Роль учителя на селе сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Кто он, сельский учитель? Каков он? Непростой вопрос. Чтобы ответить на него, мало рассказать о себе или о своем коллективе. Надо говорить о селе и менталитете его жителей, об уникальности сельских детей. Необходимо понять, чем является село в современной России, есть ли у него перспективы, сохранилась ли хоть отчасти та рубцовская и есенинская деревня, о которой школьники заучивают стихи.

Устраиваясь на работу в сельскую школу, я не могла предположить, что именно на эти вопросы мне придется искать ответы в первую очередь, чтобы определить тот путь, по которому вместе с детьми можно будет двигаться к целям, поставленным современностью.

Думается, мои размышления о сельском учителе неминуемо подчинятся хронологическому принципу, ведь эти мысли зарождались по мере моего погружения в мир села. Поэтому мне придется вернуться в прошлое и описать некоторые факты моей жизни, которые привели меня в село.

Окончив Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина в 1998 году, отучившись в аспирантуре при ТГТУ, я защитила диссертацию по русской литературе. Работала лаборантом, затем ассистентом кафедры русской филологии. Мы обучали иностранцев на факультете довузовской подготовки. Вьетнамцы и китайцы, монголы и арабы, множество студентов африканских стран, японцы – работа с этими замечательными студентами была необыкновенно интересной, соприкосновение с чужой культурой захватывало. Но каждый год, прощаясь со своими подопечными, сдавшими экзамены по русскому языку, я испытывала чувство, похожее на досаду. Студенты разъезжались по России, возвращались в свои страны. Что оставалась мне? Чувство выполненного долга. Предвкушение новой работы, встречи с новой культуры. Но вместе с этим – какая-то пустота. У моей работы не было продолжения. Каждый год я начинала все с начала.

Поэтому, когда я случайно узнала, что в сельскую школу неподалеку от моего города требуется учитель русского языка и литературы, я немедленно отправилась туда.

То лето 2010 года помнят, наверное, все. Аномальная жара. На термометрах сорок. Горят леса. В городах нечем дышать, люди ходят в масках, многие отсиживаются в квартирах.

Машина въехала в село Дмитриевщина Рассказовского района и остановилась у школы. Выйдя, я поняла, что хочу работать здесь. Передо мной простиралась огромная клумба у здания школы. Она дышала свежестью, прохладой. Огромные деревья выстроились перед входом в школу, вокруг которой зеленел пришкольный участок. Я увидела десятки, сотни сортов растений – цветы, овощи, декоративные растения. А навстречу мне шел высокий пожилой мужчина, крепкий, улыбающийся. Он нес в руке косу, видимо, работал на участке (потом я узнала, что он проводил в школе почти все свое время). Это был директор Евгений Петрович Черников.

Он встретил меня не как представитель администрации – как хозяин, отвечающий за все – за каждого ученика на уроке, за каждый выращенный кустик на участке, за каждого педагога, принятого им на работу.

Вот и первая особенность сельской школы и сельского учителя – погружение в работу стопроцентное. Нельзя просто провести урок, а потом сесть на автобус и уехать домой заниматься своими делами. Если ты учитель – ты часть школы, а школа – часть села. Здесь сосредоточена вся культурная жизнь. На концерт, который школа организует к 23 февраля или 8 марта, приходит все село. Дискотеки собирают весь район. А если удастся организовать встречу с писателями или выставку средневекового костюма (что нам удалось сделать благодаря помощи тамбовских клубов, о чем речь впереди), то на них уже подтягивается и телевидение из районного центра.

Плюсом для организации урока в селе является малое количество учеников. У меня обычно за партами сидит 8 – 12 человек (здесь пригодился опыт, полученный при работе с иностранцами, их группы были по 5 – 6 человек). Класс, в котором 14 учеников, считается большим, ну а в этом учебном году приняли 19 первоклассников, огромный класс! Жду их с нетерпением, еще 3 года, и они придут на мои уроки.

Какими же я увидела сельских детей? Попробую назвать их основные качества.

Трудолюбие. Специфика сельской жизни предполагает постоянный труд. Это труд на приусадебном участке, в поле, на огороде, в доме. Дети трудятся постоянно, не задумываясь над тем, сколько усилий им требуется приложить. Это необходимо, так делают их родители. Без этого здесь не выжить. Они наводят порядок в классе, пропалывают клумбы, дергают морковку на пришкольном участке с удовольствием. При этом они часто устраивают что-то вроде соревнований – кто больше вскопает, кто лучше польет. Они гордятся тем, что могут сделать. Редко можно встретить тех, кто
отлынивает от работы, это считается стыдным, и другие дети будут высмеивать лодыря.

Любознательность. В селе немного новостей, поэтому все, что происходит, вызывает живейший интерес у сельчан, особенно самых юных. На уроках дети могут задать любой вопрос, часто не по теме, их интересует все – от политики до цен на городском рынке, от подробностей биографии Гоголя до подробностей моей семейной жизни. При этом дети не страдают от ложной скромности и могут озвучить любую проблему. От учителя ждут разъяснений. Как нигде, чувствую себя среди них источником знаний, причем знаний востребованных.

И еще одна важная особенность сельской жизни: здесь все очень любят детей. Никакой взрослый не пройдет мимо ребенка, играющего на улице. Поздоровается, перекинется парой фраз, спросит про родителей, погладит по голове. В селе Дмитриевщина, где я работаю, меньше 1000 человек, почти все знают друг друга.

В школе старшие дети с удовольствием играют с малышами. Самый отъявленный хулиган на переменах мирно катает на себе первоклашек или играет с ними в футбол. Обижать младшего нельзя, это табу, которое все соблюдают. Инциденты случаются между ровесниками, но обидеть маленького – позор.

Каким же должен быть учитель, работающий с такими детьми – трудолюбивыми, любознательными, честными, воспитанными в любви?

Необходимо проявлять те же качества в десятикратном размере! Именно поэтому мы вместе со своими учениками убираем парк и копаем грядки, сидим в интернете допоздна, соревнуясь, кто найдет больше информации к завтрашнему уроку, откровенно рассказываем обо всем, что знаем, делимся самым важным, иногда даже тем, что происходит в семье (они поймут, потому что любят)…

И любим их. Наверное, не только сельский ребенок может подойти к учителю прямо посреди урока и обнять его. Или рассказать о своей несчастной любви. Или пожаловаться на обиду. Во всех детях есть неисчерпаемый источник любви, которой они хотят поделиться и получить в ответ такую же любовь. Но сельский ребенок делает это чаще, искреннее и без сомнения. Если учителя приняли, он становится близким человеком. Удивительное наблюдение: в сельской школе учителям не дают прозвища. Никогда.

И в такой камерной обстановке требуется от сельского учителя тесная связь с учеником, готовность к ней. Не каждый способен раскрыться. В педагогическом институте готовят к проведению уроков, дают методику, дают факты, а здесь приходишь в школу – и весь на виду. Попробуйте провести урок, зная, что за вами наблюдает 1000 человек. Надо иметь определенную силу духа, чтобы выйти к доске, несмотря ни на что.

Сила духа. В чем она выражается? Может быть, в дисциплине? Конечно, необходима внутренняя дисциплина, необходимы границы урока, четкая цель, видение результата. Но это ли главное?

Может быть, сила духа в способности быть лидером, в харизме? Вести за собой детей, направлять, строить. Но ведь учитель – не генерал, а дети – не солдаты…

Нет. В поисках ответа, какой мне нужно стать, чтобы быть хорошим учителем для моих учеников, я поняла, что главное – не дисциплина, не харизма, не правота. Просто человечность.

Можно отвлечься от темы урока и ответить на вопрос, не предусмотренный планом урока. Не направлять – а идти за ними, подстраиваясь под их потребности, помогать – или попросить о помощи. Они могут и хотят помогать. Можно поделиться сомнениями, не утверждать, а предполагать, искать ответы вместе. Не бояться быть слабой. Сочинять, придумывать, соревноваться – только по-настоящему, не играть в поддавки. Быть искренней. Если обидели – обижаться, просят прощения – прощать. Не капризничать, не кричать – а иногда и покапризничать и покричать, а потом посмеяться над собой. Это так трудно – не искать, какую маску на себя натянуть, чтобы играть роль учителя, а просто быть собой.

Эти правила родились не сразу. Были ошибки и разочарования, и бессонные ночи, и много напрасно потраченных усилий. Но когда дети наконец смогли объяснить мне, чего они хотят от учителя – вернее, когда я стала способна слышать их – все оказалось очень просто.

Сельские учителя, которые проработали 20 – 30 лет, вызывают у меня не просто уважение – восхищение. И не только потому, что каждый день два раза проходили пешком по 5 – 6 километров, когда автобус еще не ходил до школы. И не только потому, что выучили несколько поколений, и выпускники приводят к ним своих деток. Не только потому, что совмещают труд учителя с ведением домашнего хозяйства, доят коров, ухаживают за птицей и работают на огородах.

Все мои коллеги – не случайные люди в школе. Они работают по призванию и с полной самоотдачей. Они проводят открытые уроки, учатся на курсах, по ночам шьют костюмы для школьных праздников, копают грядки на пришкольном участке, возят детей на экскурсии – и бесконечно любят своих воспитанников. Разнимают драчунов, собирают помощь для тяжело больных родителей, занимаются с отстающими – и продолжают их любить. О своей работе говорят с энтузиазмом. Всегда готовы помогать. Не так-то просто было переключиться с иностранцев на наших деток, и что я делала бы, если бы меня не принял и не поддержал коллектив! Эта сплоченность – тоже черта сельской школы. Поодиночке не выживешь, надо объединяться.

Информационные технологии вроде бы должны были стереть последнюю грань между городом и деревней. На уроках я прошу детей не отключать мобильные телефоны. Мы выходим в сеть и ищем факты о писателях и поэтах. Соревнуемся, кто быстрее найдет значение непонятного слова – Артем в сетевом словаре или Маша в бумажном. Выкладываем в соцсети свои фотографии с фестивалей и конференций. Мы смотрим фильмы по произведениям классиков и слушаем музыку на стихи русских поэтов.

Но, как ни удивительно, в то время, как психологи пишут массу рекомендаций по спасению школьников из виртуального мира, мои ученики предпочитают реальную жизнь. Они играют в лапту и казаки-разбойники – об этих играх в городе начали забывать. Закапывают клады, ищут клады, с удовольствием возятся с животными. У каждого есть питомец – птица, кролик, а о кошках и собаках можно и не говорить. Самые восторженные сочинения – не о Пушкине, а о Шарике, которого выкормил и дрессирует сам.

Сам, сама! Не просто увидеть – а сделать так же, не услышать – а попробовать также, надо ко всему прикоснуться, везде пролезть, все примерить! Это стало девизом моих учеников.

Встреча с местными писателями? Да! С рассказовским литературным клубом? Да! А давайте устроим День поэзии? 21 марта – Всемирный день поэзии, празднует вся планета, как же без нас, дмитриевщинских школьников? В течение месяца они учили стихи ходили на репетиции аккуратнее, чем на уроки. Зато как мы встретили гостей! А кто порадовал больше всех? Не отличники, не наши начинающие поэты (хотя и они тоже). Данила Заливин, троечник, никогда ни одного стихотворения по литературе до конца не выучил, а тут со сцены прочитал Тютчева!

И вот мы выступаем на конференции школьников в ТГУ им. Г.Р.Державина, побеждаем в областных и всероссийских конкурсах, освещаем жизнь школы, села и всего района в интернет-СМИ. Учась в 8 и 9 классах, две девочки (Алена Матвеева и Аня Кобзева) становятся внештатными сотрудниками интернет-портала, публикуют более 20 статей. У нас получается! Разве это не счастье?

Да, родители их работают в городе, да, многие из них тоже мечтают жить в городе, да, они проводят праздники в областном центре и с удовольствием посещают Москву и Санкт-Петербург. Но они – сельские. Они ощущают себя носителями народных традиций. Они ощущают ответственность за жизнь, которую им предстоит построить.

Да, я живу в городе, там учатся мои собственные дети. Да, я дитя XXI века – провожу немало времени в сети, делаю перепосты и лайкаю фото, я отвечаю на вопросы учеников в личке, потому что после уроков мало времени на разговоры. Но я – сельский учитель. И я тоже чувствую ответственность за сохранение уникальной ментальности села, за то, чтобы на образ мышления этих детей не повлияли все негативные новомодные тенденции – крайняя индивидуализация, эгоизм, разобщенность.

Село живо. Жива земля. И рожь колосится, и стада пасутся на лугах, и подрастает на полях наша знаменитая тамбовская картошка.

Дети – будущие хозяева этой земли. А я, учитель, - их помощник в освоении этого мира, сложного, противоречивого, но прекрасного.

Школа в селе…Это особый мир, особые отношения. Это дружная семья: дети, родители, учителя. В селе вседруг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга, вместе проводят традиционные праздники; вместе грустят, веселятся, строят планы на будущее. В селе, где все хорошо знают друг друга, учитель несёт ответственность за судьбу ребёнка перед семьёй. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям. И, несмотря на все трудности, я знаю, моё призвание – сельский учитель.

Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в школе, и я уверена, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Там красота природы и красота слова сливаются воедино. Сколько уроков литературы мы провели во дворе школы, в цветущем саду. Какие у нас ароматы черёмухи, сирени и вишни! Читали произведения Распутина, Чехова, Есенина.

Когда я решила связать свою жизнь с педагогикой, я вряд ли тогда осознавала всю меру ответственности, которую возлагаю на себя. Это понимание пришло ко мне позже, когда я начала работать в школе. И сложилось все так, что ястала работать тоже в сельской школе.

В селе жизнь тяжела. Тем не менее деревенским жителям не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. И именно поэтому им так дорога школа — не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и место, где от учителя узнавали простые истины, учились жизни.

В начале 90-х ходили вместе с ребятами помогать колхозу, убирали свеклу, картофель, приходилось работать на поле больше недели. А это не просто работа, это и общение, бесценное для меня, сельского учителя. И вот тогда я поняла, какое это наслаждение работать в селе, в сельской школе. Именно здесь вырастают люди крепкие, сильные, настоящие.

Профессия учителя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Сейчас, отдав школе 31 год, я хорошо знаю, чтобы быть современным учителем, надо много работать над собой, надо самосовершенствоваться; уметь признавать свои ошибки. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

Да, профессия учителя - одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но и самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на сцене перед зрителями–односельчанами (а вместе с ним – вся его семья). Ответственно? Да… Но и почетно, чувствуешь свою значимость на земле. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Со мной советуются не только ученики, но и их родители.

В чем же главная особенность профессии учителя,не важно городской или
сельской школы?
Я думаю, прежде всего, в том, что объектом и продуктом педагогического
труда является самое уникальное творение природы-­ ребенок.
Поэтому самой главной целью сельского учителя я считаю поднятие престижа хорошей учебы и любви к своей Родине. Учитель должен поддержать способных и творческих ребят и вдохновить их на новые достижения. Существует мнение, что качество образования на селе сильно отличается от города, что оно некачественное, не современное. Не соглашусь с этим мнением. Образование зависит не от места положения
школы, а от специалистов, работающих в ней.
Наши дети не менее талантливы, чем городские, учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места в муниципальных, региональных конкурсах и олимпиадах, потому что в школе создаются условия для их творческого роста и все учителя стараются создавать ситуацию успеха.
Никогда не жалела о том , что я -сельский учитель.Да, тяжело: школа , занятия с детьми, подготовка к урокам, классное руководство , участие в конкурсах, работа по дому, огород, сад. Кажется , все, сил больше нет ! Но когда утром прихожу в класс и вижу добрые, открытые, светлые,ясные, любопытные, оценивающие каждый мой шаг,искренние взгляды сельских мальчиков и девчонок, ждущих от меня чего-то нового и интересного, удивляюсь, откуда берутся силы и желание работать. И вновь готовишь с ними праздники, участвуешь в конкурсах, идешь на экскурсии… А все от того, что я - сельский учитель, помогающий ученикам познать себя, поверитьв свои возможности, добиться успехов, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту и любовь.

На своих уроках литературы я учу детей учиться, пытаюсь научить их самостоятельно добывать знания. И хочется верить, что мои уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по русскому языку и литературе, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества, уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.

А я уже сейчас горжусь своими учениками, среди которых есть победители и призеры муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад, мои воспитанники показывают хорошие результаты на итоговой аттестации, поступают в престижные учебные заведения. Я чувствую себя счастливой, потому что за 31 год своей педагогической деятельности воспитала много достойных граждан России.

Я давно сделала свой выбор. Я – сельский учитель. Ни разу не пожалела о том, что когда-то выбрала эту профессию, никогда не изменяла своей системе ценностей, не сдаюсь и не останавливаюсь на достигнутом результате.

И если бы я смогла вернуться назад, в прошлое, я бы всё равно прошла весь этот путь заново. Ничего бы не поменяла в своей жизни и ни о чём бы не пожалела. Никогда.

Наверное, в этом я и нашла свое призвание.

ВложениеРазмер
esse_na_temu.docx 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Школа в селе… Это особый мир, особые отношения. Это дружная семья: дети, родители, учителя. В селе все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга, вместе проводят традиционные праздники; вместе грустят, веселятся, строят планы на будущее. В селе, где все хорошо знают друг друга, учитель несёт ответственность за судьбу ребёнка перед семьёй. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом индивидуальность, помочь сделать жизненный выбор, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям. И, несмотря на все трудности, я знаю, моё призвание – сельский учитель.

Конечно, никто не будет спорить с тем, что внутренний мир человека закладывается в школе, и я уверена, что детям, которые начинали учиться в сельских школах, повезло больше. Там красота природы и красота слова сливаются воедино. Сколько уроков литературы мы провели во дворе школы, в цветущем саду. Какие у нас ароматы черёмухи, сирени и вишни! Читали произведения Распутина, Чехова, Есенина.

Когда я решила связать свою жизнь с педагогикой, я вряд ли тогда осознавала всю меру ответственности, которую возлагаю на себя. Это понимание пришло ко мне позже, когда я начала работать в школе. И сложилось все так, что я стала работать тоже в сельской школе.

В селе жизнь тяжела. Тем не менее деревенским жителям не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. И именно поэтому им так дорога школа — не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и место, где от учителя узнавали простые истины, учились жизни.

В начале 90-х ходили вместе с ребятами помогать колхозу, убирали свеклу, картофель, приходилось работать на поле больше недели. А это не просто работа, это и общение, бесценное для меня, сельского учителя. И вот тогда я поняла, какое это наслаждение работать в селе, в сельской школе. Именно здесь вырастают люди крепкие, сильные, настоящие.

Профессия учителя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Сейчас, отдав школе 31 год, я хорошо знаю, чтобы быть современным учителем, надо много работать над собой, надо самосовершенствоваться; уметь признавать свои ошибки. Быть учителем для меня — значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

Да, профессия учителя - одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но и самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на сцене перед зрителями–односельчанами (а вместе с ним – вся его семья). Ответственно? Да… Но и почетно, чувствуешь свою значимость на земле. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Со мной советуются не только ученики, но и их родители.

В чем же главная особенность профессии учителя, не важно городской или
сельской школы?
Я думаю, прежде всего, в том, что объектом и продуктом педагогического
труда является самое уникальное творение природы- ребенок.
Поэтому самой главной целью сельского учителя я считаю поднятие престижа хорошей учебы и любви к своей Родине. Учитель должен поддержать способных и творческих ребят и вдохновить их на новые достижения. Существует мнение, что качество образования на селе сильно отличается от города, что оно некачественное, не современное. Не соглашусь с этим мнением. Образование зависит не от места положения
школы, а от специалистов, работающих в ней.
Наши дети не менее талантливы, чем городские, учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места в муниципальных, региональных конкурсах и олимпиадах, потому что в школе создаются условия для их творческого роста и все учителя стараются создавать ситуацию успеха.
Никогда не жалела о том , что я -сельский учитель. Да, тяжело: школа , занятия с детьми, подготовка к урокам, классное руководство , участие в конкурсах, работа по дому, огород, сад. Кажется , все, сил больше нет ! Но когда утром прихожу в класс и вижу добрые, открытые, светлые, ясные, любопытные, оценивающие каждый мой шаг, искренние взгляды сельских мальчиков и девчонок, ждущих от меня чего-то нового и интересного, удивляюсь, откуда берутся силы и желание работать. И вновь готовишь с ними праздники, участвуешь в конкурсах, идешь на экскурсии… А все от того, что я - сельский учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успехов, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту и любовь.

На своих уроках литературы я учу детей учиться, пытаюсь научить их самостоятельно добывать знания. И хочется верить, что мои уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по русскому языку и литературе, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества, уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.

А я уже сейчас горжусь своими учениками, среди которых есть победители и призеры муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад, мои воспитанники показывают хорошие результаты на итоговой аттестации, поступают в престижные учебные заведения. Я чувствую себя счастливой, потому что за 31 год своей педагогической деятельности воспитала много достойных граждан России.

Я давно сделала свой выбор. Я – сельский учитель. Ни разу не пожалела о том, что когда-то выбрала эту профессию, никогда не изменяла своей системе ценностей, не сдаюсь и не останавливаюсь на достигнутом результате.

И если бы я смогла вернуться назад, в прошлое, я бы всё равно прошла весь этот путь заново. Ничего бы не поменяла в своей жизни и ни о чём бы не пожалела. Никогда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека свое призвание и очень важно сделать правильный выбор в этой жизни. Сложно сказать,выбирает ли человек профессию, или же наоборот, профессия определяет жизнь человека. У каждого свой путь. Мой путь привел меня в школу, именно в сельскую школу,где я восхищалась моими первыми учителями.

Именно любимый учитель открыл мне ,что доверительное общениес детьми-одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы.

Сельская школа. Это особый мир, особые отношения. Это дружная семья-дети,родители,учителя.Все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать друг друга,вместе проводят традиционные праздники, вместе грустят,любят,строят планы на будущее.Думаю, велика роль учителя в этой семье,недаром учителей называют "вторыми мамами и папами " Все мы знаем что роль сельского учителя -особая .

В селе где все хорошо знают друг друга,он несет ответственность за судьбу ребенка, перед конкретной семьей. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей, и так важно увидеть в каждом индивидуальность, помочь сделать жизненый выбор, сохранив сельское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села к природе, к людям. И несмотря на все трудности, я знаю мое призвание- сельский учитель.

Найти рецепт учительского успеха- мечта любого сельского учителя.Но такого рецепта не существует. А составляющее моего рецепта,Доброта, Честь, Искренность,Профессионализм.

Быть сельским учителем-большая ответственность , а учителем музыки-особенно.В апреле 2010 г мне предложили работу по специальности учитель музыки в Гоцатлинской СОШ. Не мало трудностей пришлось преодалеть.Хотелось каждый свой урок подготовить интересным и занимательным.Уроки музыки особенно в сельских школах воспринимались как повод перевести дыхание .Отдохнуть после алгебрыперед химией,или после физкультуры перед физикой. Относиться к предмету серьезно сложно даже тем, кто от самой музыки без ума . Среди учащихся и родителей часто бытует мнение, что музыка предмет второстепенный, где дети могут отдохнуть, песню спел, пятерку получил-и ни каких забот. Ведь музыка подобна дождю,капля за каплей проникает она внутрь человеческого сердца и оживляет его. А живое сердце не только то что работает как часы, живое сердце это отзывчивое, сострадательное сердце.

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания подрастающего поколения. Основные направления работы учителя музыки в сельских школах -дать учащимся общее музыкальное развитие, воспитать активных участников художественной самодеятельности школы, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения.

Ушинский писал :" Учение-это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным. Интерес-прекрасный стимул к учению ,вообще и преобщению к музыке частности. Интересные уроки музыки-это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала.Это те уроки,которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений,эстетических переживаний,заставляют что то по своему продумывать, прочувствовать.

Я очень люблю то, что преподаю,я люблю тех, кого учу, кому отдаю свое сердце .Только уважение и доверие ,искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал : "В каждом человеке-солнце только дайте ему светить" Я верю ,каждый ребенок талантлив, талантлив по своему.Моя задача, как учителя- выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества,раскрыть себя.

Сельские дети,приходя в особый школьный мир,со всех сторон подвергаются самым различным влияниям. И я всегда стремлюсь стать для каждого из них умным учителем,мудрым наставником,осознающим важность своего предназначения, умеющим защитить ребенка,научить его различать добро от зло, помочь в трудных жизненых ситуациях.

Чему учить современных детей ? Главное научить учиться, то есть показать способ получения информации и грамотно использовать ее. Один из источников информации- это народная мудрость, местные традиции, передаваемые из поколения в поколение. Чтобы не прервалась эта связь поколений, я прощу учеников почаще беседовать со своими бабушками и дедушками.

Сельский учитель должен хорошо знать особенности района,где он работает , его традиции,историю достопримечательности, природу. Он должен прививать любовь к Родине, труду, к традициям, знакомить детей с историей родного края. Так же учитель помогает ученику определиться с выбором профессии и старается заинтересовать его в том , что бы он вернулся обратно в свое село. Если на селе не будет молодежи , то не будет детей и не будет школы-село умрет.

Никогда не жалела о том , что я -сельский учитель.Да, тяжело: школа , занятия с детьми, подготовка к урокам, классное руководство , участие в конкурсах, работа по дому, огород, сад. Кажется , все, сил больше нет ! Когда вижу добрые, открытые, светлые,ясные, любопытные , оценивающие каждый мой шаг,искренние взгляды сельских мальчиков и девчонок ждущих от меня чего-то нового и интересного, удивляюсь откуда берутся силы и желание работать. А все от того , что я - сельский учитель, помогающий ученикам познать себя, поверитьв свои возможности , добиться успехов не потеряв при этом нравственные ориентиры: добрату и любовь.

Село начитается со школы, культура села начинается с культуры сельского учителя . Главная воспитывающая сила в сельской школе -духовное богатство, знания, эрудиция, кругозор педагога .

Учитель… . Сельский учитель… . Он живёт своей особенной жизнью, жизнью, которая всегда на виду у всего села. Что сделал, что сказал, как прошёл, во что был одет, какая причёска, к кому ходил в гости, кто к нему приезжал и ещё всё, всё, всё… . У него нет права ошибаться.

В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью-
Всё вносится в светлую книгу твою.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей! (С. Осипов)

Пожалуй, каждый мечтает о том, что он, именно он будет самым лучшим учителем, и только его будут любить дети, а он их.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить! (Марк Львовский)

Учитель---профессия ответственная. Именно он, учитель, закладывает в маленьком человечке ту прочную основу, на которой впоследствии ребёнок
будет строить свою жизнь. Учитель даёт первые представления о многих вещах в жизни.

Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! (Ф.И. Тютчев)

Какой он---современный учитель? Я уверена, что это учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец.
Учитель! Школьный учитель!
Ты актёр, и режиссёр, и воспитатель,
Наставник мудрый и заботливый родитель-
Все проявления человеческой натуры
Соединил в себе классический учитель.

Пока живы люди---жив и учитель. Учитель---профессия вечная!

Среди людей немеркнущих профессий
На вечность предъявляющих права,
Учителям, как вдохновенным песням,
Жить на земле, пока земля жива!

И если бы я смогла вернуться назад, в прошлое, я бы, всё равно, прошла весь этот путь заново. Ничего бы не поменяла в своей жизни и ни о чём бы не пожалела. Никогда. Как жила, так и живу.

Читайте также: