Сочинение на тему достоинства и недостатки системы воспитания а с макаренко

Обновлено: 02.07.2024

Антон Семёнович Макаренко (13 марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская Империя — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область, РСФСР) — советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования. Макаренко пропагандировал демократические идеи и принципы в теории и практике образования. Разработал теорию и методологию воспитания детей в коммунах, ввел понятие продуктивного труда в образовательную систему. В 1988 году решением ЮНЕСКО А. С. Макаренко был отнесён к четырём педагогам наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори, определившими способ педагогического мышления в XX веке.

Методика воспитания появилась и совершенствовалась на практике в Колонии имени Горького для беспризорников и малолетних преступников и в Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.

Система А.С. Макаренко

Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.

Сам коллектив не может останавливаться на достигнутом, он должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — осознавать свой вклад в общий процесс. Такое воспитание подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где ему понадобится заслужить свой статус. В итоге ребенок морально готовится принимать решения, осознавать свои силы и не бояться их применять. Дети, ориентированные не только на получение, но и на отдачу, будут испытывать чувство социальной ответственности. Кроме того, опасность остановки в развитии заключается в саморазрушении коллектива. (Закон развития коллектива).

Важен и принцип педагогической целесообразности, который основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачам воспитания.

Принцип ответственной зависимости означает, что коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия и жизнедеятельность всего коллектива.

По мнению А.С.Макаренко, воспитательное влияние на учеников должно быть не прямым, а опосредованным параллельным действием, то есть должно осуществляться через коллектив.

Система воспитания Макаренко самая демократичная. Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности, чувство радости.

Макаренко был противником идеи того, что школа – это лишь подготовительный этап, и считал воспитанников полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему.

Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

Участие в производственном труде меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Дисциплина, характерная для коллектива, не была основана на бездумном подчинении и тем более на насилии.

Итак, А.С.Макаренко были сформулированы следующие признаки коллектива: 1. общая цель; 2. общая деятельность; 3. тесная связь с обществом; 4. строгая дисциплина.

Колония имени Горького была смесью кадетского корпуса и помещичьего хозяйства.

Идеи Макаренко наиболее востребованы в военной педагогике. Также известен положительный опыт применения педагогической теории Макаренко в системе ФСИН одним из воспитанников Макаренко Алексеем Григорьевичем Явлинским, отцом известного политического деятеля Г.А.Явлинского.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о том, что родители – это пример, который может вызывать как уважение, так и критику. В системе семейного воспитания можно выделить следующие основные направления: нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков), трудовое (воспитание в труде), экономическое (семейное хозяйство), половое. В трудовом воспитании в семье важно перед ребенком поставить определенную задачу, которую он может решить. Трудовое участие детей в жизни начинать рано, еще в игре, с возрастом трудовые поручения следует усложнять.

Важно сейчас поддерживать отношения равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллективов существенную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, к семейной, свободной от авторитаризма и формализма. Влияние школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности

Учение о коллективе актуально в современном обществе, так как огромную роль в педагогике современных стандартов играет развитие коммуникативных умений и способов организации сотрудничества в ученическом коллективе.

Концептуальные позиции современных педагогических коллективов перекликаются со следующими принципами А.С.Макаренко: 1. соединение обучении с производительным трудом; 2. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 3. успешность детского труда; 4. творческий характер труда; 5. равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; 6. четкая организация труда.

Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

В настоящее время, организуя образовательно-воспитательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А.С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности. В современных системах воспитания существует та же проблема, на решение которой направил свои силы А.С. Макаренко. Перед педагогами стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как следствие, подавление личности, либо чрезмерное ее уважение и излишняя индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе и нивелируемой проблеме общественного и социального развития.

Гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество А.С. Макаренко, необходима в наше время, когда приходится сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, агрессии и насилия, культа легкого обогащения.

Сегодня, если школа стремится быть конкурентоспособной , она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее ориентироваться и адекватно действовать в современной социокультурной ситуации. Возможна модернизация через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего полноту современной информации в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

Система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между ребенком и взрослым, в процессе которых личность крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки.

Выводы

Вся система воспитания Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах: 1. труд, при этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе; 2. самоуправление; 3. коллективная ответственность.

Наследие Макаренко – это уникальнейший в истории мировой педагогики итог органического совмещения длительной и успешной практической, научной, педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике, а также художественного и эстетического освоения педагогической действительности.

Выдающийся педагог очень близко подошел к воспитательному процессу и развитию целостной человеческой личности в гармоничной связи трех ее главных составляющих: практического и волевого, эмоционального и эстетического, интеллектуального и научного. И хотя некоторые исследователи отмечают, что опыт А.С.Макаренко нельзя переносить на сегодняшний образовательно-воспитательный процесс, так как сейчас другие времена и другие ценности, но мы понимаем, что его педагогические идеи останутся актуальными на любом этапе развития педагогической науки и практики.

В 1939 давала возможность поднять на щит имя педагога, достаточно известного за рубежом, новатора, с которым советская педагогика нашла как бы нулевую точку отсчета своих

достижений. Таким образом, Макаренко становился олицетворением советской педагогики.

В 1939 году он умер, а в 1941 в СССР была защищена первая диссертация (И. Ф. Козлова), посвященная анализу его педагогической деятельности, обобщенная затем в неоднократно переиздававшуюся книгу. С того момента и была заложена традиционная структура рассмотрения идей А. С. Макаренко в СССР. В 1949 году создана монография о А. С. Макаренко

К 75-летию педагога было издано несколько книг Главным в официальной трактовке стала посмертно изданная мо­нография Г. E. Жураковского. Выпускник Киевского университета, классик советской истории педагогики, директор дет дома на Украине в 20-х, к Макаренко он проявлял не только теоретический интерес. С этой работы Макаренко начал рассматриваться официальной педагогикой не только как прак­тик, но и как выдающийся теоретик.

В период 50-60-х годов интерес к наследию А. С. Макарен­ко возрос, и не случайно. С одной стороны, по-прежнему со­ветская официальная педагогика нуждалась в имени Макарен­ко. Но тогда же и произошло своеобразное разделение мифологизированного в сознании общества А. С. Макаренко. Для педагогической общественности его имя стало символом обновления, развития подлинно социалистической педагоги­ки. При этом, голосом В. А. Сухомлинского, общество заго­ворило о недопустимости превращения Макаренко в икону, а его наследия - в догму.

В это время на Западе зародились основные направления изучения его наследия. Первое воспринимало его как тоталитариста, педагога подчинения личности высшей власти коллектива (П. Грант, В. Гудман, Р. Коэн, Ф. Лильдж, III. Фицпатрик, О. Анвайлер, Д. Добуа, Э. Лабрежер). С 60-х годов проявилось второе направление: Макаренко – гениальный педагог XX века, но ему не повезло жить в сталинском СССР. Аполитичным гуманист и педоцентрист, Макаренко остался ав­тономен советской педагогике (М. Матьюз, X. Виттиг, Ж. Ардонно, II. Барнлеи, М. Лаверен, Э. Шанель). Третье направле­ние компромиссно характеризовало его как автора воспитательных подходов и приемов, целостной педагогической системы не создавшего (Л. Ле Гюйан, А. Изамбер, Р. Глотон). Наконец, имелось марксистское направление, значение которого в СССР преувеличивалось. Оно считало наследие Макаренко универ­сальным, его идеи враждебными буржуазному индивидуализ­му, его педагогику основанной на гармонии научности и ис­кусства (А. Валлон, Ж. Снидерс, Ж. Коньо, М. Манакорда, К.-Х. Хейнеман и другие).

Особую роль в изучении творчества Макаренко сыграла лаборатория в Марбурге (Г. Хиллиг, 3. Вайтц). При его жиз­ни борьба с беспризорностью была характерна для Веймарс­кой Германии. В послевоенные годы информация о Макарен­ко попадала в ФРГ через ГДР, где Г. Нооль трактовал его на­следие как вневременное. Поэтому именно в ФРГ появилась политизированная критика Макаренко как педагогического диктатора, а затем и компромиссные оценки, пытавшиеся от­делить в наследии педагога наслоения идеологии от значимо­го (Л. Фрезе). С середины 60-х интерес к Макаренко в Герма­нии ослабел, что предопределило возможность серьезного ис­точниковедческого и биографического поиска Марбургской лаборатории.

Во-вторых, в определении его вклада в мировую педагоги­ку. Распространенный стереотип - Макаренко талантливый практик, продвинувший методику воспитания, а не педагоги­ку в целом. То есть перед нами эдакий Трофим Лысенко от педагогики. Поэтому нам он не нужен. Неясно только, поче­му этой тоталитарной педагогической экзотике уделено такое внимание в Германии, Японии, даже в США в последние годы. Создается ощущение, что мы, в отличие от Запада, не в состо­янии оценить то наследие, которое нам досталось.

Одним из них будет вопрос о том, какие подходы максимально эффективны при изучении наследия педагога Главным недостатком анализа наследия Макаренко, производимого в предыдущие годы, является рассмотрение его деятельности в отрыве дореволюционного и советского периодов его творчества. Макаренко в этом случае представляется как ге­ниальный самоучка, реализовавшийся только в советскую эпо­ху, благодаря ей. Но его педагогическая работа началась за­долго до революции, тогда же происходило освоение педаго­гом широкого междисциплинарного поля знаний, которое не могло не повлиять на развитие его практики и теории в даль­нейшем.

Другим недостатком является рассмотрение Макаренко только как талантливого практика, в отрыве от эволюции его теоретических воззрений на педагогику. Но, посмотрев на его наследие иначе, можно увидеть такие аспекты, как Макарен­ко - этик, Макаренко - теоретик педагогики, Макаренко - новатор практики и методики воспитания. Большое сомнение вызывает и попытка рассмотрения его литературно-педагоги­ческих произведений как научных фактов, как историко-педагогический источник. Макаренко всегда считал себя преж­де всего писателем, а уж затем педагогом, поэтому следует учи­тывать его право на литературную метафору, художественный вымысел.

Идей, на которых Макаренко базировал свою работу, мож­но увидеть множество. Считалось, что социализм порождает новую нравственность - нравственность счастливых, силь­ных, равных людей, для которых труд является основанием их жизни.

· Поэтому только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической.

· Вечным стимулом человеческой деятельности является завтрашняя радость, но вся деятельность личности опосредо­вана коллективом, обществом в целом.

· Нет коллектива взрослых и коллектива детей, есть педа­гогический коллектив как их равноправное единство.

· Воспитание более значимо, нежели обучение, поэтому главная специальность учителя - быть воспитателем, ибо все человеческое в человеке должно и может быть воспитано.

· Воспитание как процесс строится не на морализаторстве, не на воспитывающем обучении на уроках о должном, это не­ эффективно. Единственный верный путь, по мнению Макаренко - упражнение в поведении, когда человек не воспитывается по частям (физическое, нравственное, идейно-полити­ческое, эстетическое, трудовое), а всей жизнью коллектива.

· Сознательная, подлинная дисциплина создается всей си­стемой воспитания, ее нельзя воспринимать как набор поощ­рений и наказаний, как методику.

Этика Макаренко, неразрывно связанная с его педагоги­кой, предполагает три приоритета - приоритет оптимисти­чески воспринимаемого будущего (идея прогресса общества и личности), приоритет общности над индивидуальностью, приоритет воли над интеллектом и эмоциями. Социализм Макаренко нельзя трактовать только как механическое пере­ложение идеологом партии и правительства для педагогики. Это и романтический идеал позитивиста, и аккумуляция народных чаяний общества правды и справедливости на земле, то есть все то, что предопределяло успех социалистической идеи именно в России. Стоит ли Макаренко за это винить? Он был человеком своей эпохи, как и многие другие.

Во-первых, Макаренко принадлежит к тем великим педа­гогам, сотворение которых произошло из более широкого, междисциплинарного поля знаний, которым они пользова­лись. Локк, Руссо стали педагогами, будучи философами. Ма­каренко считал себя писателем, а не педагогом, изучал жизнь через наблюдения за детским коллективом. Жизнь заставила быть педагогом - он отдался жизни. Возможно, не стань он педагогом, он реализовался бы в иной сфере.

Коренное различие наступает в целеполагании: Дьюи за воспитание личности, способной приспособиться к быстро ме­няющимся условиям окружающего мира, то есть за воспита­ние социально мобильной личности. Макаренко же за воспи­тание личности, перестраивающей в коллективных усилиях этот мир под себя (как оказалось, на этой стройке был более высокий заказчик). И в отношении к дисциплине, к требова­тельности к ребенку. Для Макаренко нет сомнений - созна­тельная дисциплина необходима для человека будущего (при этом, Макаренко никогда не применял физических наказаний, а то, что описывается у него или в воспоминаниях его воспи­танников как наказание - педагогическая техника очень вы­сокого уровня). Для Дьюи дисциплины нет, есть создание воз­можностей для реализации интересов ребенка и индивидуаль­ного развития его при этом.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .


Педагогическая система воспитания Макаренко получила признание не только в нашей стране, но и на международном уровне. В 1988 г. ЮНЕСКО признало Антона Семеновича, наряду с другими тремя персонами, выдающимся педагогом мира. Речь идет о таких славных именах, как Д. Дьюи, М. Монтессори, Г. Кершенштейнер.

В марте 2018 года исполнилось 130 лет со дня рождения А. С. Макаренко, советского педагога. Разработанная им авторская методика в начале ХХ века буквально творила чудеса. Педагогическая система Макаренко отличается актуальностью и в наше время. В чем ее секрет? Как удавалось не просто перевоспитывать беспризорников, но и преобразовывать их в выдающихся личностей?

Малолетние воры и хулиганы

Вместе с воспитанниками

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % - преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Принципы системы Макаренко

Памятник макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

  1. Роль воспитателя.
  2. Наказание и поощрение.
  3. Воспитание трудом.
  4. Коллективизм.
  5. Система самоуправления.
  6. Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.
  7. Перспективные линии.

Далее каждый из компонентов будет рассмотрен подробно.

Роль воспитателя

Антон Макаренко

В первую очередь это личный пример. Наставник может быть требовательным, придирчивым, может не замечать воспитанника, но, если он блещет своей работой, знаниями, удачей, ребенок будет на его стороне. И напротив, учитель может быть ласковым, занимательным в разговоре, добрым и приветливым, но если дело его будут сопровождать неудачи и провалы, если будет видно, что этого дела он не знает, он ничего не заслужит, кроме презрения.

При этом воспитатель должен быть наделен свободой творчества, а не подвергаться мелочной опеке, которая ничего не принесет воспитанникам, кроме вреда.

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Трудовое воспитание

Работа на заводе

Ему придавалось огромное значение, однако Макаренко был против того, чтобы затрачивать непроизводительную мускульную энергию учащихся вне ее связи с воспитательной работой и образованием. У колонистов имелось реальное дело. Оно их и кормило, и заставляло быть дисциплинированными. В самом начале было обустроено натуральное хозяйство - для того, чтобы содержать себя. А затем было организовано серьезное производство.

Меньше чем за год был построен собственный завод, на котором воспитанниками выпускались электродрели. Позже было освоено производство фотоаппаратов, которые состояли из 300 деталей, точность которых нужно было соблюдать в пределах 0,001 мм. По тем временам это было фактически инновационное производство.

При этом оно было не просто рентабельным, а высокорентабельным. Коммуна не только зарабатывала большую прибыль государству, ее воспитанникам выплачивалась зарплата, на которую они могли содержать самих себя, а также младших членов коллектива. Бывшие коммунары, которые обучались в вузах, получали стипендию, ко времени выхода из коммуны у воспитанников на сберкнижке собиралась солидная сумма.

Кроме того, была возможность содержать оркестр, оранжерею, осуществлять различные походы и культурные мероприятия. В соответствии с главным смыслом системы Макаренко в результате формировались личности: уже в 16-18 лет воспитанники становились руководителями производства: начальниками, мастерами, бригадирами.

Коллективизм

Воспитанники колонии

Самоуправление

Макаренко с Горьким

Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.

Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.

Формат

Система Макаренко предполагает внедрение строгих правил и ритуалов, он внимательно следил за этим. В том числе и с их помощью он встраивал колонистов в непривычные для них формы жизни. Они должны были вовремя вставать, умываться, натирать пол, не плевать на него. Даже это на первом этапе было новинкой для вновь прибывших. Не все сразу понимали, почему нельзя стоять, подперев стенку, а нужно стоять ровно, почему нельзя толкаться.

Их приучали к этому через введение военных порядков, таких атрибутов, как флаги, горны, ходьба строем. Когда отряд идет строем, строится шаг, и это очень важно, так как каждый в коллективе настраивается на каждого. Такая методика вызывала понимание далеко не у всех. Некоторые педагоги, видя детские отряды, шагающие в ногу, с барабанами и горнами, впадали в ужас, их передергивало. Сам же Антон Семенович очень ценил армейские порядки и дисциплину.

Перспективные линии

Члены коммуны

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий - это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭССЕ о классике гуманной педагогики А.С. Макаренко. Эта работа является моим размышлением надо жизнью великого учителя, который внес неоценимый вклад в развитие педагогики.

ЭССЕ о классике гуманной педагогики А.С. Макаренко

На данный момент одной из, пожалуй, основных задач современной педагогики является соединение опыта прошлых веков и накопленных знаний в единое целое. В педагогике существует много людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление именно гуманной педагогики. Одним из таких людей является Антон Семенович Макаренко. Именно о нем, о его работе, нравственном образе жизни и о его великих трудах я бы хотела рассказать в своем ЭССЕ. Педагогическое творчество А.С. Макаренко - педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и С.Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. На самый трудный участок педагогического фронта - на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи. И он добился поразительных результатов.

Макаренко можно назвать поистине великим учителем, ведь он сумел разглядеть в своих подопечных то чего не смогли увидеть другие, он увидел в них потенциал, стремление к изменениям, тягу к жизни. Благодаря ему, его поддержке и наставлениям многие из детей смогли найти свое истинное место в жизни, смогли утвердиться в обществе, стать полноценными гражданами своей страны.

Невозможно не восхищаться этим человеком, его жизнью, его великими трудами. Ведь необходимо очень много сил, времени, терпения для того что бы воспитать личность. Очень много детей вспоминают с гордостью и благодарностью своего учителя, ведь он помог им обрести надежду, веру в завтрашний день, смог открыть для них новые горизонты, раскрыть их таланты и возможности.

Читайте также: