Жанровое своеобразие комедии недоросль сочинение
Обновлено: 02.07.2024
Содержание
Напротив, герои-идеологи совершенно бездомны. Они перемещаются в пространстве с завидной легкостью; они не принадлежат к миру простаковского поместья, приходя в него извне и на время; их образы связаны не с домом как средой обитания, а с городом как культурологической категорией: как известно, в Москве живет Правдин, Москву покинул, уезжая в Сибирь на заработки, Стародум (I,7), в Москве родилась взаимная любовь Милона и Софьи (IV,6). И этот московский генезис героев-идеологов далеко не случаен. Москва, исконная столица России и средоточие традиционной русской культуры, подчеркивает в положительных героях комедии их столь важное для Фонвизина национальное начало: Правдин, Стародум, Милон и Софья, несмотря на свою западническую книжную культуру, в той же мере русские, что и оседлые обитатели провинциальной нивы.
Митрофан. Побегу-тка теперь на голубятню (I,4); (Митрофан, стоя на месте, перевертывается.) Вральман. Уталец! Не постоит на месте, как тикой конь пез усды! Ступай! Форт! (Митрофан убегает.) (III,8); Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь (I,5); Г-жа Простакова (бегая по театру в злобе и в мыслях) (IV,9).
Стародум (указывая на Софью). Приехал к ней, ее дядя Стародум (III,3); Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды! (V, явл. последнее).
Еремеевна. ‹…› пять булочек скушать изволил. Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых не помню, пять, не помню, шесть (I,4); Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен (I,1); Простаков. Мы ‹…› взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением как над своим (I,5); Скотинин и оба Простаковы. Десять тысяч! (I,7); Г-жа Простакова. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. (I,6); Г-жа Простакова. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть (III,6).
Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (открывает свою табакерку).Стародум (берет у Правдина табак). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублей. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку ‹…›. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно: мою душу, мою честь, мои правила (III,1).
Так и на уровне вещной атрибутики действия обнаруживается двойная – уподобляющая и разнящая – функция общего мотива и приема. Семантика вещной атрибутики спектакля разводит образы комедии на те же самые варианты сатирико-комедийной и одо-трагедийной типологии образности. Но при этом сам прием образует ту точку пересечения, на которой встречаются недолжная плоть и взыскуемый дух, материальная вещь и идеальное понятие, низкий быт и высокое бытие. Как каламбурное слово остается самим собой, одним и единым в двух своих разных значениях, так грубо-материальная г-жа Простакова и идеальный Стародум в равной мере оперируют кошельками и деньгами, которые в их руках только упрочивают материальную плоть одной и идеальную бесплотность другого.
Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина (III,1); Софья. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека, и его должность (IV,2); Стародум. Вижу в нем сердце честного человека (IV,2); Стародум. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным (IV,6); Правдин. Я от должности никак не отступлю (V,5).
Среди героев-идеологов постоянно осуществляется духовное совершенствование людей: Правдин избавляется от своих политических иллюзий, воспитуемая девица на глазах у зрителей прочитывает книжку о своем воспитании, делая из нее соответствующие выводы, и даже Стародум – хоть и во внесценическом акте, о котором он только повествует, – все же представлен в процессе духовного роста:
Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству. ‹…› Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница ‹…› (III,1).
Противостояние и рядоположение двух групп персонажей в комедии подчеркивает одно их общее свойство: и те, и другие располагаются как бы на грани бытия и существования: физически существующие Простаковы-Скотинины бездуховны – и, значит, их нет с точки зрения преданного бытийной идее сознания XVIII в.; обладающие высшей реальностью идеи Стародум и К? лишены плоти и быта – и, значит, их в каком-то смысле тоже нет: добродетель, не живущая во плоти, и лишенный бытия порок оказываются в равной степени миражной жизнью.
Правдин. Нет, сударыня. Тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж нам дан указ от о вольности дворянской? (V,4).
Г-жа Простакова. Полно, братец, о свиньях-то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) ‹…› Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек (I,7); Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку. Еремеевна (в слезах). Нелегкая меня не приберет! (II,6); Г-жа Простакова. Как! Нам расстаться с Софьюшкой! ‹…› Я с одной тоски хлеба отстану. (III,5); Цыфиркин. Ох-ти мне! Грусть берет. Кутейкин. О, горе мне, грешному! (III,6); Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! (V,4).
Г-жа Простакова. Я чаю, тебе жмет до смерти (I,1); Скотинин. И не деревеньки, а то, что в ее деревеньках водится, и до чего моя смертная охота (I,5); Г-жа Простакова. Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка (II,5); Простаков. А я уже тут сгиб да пропал (III,5).
Бурное физическое действие в стане обличаемых постоянно подвергает их жизнь риску и ставит на грань гибели, и такой сугубо трагедийный мотив, как самоубийство, тоже очень не чужд бытовым персонажам комедии:
Скотинин. Митрофан! Ты теперь от смерти на волоску. Еремеевна. Ах, уходит он его! ‹…› Скотинин. ‹…› чтоб я в сердцах не вышиб из тебя духу. ‹…› Еремеевна. Издохну на месте, а дитя не выдам! (II,4); Митрофан. Нет, так я спасибо, уже один конец с собою! ‹…› Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. Г-жа Простакова. Уморил! Уморил! ‹…› По тебе, робенка хоть убей до смерти (II,6).
Исконный трагедийный смысл этой темы со всей силой начинает звучать в финальном пятом акте, до предела насыщенном мотивом гибели и смерти:
Г-жа Простакова. Всех прибить велю до смерти! (V,2), Жива быть не хочу! (V,3), Мой грех! Не губите меня! (V,4); Стародум. Не хочу ничьей гибели. Я ее прощаю (V,4); Г-жа Простакова. Все теряю. Совсем погибаю! (V,4), Погибла я совсем! Отнята у меня власть! ‹…› Нет у меня сына! (V, явл. последнее).
Так действие комедии, для семейства Простаковых характеризующееся лавинообразным нарастанием мотива погибели и смерти, разрешается вполне трагедийным финалом хотя бы в чисто словесном плане: физически живая, Простакова настойчиво твердит о своей погибели, которую, в таком случае, может быть, следует счесть духовной. И разве не мертва ее душа на всем протяжении действия, разве не убил ее, воскресшую на секунду в финале, Митрофан, повергнув своим грубым словом в обморок, равнозначный смерти?
Этот глобальный повтор в структуре комедии, в сущности, упраздняет необходимость всего того, что происходит между означенными явлениями. Однако действие происходит, стремительно движется к предначертанной катастрофе, его трагический характер усугубляется истинно трагической маниакальной слепотой и противоположными ожиданиями семейства Простаковых, которые все время уповают на случай – но им этот универсальный помощник комедийных героев служить отказывается:
Г-жа Простакова. Как кому счастье на роду написано, братец (1,6). Авось-либо господь милостив, и счастье на роду ему написано (II,5). Батюшка, ведь ребенок, может быть, свое счастье прорекает: авось-либо сподобит Бог быть ему и впрямь твоим племянничком (III,5).
Стародум. Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока ‹…› (III,2);Стародум (к Правдину, дерзка руку Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам… Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца (V, явл. последнее).
Милон. Как я рад, любезный друг, что нечаянно увиделся с тобой! Скажи, каким случаем… (II,1); Милон. Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя? (II,2);Стародум. ‹…› услышали мы нечаянно, что объявлена война. ‹…› Любезный граф! Вот случай нам отличить себя. ‹…› Многие случаи имел я отличить себя. ‹…› Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. ‹…› я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу не приходили ни предки, ни потомки. (III,1);Стародум. Случалось быть часто раздраженным ‹…› (III,2); Правдин. Я найду случай представить тебя после (III,5); Милон. Признаюсь вам искренно, что показать прямой неустрашимости не имел я еще никакого случая (IV,4); Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели случилось ехать, так знаешь, куда едешь (IV,8); Милон. Я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого (IV,8).
08.03.2016, 4284 просмотра.
Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами и стилями, “Недоросль” является глубоко новаторским произведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности созданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.
Но в первую очередь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.
“Недоросль” – первая социально-политическая комедия
на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства. Осмеяние помещичьих нравов, тупости, трусости соседствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.
Благодаря умелому использованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны “злонравия достойные плоды”.
В литературных произведениях, относящихся к концу XVIII века, проблема
взаимоотношений человека и общества поднималась неоднократно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт характера и демонстрация проявления этого характера в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам процесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.
Рисуя типичные образы помещиков, писатель в то же время наделяет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих характеров и судеб, разницу не только между классами и сословиями, но и между отдельными представителями одного класса.
Так в комедии “Недоросль” появляются злобная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, народный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам служанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Стародум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.
Все эти герои обладают не только индивидуальными чертами характера, но и своим собственным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совершил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. “Скот”, “мошенники”, “канальи”, “воры”, “скверная харя”, “собачья дочь” – вот типичные выражения озверевшей крепостницы Простаковой. “Индо пригнуло дядю к похвям потылицею” – наглядный пример народной речи, характерной для крестьян. “Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои зацепы востры!” – угрожает Еремеевна Скотинину. “Тщетно звать врача к больным неисцельно”, – подобными афоризмами наполнена речь Стародума, наиболее приближенная к книжному слогу.
Правдин широко использует в своем языке канцеляризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: “тайна моего сердца”, “таинство души моей”.
Комедия “Недоросль” – многотемное и много проблемное произведение, в котором автор поднял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправедливости крепостного права, о воспитании, о форме государственной власти. Все эти темы неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни общества, а саму жизнь, во всей ее сложности и противоречивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.
В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не видим здесь специального описания бытовой обстановки, но подробности быта незаметно, сами собой проступают из каждой сцены.
Примерка кафтана, подготовка к “сговору”, учебные занятия Митрофана – все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.
Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге.
Но многие дворяне в умственном и гражданском развитий стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Именно поэтому госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: “Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” или: “Ах я, собачья дочь!” В образе же Скотинина постоянно просматриваются сравнения со свиньями: “Люблю свиней… – признается он, – а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою”. А своей сестре, Простаковой, он говорит: “Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу”.
Так же приравнивается к животным и Митрофан: “Аз есмь скот, – читает он по часослову, – а не человек”.
Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его “полукомедией, полудрамой”. И действительно, комедия “Недоросль” содержит в себе многочисленные черты западноевропейской “мещанской” драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии “возможную степень совершенства”, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произведение, в котором просматриваются трогательное, комическое и моралистическое начала.
Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.
Художественное своеобразие “Недоросля” не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор принципов и приемов создания художественного произведения. Картины объективной действительности в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц – все это свидетельствовало о начале формирования нового направления в литературе – критического реализма.
Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колоритные образы стали нарицательными и пережили свое время.
Историческое значение произведений Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга “сатиры смелым властелином”, “другом свободы”. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации общества.
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии Недоросль, проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они…не оставляют двора… двор им полезен, …чины нередко выпрашиваются. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. Тщетно звать врг. ча к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные…правила, которым следовать должны… настоящие дворяне:
1) …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
2) Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.
3) Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума.
4) …Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
5) Одно почтение должно быть лестно человеку душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
6) Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
7) …Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.
Мы изучаем - Сочинение на тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА НЕДОРОСЛЬ. Подсказки школьнику
Комедия Д. И. Фонвизина Недоросль по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами и стилями, Недоросль является глубоко новаторским произведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности созданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.
Но в первую очередь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.
Недоросль первая социально-политическая комедия на русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства. Осмеяние помещичьих нравов, тупости, трусости соседствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.
Благодаря умелому использованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны злонравия достойные плоды.
В литературных произведениях, относящихся к концу XVIII века, проблема взаимоотношений человека и общества поднималась неоднократно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт характера и демонстрация проявления этого характера в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам процесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу.
Рисуя типичные образы помещиков, писатель в то же время наделяет всех героев яркими отличительными чертами. Он показывает многообразие человеческих характеров и судеб, разницу не только между классами и сословиями, но и между отдельными представителями одного класса.
Так в комедии Недоросль появляются злобная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, народный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам служанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Стародум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.
Все эти герои обладают не только индивидуальными чертами характера, но и своим собственным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совершил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. Скот, мошенники, канальи, воры, скверная харя, собачья дочь вот типичные выражения озверевшей крепостницы Простаковой. Индо пригнуло дядю к похвям потылицею наглядный пример народной речи, характерной для крестьян. Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои зацепы востры! угрожает Еремеевна Скотинину. Тщетно звать врача к больным неисцельно, подобными афоризмами наполнена речь Стародума, наиболее приближенная к книжному слогу.
Правдин широко использует в своем языке канцеляризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: тайна моего сердца, таинство души моей.
Комедия Недоросль многотемное и много проблемное произведение, в котором автор поднял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении должности каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправедливости крепостного права, о воспитании, о форме государственной власти. Все эти темы неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни общества, а саму жизнь, во всей ее сложности и противоречивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных.
В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна. К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не видим здесь специального описания бытовой обстановки, но подробности быта незаметно, сами собой проступают из каждой сцены.
Примерка кафтана, подготовка к сговору, учебные занятия Митрофана все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.
Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса просвещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважающих законы и помнящих о своем долге.
Но многие дворяне в умственном и гражданском развитий стоят так низко, что их можно сравнить только с животными. Именно поэтому госпожа Простакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? или: Ах я, собачья дочь! В образе же Скотинина постоянно просматриваются сравнения со свиньями: Люблю свиней… признается он, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою. А своей сестре, Простаковой, он говорит: Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу.
Так же приравнивается к животным и Митрофан: Аз есмь скот, читает он по часослову, а не человек.
Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его полукомедией, полудрамой. И действительно, комедия Недоросль содержит в себе многочисленные черты западноевропейской мещанской драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии возможную степень совершенства, и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произведение, в котором просматриваются трогательное, комическое и моралистическое начала.
Высмеивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человеческих отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь признаки уважения и любви к родителям. Показывая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.
Художественное своеобразие Недоросля не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор принципов и приемов создания художественного произведения. Картины объективной действительности в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц все это свидетельствовало о начале формирования нового направления в литературе критического реализма.
Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колоритные образы стали нарицательными и пережили свое время.
Историческое значение произведений Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга сатиры смелым властелином, другом свободы. До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации общества.
Однако на арене борьбы за богатую невесту Милон, которого любит Софья, расстраивает планы Простаковой. Такова любовная линия пьесы. Однако не только она была в центре внимания драматурга.
История создания пьесы
Жанр комедии Недоросль пьесы Фонвизина
Произведение писателя считается комедийным классицизмом. Здесь есть основные требования творческого развития – временное единение, место и развитие, описание как хороших, так и негативных героев, нотка иронии к демонстрации людских и социальных отрицательных качеств. Но все же, суть произведения – это не только комедия, а комедия, которая содержит себе и воспитательные черты характера. Писатель смеется над глупым Метрофаном. С иронией относится к Простаковой, слепо верующей в грамотность Вральмана. Честно говоря, не стесняется своих ухмылок над Скотининым, над тем, как он трепетно относится к поросятам и повестям об их знатном роде. Но так же писатель раскрывает и отрицательные черты – старые взгляды и неважное воспитание всех крепостных людей. Дидактический, поучительный взгляд в произведении максимально проявляет себя вразумительном разговоре Стародума при общении с дочерью, Правдиным, Милоном.
Но все же, при хорошем разборе анализа произведения и выделения главных черт жанра произведения, нужно подметить, то, что здесь ни как не вписывается сама трагичность комедии.
Взять даже самую смешную сцену, например, когда Митрофан начинает создавать свои ведения правописания, и провоцирует страх – поскольку молодой человек спустя какой-то промежуток времени становится главным всего села. Трагична и судьба крепостного класса, которых Простакова жестоко избивает и ругает (например, Еремеевна, которой оплачивает пощечиной). Именно из-за этого, большинство современных исследователей определяют жанр произведения писателя, как комедия, но в то же время и большая не поправимая трагедия, которая оставит след еще на многие века. Еще многие столетия будет обсуждения данного поведения персонажей.
Другие сочинения: ← Тема и идея комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Суть и смысл комедии Недоросль →
Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге: мы видим борьбу за руку Софьи нескольких персонажей — Милона, Скотинина и Митрофана. В финале у Фонвизина происходит наказание порока и торжество добродетели. Персонажи пьесы четко делятся на положительных, сгруппированных вокруг Стародума, и отрицательных, сгруппированных вокруг Простаковой. Простакова и Стародум — это два полярных художественных центра пьесы.
Теперь отметим новаторские черты Фонвизина-драматурга. В основе комедии лежит любовная интрига, но она теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы — картиной невежества и бесчинств, творящихся в русской помещичьей усадьбе. Можно сказать, что любовная интрига здесь не является главенствующей. Некоторые исследователи даже отмечали пародийность этой интриги, т.к. Милон — единственный реальный претендент на руку Софьи, Тараса Скотинина же в реальности больше интересуют свиньи, а Митрофанушка мечтает жениться, чтобы положить конец учению. Так читатель постепенно подводит к мысли о серьезности противостояния совсем иного рода — между передовыми, просвещенными дворянами и невежественными, косными людьми.
Персонажи произведений классицизма были носителями одного доминирующего свойства характера. Фонвизин же в своей пьесе нарушает это правило, изображая характеры многогранными. Так, госпожа Простакова у него — не только домашний тиран, жестокая, грубая помещица, но и любящая мать. Характер ее автор дополняет такими чертами, как трусливость, глупость, алчность. Митрофанушка ленив, хитер, изворотлив, груб и невежествен. Отметим здесь, что Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров (рассказ Простаковой о жизни в родительском доме, история Тараса Скотинина), характеры обусловлены у него социальной средой, жизненными обстоятельствами.
Новый жанр комедии, его особенности
Первое действие
Жанр, сюжет, композиция
Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.
В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.
Кульминация и развязка
Публикация произведения
История публикации комедии была не проста. После окончательного завершения комедии Фонвизин начал борьбу за постановку её на театральной сцене, пытаясь преодолеть запрет цензуры. Личный приём у царицы открыл путь к постановке. Премьера прошла с шумным успехом в Петербурге 24.09.1782 г. на сцене Вольного российского театра. Писатель лично занимался постановкой.
Комедия была благосклонно принята критикой. Однако успех постановки не смог обеспечить печатного издания. Только в 1783 г. она была напечатана в Санкт – Петербургской типографии Шнора. В отличии от театральной постановки, печатное издание было встречено читателями довольно холодно. Первая причина — большая часть театралов была уже знакома с комедией по театральной постановке, вторая — очень малый тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.
Отрицательные персонажи
Вопросы и наследственности
Контрольная работа по литературе №1.
Выполнена: ФИО________________________________ класс ______
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по литературе даётся 45 минут.
Работа включает 18 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде числа, соответствующего номеру правильного ответа или словом (словами), если это указано в задании. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Читайте также: