Широкое пространство всегда владело сердцами русских оно выливалось в понятие сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Природа и характер славянина

Какими же были древние славяне? Дошедшие до нас письмена и устные сведения говорят о том, что предки наши жили мудро и радостно, в гармонии с природой. Одни жили в лесах, другие в степях, третьи на берегах рек, и все ландшафты не только кормили, но и формировали тело, разум, образ жизни, характер, особенности культуры. Природа помогла выработать ценные качества человека: сообразительность, энергию, понятия, чувства,
отношение к другим людям. "И чем больше природа дает возбуждения и пищи этим способностям, тем шире раскрывает она его внутренние силы" [4]. Особое место в судьбе славянина занимала река. По большим рекам сгущалось население,строились города, обеспечивалась торговля. Реки поддерживали общение и подготовляли единство, содействовали объединению государства. Река поила, кормила, веселила. Возле рек устраивались праздники, ярмарки, лечение и гадание.
"Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Он был многовековой обстановкой русской жизни. Лес оказал славянам разные услуги - хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой, обувал лыком. Питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой"[5]. Лес во все времена служил самым
надежным убежищем от внешних врагов. Лес и сегодня принимает тех, кто ищет спасение души в безмолвии и уходит от соблазнов мира. Ежеминутное ожидание опасности или радости в лесу напрягало нервы, будоражило
воображение. Не напрасно в русской сказке лес является одним из главных образов. Лес научил жить честно, в ладу с птицами, животными, растениями и особенно деревьями. Научил понимать их язык.
Доброму человеку, как Иванушке в сказке, природа всегда поможет. Степь, поле развили хлебопашество и скотоводство, но главное в том, что они стали нравственными воспитателями, подарили чувство шири и дали. "Широкое пространство всегда владело
сердцами русских. Оно выливалось в понятия, которых нет в других языках. Воля вольная - это свобода, соединенная с простором, а понятие тоски соединено с понятием тесноты. Волюшку ощущали даже бурлаки, идя вдоль бесконечного берега реки. Русичи, благодаря воле, были не только храбрыми, но и удалыми. Удаль - это храбрость в широком движении.
Это храбрость, умноженная на простор" [б]. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте. Слово "удаль" почти невозможно перевести на другие языки. Это свойственно только нашей природе.
Русская равнина сформировала чувство меры, покоя. Славяне со своим жилищем и трудовой деятельностью естественно вписывались в ритм бескрайней равнины. "Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена человеком по-своему. Полоски поля ровняли границы леса, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке" [7]. Просторы научили славяноруссов протяжно петь, плавно говорить, глубинно думать. Природа нашей страны при своей красоте и простоте отличается и своей неустойчивостью, что выработало прежде всего приспособляемость и терпимость в характере. В природе русичей есть и воля, и свобода, и величие. А красота через трудности и терпение во сто крат сильнее. Какие еще черты характера мы можем найти у русских от природы?
Крепость и прочность от Земли-матушки. А резкая перемена климата научила работать экономно, лихорадочно. Ни один народ не способен к такому напряжению груда на короткое время. Просторы дали интуитивное ощущение космоса. Человек понимал, что он созвучен природе
и даже похож на нее. Он представлял, что тело взято из земли и в нее обращается после смерти, кости - от камня, кровь - от воды, пот- от росы, жилы - от корней, волосы - от травы. В соответствии с представлениями о единстве природы и людей некогда распределялись и
свойства человека: молчаливый - от земли, холодный - от воды, веселый - от огня, сильный - от солнца, скупой - от камня, легкомысленный - от ветра. Открытая, простая природа сделала открытыми и души славян. Открытость перешла в откровенность, а откровенность в откровение. Стихийные сюрпризы природы часто заставляли объединяться и выживать, поэтому
настолько сильны были результаты труда. Русским свойственно объединяться духовно и в горестях, и в праздниках. Держать совет "всем миром" было естественным актом родов и
племен. Только в такой форме общения может сохраниться совесть и можно найти правду. Коллективный образ жизни, помощь, совет и отзывчивость сохраняются в сильных людях и по сей день. Третье дыхание - дар природный. Воля и красота воспитали чувство небоязни смерти, дали понимание триединого мира - верхнего мира, явного мира и подземного мира. На основе прошлого человек знал во имя чего он живет сегодня, знал, что жизнь - переход, мостик к вечности, и ее нужно прожить с честью. Умереть за праду, без страха и в борьбе - это и есть понимание триединого мира. Но от этого понимания у русских и вечная печаль. Печаль об ушедшем прошлом, кратковременном настоящем и неведомом будущем. Печаль по неведомому и бесконечному. Однажды приехавший иностранец высказался: "Я бы отдал все свои богатства за русское умение печалиться". Печальные думы и песни, можно сказать, явление космическое. Напевая, люди открывали стены домов, а чаще любили петь в поле. Узоры обрядовых движений и хороводов совпадают с рисунками и ритмами природы. Чаще это отображение стихий: огня, воды, солнца. Прошлое, настоящее, будущее, небо, земля - все эти образы прочитываются в узорах на костюме, в резьбе по дереву и в самом образе жизни. Веселость, яркость и многоликость у русов - от четырех времен года. Ведь в нашей природе во всей своей красе торжествуют все времена года. Хорошими тренерами чувств стали жара и холод, засуха и влажность, покой и буря, свет и тьма. Краски, звуки и явления природы развили способности к искусствам, сочинительству, умению радоваться. Суровость климата отразилась и на суровости характера, а потому даже веселье больше склонно к полезному, чем к приятному, стремление к украшательству тоже слабое. Вспомните, в русском доме никогда не было лишних вещей. Просторы Руси сформировали восторг и радость бытия, крепость духа и богатство души. Русские материализуют в природе свой мысленный духовный рай. Тишина и силы природы - синонимы настроения и помыслов, и только в логике природы русичи находили покой, меру, красоту, считали ее Отцом и Матерью. Наши предки умели ведать Природу, а значит были прозревшими и знающими в представлении себя в ней.

Цитаты:
"Жизнь с природою - телу здравие и душе веселие. Однодумно надо с нею и поступать.
Надобно знать и переживать, дождь ли идет, ветер ли, непогодушка, ты слушай, люби".
"У природы лик всегда живой. Любая веточка, любой цветочек всегда живы и чудесны".
"Надо сказать, что благополучные, спортивно-здоровые люди в большинстве случаев
равнодушны, не замечают, не ценят да и не подозревают великого значения, несказанной
значимости красот природы".
"Тонкое обаяние русской природы, нежная радость русской весны, настроение какого-
нибудь февральского денька, когда начинаются уже оттепели, первый снег на Покров,
одиночество сжатых нив, проселочных дорог, шелест осеннего дождя, - все это так
исцеляет душевные раны, так мирит с жизнью".
Борис ШЕРГИН (из дневников).

Пословицы:
"Вольному воля - ходячему путь".
"Небо - терем, звезды - окна".
"По небу широко, по земле далеко. Еще до берегу далеко".
"На прозорном месте стоять хорошо".

У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) — состояние природы противоестественное.

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе куль¬туры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.

И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий – линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде – как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди – жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги – как стадо, вышедшее на водопой.

Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней – валунов и булыжников – и сваливали их здесь, у дороги. Образовался ухоженный рельеф большого острова. Весь дух этого рельефа пронизан ощущением многовековья. И недаром жила здесь из поколения в поколение семья сказителей Рябининых, от которых записано множество былин.

Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.

В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. Одно плавно переходит к другому.

Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее. Вспомните у Кольцова:

У Кольцова тот же восторг перед огромностью приволья.

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны — как вздумается.

Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами. В этих разбойничьих песнях крестьянин мечтал о беспечности и отплате своим обидчикам.

Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.

Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей послушать, за сколько верст его слышно. Быстрая езда – это тоже стремление к простору. Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.

«Услыхали они в чистом поли
пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

«Похотелось Вольги-то много мудрости:


"Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку, погулять на воле, выйти на волю. Воля — это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная — это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека — это прежде всего лишать его пространства, теснить. Вздох русской женщины: "Ох, тошнехонько мне!" Это не только означает, что ей плохо, но, что ей тесно, — некуда деваться.

Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля — это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны как вздумается.

Русское понятие храбрости — это удаль, а удаль — это храбрость в широком движении. Это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте. Слово "удаль" очень трудно переводится на иностранные языки. Храбрость неподвижная еще в первой половине XIX в. была непонятна. Грибоедов смеется над Скалозубом, вкладывая в его уста такие слова: ". за третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею". Для современников Грибоедова смешно — как это можно "засесть", да еще в "траншею", где уж вовсе не пошевельнешься, и получить за это боевую награду?

Да и в корне слова "подвиг" тоже "застряло движение": "по-двиг", то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.

В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 г., есть такое место: "Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире; например, слова "указ" и "совет" упомянуты в этом словаре. Следовало добавить еще одно слово — непереводимое, многозначительное, русское слово "подвиг". Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. " И далее: "Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово "подвиг". Героический поступок — это не совсем то, доблесть — его не исчерпывает, самоотречение — опять-таки, не то, усовершенствование — не достигает цели, достижение — имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как подвиг безграничен. Соберите из разных языков ряд слов, означающих идеи передвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг". И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперед, — это "подвиг". " И еще: "Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. "Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание. И если иностранные словари содержат слова "указ" и "совет", то они обязательно должны включить лучшее русское слово — "подвиг". "

Помню в детстве русскую пляску на волжском пароходе. Плясал грузчик. Он плясал, выкидывая в разные стороны руки, ноги и в азарте сорвал с головы шапку, далеко кинув ее в столпившихся зрителей, и кричал: "Порвусь! Порвусь! Ой, порвусь!" Он стремился занять своим телом как можно больше места.

Русская лирическая протяжная песнь — в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.

Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей послушать, за сколько верст его слышно.

Быстрая езда — это тоже стремление к простору.

Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых жеребчиках.

Услыхали они в чистом поли пахаря,

Они по день ехали в чистом поли,

Пахаря не наехали,

И по другой день ехали с утра до вечера.

Пахаря не наехали.

И по третий день ехали с утра до вечера,

Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

Похотелось Вольги-то много мудрости:

Щукой рыбою ходить Вольгй во синих морях,

Птицей соколом летать Вольги под облока,

Волком рыскать во чистых полях.

Или в зачине былины "Про Соловья Будимировича":

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омоты днепровския.

Даже описание теремов, которые строит "дружина хоробрая" Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы:

Хорошо в теремах изукрашено:

На небе солнце в тереме солнце,

На небе месяц в тереме месяц,

На небе звезды в тереме звезды,

На небе заря в тереме заря

И вся красота поднебесная.

Восторг перед пространствами присутствует уже и в древней русской литературе — в летописи, в "Слове о полку Игореве", в "Слове о погибели Русской земли", в "Житии Александра Невского", да почти в каждом произведении древнейшего периода XI—XIII вв. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в "Слове о полку Игореве", либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в "Житии Александра Невского". Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине потому, что она пришлась им по душе?"

Лихачев Д. С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987. — С. 418—494.



Исаак Левитан. Золотая осень, 1895

Просторы и пространство

Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля — это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны — как вздумается. Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами. В этих разбойничьих песнях крестьянин мечтал о беспечности и отплате своим обидчикам.

Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей послушать, за сколько верст его слышно. Быстрая езда — это тоже стремление к простору. Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.

Услыхали они в чисто́м поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чисто́м поли,
Пахаря не наехали,

И по дру́гой день ехали с утра до веч́ ера.
Пахаря не наехали.
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

Похотелось Вольги-то много мудрости:
Щукой рыбою ходить Вольги во синих морях,
Птицей соколом летать Вольги под облока,
Волком рыскать во чистых полях.

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота акиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския.

Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце — в тереме солнце,
На небе месяц — в тереме месяц,
На небе звезды — в тереме звезды,
На небе заря — в тереме заря
И вся красота поднебесная.

Читайте также: