С ног до головы сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Память. И.Тобольский.

Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.

Сначала обратимся к толкованию слов.

Интерпретировать – 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.

Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать

2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.

Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;

2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.

Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.

1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.

2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:

укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);

используйте вспомогательные фразы:

автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

поднимает вопрос о…

для автора важно, чтобы…

пытается показать …

предлагает читателю задуматься над…

наводит на мысль о том, что…

нравственная позиция автора….

  • найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др.) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;

для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:

автора огорчает…(поражает…, удивляет…, тревожит…и др.)

автор не равнодушен…(уважает. симпатизирует…, осуждает… и др.)

автор на стороне…

3. Если есть возможность, запишите полученный текст.

Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.

В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.

В случае возникновения необходимости посоветоваться с учителем (автором сайта) просим обращаться к Помеловой Галине Николаевне (e-mail

Опухшая, укутанная с головы до ног женщина сидела на скомканном ворохе тряпья, прикрыв глаза и покачиваясь. Огромная пустая комната напоминала склеп. Отовсюду тянуло холодом, сыростью и мраком.

Так жили тогда ленинградцы.

Женщина давно послала за хлебным пайком семилетнего сынишку, и минуты теперь казались вечностью.

- Боже мой, - застонала женщина, - как долго его нет!

Она поднялась и пошатнулась.

Но выпрямилась и поплелась к двери.

На улице сразу увидела, что у сына отнимают хлеб. Отнимал тоже мальчик, чуть постарше.

- Сынок, - закричала мать, - не отдавай!

А мальчишки повалились в грязный, заляпанный снегом и продолжали драться из-за хлеба. Она собрала все остатки сил и поспешила на помощь, взмахивая руками и спотыкаясь. Через несколько шагов она упала.

- Не отдавай! – снова закричала мать, - Ты ешь! Ешь!

Мимо тащились безмолвные, обессиленные люди. Кто-то подошёл и разнял ребятишек.

А мать всё кричала и кричала. Но кричала всё тише и тише, пока не замолкла совсем…

Вот, собственно, и вся история, рассказанная мне однажды знакомым ленинградцем. В день смерти матери собирает он родных и близких и торжественно ставит посреди стола свежий, дышащий каравай. Прицелясь взглядом, он отсекает горбушку и режет её на крошечные блокадные дольки. Режет медленно, бережно, свято. И первая долька, первый душистый ломтик достаётся теперь непременно Иринушке, пока ещё единственной его внучке.

Иринушкой звалась и его мать… Ириной Алексеевной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание урока: урок развития речи. Обобщение и закрепление изученного.

Цели учителя:

- образовательная: ф ормирование навыков в составлении текста-рассуждения;

- развивающая: р азвивать навык анализа художественного текста, устную и письменную речь, мышление, воображение и творческие способности учащихся;

- воспитательная: воспитывать любовь к родине, к русскому языку, его красоте и выразительности.

Цели ученика:

- учиться составлять и писать сочинения-рассуждения.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты

Регулятивные действия: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные : структурирование знаний; з нать теоретический материал по теме, уметь применять полученные знания на практике.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение о богатстве русского языка, его красоте и выразительности .

Технологическая карта урока

2.Этап мотива-ции

- Скажите, у вас в жизни возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение?

- И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – какой?

Называют тему урока.

Познава-тельные, личностные, регулятивные

3. Этап актуали-зации

1. Пропедевтическая беседа:

- Какие вы знаете типы речи?

- Что такое описание?

- Описание отвечает на вопрос (какой?)

- Что такое повествование?

- Повествование отвечает на вопрос (что произошло?)

- Что такое рассуждение? Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему

- Описание, повествование, рассуждение.

- Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи).

- Повествование - это тип речи, при помощи кот. описываются события в их временной последовательности.

Познава-тельные (применять полученные знания на практике)

4. Этап закрепле-ния с прогова-риванием во внешней речи

- Перед вами образец сочинения-рассуждения.

Хорошо быть хлеборобом.

- Какова основная мысль сочинения? (Хорошо быть хлеборобом)

- Почему хорошо быть хлеборобом? Найдите доказательства. (Второй абзац)

- Какой вывод делает автор? Найдите его. (Третий абзац)

Познавательные (умение извлекать информацию)

5. Этап включения изученного в систему знаний

- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

- Что такое тезис?

- Что такое доказательство? (Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста).

- Что такое вывод? (Вывод – это заключение рассуждения).

- Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.

(это основная мысль текста, которую нужно доказать)

Познават., коммуникатив (развивают способность с помощью вопросов добывать информацию)

6.Этап рефлексии учебной деятель-ности на уроке

1.Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

2. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.

Во-первых, человек рождае тся и умирает со словом мама.

Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.

Таким образом, все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

1.Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

2. Ответы на вопросы после текста.

3. Работа на черновиках, затем переписывание в тетрадь.

Познават. (умение применять полученные знания, преобразовывать информацию)

Личностные (умение доказать свою точку зрения), регулятивные (саморегуляция, самокоррекция

Альбина Маркевич

1)на короткой ноге; 2) с левой ноги встал 3) со всех ног; 3) Еле ноги унёс; 4) ни ногой; 5) из рук вон плохо; 6) взять его в руки; 7)рукам воли не давай; 8) руку даю на отсечение; 9) распускать руки; 10)горячая голова; 11) сошлись, на свою голову; 12) отвечаем головой; 13) голова идёт кругом; 14) что голову вешать не стоит; 15) Ручаюсь головой; 16)намылить голову; 17) дать по рукам; 18)ноги моей больше у него не будет

Валентина Ярцева

Зульфия Давлетова

Юлия Мельникова

Со всех ног
Еле ноги унёс
К нему ни ногой
Ноги не будет
Из рук вон плохо
Показать полностью.
Взять в руки
Дать по рукам
Рукам воли не давай
Руку даю на отсечение
Распускать руки
Спору нет
Горячая голова
На свою голову
Отвечать головой
Делать в первую голову
Голова идёт кругом
Голову вешать не стоит
Намылить голову

Валентина Ярцева

Лариса Федорова

Валентина Ярцева

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмём хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
Показать полностью.
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”.
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду, ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”.
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Евгения Шалаева


Евгения Шалаева

Валерий Литвин

Ни в зуб ногой; протянуть ноги; ноги подкосились; ноги в руки; ноги сами несут; не чувствовать под собой ног; спать без задний ног; как собаке пятая нога; связаь по рука и по ногам; на дружеской ноге; вертеться под ногами; приделать ноги (чему-нибудь). А до рук - руки не доходят!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лабораторная работа может быть использована как часть урока по теме "Фразеология". Цель лабораторной работы: проверка прочности усвоенных знаний о фразеологизмах, развитие навыков анализировать и обобщать языковой материал, развитие языковой компетенции, совершенствование навыков самостоятельной работы со словарями, воспитание чувства ответственности по отношению к слову.

Практическая работа 1 (Кивалина К.В)

Лабораторная работа

Цели лабораторной работы: проверка прочности усвоенных ранее знаний о фразеологизмах, развитие навыков анализировать и обобщать языковой материал, развитие языковой компетенции, совершенствование навыков самостоятельной работы со словарями, воспитание чувства ответственности по отношению к слову.

Задание для всего класса:

С ног до головы

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

- Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! (А. Шибаев)

2. Определить стиль текста. Аргументировать ответ. (Образец ответа: Данный текст разговорного стиля, на это указывает наличие фразеологизмов, эмоциональность, непринуждённость беседы)

3. Рассказать, что такое фразеологизмы, каковы их функции в речи.

4. Найти фразеологизмы в данном тексте, выписать их.

5. Используя фразеологические словари, объяснить их лексические значения (устно). (Образец ответа: на короткой ноге – быть в близких отношениях, встать с левой ноги – быть в плохом настроении с утра, со всех ног – очень быстро и т.д.)

6. Рассказать о понятии синонимии и антонимии фразеологизмов. Привести примеры.

7. Используя словари, подобрать (где это возможно) к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы. (Образец ответа: на короткой ноге – на дружеской ноге, быть на ножах; встать с левой ноги – не с той ноги; со всех ног – во весь дух, во всю прыть, как сонная муха, черепашьим ходом и т.д.)

II. Задания для работы в группах.

Первая группа: Заменить фразеологизмы в тексте фразеологическими синонимами. Выяснить, изменяется ли смысл сказанного в этом случае. Вторая группа: Заменить фразеологизмы в тексте словами-синонимами. Выяснить, изменяется ли смысл сказанного и почему.

Подумать над таким вопросом: К чему приведёт злоупотребление фразеологизмами? Это хорошо или плохо? (на примере текста, отвечает представитель от каждой группы)

Читайте также: