Роль фармации в современном обществе сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Фармацевт — профессия очень ответственная. Она привлекает меня ещё с начальной школы. Могу даже сказать, что вижу в этом своё призвание. Поэтому моя будущая профессия — фармацевт.

Чем мне нравится профессия фармацевт?

Почему мне нравится эта работа? На мой выбор повлияла профессия моей мамы, она работает медицинской сестрой. Мне приходилось наблюдать за ней. Больше всего меня всегда привлекала в её работе возможность взаимодействовать с лекарствами.

Был период, когда я хотела пойти по стопам мамы и стать медсестрой. Впоследствии передумала. Кстати, было время, когда я на летних каникулах работала санитаркой в ​​местной аптеке. Работая, я всегда наблюдала за работой фармацевтов, интересовалась этой профессией. Также наблюдала за посетителями, за тем, с какой надеждой они приходили покупать лекарства. Некоторые из них даже не ходили к врачу, надеясь, что им помогут специалисты из аптеки. И наши фармацевты всегда помогали: давали профессиональные рекомендации, полезные советы.

Почему я выбрала профессию фармацевт?

Здоровье — это самая главная ценность человечества, а лекарственные средства и препараты — неотъемлемая часть нашего здоровья.

В современном мире очень много различных болезней. Каждое заболевание имеет собственные симптомы и свои именные препараты. Эффективное лечение уничтожает болезнь, благодаря чему человек начинает радоваться жизни, учиться, работать, творить. Есть и такие препараты, которые обладают общеукрепляющим действием. Я имею в виду витамины и биологически активные добавки, которые время от времени можно и нужно пить здоровым людям.

Итак, я пришла к выводу, что фармацевтика — одно из важнейших направлений здравоохранения, поэтому профессия фармацевта является актуальной и полезной для общества.

Надеюсь, я объяснила, почему хочу стать фармацевтом. Очень важно, чтобы призвание человека совпадало с его сознательным выбором. Именно в этом, на мой взгляд, заключается профессиональное счастье. Моё призвание как будущего медика-фармацевта следующее: лечить болезни с помощью медицинских препаратов и приносить людям радость здоровой жизни. Я обязательно получу медицинское образование и буду помогать больным не только лекарственными средствами, но и профессиональными рекомендациями, ценными советами.

Международными требованиями к организации фармацевтической помощиопределено участие фармацевтических специалистов в пропаганде здорового образа жизни иохране здоровья нации, что предполагает формирование у специалистов фармацевтическогопрофиля социально ориентированных компетенций [13, 14].

Однако следует заметить, что возможность реализации морально-этических функцийспециалистов в контексте современной фармацевтической практики неоднозначна.

Важно отметить, что повышение статуса фармацевтического работника в социальнойсреде, его место в формировании общественного сознания достаточно давно являетсяпредметом дискуссии не только международных экспертов, но и отечественныхспециалистов в области фармации и на сегодняшний день заметно появление позитивныхтенденций в решении этой задачи [4, 5]. Некоторые авторы считают, что кадровая работа вфармацевтической сфере должна приобретать социальную направленность, а обучениестудентов необходимо вести в социально ориентированной плоскости, что предполагаетприобретение будущими специалистами морально-этических норм поведения в обществе,воспитание в них качеств ответственных собеседников, советников, инструкторов [6].

Рассмотрим некоторые практические подходы к реализации фармацевтического дела спозиций его социализации и полифункциональности профессиональных ролей специалистов.

Особую значимость социальная направленность профессиональной деятельностиспециалистов приобретает в разрезе профилактики общественных проблем, влияющих накачество здоровья населения и его потомства. Известно, что в условиях экономической исоциальной нестабильности современного общества наблюдается усугубление медико-социальных проблем, пагубно влияющих на уровень здоровья нации. В настоящий период вмировой практике делается упор на усиление медико-санитарной помощи, смещениеакцентов деятельности работников здравоохранения на профилактику, укрепление здоровьяи интегрированный подход к решению проблем отдельного человека, семьи и общества вцелом [8, 9, 10, 12, 13, 14]. Вышесказанное предполагает объективную необходимость вразвитии эффективных технологий решения проблем медико-социального характера сучетом современных возможностей развития общества, достижение которых возможнопосредством реализации новых востребованных ролей специалистов системыздравоохранения, включая специалистов фармацевтического профиля. Среди такихтехнологий существенную роль выполняют технологии социальной работы вобщедоступных организациях системы здравоохранения в рамках профессиональноймедико–социальной деятельности специалистов.

Под социальными технологиями в фармации следует понимать

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.


2. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение (Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 5), Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро. – Копенгаген, май 1998.

4. Кирщина И.А. О перспективах фармацевтического обслуживания населения с позиций профессиональной бдительности специалистов/ И.А.Кирщина, А.В. Солонинина, А.Д. Каткова // Биозащита и биобезопасность. – 2013.- № 4 (17). – С.21-26.

5. Кирщина И.А. Теоретические основы обоснования профессиональной деятельности специалистов аптек в охране здоровья населения/ И.А. Кирщина // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2014. - № 3. – С. 14-18.

6. Кузьменко Я.Г. Распределение социальных ролей в современной фармации: авто-реф. дисс. социол.наук: 14.00.52/ Кузьменко Яна Григорьевна. – Волгоград, 2004.

13. Developing pharmacy practice. A focus on patient care.Handbook-2006 edition. // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2006.

14. Good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2011.

Международными требованиями к организации фармацевтической помощи определено участие фармацевтических специалистов в пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья нации, что предполагает формирование у специалистов фармацевтического профиля социально ориентированных компетенций [13, 14].

Актуальность выбора объекта социального проекта обусловлена тем, что табакокурение является одной из самых серьезных проблем современного мира, так как пристрастие к табаку приводит к развитию различных заболеваний, что отрицательно влияет на здоровье курящего человека и нации в целом. Известно, что в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно. Опрос среди школьников подтверждает, что подавляющее большинство из них курили хотя бы один раз в жизни, а к старшим классам курит 50-70% мальчиков и 30-40% девочек [11].

Исходя из социальной функции фармацевтического работника в решении ключевых вопросов охраны здоровья населения, конкретная роль в профилактике табакокурения и противодействия потреблению табака должна быть отведена специалистам, оказывающим фармацевтическую помощь населению. По нашему мнению, важнейшим направлением в решении данной проблемы является участие специалистов сферы фармации (включая преподавателей фармацевтических учебных заведений), в информационной работе с населением и проведение различных мероприятий, призванных привлечь внимание общественности к негативным последствиям курения табака.

Таким образом, изучение и использование в профессиональной деятельности основ социальной фармации, разработка и реализация социальных проектов является эффективным способом познания сути фармацевтического дела, способствующим формированию новых возможностей решения профессиональных задач и развития социально значимых качеств личности у студентов и специалистов фармацевтического профиля.

Рецензенты:

День фармацевта, который отмечается в Украине на прошлой неделе, – не только повод принимать поздравления, но и отличная возможность задуматься о роли своей профессии в современном мире.

by Мистер Блистер

Возможность помогать людям

Ключевым фактором, который дарит фармацевтам радость и удовлетворенность своей профессией, является возможность помогать людям. Преимущественное большинство сотрудников аптек считает консультирование клиентов своей главной и самой приятной рабочей задачей.

Успешность

Профессия фармацевта предоставляет практически неограниченные возможности для самосовершенствования. Почти 40% сотрудников аптек отмечают, что чувствуют себя лучше, если им удается узнать что-то новое и добиться большего. Ежедневные успехи не дают потухнуть внутреннему огню, поддерживают интерес к работе и рождают энергию, необходимую для того, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Обучаемость

Справляться с новыми задачами и вызовами фармацевтам помогает интерес к учебе. Как показывают социологические исследования, большинство фармацевтов действительно любят учиться, причем их привлекает не только результат, который заключается в профессиональном росте, но и сам процесс – получение новой информации и непрерывное повышении компетенции.

Ответственность

Фармацевты дорожат своей профессиональной репутацией и стремятся подходить к работе со всей ответственностью. Понимая важность своих задач, они чувствуют себя обязанными выполнять их до конца и получают огромное эмоциональное удовлетворение, когда достигают поставленной цели.

Гармония

Первостольникам отлично известно, что любые конфликты и трения не конструктивны. Именно поэтому в общении с клиентами и коллегами они стремятся свести их к минимуму. Умение слышать собеседника, находить с ним общий язык, работать с возражениями, уходить от конфронтации очень помогает фармацевтам как в работе, так и в личных отношениях.

Эмоциональный интеллект

За последние 10–20 лет с фармацевтическим рынком произошли глобальные перемены. Широкий ассортимент готовых лекарственных средств и возможность выбирать лекарства через Интернет, казалось бы, заметно уменьшили роль фармацевтического работника в процессе выбора медикаментов. Но значит ли это, что в современном мире фармацевты стали просто продавцами, отличающимися от своих коллег лишь более специфическими знаниями?

Как раньше? История аптечного дела и профессии фармацевт

Первые аптекари на Руси появились в 1547 году, когда Иван Грозный отправил своих послов в западные страны за врачами и аптекарями для царской семьи. В 1581 г английская королева Елизавета I отправила в Москву нескольких специалистов, в том числе и аптекаря Джеймса Френча. Именно он открыл первую в России аптеку для царской семьи в Кремле, напротив Чудова монастыря. В 1613 году, когда на престол взошел царь Михаил Федорович, для русской медицины наступила новая эпоха. В это время была создана Аптекарская палата, контролировавшая лечение царской семьи и изготовление в аптеке лекарств. В 1620 году Аптекарскую палату переименовали в Аптекарский приказ, а он в 1714 году был преобразован Петром I в Медицинскую канцелярию, которая управляла работой всех медиков – докторов, лекарей, аптекарей, алхимиков, костоправов.

Выписанный доктором рецепт отправлялся в Аптекарский приказ вместе с описанием фармакологического действия каждого компонента этого средства, а разрешение на изготовление лекарства должен был дать царь. В конце XIX – начале ХХ века с развитием физики и химии разрабатывались и новые методы получения новых лекарств и приборов для работы в аптеках, открывались заводы и фабрики для изготовления препаратов. После Великой Октябрьской социалистической революции все аптеки были национализированы и контролировались Народным комиссариатом здравоохранения. После ВОВ аптечное дело расширялось: росло число аптечных предприятий, увеличивалось потребление лекарственных средств, и стал ощущаться дефицит квалифицированных кадров со средним и высшим фармацевтическим образованием. Расширилась и сфера обязанностей аптечных сотрудников. Теперь фармацевты были обязаны готовить лекарства по рецептам врачей, уметь пользоваться аптечными приборами, обеспечивать хранение и фасовку медикаментов, отпускать препараты и изделия медицинского оформления, соблюдать санитарный режим, повышать производительность труда и даже оказывать первую неотложную медицинскую помощь.

Тридцать лет тому назад…

…все аптеки были государственными и практически в каждой из них существовали рецептурно-производственные отделы (РПО), в которых фармацевты могли приготовить любое лекарство, выписанное доктором. Микстуры, мази, суппозитории, капли – эти и многие другие лекарственные формы делались руками аптечных сотрудников, которые знали все нюансы их приготовления и прекрасно разбирались во взаимодействии ЛС. Готовых лекарственных средств (в основном отечественного производства) в аптеках было мало, но при этом цены на лекарства в аптеках по всей стране были одинаковыми.

Сегодня всё намного проще и одновременно труднее. За 2 последних десятилетия открылась масса аптек – сейчас они существуют чуть ли не на каждом шагу, а большинство предприятий стали коммерческими и живут по законам рынка. Поток хлынувших в Россию иностранных готовых лекарственных средств увеличил привычный аптечный ассортимент до десятков тысяч торговых наименований. Такое обилие готовых лекарств не могло не сказаться на внутренней организации аптеки: постепенно рецептурно-производственные отделы стали убыточны. Среди готовых препаратов промышленного производства можно найти практически любое средство в удобной форме выпуска, да и храниться оно будет дольше, чем приготовленный в аптеке препарат. Сейчас с большим трудом можно отыскать аптеку, занимающуюся производством лекарств по прописи доктора.

Что же оставалось делать аптечным сотрудникам? Конечно, приспособиться к новым условиям рынка и начать осуществлять отпуск готовых лекарственных средств населению. Видимо, в тот момент и стало закрепляться мнение людей о том, что сотрудник аптеки – это обычный продавец, отпускающий лекарства и пробивающий чек на кассе.

Подмена понятий - как правильно называть продавца в аптеке

Знаете ли вы, что пожарные очень обижаются, когда их называют пожарниками? Конечно, ведь пожарники – это насекомые из подотряда разноядные жуки. Примерно похожие чувства испытывают и фармацевты и провизоры, когда их называют продавцами.

На самом деле, подобные чувства легко объяснимы. Специалисту, который прошел длительное обучение (фармацевты – 3 года в фармацевтическом колледже, провизоры – 5 лет на фармацевтическом отделении медицинских вузов и 1 год обучения после получения диплома в интернатуре) и получил глубокие и систематические знания о приготовлении, применении, хранении и отпуске лекарственных средств, слышать такое по меньшей мере странно.

Во-первых, сейчас любой человек может самостоятельно делать покупки, причем зачастую приобретение продукции в аптеках (особенно в учреждениях с открытой выкладкой) мало чем отличается от шопинга в гипермаркете. Достаточно выбрать нужную коробочку на полке, заплатить деньги и приобрести средство. Или даже просто добавить нужный препарат в корзину на сайте.

Во-вторых, обилие рекламы в прессе и на телевидении, возможность поиска информации в Интернете и склонность нашего народа к самолечению и приобретению препаратов по рекомендациям знакомых или соседей привело к тому, что люди стали считать себя сведущими в медицинской науке. Теперь некоторые из них уверены, что неплохо разбираются в названиях препаратов и в показаниях к их применению и не нуждаются в походах по врачам или консультациях специалистов аптеки.

О самом главном: роль фармацевта

Несмотря на то что любой рынок (в том числе фармацевтический) живет по определенным правилам, нацеленным на рост прибыли, в фармацевтике, как в одном из важнейших разделов медицинской науки, первое место отводится охране здоровья пациентов. Экономическая составляющая, безусловно, важна, однако она не должна выходить на основной план.

Аптекарь – это прежде всего медицинский консультант, который поможет разобраться в большом ассортименте лекарственных средств, БАД, изделий медицинского назначения и аптечной косметики, проведет грамотную консультацию и предотвратит возможные ошибки при лечении. Особенно эта функция фармспециалиста важна при быстром темпе современной жизни. Сегодня люди предпочтут сразу пойти в аптеку, чем сидеть в очереди на прием к доктору. К тому же многие терапевты в районных больницах порой не успевают следить за новинками рынка фармации или назначают препараты, активно продвигаемые медицинскими представителями фармкомпаний, что не всегда целесообразно и доступно клиентам по цене. В связи с этим на плечи аптечного персонала ложится еще большая ответственность за здоровье приходящих к ним людей. И даже если приходящий в аптеку покупатель знает, препарат какой группы ему необходим, зачастую ему не хватает специфических профессиональных знаний (например, о противопоказаниях или о режиме приема), и помощь специалиста аптеки будет ему очень кстати.

Нередко фармацевтам и провизорам приходится брать на себя и другие роли – кассира, фасовщика и даже психолога, учитывая, что в аптеку приходят нервные и расстроенные своим заболеванием пациенты, которых надо успокоить, убедить в благополучном исходе лечения, приободрить. Отчасти этому вполне можно научиться, читая специализированную литературу и профессиональные журналы, посещая различные мероприятия, например, мастер-классы, тренинги (по продажам, по разбору конфликтных ситуаций и др.). Сотрудники аптеки должны постоянно самосовершенствоваться и повышать свою квалификацию, проходя различные курсы и семинары. Все это поможет не только улучшить свои профессиональные знания, но и научиться правильно выстраивать общение с клиентами.

Цена и качество

Сила – в уверенности

Фармацевты и провизоры должны помнить, что их место работы – аптека – это не только особая специализированная организация системы здравоохранения, но и своеобразное торговое учреждение. И здесь зачастую неизбежен конфликт интересов – коммерческой выгоды и удовлетворения истинных потребностей покупателей. Чтобы предотвратить его, специалистам всегда надо соблюдать баланс и помнить о том, что ключевая задача – сохранить здоровье пациентов.

Читайте также: