Русская деревня в изображении солженицына по рассказу матренин двор сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Бунин Иван Алексеевич [10(22).10.1870, Воронеж, — 8.11.1953], русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером.

В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник “Стихотворения”. Поэзия Бунина – песнь о родине, её “бедных селеньях” и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Бунина о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. В 1909 Академия наук избрала Бунина почётным академиком. В 1933 Бунину присуждена Нобелевская премия.

Солженицын Александр Исаевич (родился в 1918), русский писатель. В повестях “Один день Ивана Денисовича” (1962), “Матрёнин двор” (1963); романах “В круге первом” (1955-58), “Раковый корпус” (1963-66), отразивших трагедию народа и собственный опыт Солженицына периода массовых репрессий, тема самоценности личности и пафос сострадания занимают центральное место. В исторических романах, в том числе “Август 1914 года” (1971 произведение опубликовано за рубежом) попытки обосновать возможные пути, альтернативные реального ходу истории СССР.

В 1964-1970 годах Солженицын создал “Архипелаг ГУЛАГ” — художественно-документальное исследование о страшной жизни заключённых в сталинских лагерях. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В связи с выходом на Западе первого тома “Архипелага ГУЛАГ” Солженицын насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе (Швейцария), затем в Вермонте (США). В 1994 году “вермонтский затворник”, окончательно вернулся в Россию.

…Россия. Да она вся – деревня…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повесть Бунина “Деревня”.

В этой повести (Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию “розового” народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, “земляной” личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад – экономический и религиозный. Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.

Из уроков истории я знаю о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками. Но после прочтения повести, словно сам, стал очевидцем того, что так ярко и сильно описал, нет, изобразил, будто художник, Иван Алексеевич. Произведение не имеет острого, туго закрученного сюжета, но зато, по выражению Твардовского, обладает большой “густотой и плотностью жизненного материала” времён первой русской революции, а образы крестьян наделены чертами такой индивидуальности, что забываешь, что это не реальные люди, а плод авторской фантазии. Какую же деревню рисует писатель? Жизнь человеческого общества подвержена изменениям, потрясениям и катаклизмам. Это мир, по Бунину, дисгармоничен и неустойчив. Именно такой показана жизнь русского крестьянства в повести “Деревня”. Значит, здесь к философским, этическим, эстетическим проблемам присоединяются и вопросы злободневно-социальные, которые раскрываются на материале российской действительности XX века. Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка и уездный город, сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. “Деревня” наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах. В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно. Итак, деревня предстаёт перед нами, прежде всего, очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести. Вот идёт Анисья Минаева из рассказа “Весёлый двор”. В полуобмороке от истощения бредёт за двадцать вёрст к непутёвому сыну и, чтобы преодолеть слабость, жуёт какие-то травинки. А если бы горох уже поспевал, то наелась бы тайком досыта. Но страшна для общества эта бедность не только сама по себе. Опасна она на фоне богатства малой группы людей: помещиков, кулаков. Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозём прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода. Город славится на всю Россию хлебной торговлей, а досыта этот хлеб едят сто человек во всём городе. На ярмарке видимо-невидимо калек и нищих.

Рассмотрим описание одного из сел из “Деревни”:

“Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной – густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голый мужик”. Поражают эта “серость” и бедность “поселения” российской глубинки, но ведь и быт людей того времени можно охарактеризовать словами скучный, “серый”, бедный, …

“ Две двери вели из прихожей. Одна, налево, — в комнату для приезжающих, длинную, полутемную, окошечками на варок; стояли в ней два дивана, жестких как камень, обитых черной клеёнкой, переполненных и живыми и раздавленными, высохшими клопами,…”.

Ужасающая картина! А ведь я привел описание не самого бедного дома в Дурновке…

Рассматривая описание деревни, нельзя не упомянуть и о главных героях повести. В центре повествования Тихон и Кузьма, два родных брата, придерживающиеся разных жизненных позиций. Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишён даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы. Иное понимание жизни свойственно Кузьме Красову, правдоискателю, народному поэту, который пытается понять и осмыслить трагедию своего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы – незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вот находят ли они его – это другой вопрос…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” — “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево, Курловского района, Владимирской области.

Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 – 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою – как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”.

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием – Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие – её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”

. Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир (!), сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко – “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием – дружно осуждали за это.

Смерть героини – это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

(457 слов) Александр Исаевич Солженицын был известным русским писателем и правозащитником. Многие творения этого писателя рассказывают читателю правдоподобно историю великой страны. В своих произведениях Александр Исаевич стремился рассказать о непростых условиях жизни простого народа, о жизненные нравах, присущих советскому времени. Никто не остаётся равнодушным к рассказам Солженицына. Одним из главных произведений писателя является рассказ «Матренин двор«. Работу над ним автор завершил в 1959 году. Александр Исаевич мастерски объединил элементы рассказа, художественного очерка и жития. Он очень многогранно и объективно отразил жизнь русской деревни.

По воле судьбы происходит знакомство рассказчика с простой русской женщиной по имени Матрена. Она была хозяйкой дома, где поселился рассказчик. Герою очень хотелось выбрать деревню для своего дальнейшего существования. Можно заметить, что выбор рассказчика выпал именно на деревню Тальново неспроста. Ведь мужчина очень хотел поселиться как можно дальше от городской суеты, в самой глубинке.

Рассказчик поселился в небольшой деревне, где царили свои уклады, обычаи, и где были свои проблемы. Чтобы выжить в непростых условиях, многим жителям приходилось выполнять непосильную работу. Наверное, поэтому они ожесточились, и не всегда можно было встретить в Тальново отзывчивых и добродушных людей. Так, например, образ Фаддея олицетворяет эгоистичных, расчётливых, бездушных обитателей деревни, одержимых поиском выгоды и наживы. Они могут пойти на всё ради собственного материального благополучия. Такие люди не жили по нравственным законам, а человеческие качества не представляли для них никакой значимости. Сёстрам Матрены также был присущ эгоизм. Ведь они думали только о том, как бы присвоить наследство героини, хотя при жизни они почти ее не навещали и никак не помогали. Кроме того, автор показал безжалостных соседей, которые только и делали, что пользовались милосердием и щедростью Матрены. Они звали на помощь главную героиню, несмотря на её недуг.

Однако можно понять и оправдать все эти явления, узнав о безразличии самой власти к судьбе деревни. Так, все представительницы прекрасной половины человечества познали непростые торфяные скитания. Женщины рисковали свободой и жизнью, воруя торф, без которого они бы не прожили ни одной зимы. Но власти об их жизни не заботились, и крестьянам приходилось выживать не благодаря, а вопреки правительству. В своем произведении Александр Солженицын продемонстрировал всю несправедливость, которая царила в деревне. Так, главная героиня рассказа на протяжении долгих лет стремилась добиться правды, чтобы ей предоставили пенсионные выплаты. А ее обманывали в колхозе, не засчитывая часы работы.

Не менее печальными являются традиции, которых нужно было придерживаться в деревне. В произведении можно проследить жестокое отношение родственников к Матрене. Они горевали на поминах просто потому, что так было принято.

Можно утверждать, что Александру Солженицыну удалось правдиво продемонстрировать уклад деревни, описывая персонажей произведения, их поведение и традиции. Автор, главным образом, подчеркнул низкий нравственный, материальный, духовный уровень жизни крестьян. Писатель показал, как стремление к наживе и материальному обогащению уничтожали в жителях искренние и светлые чувства. Постепенно они становились корыстными, жестокими и завистливыми. Но такими их сделали ужасные условия, которые создали власть имущие.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 13.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 21.09.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 28.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени.

1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях. Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Солженицына.

Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно.

Примером является известный рассказ Солженицына “Матренин двор”, где будут также описаны нищета, боль и несправедливость.
Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пытается поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько деревень, ему понравилась та, где жила Матрена, женщина лег шестидесяти. Это место было похоже на многие места того времени.

Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.
Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сделан: “Дом Матрены стоял тут же* неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону” крытый

щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка”.

Автор подробно описал Матренин дом, показав тем самым нищету русского крестьянина.
“Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным.

И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее”. Матрену “измотала болезнь”, – и это действительно так. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи.

Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети умерли один за другим. В этой жизни она была одинока: “Кроме Матрены и меня жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”.Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удостоена заслуженной пенсии: “Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца”.

Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий.

Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря.

Матрена так и осталась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в фоб человека, чем обеспечит его материальное положение.
Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересуется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический аппарат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг “Все для человека!”.

Богатство не принадлежит народу, люди – крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А. И. Солженицын.
Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: “Все животы ее были – одна грязно-белая криворогая коза”. Еда у нее состояла из одной картошки: “По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”.

Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.
Взять случай с торфом: “Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только везли – начальству”. Это говорит о том, что все достается только тем, кто распределяет, то есть начальству.

А воровать приходится честным людям, потому что не остается другого выхода, иначе – смерть. “Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста”. Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят произвол и воруют.
Но Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе.

Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любилМатрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах.

Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.
Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены.

Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе – отвлечение от всего, вдохновение, забота.

Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу.
Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Нищета и убогость условий доводят человека до звериных поступков. На народе держится государство, и надо все силы вкладывать во благо народа.

Будет жить хорошо народ – будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно богатые личности.

Рассказчик, вернувшись из исправительно-трудового лагеря, устраивается на работу учителем в одной из деревень. Он надеялся поселиться в провинциальной глубинке, подальше от городского шума и суеты, и выбрал деревню Тальново, где и познакомился с простой деревенской женщиной Матреной. Герой-рассказчик поселился в ее доме и стал невольным свидетелем деревенской жизни с ее проблемами, обычаями, местным менталитетом и колоритом.

Существовать сельским жителям было непросто в те годы, их труд был мало механизированным, потому был изнуряющее тяжелым, непосильным для многих. Поэтому от такой жизни большинство из них стали жестокими и немилосердными, а люди, добросердечные и отзывчивые, теперь были редкостью. Подтверждением этому служит образ бывшего жениха Матрены Фаддея, человека завистливого, расчетливого, бездушного эгоиста, одного из деревенских жителей, во всем искавшим только наживу и выгоду. Ради них он пойдет на все, лишь бы обеспечить себе материальное благосостояние. Эти люди не живут по законам нравственности, а положительные качества личности не представляют для них никакой ценности и важности. Значимость человека они мерят лишь размером богатства, роскоши, материального достатка. Эгоистками являются и сестры Матрены, которые надеялись присвоить ее наследство, хотя в жизни они мало общались, не помогали ей ничем и не проведывали ее. Также Солженицын в своем рассказе изобразил и немилосердных соседей старушки, которые нещадно пользовались ее помощью, щедростью, добротой, видя ее безотказность, радушие; им было безразлично, что пожилая женщина нездорова и ей нелегко.

Но Солженицын такое их отношение к жизни и к людям оправдывает отчасти тем, что советское государство, власть совсем не озадачивались судьбой русской деревни, жизнью сельских жителей, вынуждая их самих заботиться о своем существовании, обрекая их на тяжелые условия обитания. И поэтому, чтобы выжить в суровые зимы, всем деревенским женщинам приходилось, рискуя собственной свободой, заниматься поисками и воровством торфа. Таким образом, обитатели деревни выживали вопреки политике правительства, а не благодаря заботе о них советского государства.

В произведении Александра Исаевича показана вся несправедливость, процветающая в деревне. Например, главной героине в течение многих лет не предоставляли пенсию, потому что с женщиной в колхозе поступили несправедливо, обманывали, не засчитывая рабочие часы.

Также автор в своем рассказе демонстрирует бездушные, эгоистические деревенские обычаи и традиции, которых неукоснительно придерживались жители. Например, на поминках Матрены ее родственники просто делали вид, что им жалко погибшую Матрену, сожалели потому, что так принято.

Читая произведение Александра Солженицына, нужно отметить, что писатель очень правдиво и реалистично показал весь уклад советской деревни, тяжелые условия существования ее жителей, особенности их характера, их отношение к жизни, низкую духовность. Автор на примере поведения героев и их образа жизни показывает также их безнравственность, материальную зависимость, стремление нажиться хоть на чем-то.

Солженицын своим рассказом дает понять читателям, что жажда наживы и материального достатка перечеркивает все положительные качества героев, уничтожает их порядочность, искренность, душевную чистоту, богатство внутреннего мира. Вместо этого их душами овладевает корысть, зависть, жестокость, злоба, мелочность. Но виноваты в этом не только сами герои, но и власть, которая создает им невыносимые условия для жизни.

Читайте также: