С эльбруса тянуло замороженными фиалками сочинение егэ текст дубровина

Обновлено: 05.07.2024

В общем, жизнь была прекрасна. До полного счастья не хватало только услышать голоса родных. Но двадцатый век предоставил человеку и эту возможность. На углу стоял автомат, который мог всего за пятнадцать копеек перенести тебя за тысячу километров домой.

Я бросил монету, и почти тотчас же услышал голос сына.

– Привет, сынок! Как дела?

– А… Это ты… Привет, старик… Какое давление?

– Сто тридцать на восемьдесят.

– Конечно! – Нехорошее предчувствие сжало мое сердце. – Так как дела?

– А пульс? – продолжал сын беспокоиться о моем здоровье.

– В норме… Хватанул двойку? – сделал я первое предположение.

Молчание. Только гул тысячекилометрового пространства да щелчки ненасытной утробы грабителя-автомата, глотавшего мои трудовые монеты.

– Две гребанул? Только честно. Я выдержу. Сейчас я в форме.

– Кардиограмму тебе давно делали?

– Приличная. Три? Не бойся. Меня тут здорово подлечили.

– Четыре… Две по английскому, две по географии. Бить будешь?

– А как ты сам считаешь?

– Думаю, что за четыре надо всыпать. Только не очень сильно.

Автомат сглотнул последний раз, секунду выжидающе подождал и, намертво сомкнув стальные челюсти, перестал дышать.

Утром врач измерила давление, пощупала пульс и хмуро покачала головой:

– Меньше думайте, больше гуляйте и дышите.

Я едва смог дождаться вечера. Но квартира не отвечала. Жена на работе – это понятно, но куда девался сын? Я кругами ходил вокруг будки, словно прикованный цепью. Пять часов – никого нет, шесть, семь. Пришлось пропустить ужин.

Наконец, в семь тридцать четыре квартира отозвалась.

– Да, – послышался в трубке усталый голос сына. – А, это ты, старик? Здравствуй…

– Ты где был? – сказал я раздраженно. – Звоню три часа. Из-за тебя пропустил ужин!

– Был на собрании по поводу сбора макулатуры.

– Наверно, мотался на речку!

– Не будем, старик, зря терять время, все равно ведь нельзя проверить.

Это была истинная правда.

– Как дела? – спросил я. – Исправил хоть одну?

– Тебе можно волноваться? У меня упало сердце.

– Как же ты можешь? Даже по истории! Значит, ты просто-напросто не выучил? Это ведь не математика. Если два по истории – значит, не выучил!

– А что говорит мама?

– Мама говорит, что сказывается твое отсутствие. Старик, не трать зря монеты. Приедешь – разберешься.

Сын положил трубку. Он был экономным человеком.

Я сбегал в магазин, наменял горсть пятнадцатикопеечных монет и позвонил на работу жене. Жена у меня очень занятый человек, она работает прокурором, но все же я рискнул оторвать ее от важных дел.

– Алле! Вас слушают, – ответила жена строгим голосом.

– Что у вас там происходит? – закричал я. – Почему вы гребете двойки лопатами? Почему ты не наведешь порядок?

– А… это ты… – облегченно вздохнула жена. – А я думала по поводу убийства на Лесной. Как твое здоровье?

– К черту здоровье! Какое может быть здоровье, если конец года, а у вас уже пять двоек!

– Сказывается твое отсутствие, – сказала жена. – Одну минуточку, у меня другой телефон… Кровь на плаще?… Но кровь еще ничего не доказывает! Нет, я не дам санкции! Позвоните попозже, я занята! Алле, извини, дела… Так что ты говоришь?

– Я говорю – пять двоек!

– Так врежь ему как следует!

– Ты же знаешь… При моем служебном положении это невозможно… Вот когда ты приедешь… Одну

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (состояние Виктора Степановича) в сочинении указан, скупо пояснен.

Пример 2 (поведение сына) указан, скупо пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно: нет четкого ответа на поставленный проблемный вопрос.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, не содержит тезиса, пример приведен бытовой, наивные рассуждения вместо убедительного аргумента.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Мысль изложена непоследовательно:

Я полностью согласна с автором, поскольку мой отец часто уезжает в командировки, поэтому его долго не бывает дома.
Его отсутствие сильно влияет на моего младшего брата, так как нелегко жить среди девочек, Брату важно, чтобы отец был рядом, потому что некоторые вещи мальчику может показать только его отец.

Непонятно, откуда взялись девочки, среди которых живет брат. Почему жить среди девочек нелегко - остается загадкой. Какие именно вещи мальчику может "показать" только отец? Интересно.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки: однообразие конструкций, рубленая речь, много нарушений точности словоупотребления.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

В заключение , х очу сказать, что, когда вся семья в сборе, каждый ее член чувствует спокойствие и уверенность в себе.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

В предложенном тексте повествуется о Викторе Степановиче, которые , видимо, проходил какое-то лечение и находился далеко от дома.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Если один родитель долго отсутствует, у ребёнка появляется чувство неполнты и волнение.
Его отсутствие сильно влияет на моего младшего брата, так как нелегко жить среди девочек, Брату важно, чтобы отец был рядом, потому что некоторые вещи мальчику может показать только его отец.

Предложение представляет собой нагромождение бессвязных фрагментов.
В тексте сочинения много повторов.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, над логикой рассуждения. Удачи!

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 287
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 184

Ну доживи до понедельника

В общем, жизнь была прекрасна. До полного счастья не хватало только услышать голоса родных. Но двадцатый век предоставил человеку и эту возможность. На углу стоял автомат, который мог всего за пятнадцать копеек перенести тебя за тысячу километров домой.

Я бросил монету, и почти тотчас же услышал голос сына.

– Привет, сынок! Как дела?

– А… Это ты… Привет, старик… Какое давление?

– Сто тридцать на восемьдесят.

– Конечно! – Нехорошее предчувствие сжало мое сердце. – Так как дела?

– А пульс? – продолжал сын беспокоиться о моем здоровье.

– В норме… Хватанул двойку? – сделал я первое предположение.

Молчание. Только гул тысячекилометрового пространства да щелчки ненасытной утробы грабителя-автомата, глотавшего мои трудовые монеты.

– Две гребанул? Только честно. Я выдержу. Сейчас я в форме.

– Кардиограмму тебе давно делали?

– Приличная. Три? Не бойся. Меня тут здорово подлечили.

– Четыре… Две по английскому, две по географии. Бить будешь?

– А как ты сам считаешь?

– Думаю, что за четыре надо всыпать. Только не очень сильно.

Автомат сглотнул последний раз, секунду выжидающе подождал и, намертво сомкнув стальные челюсти, перестал дышать.

Утром врач измерила давление, пощупала пульс и хмуро покачала головой:

– Меньше думайте, больше гуляйте и дышите.

Я едва смог дождаться вечера. Но квартира не отвечала. Жена на работе – это понятно, но куда девался сын? Я кругами ходил вокруг будки, словно прикованный цепью. Пять часов – никого нет, шесть, семь. Пришлось пропустить ужин.

Наконец, в семь тридцать четыре квартира отозвалась.

– Да, – послышался в трубке усталый голос сына. – А, это ты, старик? Здравствуй…

– Ты где был? – сказал я раздраженно. – Звоню три часа. Из-за тебя пропустил ужин!

– Был на собрании по поводу сбора макулатуры.

– Наверно, мотался на речку!

– Не будем, старик, зря терять время, все равно ведь нельзя проверить.

Это была истинная правда.

– Как дела? – спросил я. – Исправил хоть одну?

– Тебе можно волноваться? У меня упало сердце.

– Как же ты можешь? Даже по истории! Значит, ты просто-напросто не выучил? Это ведь не математика. Если два по истории – значит, не выучил!

– А что говорит мама?

– Мама говорит, что сказывается твое отсутствие. Старик, не трать зря монеты. Приедешь – разберешься.

Сын положил трубку. Он был экономным человеком.

Я сбегал в магазин, наменял горсть пятнадцатикопеечных монет и позвонил на работу жене. Жена у меня очень занятый человек, она работает прокурором, но все же я рискнул оторвать ее от важных дел.

– Алле! Вас слушают, – ответила жена строгим голосом.

– Что у вас там происходит? – закричал я. – Почему вы гребете двойки лопатами? Почему ты не наведешь порядок?

– А… это ты… – облегченно вздохнула жена. – А я думала по поводу убийства на Лесной. Как твое здоровье?

– К черту здоровье! Какое может быть здоровье, если конец года, а у вас уже пять двоек!

– Сказывается твое отсутствие, – сказала жена. – Одну минуточку, у меня другой телефон… Кровь на плаще?… Но кровь еще ничего не доказывает! Нет, я не дам санкции! Позвоните попозже, я занята! Алле, извини, дела… Так что ты говоришь?

– Я говорю – пять двоек!

– Так врежь ему как следует!

– Ты же знаешь… При моем служебном положении это невозможно… Вот когда ты приедешь… Одну минуточку… Я же вам сказала! Кровь на плаще ничего не доказывает! Может, он порезал палец! Сделайте сначала анализ крови! Если кровь окажется группы…

Горсть монет кончилась, автомат отключился, и я так и не узнал, какой группы может оказаться кровь на плаще.

Поздно вечером, когда я уже лежал в кровати и, глядя в потолок, считал пульс, пришла сестра и сказала, что меня срочно приглашает к телефону междугородная.

Предчувствуя, что случилось что-то непоправимое, я трясущимися руками натянул брюки и в шлепанцах помчался к телефону. Трубка лежала на столе дежурной, зловеще поджидая меня.

– Алле! – крикнул я. – Алле!

– Виктор Степанович? – послышался холодный женский голос, не предвещавший ничего хорошего.

– Да… – прошептал я.

– Извините, что звоню так поздно… и прерываю ваш отдых… К вам невозможно дозвониться. Но обстоятельства сложились таким образом… Или, может быть, вам нельзя волноваться, тогда мы отложим разговор до вашего возвращения.

– Мне можно волноваться, – сказал я невнятным, спрессованным, как валенок, голосом.

– С вами говорят по поручению родительского комитета… Меня зовут Мария Степановна…

– Здравствуйте, Мария Степановна.

– Здравствуйте. Я буду коротка, чтобы не нарушать ваш режим. Сегодня случилась очень большая неприятность. Я звонила вашей жене, но ее срочно вызвали на осмотр какого-то трупа…

– Нет, нет, труп не имеет, к счастью, к нашей истории никакого касательства.

– Слава богу! – вырвалось у меня.

– Не спешите радоваться, – оборвала меня Мария Степановна. – Дело очень неприятное. Сейчас им занимаются городские инстанции… Ваш сын устроил международный конфликт!

– Международный конфликт? – опешил я.

– С Канадой? – Я пошатнулся и машинально опустился на стул, подставленный дежурной сестрой.

Представьте себе! Директор в ужасе… Доложили в роно и выше. Вы меня понимаете? Не знаю, что теперь будет.

– Могут разорваться дипломатические отношения? – На лбу у меня выступил холодный пот.

– Ну, до этого вряд ли дойдет, – несколько успокоила меня Мария Степановна. – Но никто не может знать, чем это кончится…

– Очевидно, мне надо срочно прилетать? – спросил я. – Может, удастся как-то замять… У меня знакомый работает в МИДе… Правда, слесарем, но у него большой вес…

– Это вы решайте сами. – Голос Марии Степановны помягчел. Очевидно, мои связи в МИДе произвели на нее впечатление. – Но, может быть, все и обойдется. Школа, во всяком случае, приложит все силы…

– А в. чем суть? – поинтересовался я.

– Суть вот в чем. К нам в школу прибыла делегация канадских эсквайров. Ваш сын должен был их приветствовать в стихотворной форме на английском языке. Но текст он не выучил, хотя на это отводилось достаточно времени… Вместо стиха он что-то пробормотал невнятно по-русски… Остальные, кто должен был говорить вслед за вашим сыном, растерялись, и весь сценарий полетел в тартарары. Вы меня понимаете? Директору плохо. Сопровождающая комиссия в ужасе. Канадцы ничего не понимают, волнуются. Вы представляете? Завтра все руководство школы вызывают в роно. Вы пока не берите билет. Может, все и утрясется. Я буду держать вас в курсе.

1. В какой сфере общения может быть использован данный текст?

А) научной
Б) бытовой
В) публицистической (газеты или журналы)
Г) художественной (в художественном произведении)

2. Каковы основные функции данного текста?

3. Каковы основные стилевые особенности данного текста?

A) научная тематика, смысловая точность
Б) предельная информативная направленность, стандартность
В) художественная образность и эмоциональность, скрытая оценочность
Г) эмоциональность, образность, открытая оценочность, призывность

4. Какие из перечисленных языковых особенностей свойственны данному тексту?

A) терминологическая и профессиональная лексика и фразеология, слова в прямом значении, сложные синтаксические конструкции
Б) официально-деловая лексика, канцеляризмы, языковые клише
В) отвлеченные существительные, вводные слова, специальные термины, а также отдельные языковые средства, характерные для разговорной речи
Г) языковые элементы разных стилей, в том числе разговорная лексика и разговорные синтаксические конструкции как средство создания художественных образов

5. К какому стилю речи принадлежит данный текст?

А) научному
Б) разговорному
В) публицистическому
Г) художественному

§ 7. Средства выразительности в тексте

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

Выразительные средства фонетики

Основным выразительным средством фонетики является звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием .

Полночной порою в болотной ти ш и
Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.

Комментарий. В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука [ш] создает звуковой образ шуршащего камыша.

Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом .
Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.

О, весн а — без конц а и без кр а ю —
Без конц а и без кр а ю мечт а !
Узнаю тебя, жизнь, принимаю. (А. А. Блок)

Комментарий. В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте.

И в е ют др е вними пов е рьями
Е е упругие ш е лка. (А. А. Блок)

Комментарий. Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.

Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

Люблю гр о з у в начале мая,
Когда весенний, пе р вый гр ом,
Как бы р е з вяся и и гр ая,
Гр охочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)

Комментарий. В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.

Сви щ ет ветер, серебряный ветер,
В ш елковом ш елесте сне ж ного ш ума. (С. А. Есенин)

Комментарий. В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.

Роль звукописи в тексте

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

Внимание! Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

Упр. 18. Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.

1) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

2) Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные
Звезды призрачных небес.

3) В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шел дождь — и капли с крыши
Стекали по стене.

4) Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

Упр. 19. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?

Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане,
Зелена — значит, лето в начале!
Синева — до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей! (М. И. Цветаева)

Упр. 20. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?

1) . Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)

2) Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов)

Выразительные средства лексики и фразеологии

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония .
Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
— синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
— фразеологизмы;
— стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.
Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

— причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые ( гробовое молчание, свинцовые волны), индивидуально-авторские ( немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) ( красное солнце, буйный ветер, добрый молодец).
Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением . туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин)) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил. (М. Ю. Лермонтов);

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Упр. 22. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов)
2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов)
3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)

Упр. 23. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность.

Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.

Упр. 24. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.

Упр. 25. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

Солнце ___________________________________________
Туман ____________________________________________
Огонь ____________________________________________
Свет _____________________________________________
Сирень ___________________________________________
Чувство ___________________________________________
Муза______________________________________________
Тишина ___________________________________________

Упр. 26. Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.
Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор ,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это :

На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)

Сравнения могут быть прямыми и отрицательными . Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста:

То не конский топ,
Не людская молвь. (А. С. Пушкин)

Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев);

В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе , и, как звезда , погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ. Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

Внимание! Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

Упр. 27. Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет)

2) А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят.
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)

Упр. 28. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль в тексте.

1) Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н. М. Рубцов)

2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. С. Шмелев)

3) Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли! (А. А. Фет)

4) Что россов та была падения причина —
Была пучком завязана лучина;
Колико руки не томить,
Нельзя пучка переломить,
Как россы, так она рассыпалась подобно,
И стало изломать лучину всю удобно. (А. П. Сумароков)

Похожие документы:

Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. Содержание

. проведения ЕГЭ. Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. Содержание . помимо, наряду с, за исключением .

Пособие рассчитано на школьников старших классов и абитуриентов, может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

. рассчитано на школьников старших классов и абитуриентов, может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. Содержание .

На уроках русского языка (7)

. роль принадлежит русскому языку как учебному предмету .Можно использовать различные технологии на уроках русского языка ,но исходя . специальной литературы; - анализ программ по русскому языку; - анализ опыта работы по организации и проведению уроков с .

Содержание общие вопросы методики преподавания русского языка 3

. . Пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках русского языка в качестве дополнения к дей­ствующим учебникам. § 12 .

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения

. учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуются -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание .

§ 6. Тестовые задания

1. Каковы основные функции текста?

2. Каковы основные стилевые особенности данного текста?

A) непринужденность, простота речи, конкретность, яркая образность
Б) открытая оценочность, эмоциональность, призывность
В) стандартность, полное отсутствие эмоциональности
Г) научная тематика, смысловая точность, логичность

3. Какие из перечисленных языковых особенностей свойственны данному тексту?

A) официально-деловая лексика, канцеляризмы, языковые клише
Б) экспрессивная лексика, неполные предложения, риторические вопросы
В) сочетание книжной и разговорной лексики, экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы)
Г) отвлеченные существительные, вводные слова, специальные термины, отдельные языковые средства, характерные для разговорной речи

4. К какому стилю речи относится данный текст?

A) научно-популярному
Б) официально-деловому
В) публицистическому
Г) разговорному

5. Определите тип речи.

A) повествование с элементами рассуждения
Б) рассуждение с элементами описания
В) описание с элементами рассуждения
Г) рассуждение с элементами описания и повествования

6. Какое словосочетание из текста не является терминологическим?

A) наибольшее потепление
Б) парниковый эффект
В) углекислый газ
Г) Северное полушарие

7. В каком предложении используются термины?

А) 3 Б) 5 В) 14 Г) 18

8. Почему в тексте (предложение 15) используется форма множественного числа существительного топливо?

9. В каком предложении наряду с терминологической используется разговорная лексика?

А) 1 Б) 4 В) 6 Г) 7

1. В какой сфере общения может быть использован данный текст?

А) в официально-деловой
Б) в научной
В) в бытовой
Г) в публицистической или художественной

2. Каковы основные функции данного текста?

3. Каковы основные стилевые особенности данного текста?

A) научная тематика, смысловая точность
Б) предельная информативная направленность, стандартность
В) художественная образность и эмоциональность, скрытая оценочность
Г) эмоциональность, образность, открытая оценочность, призывность

4. Какие из перечисленных языковых особенностей свойственны данному тексту?

A) терминологическая и профессиональная лексика и фразеология, слова в прямом значении, сложные синтаксические конструкции
Б) официально-деловая лексика, канцеляризмы, языковые клише
В) сочетание книжной и разговорной лексики, экспрессивные синтаксические конструкции, изобразительно-выразительные средства языка
Г) разговорная лексика, жаргонные и просторечные слова и выражения

5. К какому стилю речи принадлежит данный текст?

A) научному
Б) разговорному
В) художественному
Г) публицистическому (к художественно-публицистическому)

1. В какой сфере общения может быть использован данный текст?

А) научной
Б) бытовой
В) публицистической (газеты или журналы)
Г) художественной (в художественном произведении)

2. Каковы основные функции данного текста?

3. Каковы основные стилевые особенности данного текста?

A) научная тематика, смысловая точность
Б) предельная информативная направленность, стандартность
В) художественная образность и эмоциональность, скрытая оценочность
Г) эмоциональность, образность, открытая оценочность, призывность

4. Какие из перечисленных языковых особенностей свойственны данному тексту?

A) терминологическая и профессиональная лексика и фразеология, слова в прямом значении, сложные синтаксические конструкции
Б) официально-деловая лексика, канцеляризмы, языковые клише
В) отвлеченные существительные, вводные слова, специальные термины, а также отдельные языковые средства, характерные для разговорной речи
Г) языковые элементы разных стилей, в том числе разговорная лексика и разговорные синтаксические конструкции как средство создания художественных образов

5. К какому стилю речи принадлежит данный текст?

А) научному
Б) разговорному
В) публицистическому
Г) художественному

Читайте также: