции на территории России, следящих именно за этим административным нарушением, почти нет. Совсем по-другому дело обстоит в Германии: здесь штраф за использование нецензурной брани может составить до 500 евро, что составляет примерно 1/8 средней зарплаты немецкого гражданина. Исходя из этого, уровень развития духовности(культуры) в Германии намного выше, чем в России. Также, я думаю, больше половины русских школьников не очень хорошо знают историю своего государства, а значит, они не являются полноценными гражданами России, так как не чтят ее традиции. Я считаю, что гражданином может являться только тот человек, который чтит традиции государства, участвует в жизни государства и знает его историю. Для того, чтобы знать историю государства, нужно ходить в музеи…

Каждый подросток считает себя духовно развитым человеком, но как он может быть таковым, ни разу не посетив театральное представление?

Третья проблема современной молодежи – падение интеллектуального и образовательного уровня. Я думаю, что в этой проблеме так же виновато все общество, так как в нем, в его молодежной среде, сложилось мнение о том, что учиться – это немодно. При советском режиме Россия была самой читающей страной. Что же случилось с ней теперь? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, так как это болезнь всего мира, а не отдельно взятой страны. С появлением интернета, его повсеместного распространения, социальных сетей, мы все реже видим наших молодых людей, сидящих в кресле с увлекательнейшей книгой…Это очень огорчает, так как я очень люблю читать, и день, проведенный без чтения, я считаю потерянным.

Я думаю, что если каждый человек внесет хотя бы какую-то свою лепту в решение этих серьезнейших проблем, то их искоренение придет быстро и социально безболезненно.

Если вы хотите изменить планету, то начните с материка, если вы хотите изменить материк, то начните со страны, если хотите изменить страну, то начните с региона, если хотите изменить регион, то начните с города, если хотите изменить город, то начните с района, если хотите изменить район, то начните с улицы, если хотите изменить улицу, то начните с дома, если хотите изменить дом, то начните с квартиры, если хотите изменить квартиру, то начните с семьи, если хотите изменить семью, то начните с СЕБЯ. НАШЕ БУДУЩЕЕ – В НАШИХ РУКАХ.


Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Воспитание молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи.

Нравственное воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранению общечеловеческих ценностей и т.д.

Сегодня актуальной является проблема нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как на позитивного, так и негативного характера ( это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Современное состояние системы ценностей молодежи вызывает острый интерес ученых. Известно, что характер ценностных ориентаций человека определяет его поведение в различных ситуациях, его политические взгляды и психологические установки, отношение к близким людям и образ жизни в целом. При этом надо учитывать, что молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации норм, традиций, именно она быстрее других воспринимает новые ценностные ориентации. Различие в восприятии, усвоении норм и ценностей общества по сравнению с другими социальновозрастными группами способствует формированию соответствующих форм поведения молодежи.

Масштабные экономические, социальные и политические перемены в российском обществе усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися.

В России формирование ценностной системы молодежи носит конфликтный характер, который выражается в несовпадении взаимных ожиданий как отдельных социальных субъектов, так и общества в целом. Данная тенденция обостряется из-за того, что старые нормы и ценностные ориентации, господствовавшие ранее в общественном сознании, во многом не соответствует условиям жизни, которые формируются рыночной экономикой, демократизацией общества.

Сегодня процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. Основное отличие заключается в утрате стандартных (традиционных) бесконфликтных моделей включения молодого человека в социокультурное сообщество. Для успешной самореализации уже недостаточно элементарного усвоения и воспроизводства соответствующих норм поведения и ценностных ориентаций через институты социализации (семья, образование и т.д.); новые реалии диктуют рост личной ответственности человека за все его поступки. Ситуация такова, что молодежь постоянно сталкивается с социальными противоречиями, связанными с экономическими и политическими трансформациями в стране, зачастую оказываясь один на один с острыми социальными проблемами.

Многие исторические события доказали, что молодежь является мощной, непредсказуемой, а в некоторых случаях революционной социальной силой, с которой необходимо считаться. Это предполагает ответственный подход к решению ее проблем.

Очерченный круг проблем свидетельствует о том, что нынешнее молодое поколение вынуждено адаптироваться к экономически нестабильному обществу, в котором девиантное поведение становится если не нормой, то вполне привычным явлением.

В России с развитием рыночной экономики начались макропреобразования, что привело к трансформации прежних социальных институтов, изменению ценностных ориентаций и моделей поведения целых социальных групп.

Современная тенденция такова, что молодым поколением зачастую игнорируются этические ценности как не способствующие достижению прагматической цели. Таким образом, молодежь с каждым годом все более воспринимает профессиональное образование лишь в качестве средства для удачного трудоустройства, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус, хороший заработок, т.е. как способ материального обогащения.

Демократизация и проведение экономических реформ в России, с одной стороны, позволили каждому человеку стать социально и политически активным, свободно выражать свое мнение, с другой - привели к разрушению прежних стереотипов мышления и поведения, трансформации системы ценностей и уклада общества в целом. Если старшее поколение русских людей росло в условиях всеобщего коллективизма, воспринимаемого как универсальная ценность, то сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии (при этом последнее в меньшей степени волнует современную молодежь).

Очевидно, что в силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и быстро приспосабливается к новым реалиям. Поэтому ориентация на личный успех становится важным компонентом жизненной стратегии молодежи в современных рыночных условиях. Важно заметить, что структура и характер условий, способствующих достижению жизненного успеха, меняются. Так, в середине 90-х гг. XX в. в ряду приоритетных условий молодые люди называли работу, семью, друзей. А уже в настоящие время главными факторами достижения успеха признаются: целеустремленность, амбиции, личные способности человека, трудолюбие и влиятельные связи.

Широкое распространение среди молодежи идеалов, связанных с индивидуальным успехом, и одновременно с этим коррумпированность, нестабильность общества, в котором мы живем, приводит к тому, что современный молодой человек не чуждается любых средств при достижении поставленной цели. Подобная модель адаптации, характерная для современного молодежного социума, связана с распространением в нем девиантного, а иногда и делинквентного поведения, нарушающего установленные социальные нормы. Все это провоцирует возникновение конфликтных ситуаций, нередко работающих не на развитие, а на социальный регресс.

Бесспорно, что молодое поколение сегодня больше ориентировано на индивидуальные ценности. Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились: усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Но не следует забывать, что молодая личность находится на стадии становления и нуждается в целенаправленном воспитании и непрерывном ориентировании со стороны общества через институты социализации, в частности профессиональной социализации.

1. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий : учебное пособие / Б. Н. Бессонов. - М. : Норма, 2006. - С. 269.

2. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильмс. - М. : Наука, 2001. - С. 109.


Школа является одним из первых институтов социализации человека и, можно говорить, что на начальном этапе становления личности именно школа напрямую соприкасается и во многом способствует формированию направленности личности.

Известные педагоги и мыслители К. Д. Ушинский, В. В. Розанов отстаивали идею воспитания подрастающего поколения в контексте русских традиций: семья, религия, культура, патриотизм.

Современные ученые (И. М. Ильинский, В. А. Руденко, А. И. Осипов) обосновывают идею воспитания и обучения молодежи в соответствии с российской социокультурной традицией, основанной на духовности, патриотизме, осмыслении культурного наследия России.

В рамках обозначенных проблем, стоящих перед обществом в вопросах воспитания молодого поколения рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста.

Нравственность, по мнению профессора Московской духовной академии Осипова А. И., выступает с точки зрения очевидных норм, оценка нравственности происходит по тому, чем интересуется человек. Духовность же определяется как то, что является направляющей силой, мотивом при совершении того или иного поступка. По мнению Осипова А. И., можно быть нравственным поэтом, но бездуховным человеком; обладать безупречной нравственностью, но проявлять полную бездуховность.

Система образования сегодня призвана содействовать социализации личности, воздействуя на духовный облик молодого человека. Многие ученые разделяют мнение, что одной из важнейших проблем социализации является депатриотизация российского образования как проявление дефицита духовности. Адаптированность молодого человека школьного возраста к взрослой жизни предполагает умение приспособиться и влиться в предлагаемые условия, при этом одно из первых мест в системе ценностей занимает успешность. Успешность, как правило, измеряется работой в денежном эквиваленте. Во многих учебниках проходит мысль: успешен, если

а) высокое положение в обществе;

б) достаточный материальный статус;

в) высокое образование и престижная профессия.

Для достижения этих целей возможны, допустимы любые средства.

Изменение формы семьи — неполная семья — становится нормой. Распад семьи — ситуация глубочайшего стресса для ребенка сочетающегося с чувством необъяснимой вины и боли, которое порождает опять же тревогу, отчуждение, апатию. Все вышеназванные моменты, в конечном счете, ведут к ярко выраженным нарушениям в нравственной сфере, игнорированию социальных правил, пренебрежительному отношению к моральным ценностям. Таким образом, получается порочный круг, из которого необходимо искать выход.

Игнорирование духовных оснований национальной культуры, отсутствие патриотизма, слепое следование идеалам европейской цивилизации неизбежно ведет к утрате обществом способности сохранять свои жизненно важные параметры. Переориентация воспитательной деятельности на идеалы индивидуализма и самодостаточности России принесло не укрепление, а снижение ценности трудовой деятельности, патриотизма, нравственности, духовности, справедливости.

Россия — великое государство, богатое не только культурой, но и недрами, территорией. Сильная, могучая Россия на Западе не нужна. Мощная преграда для любых притязаний — это ее народ. От качества народа, нации зависит судьба страны, судьба ее суверенитета.

1. Ильинский И. М. Вызовы 21 века.//Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: материалы международных конференций, Москва 18–19 ноября 2000г.-М.: Социум, 2001, -с.16–26.

3. Константинов Н. А., Медынский Е. И., Шабаева М. Ф. История педагогики. М. Просвещение, 1982.

7. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М. Педагогика, 1990г., -624с.

8. Российская социологическая энциклопедия/под ред. Осипова Г. В., 1998.

10. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6т.Т.1/сост. С. Ф. Егоров. М.:Педагогика,1990,-416с.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой человек, нравственное воспитание, россия, ценность, духовность, идея воспитания, народ, подрастающее поколение, ребенок, семья, том, школа, школьный возраст.

Похожие статьи

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего.

духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, мировое сообщество, Ислам Каримов, способность, ценность.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных.

Основополагающим фактором для планирования будущего молодого поколения является изучение опыта и достижений в сфере народной педагогики, а также духовной нравственности в вопросах воспитания и формирования семейных духовно-нравственных ценностей.

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

Статья посвящена положению детей в современной России, духовно-нравственным основам воспитания детей. Ключевые слова: дети, семья, современная Россия, духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных.

Воспитательные события анализируются через существующие культурные нормы жизни и ценности, учитывают прогрессивные тенденции мировой культуры воспитания подрастающего человека как

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи.

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего.

духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, мировое сообщество, Ислам Каримов, способность, ценность.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных.

Основополагающим фактором для планирования будущего молодого поколения является изучение опыта и достижений в сфере народной педагогики, а также духовной нравственности в вопросах воспитания и формирования семейных духовно-нравственных ценностей.

Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание

Статья посвящена положению детей в современной России, духовно-нравственным основам воспитания детей. Ключевые слова: дети, семья, современная Россия, духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных.

Воспитательные события анализируются через существующие культурные нормы жизни и ценности, учитывают прогрессивные тенденции мировой культуры воспитания подрастающего человека как

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Читайте также: