Решу егэ мертвые души сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Мы подготовили для Вас несколько аргументов по произведению Гоголя — Мертвые души. Используйте наш материал для написания сочинения на урок литературе в школе.

Преступление и наказание — аргумент

Кому на Руси жить хорошо — аргумент

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

Внутренний мир — аргумент

О каком внутреннем мире можно говорить? В душе Плюшкина не осталось человеческих чувств – сострадания, понимания, жалости, любви. Там пустота.

Страшно читать страницы о Плюшкине. Ужасно, что человек так может никчемно прожить на свете. Эта поэма — предостережение автора от подобной участи. Нужно стремиться стать чище, благороднее, добрее, обогащать свой внутренний мир, самосовершенствоваться, чтобы достойно прожить на земле.

Культура поколения — аргумент

Для чего человеку нужна совесть — аргумент

Это произведение убеждает меня в том, что совесть, это определение справедливости у человека, у каждого оно своё. Человек может взаимодействовать со своей совестью, путём убеждения себя что это правильный поступок. Однако совесть больше влияет на человека, она заставляет его делать более правильные поступки или исправлять свои ошибки.

Влияние денег на человека — аргумент

Ради денег Чичиков придумывает целую схему: он покупает мертвые души, чтобы впоследствии заложить их в банк и получить внушительную сумму. Жажда наживы толкает человека на обман, герой хочет прийти к своей цели любыми путями. Но Чичиков — не единственный герой, неравнодушный деньгам. В крайней форме проявляется излишняя бережливость у Степана Плюшкина, достаточно богатого помещика. Он ходит в рваной одежде, ест в домах у своих же крестьян, в то время как у него просто так пропадают тонны хлеба. Плюшкин разрывает отношения со всеми своими родственниками, в том числе и с родными детьми, чтобы его деньги никому не достались.

Мечта и реальность — аргументы

Почему люди деградируют — аргумент


Задание 12 № 596

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.3. В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака?

12.4. Какие темы русской классической поэзии нашли отражение в поэзии XX века (на примере одного-двух произведений).

12.5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

12.4. Какие темы русской классической поэзии нашли отражение в поэзии XX века (на примере одного-двух произведений).

Здесь можно сказать о поэтах, которые заслужили себе имя уже в 60-ые. Это Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Дмитрий Сухарев, Инна Лиснянская, Александр Кушнер. Из них только в большей степени Александр Кушнер и в меньшей Инна Лиснянская издавались в советское время, для остальных последнее десятилетие ознаменовалось не только новыми публикациями, но и, прежде всего, полноценным изданием всего творчества. Для них для всех характерен интерес к жизненным деталям в большей степени, чем к новым явлениям.

Откроешь глаза и закроешь глаза

Навеки, но в сей промежуток

Поместится солнце, луна и лоза,

И волны, и рой незабудок,

Молю Тебя, Господи, слезно молю!

Останови мою кровь

Хотя бы за то, что его люблю

Сильней, чем Твою любовь.

12.5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)


Задание 3 № 885

1) неладно скроен, да крепко сшит

2) прореха на человечестве

3) исторический человек

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.


Задание 1 № 881


Задания Д1 № 882

Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.


Задание 2 № 883

Манилов был первым.

Ответ же нужно записывать буквами?

В инструкциях ЕГЭ предлагают порядковые числительные записывать словами в именительном падеже. Данное задание внесено в базу РЕШУ ЕГЭ по материалам интернета, поэтому, вероятно, оно не в формате официальной демоверсии ФИПИ требует записи ответа.


Задания Д5 C2 № 2989

Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?


Задание 4 № 5864

Ответ: эпосу|эпическому или лироэпосу|лироэпическому.


Задание 5 № 8002

5.1. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?


Задание 6 № 8003

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить гоголевскими героями?


Задание 5 № 8289

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в приведённом фрагменте раскрывается натура Манилова?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Не успел он выйти на улицу, размышляя обо всём этом и в то же время таща на плечах медведя, крытого коричневым сукном, как на самом повороте в переулок столкнулся с господином тоже в медведях, крытых коричневым сукном, и в тёплом картузе с ушами. Господин вскрикнул, это был Манилов. Они заключили тут же друг друга в объятия и минут пять оставались на улице в таком положении. Поцелуи с обеих сторон так были сильны, что у обоих весь день почти болели передние зубы. У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел её страшно. В оборотах самых тонких и приятных он рассказал, как летел обнять Павла Ивановича; речь была заключена таким комплиментом, какой разве только приличен одной девице, с которой идут танцовать. Чичиков открыл рот, ещё не зная сам, как благодарить, как вдруг Манилов вынул из-под шубы бумагу, свёрнутую в трубочку и связанную розовою ленточкой, и подал очень ловко двумя пальцами.

— А! — он тут же развернул её, пробежал глазами и подивился чистоте и красоте почерка. — Славно написано, — сказал он, — не нужно и переписывать. Ещё и каёмка вокруг! кто это так искусно сделал каёмку?

— Ну, уж не спрашивайте, — сказал Манилов.

— Ах боже мой! мне, право, совестно, что нанёс столько затруднений.

— Для Павла Ивановича не существует затруднений.


Задание 1 № 1429


Задания Д1 № 1430


Задание 2 № 1431

Встретившись, Манилов и Чичиков вступают в разговор. Как называется такой обмен репликами в художественном произведении?

Диалог — разговор двух или более лиц. В литературном произведении, особенно в драме, диалог — одна из основных форм речевой характеристики персонажей.


Задание 3 № 1432

Оформляя свою покупку, Чичиков встречается в городе не только с Маниловым, но и с другими лицами. Установите соответствие между персонажами и цитатами, которые описывают их действия или иллюстрируют их поведение. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.


Задания Д5 C2 № 1441

Как в приведённом фрагменте раскрывается натура Манилова?


Задание 4 № 5872


Задание 6 № 8108


Задание 5 № 8294

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Язык эпической части простой, разговорный. Широко используются просторечия, пословицы. Основное средство создания и характеристики персонажей — ирония.

Наличие огромного количества лирических отступлений, присутствие самого автора, высказывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на философские темы, затрагивающего темы писательства,— это характеризует произведение как поэму.

Своеобразие смеха у Гоголя

Смех «сквозь слезы грусти и умиления"

Как бы ни негодовал Гоголь, как бы ни припечатывал одной чертой человека (как Плюшкина с его прорехой на халате), смех его склоняется к жалости. В нем нет мести и окончательного суда. Свобода смеха у Гоголя соединяется вместе с состраданием, и поэтому можно сказать, что Гоголь не отрицает действительность, а любит ее в лице самых отрицательных типов, из которых никто, даже Чичиков и Плюшкин, не пробуждают в читателе ни отвращения, ни ненависти.

Не отрицание жизни, не ненависть к людям, а надежда на будущее возрождение души русского человека и России в целом

Предмет Гоголя - не застывшие в своей отрицательности низкие черты человека, а общая ничтожность или пошлость жизни, лишенной на какое-то время одухотворяющего ее смысла. Это скорее заснувшая жизнь, жизнь, впавшая в забытье. Смех Гоголя рассчитан на пробуждение ото сна. Смывая с человека ничтожность и пошлость, смех Гоголя не отрицает самого человека.

Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов.

Самым кричащим противоречием Гоголя было беспощадное обличение пошлости русской жизни, соединенное с непоколебимой убежденностью, что только данный строй (монархия и крепостное право) отвечает национальному духу русского народа и спасет Россию от революционного разложения, сотрясающего Западную Европу.

В "Ревизоре" и в "Мертвых душах" Гоголь обнажает пошлость российского стяжательского сознания в целом, мнимость и прозрачность всех его общепринятых ценностей, которые по ходу действия оборачиваются всеобщим обманом и самообманом. Значит, в стране, жители которой отпали от традиционной гуманистической веры, торжествует всеобщий обман и самообман, всеобщая ложь. Административные злоупотребления - это только неизбежный результат и вещественное проявление всеобщего обмана и самообмана.

Перед Гоголем стоял такой выбор: либо справедливый, но всеразрушающий бунт Копейкиных и Башмачкиных (огромное большинство России), либо христианское сострадание и взаимная любовь командующих классов и трудового народа, т. е. путь революций сознания. Патриот и гуманист, Гоголь выбрал именно этот путь. В этом его романтизм и утопизм. Но значение Гоголя в том, что, по словам Чернышевского, он "пробудил в нас сознание о нас самих".

Над чем же смеялся Гоголь?

размышления автора о меткости русского слова (в главе пятой);

раздумья автора о народе, о русской земле, о назначении художника

о заслуженном возмездии со стороны крестьян по отношению к жестоким начальникам (в главе шестой);

о расторопности и мастеровитости купленных крестьян, написанные от лица Чичикова (в главе седьмой);

картина расправы крестьян над заседателем Дробяшкиным (в главе девятой);

мотив богатырской силы народа, перерастающей в тему несущейся вдаль России, Руси-тройки в конце одиннадцатой главы;

множество мельчайших наблюдений, деталей и подробностей русской жизни, данных микроскопическим, но не второстепенным планом.

На переплетении и сочетании всех этих планов (крупного, среднего, заднего, микроскопического) и строится вся сюжетная поэтика поэмы.

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Образы помещиков в поэме

Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.

Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.

Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Вариант 2

Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.

Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Вариант 3

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые.

На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться.

Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

Читайте также: