Становление личности онегина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный англицкому сплину,
Короче: русская хандра…
Шум света, балы, красавицы быстро наскучили Онегину, главному герою романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Вспомним эпиграф, выбранный Пушкиным для первой главы: “И жить торопится, и чувствовать спешит” (Кн. Вяземский). Эти слова, безусловно, относятся к Онегину.

Перед нами молодой повеса. “Пора надежд и грусти нежной” очень быстро сменилась светским безразличием. Он получил “блестящее” воспитание и “имел

счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”. Онегин может “с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Качества, непременные для того, кто стремится быть одобренным и принятым светом (“Свет решил, что он умен и очень мил”).

Но увы, Онегин действует и мыслит в рамках стереотипов, усвоенных им в светской жизни, но не может возвыситься над ними.
Однако, все не так запущено, как казалось бы с первого взгляда. Автор сам все время намекает, что перед нами не просто легкомысленный “денди”, но очень глубокий

и чувствительный характер, способный эволюционировать. И когда-нибудь он явит миру скрытый потенциал.

Для этого нужен толчок, знак, способный дать этому потенциалу ускорение.
Скучный “большой свет” не способен дать Онегину такого рода ускорение. Напротив, он томит героя, заставляет его деградировать:
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
“Праздная жизнь никогда не бывает честной”, – сказал когда-то А. П. Чехов. Праздность учит Онегина лгать, притворяться и презирать. Скука теперь его вечный спутник.

Но скуку породила лень. Так называемая “русская хандра” убила в Онегине интерес ко всему:
… Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен, ничего
Не вышло из пера его…
Уселся он – с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой…
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред:
В том совести, в том смысла нет.
Душа Онегина требует пищи, просит выхода, ищет и страдает. Да, за внешней холодностью скрывается именно страдание. Автор вспоминает те годы, когда он, как и Онегин, “условий света свергнув бремя”, подружился с героем:
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба…
Действительно, страдание зарождает в душе Евгения озлобленность. И эта самая озлобленность сыграет роковую роль в судьбе героя:
Вдруг получил он в самом деле
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постеле…
Стремглав по почте поскакал,
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…
Онегин едет в деревню. Злоба оказалась благодатной почвой для зарождения еще и холодного расчета. Хотя герой и задумал сперва “порядок новый учредить:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Но и это, по сути дела, положительное стремление быстро угасло в нем, не найдя поддержки интересом. Интереса не нашла в Онегине и любовь провинциальной барышни – Татьяны. Должна сказать, что Татьяна – весьма незаурядная натура, пылкая и романтичная. Ее любовь, безусловно, чиста и неподдельна, совсем не похожа на любовь “пустых” светских красавиц.

Этого не мог не увидеть Онегин. Но, увы, он не проникается ответным чувством, и поступает “благородно”, произнося ей в ответ холодную отповедь. Однако можно сказать, что Онегин просто не решается признаться себе, что тоже любит Татьяну.

Он словно находится в маске и никак не может открыть своего настоящего лица. Что же заставит Онегина, наконец, снять маску?
В деревню, где жил Онегин, приезжает молодой барин Ленский. Они становятся так, “от делать нечего”, друзьями. При всей своей непохожести они все-таки вместе. Они даже и не предполагают того, что с ними должно случиться.

И это будет дуэль! Дуэль из-за ничего. “Дело чести” становится причиной смерти человека.
Онегин сомневается в необходимости этого акта, но тут озлобленность и “охлажденный ум” сыграли свою роковую роль. Он убивает Ленского. Это переломный момент, тот самый толчок, который был необходим Онегину, чтобы стать на путь духовного развития.

Все остальные события происходят уже с другим человеком. План на перерождение принят. Герой получает способность страдать не только из-за собственных амбиций, но и из-за угрызений совести.

В нем просыпается чувство сострадания. А сострадание ведет к любви
Онегин вновь встречает Татьяну, уже в Петербурге. Но теперь она “законодательница бала”. Как и Онегин, Татьяна проходит свою собственную эволюцию. Она теряет иллюзии молодости, но… не теряет любви.

Однако и взгляды на любовь у этой героини уже не те, что прежде. Да, она любит Онегина, но отказывает ему.
Во время их последней встречи и Онегин, и Татьяна предельно откровенны друг с другом. Они оба сбрасывают маски, их чувства открыты друг другу, они понимают сами себя и чувства другого. Это наполняет их жизнь ощущением высокого смысла.

Здесь мы можем не согласиться с формулой В. Г. Белинского “силы без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца”.
Возможно, это первый и единственный в жизни героев откровенный разговор друг с другом и, может быть, с собой. Только самопознание может быть смыслом жизни. То, что ожидает Онегина потом, в принципе, неважно.
Герой стал свободным, сбросив под ноги все свои шелка и маски. Он обрел сам себя. Он не тот, кем был прежде.

Именно Евгений стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – Владимиром Ленским. Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

Конечно, свою — и немалую — роль сыграли здесь путешествия, размышления героя о смысле своего существования. Но подлинное духовное перерождение пришло к Онегину лишь после второй встречи с Татьяной.

Любовь — вот что перевернуло душу героя. За два года странствий Онегин повзрослел и изменился, теперь он уже способен на настоящее, глубокое чувство — и оно приходит:

Так описывает автор появление в бальном зале Татьяны. Да, теперь она — светская дама, но отнюдь не за это любит ее Евгений. Просто душе его теперь подвластны такие чувства, о которых он прежде не имел понятия. Ведь он любит ту, прежнюю Татьяну — она же нисколько не изменилась:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей.
Все тихо, просто было в ней.

То есть внутренне-то это та же самая деревенская девочка, выделяющаяся своей природной простотой и естественностью из пестрой толпы большого света. Это изменение — от уездной барышни до светской дамы — лишь внешне. И Онегин почти сразу узнает в ней ту, прежнюю Татьяну, которая давно его любила. Первая его реакция — простое удивление. Но потихоньку в душе его развиваются противоречивые чувства. Только теперь он сумел разглядеть в ней то светлое начало, что таилось в Татьяне. Сравнив ее с дамами высшего света, Онегин на этом контрасте ярче увидел красоту Татьяны — красоту не внешнюю, а внутреннюю, душевную. И теперь с героем происходит что-то новое — таким мы его еще не видели:

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.

Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности — любовь?

И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет счастья — напротив, она принесет много боли. Чему же радуется читатель? Мы рады за героя, смывшего с себя налет холодной светскости, сумевшего вновь пробудить свою душу для любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе — мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение.

Читаемое в разделе:

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Каков же характер Онегина, чем он отличается от других персонажей этого произведения?

Внешность Онегина

Евгений Онегин – молодой человек, аристократ, проживающий в Петербурге. Ему 26 лет, его родители умерли, и он один является наследником всех своих родственников. Герой следит за своей внешностью, одевается по последней моде. Онегин не имел определенных занятий. Он много времени проводил на балах, но не имел ни какой конкретной цели в жизни. Военную службу, популярную среди молодых дворян в то время, он презирал, семью заводить не собирался. Он словно не мог найти самого себя.

Внешности главного героя автор уделяет совсем мало внимания. Мы не знаем, какие черты характера он имел, какого роста был. Все его описание сводится к изображению его одежды и аксессуаров.

Черты характера Евгения Онегина

Главный герой, находясь еще в весьма молодом возрасте, уже устал от высшего света и внимания противоположного пола. Его тяготит общение, все больше времени он проводит в уединении. Скука и хандра становятся его верными спутниками. Если Онегин чем-то и увлекается, то потом очень быстро разочаровывается. Он равнодушен ко всему на свете: и к болезни собственного дяди, и к пламенным чувствам Татьяны Лариной.

Главный герой – очень противоречивая натура. С одной стороны он жесток, эгоистичен и бессердечен, с другой – умен, раним, свободолюбив, честен. Оказавшись в деревне, он знакомится с Ленским, который становится его другом, и Татьяной Лариной, которая влюбляется в него. Однако из-за своего характера он теряет и друга и любовь. Ленский погибает на дуэли с Онегиным, слишком серьезно восприняв его заигрывания с его возлюбленной. Татьяне же на ее откровенное письмо с признанием в любви он отвечает отказом не потому, что она не нравилась ему, а потому, что он был уверен в своем скором разочаровании в девушке. Его хандра и неудовлетворенность жизнью всегда преследовали его. Онегин был лишним человеком в этом мире.

Читайте также: