Сочинение на тему над чем смеется гоголь в комедии ревизор

Обновлено: 05.07.2024

Автор смеется над многими пороками людей, но в этой комедии его мишенью стало чинопочитание и бюрократия. Писатель смеется над тем, как градоначальник старается выслужиться перед Хлестаковым, который на самом деле никакой не ревизор, а простой самозванец. Городничему даже на ум не пришло убедиться в том, что Хлестаков занимает какую-то должность. В приступе паники он просто начинает выстилаться перед мнимым чиновником. Люди, управляющие на местах, всегда страшились своего начальства. Автор очень четко указал на это. Градоуправленцы заботятся только о личной выгоде. Никогда их не интересовало благополучие простых работяг. Даже между собой они не особо ладили. Каждый занимался сокрытием своих грехов. Если этого требовала ситуация, то каждый из-них, не задумываясь, мог предать или оболгать другого для сохранения своего места. Автор четко указал и на эту особенность богатых чиновников.

С другой стороны писатель высмеивает и Хлестакова. Он смеется над пустотой его души и желанием казаться важной персоной. Обманщик приписывает себе чужую славу, называя чужие книги своими. Он делает акцент на своей внешности и содержит в порядке свой костюм и прическу. Несмотря на то, что все деньги проиграны в карты, он хочет, чтобы все считали его состоятельным господином. Смешна и наивность людей, которые безоговорочно верят той лжи, что потоком льется из Хлестакова. Ему удалось очаровать всех жителей города. Никому даже в голову не пришло, что это самозванец и лгун. Таким образом, писатель высмеивает неумение человека видеть немного глубже, чем то, что лежит на поверхности. Отсутствие подобного умения порой загоняет человека в такие ситуации, когда он уже просто перестает владеть ситуацией и попадает под влияние подлых обманщиков.



Вариант 1

В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.

Вариант 2

“Ревизор” — это комедия Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Это понятие ввел Н.Г. Чернышевский в своей статье, посвященной анализу пьесы. Под этим термином критик подразумевает душевную пустоту, глупость, простодушие и эгоизм, нежелание развиваться, лень, приспособленчество, инфантильность, склонность ко лжи и обману, желание произвести впечатление на окружающих. Как становится понятно, это довольно обширное и многозначное понятие, которое основывается на характере главного героя комедии — Иване Александровиче Хлестакове.

Приезд этого персонажа в уездный город становится завязкой развития сюжета. Изначально он и его слуга, полностью проигравшись в карты, случайно попадают в уездный город. Герой, по оказанному к нему уважению и приему в целом понимает, что его приняли за какую-то важную, ожидаемую персону и решает воспользоваться сложившейся ситуацией.

Как отмечал в последствии сам автор: “Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”. Т.е. главный герой, по сути, никого не обманывает, он просто течет по течению, наслаждаясь свалившейся на него удачей.

Сам Хлестаков — это легкомысленный, ветреный и инфантильный молодой человек. Он глуп и не образован, его не ждет карьера на службе, т.к. все свое время он посвящает картам и выпивке. При этом, хвастаясь перед жителями города, он лжет о личном знакомстве и даже дружбе с Пушкиным, приписывает себе авторство многих известных произведений, например, “Женитьба Фигаро”. Главный герой — воплощение нахальства, желания наживы и денег, пустить пыль в глаза, произвести впечатление.

Важно отметить, что “хлестаковщина” присутствует не только в Хлестакове, но и во многих других героях, обитателях уездного городка.

Например, городничий Антон Сквозник-Дмуханов. Именно он приносит весть о том, что в скором времени их посетит ревизор. Взяточник, главный мошенник города, привыкший все свои проблемы улаживать с помощью денег. Жажда наживы и известности объединяет их с главным героем.

Еще один пример персонажа с такой чертой характера как “хлестаковщина” — это Аммос Ляпкин-Тяпкин, судья в этом уездном город. Он, так же как и Хлестаков, пренебрежительно относится к своей работе, делает ее “тяп-ляп”, отсюда и говорящая фамилия. Герой старается поскорее закрыть любое судебное дело, не вникая в него, т.к. совсем не разбирается в этой сфере, не смотря на то, что занимает пост главного судьи.

Таким образом, Н.В. Гоголь хотел показать, что “хлестаковщина” — это не выдуманный литературный тип, существующий только на бумаге, а вполне реальный человеческий образ того времени. В каждом из нас есть черты, роднящие нас с Хлестаковым — это главная мысль, которую хотел донести автор до читателей.

Это интересно: Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ и публицист.


Автор смеется над многими пороками людей, но в этой комедии его мишенью стало чинопочитание и бюрократия. Писатель смеется над тем, как градоначальник старается выслужиться перед Хлестаковым, который на самом деле никакой не ревизор, а простой самозванец. Городничему даже на ум не пришло убедиться в том, что Хлестаков занимает какую-то должность. В приступе паники он просто начинает выстилаться перед мнимым чиновником. Люди, управляющие на местах, всегда страшились своего начальства. Автор очень четко указал на это. Градоуправленцы заботятся только о личной выгоде. Никогда их не интересовало благополучие простых работяг. Даже между собой они не особо ладили. Каждый занимался сокрытием своих грехов. Если этого требовала ситуация, то каждый из-них, не задумываясь, мог предать или оболгать другого для сохранения своего места. Автор четко указал и на эту особенность богатых чиновников.

С другой стороны писатель высмеивает и Хлестакова. Он смеется над пустотой его души и желанием казаться важной персоной. Обманщик приписывает себе чужую славу, называя чужие книги своими. Он делает акцент на своей внешности и содержит в порядке свой костюм и прическу. Несмотря на то, что все деньги проиграны в карты, он хочет, чтобы все считали его состоятельным господином. Смешна и наивность людей, которые безоговорочно верят той лжи, что потоком льется из Хлестакова. Ему удалось очаровать всех жителей города. Никому даже в голову не пришло, что это самозванец и лгун. Таким образом, писатель высмеивает неумение человека видеть немного глубже, чем то, что лежит на поверхности. Отсутствие подобного умения порой загоняет человека в такие ситуации, когда он уже просто перестает владеть ситуацией и попадает под влияние подлых обманщиков.

Вариант 2

Гоголь смеётся, как и Пушкин, который подарил ему идею этого произведения, над расчетливостью, трусостью и глупостью. Я так считаю!

Расчетливость в том, что все отношения построены не на хороших чувствах, на желании сделать работу, а на личном интересе! Каждый действует в своих интересах… Тут нет настоящей дружбы, любви, даже симпатии, одно притворство! Все становятся крестными, женятся из желания добиться должности, денег… То есть они ставят всё внешнее выше человеческих чувств. И тут простые схемы: я ему помогу тут, тогда он мне должен помочь там.

Я тоже смеюсь вместе с Николаем Васильевичем! Очень хорошее произведение в школьной программе.

Над чем смеется Гоголь в комедии Ревизор?

Несколько интересных сочинений

М.Ю. Лермонтов автор поэмы "Мцыри", в которой описывается побег героя. Все происходит на далеком Кавказе. После того, как в детстве Мцыри попал в монастырь не по своей воле, потеряв свой народ, родственников и Родину.

Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.

Произведение является воспроизведением событий Великой Отечественной войны и изначально задумывается писателем в объеме трех книг, первая и вторая из которых описывает реалии военного времени,

Шолохова Судьба человека автор описывает трагическую судьбу обычного человека во время войны. Сам рассказ небольшой и количество героев в нём тоже мало. Главные герои это солдат

Комедия Н.В. Гоголя получила всемирную известность, и тексты ее разлетелись по всему миру. Но, работу автора не сразу приняли в обществе. При царском дворе, смысл комедии раскритиковали, ведь в нем ярко высмеивались персоны государственных чиновников. По задумке, назначенные государем люди должны были руководить в городах, налаживать жизнь, отстраивать дома и прочие сооружения, заботиться о крестьянах. Для этого выделялись государственные средства, собиралась казна, платились налоги. Но, на самом деле, все собранные средства шли в карман городничим и прочим высоко сидящим персонам. Именно пороки правления чиновников и пытается высмеять и выставить на всеобщее обозрение Николай Васильевич Гоголь.

Во главе уездного городка сидит городничий – Антон Антонович. Под его чутким руководством в городе царит хаос и полный бардак. Все вокруг погрузилось в нищету и грязь. Городничий нахально берет взятки, до копеечки разворовывает казну. В больницах нет лекарств, больные ходят в грязных одеждах. Денежные средства, выделенные для постройки церковного храма, сразу же разнеслись по карманам. Поэтому, после вести о приезде ревизора, городничий сильно взволновался. Ведь над его головой нависло немало грехов, за которые теперь придется отвечать.

По заметкам автора мы понимаем, что городничий был достаточно умен и образован. Он самостоятельно добивался своего чина, поднимаясь с самых низов. Поэтому, можно смело сказать, что вся система управления была коррумпирована и завязана на взятках.

Остальные чиновники уездного города совершенно не отличались от городничего. Их поступки низки и аморальны, они не уважают и не соблюдают закон. Главная жизненная ценность для этих людей – это деньги. Поэтому, и судья, и попечитель богоугодных заведений и смотритель училищ не были против затянуть свои руки в городскую казну и раздерибанить ее до копейки.

Вот какой образ чиновников России создается перед нами при помощи Н.В. Гоголя. В смешных и комедийных эпизодах пьесы он пытается в сатирической форме высмеять все их пороки и поступки, проанализировать их модель поведения. Мы видим, что чиновники, под влиянием сложившейся безответственности совершенно теряют всякую человечность. Они безнаказанны. Поэтому, устоявшаяся ситуация стала достаточно накипевшей и актуальной в то время и Н.В. Гоголь решил открыть ее на всеобщее обозрение. Именно комедийность жанра и позволила ему изобразить все события в такой мягкой, смешной для читателя форме.


В "Ревизоре" Гоголь наделил каждого из персонажей, определенным индивидуальным недостатком, которые проявляются в форме общечеловеческого порока.

Начиная с городничего, Антона Антоновича Сквозник-Духановског­о, который возомнил, что имеет право творить все что пожелается – чинить расправу, воровать казённые деньги, брать взятки и до самого последнего мелкого чиновника, которые использовали свои должности в целях личного обогащения – это по сути является изображение действительного положения дел в государственном устройстве царской России того времени.

Все чиновники, узнав о приезде ревизора, начинают действовать. Они рассказывают о чужих проступках и дают взятки, а также пытаются угодить Хлестакову. Городничий при первой встречи с мнимым ревизором трясся от ужаса и страха, что раскроется его воровство, поэтому, слушая фантазерство Хлестакова, подыгрывает ему.

Таким образом, автор смеется над поведением служащих, над их раболепием к значительному лицу, но также не забывает о бедственном положении дел в городе, к которому привело такое отношение властей.


Пример сочинения 2

Комедия Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" вышла в свет в 1836 году. Это был совершенно новый тип драмы: необычная завязка сюжета, которая состоит всего из одной фразы "К нам едет ревизор", и не менее неожиданная развязка.
Сам писатель в "Авторской исповеди" признавался, что с помощью этого произведения хотел собрать все дурное, что есть в России, всю несправедливость, с который мы сталкиваемся каждый день, и посмеяться над этим.

Гоголь старался охватить все сферы общественной жизни и управления:

Молодежь.
Хлестаков – представитель нового поколения, прожигающего жизнь на играх, сплетнях и лжи. Они не хотят трудиться, им безразличен собственный рост и развитие. Они тщеславны, пусты и неинтересны. Хлестаковы хотят только развлекаться за чужой счет. Они вытягивают из родителей средства и надеются, что им хватит их на всю жизнь.

Гоголь объясняет будущим актерам, что играть нужно обычных людей, не понимающих, что в их действиях есть что-то неправильное. Все персонажи уверены, что ревизор их примет, поймет и поддержит.

Хлестаков, главный герой, вокруг которого все вращается, на самом деле не является ревизором. Вся пьеса построена на обмане: Хлестаков обманывает не только жителей городка, но и самого себя, а зритель, посвященный автором в эту тайну, смеется над поведением действующих лиц, наблюдая за ними со стороны.

Драматург выстроил пьесу по "принципу четвертой стены": это такая ситуация, когда между персонажами художественного произведения и реальными зрителями находится воображаемая "стена", то есть герой пьесы не знает о вымышленной природе своего мира и ведет себя соответственно, живя по правилам, которые выдумал автор. Гоголь намеренно разрушает эту стену, заставляя Городничего установить контакт с залом и произнести знаменитую фразу, ставшую крылатой: "Над чем смеетесь? Над собою смеетесь. "

Вот и ответ на вопрос: зрители, смеясь над нелепыми действиями жителей уездного города, смеются и над собой, потому что узнают в каждом персонаже себя, своего соседа, начальника, друга. Поэтому Гоголю удалось блестяще выполнить сразу две задачи: рассмешить людей и одновременно заставить их задуматься над своим поведением.


Пример сочинения 3

Гоголь показывает, что чиновники – жертвы той страшной социальной системы, которая сложилась в России. Сами того не замечая, они теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и человеческий облик – и превращаются в монстров, рабов коррупционной системы.

Держава выделяла средства, работы должны были проводиться за счет полученных платежей в качестве налогов, из казны. Практически всегда деньги забирал городничий, другие высокопоставленные лица. К этой проблеме старается привлечь внимание писатель, высмеивая управленцев.

Автор: Александра Ватаг

К службе Городничий относится формально. Она для него — средство унижать подчиненных, получать незаслуженную мзду. Но ведь людям власть дана от Бога не для того, чтобы они занимались, чем хотели. Опасность! Лишь опасность заставляет Городничего вспомнить то, что он уже забыл. То, что он на самом деле лишь подневольный чиновник, который должен служить народу, а не своим прихотям. Но разве думает Городничий о покаянии, разве приносит, пускай даже в сердце, искреннее сожаление о содеянном? Воропаев отмечает, что Гоголь хотел показать нам Городничего, который попал как бы в замкнутый круг своей греховности: в его покаянных размышлениях незаметно для него возникают ростки новых грехов (купцы заплатят за свечу, а не он).

Гоголь изобразил Хлестакова неким глупцом, который сначала говорит, а потом начинает думать. С Хлестаковым происходят очень странные вещи. Когда он начинает говорить правду, то ему вовсе не верят или вообще его стараются не слушать. Но когда он начинает лгать в лицо всем, то к нему проявляют очень большой интерес. Воропаев сравнивает Хлестакова с образом беса, мелкого плута. Мелкий чиновник Хлестаков, случайно став большим начальником и получив незаслуженный почет, превозносится над всеми и всех осуждает в письме к своему другу.

Гоголь раскрыл такое количество низких качеств человека не для того, чтобы придать своей комедии более потешный вид, а для того, чтобы люди могли разглядеть их в себе. И не просто разглядеть, а задуматься над своей жизнью, своей душой.

Регулярность проявления порочных действий

Н. В. Гоголь, рисуя мир чиновников, который погряз в различных пороках и грехах, говорит о том, что поступки героев, олицетворяющие современную ему эпоху, всегда отличаются ничтожеством и пустотой. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Шпекин и все их подчиненные показывают свою порочность не только тогда, когда в их городе появляется ревизор. Низкими поступками характеризуется вся их служба и вся их жизнь.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он. Иак. 1, 22–24.

У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего. Из письма Гоголя к матери. 1833.

На протяжении работы над пьесой Гоголь беспощадно изго­нял из нее все элементы внешнего комизма. Смех Гоголя — это контраст между тем, что говорит герой и как он это говорит. Вот в первом действии Бобчинский и Добчинский спорят, кому из них начать рассказывать новость. Эта комическая сцена не должна только смешить. Для геро­ев очень важно, кто именно расскажет. Вся их жизнь заключается в распространении всевозможных сплетен и слу­хов. И вдруг двоим досталась одна и та же новость. Это трагедия. Они из-за дела спорят. Бобчинскому все надо рассказать, ни­чего не упустить. Иначе Добчинский будет дополнять.

Исторический Вестник. 1883. № 9. С. 736 (запись П. П. Каратыгина со слов своего отца, актера П. А. Каратыгина). См. также: Вольф А. Хроника Петербургских театров. СПб., 1877. Т. 1. С. 50.

[iii] Эта пословица имеет в виду евангельский эпизод, когда Господь позволил бесам, покинувшим гадаринского бесноватого, войти в стадо свиней. (См.: Мк. 5, 1–13).

[v] Переписка Н.В.Гоголя: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 469.

Приведем примеры цитат, которые до сегодняшнего дня используются в народе. Они характеризуют персонажей, общее положение вещей:

  • Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба.
  • Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.
  • Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся в зеркало.
  • Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
  • Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
  • На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Вариант 2

Гоголь смеётся, как и Пушкин, который подарил ему идею этого произведения, над расчетливостью, трусостью и глупостью. Я так считаю!

Расчетливость в том, что все отношения построены не на хороших чувствах, на желании сделать работу, а на личном интересе! Каждый действует в своих интересах… Тут нет настоящей дружбы, любви, даже симпатии, одно притворство! Все становятся крестными, женятся из желания добиться должности, денег… То есть они ставят всё внешнее выше человеческих чувств. И тут простые схемы: я ему помогу тут, тогда он мне должен помочь там.

Я тоже смеюсь вместе с Николаем Васильевичем! Очень хорошее произведение в школьной программе.

Другие сочинения: ← Миражная интрига в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика городничего и Хлестакова из Ревизора →

Вариант №2

В произведении изображен необычный для того периода российский провинциальный город. Также нетипичны были законы и порядки, которые устанавливались представителями местной власти.

Призвание чиновников в идеале сводится к тому, чтобы всеми силами развивать и улучшать город, облегчать жизнь простых граждан. На практике же выходит так, что чиновники обустраивают только собственную жизнь, заботясь о своих личных интересах. В этом деле они преуспевают как нельзя лучше, абсолютно забывая о своих обязанностях и призвании.

Во главе городского управления находится городничий А.А. Сквозник-Дмухановский. Он наделил себя поистине безграничными правами, которые позволяли ему делать все, что заблагорассудится: заниматься взяточничеством, казнокрадством и самодурством.

Бесправие и бесчинство в городе цветет пышным цветом. Именно поэтому городничий так страшно боится приезда ревизора.

Поведение и поступки других чиновников также вписываются в сложившуюся схему. Таким образом, в произведении представлена яркая и всеобъемлющая картина чиновничества, которое напрочь игнорирует свои обязанности и не несет при этом никакой ответственности за отказ от служения Родине и царю.

Лицемерие

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Взяточничество

Н. В. Гоголь посвящает проблеме взяточничества большое внимание. Наибольший пик проявления этого порока наблюдается в сцене посещения Хлестакова. Чиновники привыкли за все свои проступки платить деньгами. Как они считают, легче дать взятку, чем вести свои служебные дела по-честному.

Читайте также: