Жанровое своеобразие комедии недоросль сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Напротив, герои-идеологи совершенно бездомны. Они перемещаются в пространстве с завидной легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум (I,7), в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи (IV,6). И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.

Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню (I,4); (Митрофан, стоя на месте, перевертывается.) Вральман. Уталец! Не постоит на месте, как тикой конь пез усды! Ступай! Форт! (Митрофан убегает.) (III,8); Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь (I,5); Г-жа Простакова (бегая по театру в злобе и в мыслях) (IV,9).

Стародум (указывая на Софью). Приехал к ней, ее дядя Стародум (III,3); Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды! (V, явл. последнее).

Еремеевна. ‹…› пять булочек скушать изволил. Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых не помню, пять, не помню, шесть (I,4); Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен (I,1); Простаков. Мы ‹…› взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением как над своим (I,5); Скотинин и оба Простаковы. Десять тысяч! (I,7); Г-жа Простакова. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. (I,6); Г-жа Простакова. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть (III,6).

Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (открывает свою табакерку).Стародум (берет у Правдина табак). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублей. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку ‹…›. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно: мою душу, мою честь, мои правила (III,1).

Так и на уровне вещной атрибутики действия обнаруживается двойная – уподобляющая и разнящая – функция общего мотива и приема. Семантика вещной атрибутики спектакля разводит образы комедии на те же самые варианты сатирико-комедийной и одо-трагедийной типологии образности. Но при этом сам прием образует ту точку пересечения, на которой встречаются недолжная плоть и взыскуемый дух, материальная вещь и идеальное понятие, низкий быт и высокое бытие. Как каламбурное слово остается самим собой, одним и единым в двух своих разных значениях, так грубо-материальная г-жа Простакова и идеальный Стародум в равной мере оперируют кошельками и деньгами, которые в их руках только упрочивают материальную плоть одной и идеальную бесплотность другого.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина (III,1); Софья. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека, и его должность (IV,2); Стародум. Вижу в нем сердце честного человека (IV,2); Стародум. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным (IV,6); Правдин. Я от должности никак не отступлю (V,5).

Среди героев-идеологов постоянно осуществляется духовное совершенствование людей: Правдин избавляется от своих политических иллюзий, воспитуемая девица на глазах у зрителей прочитывает книжку о своем воспитании, делая из нее соответствующие выводы, и даже Стародум – хоть и во внесценическом акте, о котором он только повествует, – все же представлен в процессе духовного роста:

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству. ‹…› Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница ‹…› (III,1).

Противостояние и рядоположение двух групп персонажей в комедии подчеркивает одно их общее свойство: и те, и другие располагаются как бы на грани бытия и существования: физически существующие Простаковы-Скотинины бездуховны – и, значит, их нет с точки зрения преданного бытийной идее сознания XVIII в.; обладающие высшей реальностью идеи Стародум и К? лишены плоти и быта – и, значит, их в каком-то смысле тоже нет: добродетель, не живущая во плоти, и лишенный бытия порок оказываются в равной степени миражной жизнью.

Правдин. Нет, сударыня. Тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж нам дан указ от о вольности дворянской? (V,4).

Г-жа Простакова. Полно, братец, о свиньях-то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) ‹…› Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек (I,7); Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку. Еремеевна (в слезах). Нелегкая меня не приберет! (II,6); Г-жа Простакова. Как! Нам расстаться с Софьюшкой! ‹…› Я с одной тоски хлеба отстану. (III,5); Цыфиркин. Ох-ти мне! Грусть берет. Кутейкин. О, горе мне, грешному! (III,6); Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! (V,4).

Г-жа Простакова. Я чаю, тебе жмет до смерти (I,1); Скотинин. И не деревеньки, а то, что в ее деревеньках водится, и до чего моя смертная охота (I,5); Г-жа Простакова. Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка (II,5); Простаков. А я уже тут сгиб да пропал (III,5).

Бурное физическое действие в стане обличаемых постоянно подвергает их жизнь риску и ставит на грань гибели, и такой сугубо трагедийный мотив, как самоубийство, тоже очень не чужд бытовым персонажам комедии:

Скотинин. Митрофан! Ты теперь от смерти на волоску. Еремеевна. Ах, уходит он его! ‹…› Скотинин. ‹…› чтоб я в сердцах не вышиб из тебя духу. ‹…› Еремеевна. Издохну на месте, а дитя не выдам! (II,4); Митрофан. Нет, так я спасибо, уже один конец с собою! ‹…› Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. Г-жа Простакова. Уморил! Уморил! ‹…› По тебе, робенка хоть убей до смерти (II,6).

Исконный трагедийный смысл этой темы со всей силой начинает звучать в финальном пятом акте, до предела насыщенном мотивом гибели и смерти:

Г-жа Простакова. Всех прибить велю до смерти! (V,2), Жива быть не хочу! (V,3), Мой грех! Не губите меня! (V,4); Стародум. Не хочу ничьей гибели. Я ее прощаю (V,4); Г-жа Простакова. Все теряю. Совсем погибаю! (V,4), Погибла я совсем! Отнята у меня власть! ‹…› Нет у меня сына! (V, явл. последнее).

Так действие комедии, для семейства Простаковых характеризующееся лавинообразным нарастанием мотива погибели и смерти, разрешается вполне трагедийным финалом хотя бы в чисто словесном плане: физически живая, Простакова настойчиво твердит о своей погибели, которую, в таком случае, может быть, следует счесть духовной. И разве не мертва ее душа на всем протяжении действия, разве не убил ее, воскресшую на секунду в финале, Митрофан, повергнув своим грубым словом в обморок, равнозначный смерти?

Этот глобальный повтор в структуре комедии, в сущности, упраздняет необходимость всего того, что происходит между означенными явлениями. Однако действие происходит, стремительно движется к предначертанной катастрофе, его трагический характер усугубляется истинно трагической маниакальной слепотой и противоположными ожиданиями семейства Простаковых, которые все время уповают на случай – но им этот универсальный помощник комедийных героев служить отказывается:

Г-жа Простакова. Как кому счастье на роду написано, братец (1,6). Авось-либо господь милостив, и счастье на роду ему написано (II,5). Батюшка, ведь ребенок, может быть, свое счастье прорекает: авось-либо сподобит Бог быть ему и впрямь твоим племянничком (III,5).

Стародум. Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока ‹…› (III,2);Стародум (к Правдину, дерзка руку Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам… Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца (V, явл. последнее).

Милон. Как я рад, любезный друг, что нечаянно увиделся с тобой! Скажи, каким случаем… (II,1); Милон. Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя? (II,2);Стародум. ‹…› услышали мы нечаянно, что объявлена война. ‹…› Любезный граф! Вот случай нам отличить себя. ‹…› Многие случаи имел я отличить себя. ‹…› Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. ‹…› я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу не приходили ни предки, ни потомки. (III,1);Стародум. Случалось быть часто раздраженным ‹…› (III,2); Правдин. Я найду случай представить тебя после (III,5); Милон. Признаюсь вам искренно, что показать прямой неустрашимости не имел я еще никакого случая (IV,4); Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели случилось ехать, так знаешь, куда едешь (IV,8); Милон. Я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого (IV,8).


08.03.2016, 4284 просмотра.

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.

Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

“Недоросль” – первая социально-политичес­кая комедия

на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветитель­ских идей об обязанностях правительства. Осме­яние помещичьих нравов, тупости, трусости со­седствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.

Благодаря умелому ис­пользованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны “злонравия достойные плоды”.

В литературных произведениях, относящих­ся к концу XVIII века, проблема

взаимоотноше­ний человека и общества поднималась неоднок­ратно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт харак­тера и демонстрация проявления этого характе­ра в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам про­цесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.

Рисуя типичные об­разы помещиков, писатель в то же время наделя­ет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих ха­рактеров и судеб, разницу не только между клас­сами и сословиями, но и между отдельными пред­ставителями одного класса.

Так в комедии “Недоросль” появляются злоб­ная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, на­родный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам слу­жанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Ста­родум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

Все эти герои обладают не только индивиду­альными чертами характера, но и своим собствен­ным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совер­шил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. “Скот”, “мошен­ники”, “канальи”, “воры”, “скверная харя”, “со­бачья дочь” – вот типичные выражения озверев­шей крепостницы Простаковой. “Индо пригну­ло дядю к похвям потылицею” – наглядный при­мер народной речи, характерной для крестьян. “Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои заце­пы востры!” – угрожает Еремеевна Скотинину. “Тщетно звать врача к больным неисцельно”, – подобными афоризмами наполнена речь Староду­ма, наиболее приближенная к книжному слогу.

Правдин широко использует в своем языке кан­целяризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: “тайна моего сердца”, “таинство души моей”.

Комедия “Недоросль” – многотемное и много проблемное произведение, в котором автор под­нял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправед­ливости крепостного права, о воспитании, о фор­ме государственной власти. Все эти темы нераз­рывно связаны между собой и взаимообусловле­ны. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни обще­ства, а саму жизнь, во всей ее сложности и про­тиворечивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.

В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не ви­дим здесь специального описания бытовой обста­новки, но подробности быта незаметно, сами со­бой проступают из каждой сцены.

Примерка каф­тана, подготовка к “сговору”, учебные занятия Митрофана – все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса про­свещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважаю­щих законы и помнящих о своем долге.

Но мно­гие дворяне в умственном и гражданском разви­тий стоят так низко, что их можно сравнить толь­ко с животными. Именно поэтому госпожа Про­стакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: “Слыхано ли, чтоб сука ще­нят своих выдавала?” или: “Ах я, собачья дочь!” В образе же Скотинина постоянно просматривают­ся сравнения со свиньями: “Люблю свиней… – признается он, – а у нас в околотке такие круп­ные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою”. А своей сестре, Простаковой, он говорит: “Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу”.

Так же приравнивается к животным и Митрофан: “Аз есмь скот, – читает он по часос­лову, – а не человек”.

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его “полукомедией, полудрамой”. И действительно, комедия “Недо­росль” содержит в себе многочисленные черты западноевропейской “мещанской” драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии “возможную степень совершенства”, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произ­ведение, в котором просматриваются трогатель­ное, комическое и моралистическое начала.

Выс­меивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человечес­ких отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь при­знаки уважения и любви к родителям. Показы­вая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие “Недоросля” не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор прин­ципов и приемов создания художественного про­изведения. Картины объективной действительно­сти в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц – все это свидетельство­вало о начале формирования нового направления в литературе – критического реализма.

Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колорит­ные образы стали нарицательными и пережи­ли свое время.

Историческое значение произведе­ний Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга “са­тиры смелым властелином”, “другом свободы”. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации об­щества.

Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии Недоросль, проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они…не оставляют двора… двор им полезен, …чины нередко выпрашиваются. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. Тщетно звать врг. ча к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные…правила, которым следовать должны… настоящие дворяне:

1) …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

2) Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

3) Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума.

4) …Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

5) Одно почтение должно быть лестно человеку душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

6) Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

7) …Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.

Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА НЕДОРОСЛЬ

Мы изучаем - Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА НЕДОРОСЛЬ. Подсказки школьнику

Комедия Д. И. Фонвизина Недоросль по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, Недоросль является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.

Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

Недоросль первая социально-политичес­кая комедия на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветитель­ских идей об обязанностях правительства. Осме­яние помещичьих нравов, тупости, трусости со­седствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.

Благодаря умелому ис­пользованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны злонравия достойные плоды.

В литературных произведениях, относящих­ся к концу XVIII века, проблема взаимоотноше­ний человека и общества поднималась неоднок­ратно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт харак­тера и демонстрация проявления этого характе­ра в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам про­цесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.

Рисуя типичные об­разы помещиков, писатель в то же время наделя­ет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих ха­рактеров и судеб, разницу не только между клас­сами и сословиями, но и между отдельными пред­ставителями одного класса.

Так в комедии Недоросль появляются злоб­ная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, на­родный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам слу­жанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Ста­родум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

Все эти герои обладают не только индивиду­альными чертами характера, но и своим собствен­ным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совер­шил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. Скот, мошен­ники, канальи, воры, скверная харя, со­бачья дочь вот типичные выражения озверев­шей крепостницы Простаковой. Индо пригну­ло дядю к похвям потылицею наглядный при­мер народной речи, характерной для крестьян. Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои заце­пы востры! угрожает Еремеевна Скотинину. Тщетно звать врача к больным неисцельно, подобными афоризмами наполнена речь Староду­ма, наиболее приближенная к книжному слогу.

Правдин широко использует в своем языке кан­целяризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: тайна моего сердца, таинство души моей.

Комедия Недоросль многотемное и много проблемное произведение, в котором автор под­нял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении должности каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправед­ливости крепостного права, о воспитании, о фор­ме государственной власти. Все эти темы нераз­рывно связаны между собой и взаимообусловле­ны. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни обще­ства, а саму жизнь, во всей ее сложности и про­тиворечивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.

В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не ви­дим здесь специального описания бытовой обста­новки, но подробности быта незаметно, сами со­бой проступают из каждой сцены.

Примерка каф­тана, подготовка к сговору, учебные занятия Митрофана все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса про­свещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважаю­щих законы и помнящих о своем долге.

Но мно­гие дворяне в умственном и гражданском разви­тий стоят так низко, что их можно сравнить толь­ко с животными. Именно поэтому госпожа Про­стакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: Слыхано ли, чтоб сука ще­нят своих выдавала? или: Ах я, собачья дочь! В образе же Скотинина постоянно просматривают­ся сравнения со свиньями: Люблю свиней… признается он, а у нас в околотке такие круп­ные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою. А своей сестре, Простаковой, он говорит: Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу.

Так же приравнивается к животным и Митрофан: Аз есмь скот, читает он по часос­лову, а не человек.

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его полукомедией, полудрамой. И действительно, комедия Недо­росль содержит в себе многочисленные черты западноевропейской мещанской драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии возможную степень совершенства, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произ­ведение, в котором просматриваются трогатель­ное, комическое и моралистическое начала.

Выс­меивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человечес­ких отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь при­знаки уважения и любви к родителям. Показы­вая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие Недоросля не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор прин­ципов и приемов создания художественного про­изведения. Картины объективной действительно­сти в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц все это свидетельство­вало о начале формирования нового направления в литературе критического реализма.

Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колорит­ные образы стали нарицательными и пережи­ли свое время.

Историческое значение произведе­ний Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга са­тиры смелым властелином, другом свободы. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации об­щества.

Однако на арене борьбы за богатую невесту Милон, которого любит Софья, расстраивает планы Простаковой. Такова любовная линия пьесы. Однако не только она была в центре внимания драматурга.

История создания пьесы

Жанр комедии Недоросль пьесы Фонвизина

Произведение писателя считается комедийным классицизмом. Здесь есть основные требования творческого развития – временное единение, место и развитие, описание как хороших, так и негативных героев, нотка иронии к демонстрации людских и социальных отрицательных качеств. Но все же, суть произведения – это не только комедия, а комедия, которая содержит себе и воспитательные черты характера. Писатель смеется над глупым Метрофаном. С иронией относится к Простаковой, слепо верующей в грамотность Вральмана. Честно говоря, не стесняется своих ухмылок над Скотининым, над тем, как он трепетно относится к поросятам и повестям об их знатном роде. Но так же писатель раскрывает и отрицательные черты – старые взгляды и неважное воспитание всех крепостных людей. Дидактический, поучительный взгляд в произведении максимально проявляет себя вразумительном разговоре Стародума при общении с дочерью, Правдиным, Милоном.

Но все же, при хорошем разборе анализа произведения и выделения главных черт жанра произведения, нужно подметить, то, что здесь ни как не вписывается сама трагичность комедии.

Взять даже самую смешную сцену, например, когда Митрофан начинает создавать свои ведения правописания, и провоцирует страх – поскольку молодой человек спустя какой-то промежуток времени становится главным всего села. Трагична и судьба крепостного класса, которых Простакова жестоко избивает и ругает (например, Еремеевна, которой оплачивает пощечиной). Именно из-за этого, большинство современных исследователей определяют жанр произведения писателя, как комедия, но в то же время и большая не поправимая трагедия, которая оставит след еще на многие века. Еще многие столетия будет обсуждения данного поведения персонажей.

Другие сочинения: ← Тема и идея комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Суть и смысл комедии Недоросль →

Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге: мы видим борьбу за руку Софьи нескольких персонажей — Милона, Скотинина и Митрофана. В финале у Фонвизина происходит наказание порока и торжество добродетели. Персонажи пьесы четко делятся на положительных, сгруппированных вокруг Стародума, и отрицательных, сгруппированных вокруг Простаковой. Простакова и Стародум — это два полярных художественных центра пьесы.

Теперь отметим новаторские черты Фонвизина-драматурга. В основе комедии лежит любовная интрига, но она теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы — картиной невежества и бесчинств, творящихся в русской помещичьей усадьбе. Можно сказать, что любовная интрига здесь не является главенствующей. Некоторые исследователи даже отмечали пародийность этой интриги, т.к. Милон — единственный реальный претендент на руку Софьи, Тараса Скотинина же в реальности больше интересуют свиньи, а Митрофанушка мечтает жениться, чтобы положить конец учению. Так читатель постепенно подводит к мысли о серьезности противостояния совсем иного рода — между передовыми, просвещенными дворянами и невежественными, косными людьми.

Персонажи произведений классицизма были носителями одного доминирующего свойства характера. Фонвизин же в своей пьесе нарушает это правило, изображая характеры многогранными. Так, госпожа Простакова у него — не только домашний тиран, жестокая, грубая помещица, но и любящая мать. Характер ее автор дополняет такими чертами, как трусливость, глупость, алчность. Митрофанушка ленив, хитер, изворотлив, груб и невежествен. Отметим здесь, что Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров (рассказ Простаковой о жизни в родительском доме, история Тараса Скотинина), характеры обусловлены у него социальной средой, жизненными обстоятельствами.

Новый жанр комедии, его особенности


Первое действие

Жанр, сюжет, композиция

Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.

В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.

Кульминация и развязка

Публикация произведения


История публикации комедии была не проста. После окончательного завершения комедии Фонвизин начал борьбу за постановку её на театральной сцене, пытаясь преодолеть запрет цензуры. Личный приём у царицы открыл путь к постановке. Премьера прошла с шумным успехом в Петербурге 24.09.1782 г. на сцене Вольного российского театра. Писатель лично занимался постановкой.

Комедия была благосклонно принята критикой. Однако успех постановки не смог обеспечить печатного издания. Только в 1783 г. она была напечатана в Санкт – Петербургской типографии Шнора. В отличии от театральной постановки, печатное издание было встречено читателями довольно холодно. Первая причина — большая часть театралов была уже знакома с комедией по театральной постановке, вторая — очень малый тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.

Отрицательные персонажи

Вопросы и наследственности

Контрольная работа по литературе №1.

Выполнена: ФИО________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по литературе даётся 45 минут.

Работа включает 18 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде числа, соответствующего номеру правильного ответа или словом (словами), если это указано в задании. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Читайте также: