Роль причастных и деепричастных оборотов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Вспомним, что мы говорили о причастиях и причастных оборотах. Чем же они привлекают писателей и поэтов? (Причастие и причастный оборот не только образно описывают предметы, явления, но и представляют их признаки в динамике, в процессе становления, развития, изменения. Объясняется это тем, что эти конструкции соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.)

VI. Деепричастие в художественном тексте

Еще одна глагольная форма – деепричастие. Выясним, какую роль оно играет в художественных текстах.
Прочтите стихотворение И.Северянина:

Вы понимаете, что значит
Просолнеченная капель? –
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
О, зиму смерть не озадачит:
Растаять – план ее и цель.

Зима смеется, от счастья плачет,
Весны качает колыбель.

В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)
Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

(Перевод А.Шмульяна)

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь – обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Создают образ динамичного течения, меняющего свое движение.)

Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада. Преобладают следующие звуки: шипящие , свистящие , сочетания звуков [рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] .)

VII. Работа с деепричастным оборотом

Сейчас нам нужно охарактеризовать роль деепричастных оборотов в создании художественного текста. Перед вами отрывок из произведения В.Тельпугова.

Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак не мигая смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, – вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывут они так медленно!

Определите стиль текста и тип речи. (Художественный, описание.)
Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей? (Однородный ряд деепричастных оборотов.)
С какой целью употребляет этот однородный ряд писатель? (Деепричастный оборот позволяет описать тончайшие штрихи в движении вереницы журавлей, действия медленно набирающих высоту птиц. Отсюда неторопливость, размеренность в описании. Деепричастный оборот позволяет дорисовать движение, описать более сложное основное действие.)

VIII. Стилистический эксперимент

Проведем стилистический эксперимент с отрывком из произведения А.К. Толстого.

Когда вся толпа, смеясь и разговаривая, ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы.
Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова.

Замените деепричастные обороты, встречающиеся в тексте, придаточными обстоятельственными конструкциями.

Когда вся толпа скакала за царевичем, она смеялась и разговаривала; он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Когда Дружина Андреевич отслушал молебен, он вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Когда князь вскочил в седло, он полетел с полумертвой боярыней, а холопы гремели оружием, когда летели за ним.
Старик прилег к земле и стал шептать какие-то слова, хотя еще задыхался от страха.

Мы с вами выявили способность деепричастия застывать во фразеологизмах – ярких образных средствах.

IX. Выводы

Итак, сделаем выводы о функциях деепричастия и деепричастного оборота в художественных произведениях.

1. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.

2. Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

3. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии.

X. Заключение

Поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем примеры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со стороны.

  • ехать — еду­щий на поезде;
  • лежать — лежа­щий на столе;
  • напи­сать — напи­сав­ший письмо;
  • смы­вать — смы­ва­е­мый дождем;
  • опу­стить — опу­щен­ные шторы.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как определение.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный оборот.

На вок­за­ле мы встре­ча­ем род­ствен­ни­ков , (каких?) при­е­хав­ших к нам .

Причастный оборот

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сделавший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым словом:

Солнце, спус­кав­ше­е­ся за лес , бро­са­ло послед­ние лучи на дерев­ню, поле и дорогу.

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми предложения:

Ветер нале­тел на дере­вья и, з апу­тав­ший­ся в их густой кроне , покор­но затих.

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы искупаться.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем грома.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуждать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запятыми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но приближается.

Причастный оборот запятые

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным оборотом.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Деепричастие — это осо­бая неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?

Деепричастие

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Лектор гово­рил чет­ко и осо­бо выде­ляя тоном голо­са важ­ные поня­тия .


Оглавление

  1. Введение.
  2. Грамматический статус причастия.
  3. Роль причастий в речи и художественных произведениях.
  4. Заключение.
  5. Введение.

Изучая на уроках русского языка причастие, мы столкнулись с тем, что данная часть речи – явление неоднозначное. Что же такое причастие и какова же роль причастий в художественном тексте – круг вопросов, обусловивших актуальность данной проблемы.

Мы решили разобраться в употреблении причастий, используя в качестве объекта исследования тексты нашего земляка К. Д. Воробьева.

Цель работы: описать роль причастий в художественном тексте.

Задачи работы:

  1. Дать общелингвистическую характеристику причастию, обозначить его грамматический статус;
  2. Описать особенности употребления причастий, причастных оборотов в художественных текстах.

Объект исследования – произведения К. Д. Воробьева

Предметом изучения являются причастия и причастные обороты.

Для достижения поставленных задачей были использованы следующие методы: поисковый, наблюдение, лингвистический (языковой) анализ, статистический.

Всего было зафиксировано 49 языковых единиц (приложение 2). За единицу был принят текстовый фрагмент, содержащий причастие или причастный оборот.

1.Грамматический статус причастия

К вопросу о грамматическом статусе причастия обращаются авторы учебников, ученые, занимающиеся изучением грамматики, морфологии. Единая карта восприятия причастий стала просматриваться во второй половине ХХ века. До сих пор у ученых точки зрения противоположны, у некоторых понимание статуса причастия менялось от исследования к исследованию. То, что объединяется в плане значения (глагол), распадается на отдельные разряды в плане морфологии.

Академик А. А. Шахматов говорит о частях речи в своём труде, посвящённом синтаксису. причастие является глагольным прилагательным, это такая форма (часть речи), которая совмещает грамматические свойства глагола и прилагательного.

Л. В. Щерба как лингвист много внимания уделял проблемам общей теории языка (как и многие другие из упоминаемых в моей работе учёных). Но одна из его статей посвящена частям речи в русском языке как одному из важных вопросов грамматики. Щерба считает, что некоторые слова могут обладать признаками двух частей речи. Как раз такими являются причастия и деепричастия.

Внутри раздела прилагательных в своей статье Щерба поместил и описание причастий. Они составляют резко обособленную группу. Причастие подводится одновременно под категорию глаголов и под категорию прилагательных, имея с последними и общие формы, и значение. Теряя глагольность, они становятся простыми прилагательными.

В. В. Виноградов определяет причастия как категорию гибридных глагольно-прилагательных форм.

Мы видим, что можно выделить несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса причастий

Итак, во всей грамматической традиции можно выделить несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса причастий и деепричастий. Они сводятся к следующему:

Учитывая разные точки зрения, необходимо разобраться с тем, какими свойствами обладает причастие, что обозначает.

Лингвисты считают, что причастие обозначает признак предмета по действию, обладает общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Глагольные признаки причастий:

– причастия создаются только на базе глаголов;

– имеют общие с глаголом лексические значения;

– имеют общие с глаголом морфологические свойства: вид, время (кроме будущего), переходность/непереходность;

Признаки причастий, общие с прилагательными:

– причастия обозначают признак предмета;

– имеют общую с прилагательными синтаксическую функцию определения и согласуются с определяемым словом;

– имеют общие с прилагательным морфологические свойства: изменение по родам числам и падежам;

– краткие причастия, как и краткие прилагательные, являются сказуемыми.

Действительно, как выяснили, причастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данной работе мы будем придерживаться точки зрения отражённой, например, в учебнике Бабайцевой В. В., Чесноковой Л. Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? что делающее? И другие. Например, сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

2.Роль причастий в речи и художественных произведениях

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами, это происходит по нескольким причинам:

Во-первых, причастный обороты придаёт тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи.

Во-вторых, эта конструкция плохо усвоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Высоко оценивают стилистические возможности причастий все современные лингвисты, которые утверждают, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь. Ученые отмечают, что причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования.

И это, безусловно, удалось Воробьеву – признанному художнику слова

В своем исследовании мы смогли разбить причастия, встречающиеся в текстах К. Д. Воробьева, на несколько групп.

1.Причастия и причастные обороты, характеризующие человека.

Причастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования. Все эти качества причастий обусловливают их широкое употребление в разнообразных речевых стилях и литературных жанрах. Воробьёв был наблюдательным человеком, внимательным не только к природе, но и к окружающим людям. Через его описание внешности мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека.

2.Причастия и причастные обороты, характеризующие природные явления.

Константин Дмитриевич Воробьев, уроженец Курской области, очень любил свою Родину, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений.

Метафоричность причастий в текстах К. Д. Воробьева

Эта особенность причастий как нельзя ярко представлена в произведениях К. Д. Воробьева.

Для создания конкретно-образного чувства тоски по ушедшему, автор использует сложноподчиненные предложения с причастиями и причастными оборотами, чтобы передать легкость и естественность одновременной работы и пения, свойственных только русскому человеку.

Заключение

  1. Нами была проанализирована научная литературы о причастии. Отмечено, что существует несколько точек зрения на грамматический статус причастия.
  2. Проведено исследование роли причастий в предложении на материале произведений К. Д. Воробьева. Отмечено, что причастие может быть как в роли главного, там в роли зависимого слова.
  3. Определена стилистическая роль причастий в художественном тексте на примере материалов рассказов К. Д. Воробьева. Выявлено, что причастие способствует сжатости текста, передают признак предмета как действия. Метафоричность, образность причастий.
  4. В выбранных произведениях выделили группы причастий: характеризующих человека, природные явления,

Трансформируя устойчивые выражения, расширяя и обогащая их значение, причастия создают яркие образы, выражают авторское отношение к героям и событиям.


В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.


Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Примеры предложений с причастным оборотом: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

Что сделав? Как? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота главным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Примеры: Дворник, сметавший листья все утро, ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн, висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу, они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга, мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой






Примеры: Испугавшись грохота, котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся.

Читайте также: