Урок как писать сочинение 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок - практикум по русскому языку в 7 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам.

Технология : технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД : умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве пойдёт речь об этом вы узнаете, посмотрев видеоролик.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

Ответ ученика: Я считаю, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии, тех качествах человека, благодаря которым его можно назвать Человеком.

Слово учителя: В каких поступках героя выражается его милосердие? Что получает юноша в ответ за свои поступки? Как меняется мир от его доброты и милосердия?

Ответы учащихся: Юноша помогает всем нуждающимся, которых встречает на своем пути: кормит голодную собаку, подаёт милостыню, уступает место в трамвае, поливает почти увядший цветок, регулярно оставляет связку бананов престарелой женщине… Его поступки бескорыстны. От его добрых дел и милосердия мир становится прекраснее и лучше.

Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответ ученика : О милосердии

Слайд 2( Эпиграфы)

Эпиграф на доске (запись в тетради):

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Перед вами текст, с которым мы будем работать и задания к нему, итак, чем же мы займемся? Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, давайте прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Слайд 3

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика:

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения? Слайд 4

Ответ ученика : Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оцениванивания композиции сочинения (С3К3, С3К4) . (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Работа по сбору материала к сочинению.

Учитель: Предлагаю поразмышлять над понятием милосердие, определить лексическое значение этого слова. Для этого мы подберём к нему ассоциативные слова.

С чем же ассоциируется у вас слово милосердие?

Ответы учащихся: сердце, доброе сердце, сострадание, сочувствие… (учащиеся записывают ассоциативные слова на стикерах и заклеивают их на доске) Слайд 5

Учитель: А теперь поработаем в группах: 1-ая группа подбирает синонимы к слову, 2-ая - антонимы, а 3-ья - однокоренные слова и делает морфемный разбор слова.

Ответы учащихся:

Учитель: А теперь обратимся к словарям. Какое толкование они дают слову милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или чему-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-либо милосердию (Толковый словарь Ожегова)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: А теперь давайте сформулируем определение слова милосердие и запишем его, воспользовавшись речевыми клише, представленными на слайде. Слайд 7, 8

М – это нравственное качество человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении бескорыстно помогать людям, прощать их.

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие?

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом.

Учитель: А теперь, давайте обратимся к нашему тексту. (Ученик зачитывает текст)

О чем мы узнаём из текста? Кто является героем этого текста? Кто сумел проявить милосердие и в чём оно выражается?

Ответы учащихся: История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).

6. Включение в систему знаний.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Учитель: Мы с вами сформулировали, что такое милосердие, сумели привести пример милосердия из текста, а теперь обратимся к примерам из жизненного опыта и литературных произведений и примерам милосердия в наших родных чувашских традициях (Использование национально-регионального компонента). Работаем в группах.

Ответы учащихся: Примером милосердия в наши дни может служить донорство, деятельность различных благотворительных фондов, по сбору средств для тяжелобольных и нуждающихся. Милосердие является одной из основополагающих черт в национальных чувашских традициях. Так, ребёнка, который оставался круглой сиротой никогда не бросали на произвол судьбы и, несмотря порой на нищету и многодетность своего семейства, брали под опеку ближайшие родственники или соседи. Именно благодаря милосердию соседей Прохоровых, сумел подняться на ноги наш знаменитый просветитель И.Я. Яковлев.

Слово учителя: Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише. (Слайд 9)

Итак, в заключение скажем, зачем нужно милосердие, как оно влияет на нашу жизнь?

Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение.

7. Рефлексия (Слайд 10)

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

8. Итог урока.

Подводя итог нашему уроку я хочу отметить активную работу следующих уч-ся, а также предлагаю вам оценить те ЗУН, которые вы получили и закрепили в течение урока, для этого, поставьте соответствующую букву на полях своих тетрадей:

А – Тема урока была лёгкой и понятной, написание сочинения-рассуждения не вызывает у меня затруднений.

Б – Тема в основном понятна, но имеются некоторые затруднения.

В – Тема урока для меня показалась слишком трудной

Домашнее задание вариативное (А – написать сочнение-рассуждение на тему милосердие,

Б – составить небольшой сопроводительный текст для продемонстрированного видеоролика,

В - записать предложения из видеоролика, подчеркнуть в них ошибки и через тире записать предложение, устранив речевые, грамматические и орфографические недочёты)

А в добрых сердцах нет ни капли расчёта,
У них совершенно другие заботы,
Любить бескорыстно, душой сострадать,
Безропотно путь сей земной принимать.

Чины, дивиденды для них лишь пустое,
Им чуждо фальшивое и напускное,
Под фантиком ярким они не таят
Ни чувства, ни мысли, ни жизненный взгляд.

Они не встречают людей по одёжке,
Не судят о книгах по глянцу обложки,
И лживые роли не примеряют,
Под маскою лица свои не скрывают.

И в век наш лихой "всё продай да купи"
Задаром способны помочь и спасти,
По-братски понять и руку подать,
Рубашку последнюю снять и отдать.

И нет миллиардов у них, лишь гроши,
Зато не страдают от рака души,
Нажива и выгода их не терзают,
Чудными порою их называют.

Но доброе сердце обиды прощает
И колких насмешек не замечает,
А доброе сердце в хорошее верит
И доброты для людей не жалеет.

Котёнка накормит, утешит старушку
И хлеба накрошит для птичек в кормушку,
В час скорби спасёт безутешную душу
И гостя незваного встретит радушно.

Последний полтинник пожертвует скромно,
Пальтишко отдаст погорельцам бездомным.
Поможет бесплатно, спасёт без корысти,
На бедах несчастных поживы не ищет.

И пусть не поймут его финансисты,
Его капитал - в сердце - добром и чистом!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая , 2018
Свидетельство о публикации №118050506297

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения

:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 –С3К4

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

1. Тезис −это положение, утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий

Памятка№4

Аргументы из жизни

2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.Результаты личных наблюдений

6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Памятка №5

Я познакомился. (с фактами проявления милосердия в повседневной жизни и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Памятка 6 Клише для сочинения.

Для вступления:

· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

· По моему мнению, … – это….

· Я думаю, что … – это….

· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

· Я согласен с ФИО в том, что … - это

· Попробуем разобраться в смысле этого слова

· Попробуем определить данное слово

· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что

· Текст ФИО заставил меня задуматься над…

· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

· Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении .

· Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.

· В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)

· Предложение … подтверждает мысль о том, что.

· Примеры … можно встретить и в жизни.

· В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

· Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

· Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

· Обратимся к тексту, в котором говорится о .

· В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

· Автор говорит. подчеркивает. размышляет. высказывает свое мнение. делает акцент.

· Свое мнение я могу подтвердить примером из..

· Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что

· В жизни мы часто сталкиваемся с . (наблюдаем . )

· Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как.


Для заключения:

· Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

· В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что.

· Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

· Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова .

· Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

  • важнее трудолюбие,
  • важнее способности,
  • одинаково важно и то, и другое.

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

Называние автора - мастер слова, писатель, классик детской литературы;

Действие автора- описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги- книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода- интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки- понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…


Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в экомире; расширение положительных нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Предметные: формировать навык написания сочинения – рассуждения; формировать навык подбирать аргументы и использовать в речи наиболее убедительные; активизировать и обогатить словарный запас учащихся; повторить особенности публицистического стиля речи, сочинения – рассуждения в этом стиле;

- формировать умение составлять текст заданного стиля и типа речи;

- формировать умение подбирать аргументы для подтверждения мыслей;

- формировать способности определять цель предстоящей работы, оценивать результаты;

- создавать развёрнутое монологическое высказывание;

- формировать способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устном и в письменном высказывании публицистического стиля.

1. Введение. Прчитаем их и подумаем, что объединяет эти высказывания.

1) Работа с высказываниями.

Чем объединены высказывания? Какой общей мыслью?

Марк Твен, американский писатель

Александр Гумбольдт, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ.

Бенджамин Раш, американский просветитель, философ, общественный и политический деятель

Жестокость по отношению к животным есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (С.-П.Бернарден, французский писатель.

Об отношении человека к животным

По отношению к животным можно определить насколько человек, общество добры, образованы.

Главным критерием человека, общества становятся: доброта или жестокость по отношению к животным.

2) Запись предложения.

« Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто проявляет жестокость к животным.

Марк Твен, американский пистатель

1 вариант – прямая речь до слов автора

2 вариант- прямая речь после слова автора

3) Работа с высказываниями

Как понимаете это высказывание?

Если у человека добрый характер, то он не может быть жесток.

Какое слово повторяется во всех высказываниях? Жестокость

Какому слову противопоставлено? Доброта

2. Основная часть. Освоение темы.

Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Жестокость прямо противоположна сопереживанию сочувствию.

Словарь В.И. Даль. ЖЕСТОКИЙ. Немилосердый, немилостивый, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия. В сложных сл.церк.жестокий означает жесткий, грубый

Данное определение может быть использовано как начало сочинения? Тип речи?

В композиции сочинения-расуждения данное определение будет являться - … (ТЕЗИС)

Какой вид сочинения-рассуждения?

( работа с учебником: композиция сочинения-рассуждения, рассуждение-размышление).

3. Работа практическая.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из жизненного опыта;

3 абзац – аргумент из литературы;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать

ПАМЯТКА для сочинения

1 абзац- разные варианты

Работа с текстом

2. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется жестокость в конкретном случае;

—необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься.

Вопросы к тексту.

Кто проявляет жесткокость?

За что так поступает?

Найдем слова, показывающие жесткость?

Что занимает основнюу часть текста?

На чьей стороне автор? Кому сочувствует автор?

В каких словах авторское отношение к собаке?

Оформление 1 аргумента

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

(предложение № __, ___. )

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

Оформление 2 аргумента

Введение аргумента 2

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать

(вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…)

6) В каких произведениях литературы мы встречались с проявлением жестокости по отношению к животным.

Название произведения

Кто проявляется жестокость? Как? Почему?

В.П. Астафьев, А. Лиханов, И.С. Тургенев, С.А. Есенин

Вспомним _______________________, в котором мы видим жестокое обращение к _____________________. Я был (а) (возмущена, удивлена, раздосадована)/ИЛИ меня тронула история … Особое впечатление на меня произвёл тот эпизод, когда …………..

(4- 5 предложений).

Предложение-заключение (вывод по аргументу)

6) Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным?

Позвольте, я расскажу вам одну историю.

Конец августа… Без конца льет дождь… Что-то грустное настроение у меня сегодня. По делам забегаю в метро Менделеевская, здороваюсь про себя по привычке с Мальчиком. Мальчик – это название трогательного памятника беспородной собачке на гранитном постаменте, который, как говорят, приносит удачу.

- По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости.

Рассказывая о жестокости, авторы пытаются нас убедить в том,что ….

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: жеткокости не место в нашей жизни. …. Вернуться к высказываниям о жестокости.

- День защиты животных

Рекордсменом среди памятников стала собака. Есть памятник и у Бима.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок активизирует знания семиклассников о типах речи, о структуре текста-рассуждения, подготовит их к написанию сочинения. Также в ходе урока будет проведена словарная работа, благодаря которой ученики без проблем смогут написать данное им сочинение, подбирая разнообразные слова и выражения, не повторяясь. То есть проводится работа над обогащением словарного запаса детей.

Цели: - вспомнить все части рассуждения как типа речи;

развивать умение определять все части текста-рассуждения: тезис, основную мысль , ь вывод, строить рассуждение на заданную тему;

воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами.

На доске записаны тема и эпиграф:

Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать,

Рене Декар, 16 век,

французский физик, математик, философ.

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаю эпиграф, комментирую его.

Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

Как различаются типы речи?

Потом дети читают упр:115 ( Типы речи можно различать по вопросам:

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

II. Тренировочные упражнения

Послушайте тексты, определите тип речи.

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-

ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

Отработка структуры текста-расссуждения.

На доске прикреплены написанные на трех карточках слова "ТЕЗИС", "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО", "ВЫВОД", пока закрытые.

Открываю первую надпись "ТЕЗИС".

Рассуждение начинается с утверждения, то есть с ТЕЗИСА.

Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:"За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Война - всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

Находить тезисы в тексте вы научились. А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба".

Ребята формулируют тезисы, в основном, позитивного отношения к учебе типа: "учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.

Предлагаю детям другой тезис: "Чем больше учишься, тем больше глупеешь". Какой из тезисов более верный? Дети доказывают свои тезисы. Задаю следующий вопрос: "Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?" Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.

Открываю на доске следующее слово "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО". А из любого доказательства обязательно следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения, доводы), вывод (как и в любом сочинении).

Задание: найти в тексте розданных карточек все эти три части.

Человек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы!

III. Лексическая работа

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

Провожу лексическую работу по словам, записанным на доске заранее:

Я думаю (считаю, полагаю. ), что.

Мне кажется, что.

Почему? А вот почему.

Это можно объяснить так.

Я не могу согласиться с тем, что. но.

Могут сказать (возразить), что.

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?

Второй час отводим на самостоятельную работу.

Задание: написать сочинение - рассуждение.

Темы (были заранее написаны на доске и закрыты до времени):

Какая польза от чтения книг.

"Золотая полка"

("Золотая полка" - та, на которую ставятся любимые книги."Ю.ОЛЕША.)

Эта тема предлагается сильным ребятам. А тем, кто не любит читать, можно предложить третью тему:

3. Интересно ли мне в школе.

Все три темы заранее написаны на доске. При анализе проверенных сочинений учитель обязательно скажет, как дети представили каждую часть рассуждения в своих работах.

Читайте также: