Схема выставления баллов за сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет четкую структуру. И для получения максимального балла ее нужно соблюдать. 25 первичных баллов или около 43 вторичных, то есть процентов ЕГЭ, ждут тех, кто напишет сочинение по плану, грамотно сформулирует проблему и не допустит ошибок. Содержательная часть стоит 9 первичных баллов (критерии К1 - К4), логика и речевое оформление дает 4 балла (К5 - К6), грамотность - остальные 12 баллов (К7 - К12). Разберемся с планом, который поможет заработать 13 баллов.

В сочинении должно быть 7 частей:

6. Литературный аргумент (необязателен, но очень желателен, так как вы должны аргументировать вашу позицию)

7 частей - это не значит 7 абзацев. Абзац необходим для выделения каждой новой мысли. Поэтому комментарий, как самый важный и содержательный элемент сочинения, может содержать несколько абзацев, а вступление и формулировка проблемы могут быть объединены в один. Объем сочинения должен быть равен 200 и более слов. За 150 слов высший балл не ставят!

Теперь подробнее о каждом пункте:

🐱‍🏍 Вступление (объем = 2-3 предложения)

Это необязательная часть в сочинении ЕГЭ. Некоторые преподаватели и репетиторы советуют ее избегать, если ученик не может придумать ничего оригинального и использует штампы. Однако это палка о двух концах: без вступления ваше сочинение будет выглядеть неполным, а к этому могут придраться проверяющие. Самым оптимальным решением будет объединение первого и второго абзацев, то есть плавный переход от нескольких предложений вступления (например, в виде вопросов) к формулировке проблемы.

Почему мы порой не видим красоты природы? Не чувствуем, что наносим ей непоправимый вред? Как современному человеку научиться жить в гармонии с окружающим миром? Все эти вопросы звучат в предложенном тексте, где автор поднимает проблему негативного воздействия человека на природу.

🐱‍🏍 Формулировка проблемы (объем = 1-2 предложения, дает 1 балл, но, если проблема сформулирована неверно, снимаются все баллы за содержание, то есть 9 баллов)

Это небольшой абзац, который можно выделить как самостоятельный, а можно совместить со вступлением. Здесь нужно четко сформулировать одну из проблем приведенного текста. От того, что это за проблема и как она звучит, будет зависеть вся ваша дальнейшая работа. Формулировать ее надо четко, конкретно, не размыто и не сложно.

Примеры формулировки

  • проблема влияния деревенского быта на сознание городского жителя;
  • проблема низкого уровня читательской активности в современном обществе;
  • проблема безнаказанного нанесения вреда военнопленным и черствости по отношению к ним;
  • проблема понимания важности музыкальных произведений.
  • проблема любви к малой Родине;
  • проблема отсутствия интереса к чтению;
  • проблема влияния музыки/искусства на жизнь человека;
  • проблема музыкальной одаренности;
  • проблема назначения истинного искусства;
  • проблема отсутствия милосердия и сострадания;
  • проблема жестокого отношения к слабым и зависимым людям.

🐱‍🏍 Комментарий (объем = 9-10 предложений, дает 6 баллов)

Первое, в чем вы должны разобраться, приступая к нему: что надо комментировать? Предложенный текст или выделенную проблему? Данный вопрос сразу же решают авторы КИМ ЕГЭ, говоря в задании №27: прокомментируйте выбранную проблему. Таким образом, если текст делится на 2 или 3 смысловых блока, в каждом из которых есть своя проблема, надо:

  1. выбрать одну из них,
  2. подчеркнуть важные для анализа предложения (цитаты, которые будете использовать),
  3. начать анализ.

Комментарий – это не пересказ, это анализ текста, самая важная и объемная часть сочинения. Поэтому он оценивается 6 первичными баллами. В комментарии надо объяснить, почему автор берет именно эту проблему, доказать свою мысль 2 цитатами из текста, проработать их, связать друг с другом и обязательно указать на эту взаимосвязь. С помощью конкретных примеров передать главную идею и частично содержание, если это необходимо для анализа.

Чего не надо делать в комментарии:

2. применять излишнюю цитацию, когда объем вашего анализа равен объему авторских слов или даже меньше его;

🐱‍🏍 Позиция автора (объем = 2-3 предложения, дает 1 балл)

Данный абзац является переходным между комментарием, в котором вы анализируете текст, и вашей позицией, которую затем подтверждаете примером из литературы или жизненного опыта. Здесь надо кратко охарактеризовать точку зрения автора на выделенную проблему, которую можно подтвердить цитатой из текста (точной и небольшой).

Распространенная ошибка: повтор мыслей комментария. Помните, что комментарий – это ваши рассуждения по поводу взятой из текста проблемы. Они не должны полностью повторять авторские.

🐱‍🏍 Моя позиция (объем = 1-2 предложения при наличии литературного аргумента, дает 1 балл)

Здесь вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора. Конечно, проще и лучше согласиться, но это не обязательно.

Если вы не соглашаетесь , то именно в этом абзаце должны объяснить, что в суждениях автора вызывает сомнение или противоречие.

Помните, что комментарий и позиция автора – это единый смысловой блок, где дан анализ текста в соответствии с выбранной проблемой + мнение автора по тому же поводу. Если вы не согласны с автором, надо высказаться предельно четко и не допустить противоречий с комментарием, иначе вы запутаетесь и совершите логическую ошибку.

🐱‍🏍 Литературный аргумент (объем = 4-5 предложений, не дает балла, но обосновывает вашу позицию)

Это анализ литературного произведения, которое максимально подходит к выбранной вами проблеме и иллюстрирует ее. Лучше брать произведение из русской классической литературы.

Что в аргументе должно быть:

1. Фамилия, имя и отчество автора полностью. Если вы не помните имя и отчество, тогда можно ограничиться инициалами. В случае, если вы укажете только фамилию, проверяющие поставят этическую ошибку за неуважение к автору и снимут 1 первичный балл.

2. Полное название произведения. Нельзя сокращать или как-то его видоизменять. Если оно будет указано неверно, вы потеряете 1 первичный балл за фактическую ошибку.

3. Имена героев также необходимо писать полностью. Ошибки в именах или фамилиях, их профессиях, фактах жизни расцениваются как фактические, то есть минус 1 первичный балл.

4. Если произведение короткое: это миниатюра, рассказ, поэма, письмо, эссе, небольшая повесть, то желательно передать его содержание и основной конфликт, который должен доказывать вашу точку зрения относительно выбранной проблемы. Если это объемное произведение: повесть, роман, то не стоит увлекаться пересказом сюжета. Кратко охарактеризуйте нужных вам героев и подведите к сцене, которая будет иллюстрировать проблему.

Пример: проблема патогенного (разрушительного) воздействия человека на природу: можно описать взрыв водородной бомбы и его последствия; парниковый эффект; озоновые дыры; загрязнение океанов и образование целых островов из мусора.

Проблема разрушения памятников истории: взрыв храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году.

🐱‍🏍 Заключение (1-3 предложения, в зависимости от объема вступления или абзаца "формулировка проблемы")

Композиционно заключение должно быть равно или немного меньше вступления. В последнем абзаце надо подытожить все сказанное выше, но не повторяться, а прийти к обобщенному выводу. Сформулировать его можно, отвечая на следующие вопросы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии оценки сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объект текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 4 классе – 150-200 слов, в 7 классе –200 –250 слов, в 8 классе – 250-350, в 9-350-450 слов

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1). Умение раскрывать тему; 2). Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3). Соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Содержание и речь

Грамотность

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

- орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

- Работа не соответствует теме

- Допущено много фактических неточностей

- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

- Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ф - фактическая ошибка или неточность.

[ ] - Лишняя часть (лишнее слово, выражение)

Z - Не выделен абзац

Z - Не оправдано выделен абзац

- Нарушен порядок слов

Нарушена логическая последовательность в изложении мыслей.

УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

С – недочеты в содержании

Р – речевые недочеты

I – орфографические ошибки

V – пунктуационные ошибки

Г- грамматические ошибки

Г1 – ошибочное словообразование (ветелинар, раздумчивый взгляд)

Г2 – ошибочное формообразование (в кине пил кофей, нет время).

Г3 – ошибка в согласовании (недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями).

Г4 – нарушение видо – временной относительности глагольных форм (мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки)

Г5 – ошибки в управлении (не дождусь до отъезда, всматриваюсь на лицо)

Г6 – нарушение согласования между подлежащими и сказуемыми (крестьянство страдали от гнета)

Г7 – ошибки в употреблении причастных оборотов (узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами).

Г8 – ошибки в употреблении деепричастных оборотов (покатавшись на катке, болят ноги. На картинке изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени)

Г9 – ошибки в построении предложений с однородными членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей)

Г10 – ошибки в построении сложного предложения (машина пришла, то нужно ехать)

Г11 – ошибка в смешении прямой и косвенной речи (Игорь сказал, что хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона)

Г12 – пропуски необходимых слов (Владик кое – как прибил доску и побежал в волейбол)

Г13 – нарушение границ предложения (охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ВИДИМЫ И СЛЫШИМЫ

М – неправильное употребление местоимения (я вынула книгу из сумки и положила ее на стол) (книгу или сумку?)

П - неоправданное повторение одного и того же слова (недавно прочла интересную книгу. В этой книге рассказывается о подвиге молодогвардейцев).

Л – неправильное употребление слова в несвойственном значении (чтобы быть грамотным и с большим жаргоном словом, надо много читать)

Р1 – нарушение лексической сочетаемости (пожилая лошадь, дешевые цены, коричневые глаза)

Р2 – употребление лишнего дублирующего слова (плеоназм) (прилетели пернатые птицы, старый старик, молодой юноша)

Р4 – употребление слов иной стилевой окраски (земляника подлизывается к ревизору)

Р5 – неудачное употребление экспрессивного, эмоционально –окрашенного средства (у Олега Кошевого были дружки – Иван Зелепухов и Сережа Пеголепин)

Р6 – неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. (на пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь и бураки)

Р7 – смешение лексики разных исторических эпох (на картине Васнецова богатыри одеты в кольчуги, брюки, варежки)

Р8 – бедность и однообразие синтаксических конструкций (мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью)

Р9 – неудачный порядок слов

(есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.)

Диктант — одна из основных форм проверки ор ф ографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.

Таблица 1 Требования к тексту диктанта

Количество в контрольном диктанте

Количество слов в словарном диктанте

Слов (самост. служебных)

слов снепроверяемыми орфограммами

Примечание: в текст контрольного диктанта должны в основном включаться те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.

Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.

Таблица 2 Нормы оценивания диктантов

Нормы оценок (количество ошибок)

1 негрубая орфографи-ческая +1

• 4 орфографическая + 4 пунктуационные;

• 3 орфографические + 5 пунктуационных;

• 0 орфографических + 7 пунктуационных;

• 6 орфограф +8 пунктуационных;

• 5 орфограф+9 пунктуационных;

• 8 орфограф +6 пунктуационных

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
  • учитывает однотипные ошибки как обычные;
  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
  • оценка не снижается за многочисленные исправления;
  • все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
  • ошибка на правило, которое не изучается в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
  1. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
    К негрубым орфографическим относятся ошибки:


• в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
    предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  • в написании ы и и после приставок;
  • в случаях трудного различ ен ия не и ни;
  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.

Сколько баллов ЕГЭ по русскому языку дается за сочинение и за каждое задание можно узнать в демоверсии текущего года.

Распределение баллов ЕГЭ 2022 по заданиям Русский язык

Номер задания Количество первичных баллов
1 часть
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 1
8 5
9 1
10 1
11 1
12 1
13 1
14 1
15 1
16 1
17 1
18 1
19 1
20 1
21 1
22 1
23 1
24 1
25 1
26 4
Всего 33
Часть 2
27 25 (сочинение)
Всего части 1 и 2 58

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8 и 26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов – нет ошибок; 4 балла – допущена одна ошибка; 3 балла – допущены две ошибки; 2 балла – верно указаны две цифры; 1 балл – верно указана только одна цифра; 0 баллов – полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла – нет ошибок; 3 балла – допущена одна ошибка; 2 балла – допущены две ошибки; 1 балл – верно указана только одна цифра; 0 баллов – полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание части 2, – 25.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимум 58 первичных баллов.

Читайте также: