Религиозные мотивы в лирике лермонтова сочинение миниатюра

Обновлено: 30.06.2024

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение.

Пожалуй, осень является самым красивым и живописным временем года. Ведь именно осенью происходят большие перемены в природе. Недаром это прекрасное время года так любили описывать русские поэты

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Пензенской области

Исследовательская работа на тему:

Работу выполнила: Выборнова Карина,

ученица 8 класса

Научный руководитель: Сидякина А. В.,

Учитель русского языка и литературы

ГЛАВА 1. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА ЛЕРМОНТОВА.

Критика Владимира Соловьёва на М. Ю. Лермонтова……………………. 6

Изучение биографии поэта для понимания его душевных исканий…. 7

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ..……………………………………………………………….…11

Список использованной литературы………………………………………………20

В одном все чисто, а в другом всё - зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

Ни один русский поэт не является настолько противоречивым в своих духовных исканиях, насколько таковым является М. Ю. Лермонтов.

Лермонтов рано натолкнулся на сопротивление среды и острее А. С. Пушкина ощутил её дисгармонию.

Время поэта порождало отчаяние, протест против уродливых политических явлений. Но оно же отличалось духом анализа, беспощадной критики, разбором человеческих страстей в их конкретном проявлении. Этические принципы всё полнее обнаруживали свою сложную связь с логикой общественного поведения личности. Ранняя смерть матери, разлука с отцом. Смерть отца, на похоронах которого даже не смог быть Лермонтов. Несчастная любовь к Екатерине Александровне Сушковой – всё это наложило определённый след на понятия добра и зла, поиски себя и духовных ценностей поэта.

Известно, что современники видели в Лермонтове и гениального поэта, и глубокого мыслителя. Как и у любого человека, на протяжении жизни взгляды Лермонтова на религию менялись. Что лучше говорит о писателе, как не его произведения? В каких лирических шедеврах Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды? Дальнейшее обсуждение этих вопросов представляется нам актуальным и оправданным.

Мы предполагаем, что во многих произведениях Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды.

Цель нашей работы:

проанализировать биографию писателя, критические статьи и его произведения, написанные в разные годы жизни, чтобы узнать, что влияло на его духовные ценности

доказать, что во многих произведениях Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды.

Поставленная в работе цель определила несколько исследовательских задач :

Выяснить, какова же была духовная сторона жизни поэта, верил ли он в Бога, какими путями он шел к этой вере.

Определить отношение Михаила Юрьевича к религии на примере его произведений.

Сделать выводы по теме.

Методы исследования :

Изучение научной литературы, литературной критики по данной теме.

Поиск лирических произведений А.С. Пушкина на заданную тему.

Сопоставление лирических произведений, написанных в разное время.

Объект исследования: роль стихотворений М. Ю. Лермонтова для понимания душевных исканий поэта.

Предмет исследования: лирические произведения, написанные в разные годы жизни поэта, как элементы христианского мировоззрения.

Стихотворения разных лет в зависимости от душевных исканий М. Ю. Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

ГЛАВА 1. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАТУРА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Критика Владимира Соловьёва на М. Ю. Лермонтова.

1.2. Изучение биографии поэта для понимания его душевных исканий

М. Ю. Лермонтов был ещё очень мал, когда умерла мать: ему было два года и четыре месяца. Образ матери сохранил Лермонтов на всю жизнь. После кончины матери опекунство над ним взяла его бабушка, не поставив отца поэта в известность, составила завещание, в котором было сказано, что мальчик должен до совершеннолетнего возраста находиться при ней, в противном случае Е. А. Арсеньева передаст всё движимое и недвижимое имущество Столыпиным, оставив внука без наследства. Поэт со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой, жил в усадьбе Тарханы, где царило русское благочестие: соблюдались все посты, религиозные праздники. Всегда горящая лампада, библия на столе, паломнические поездки в Лавру. Посещение богослужений было делом святым для религиозной Арсеньевой.

«Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

«У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

Он усмотрел в нём параллель со своей собственной судьбой. Поэт был обманут любимой девушкой. Объяснение с Сушковой состоялось ещё до посещения лавры.

В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт в 1832-34 г. г. преподавали Закон Божий, строго соблюдались все религиозные посты, благодарственные молебны, праздники, церковные парады, участником которых был и М. Ю. Лермонтов.

Среди вещей поэта под № 1-5 названы иконы:

Образ маленький Св. Архистратига Михаила;

Образ небольшой Св. Иоанна Воина;

Таковой же побольше Св. Николая Чудотворца;

Образ маленький (неизвестно какого святого примеч. М.Ф.Д.);

Крест нательный серебряный, вызолоченный с мощами.

В конце первой главы мы приходим к выводу, что ранняя смерть матери, разлука с отцом, а затем смерть отца, на похоронах которого даже не смог быть Лермонтов, несчастная любовь к Екатерине Александровне Сушковой – всё это наложило определённый след на понятия добра и зла, поиски себя и духовных ценностей поэта. Лермонтов видел несправедливость этого мира, его жестокость. Все эти биографические данные говорят о колебаниях поэта в вопросах веры, с одной стороны – неприятие жестокого мира, а с другой – поиск спасительного пути, направленного к Богу.

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

«Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

1830 год – год написания стихотворения, который был очень сложным для поэта. Юная любовь к Екатерине Александровне Сушковой, девушка питала неискренние чувства к поэту , (при знакомстве с молодыми людьми руководствовалась лишь соображениями выгодного замужества) оставила след в душе Лермонтова. В это время в нём присутствовало чувство одиночества, он начинает отрицать все добрые начала и в его творчестве развивается тема демонизма.

«Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Из этого стихотворения следует, что поп не отпустил грехи девы из-за отсутствия покаяния. Так, как только в искреннем сердечном покаянии, в мольбе можно вымолить прощение у Бога. Лермонтов осознавал, что достижение нравственного идеала возможно лишь через приобщение к церковной жизни, через участие в Таинствах, одним из которых является Таинство Исповеди, что есть чудо прощения человека и очищения от порочных движений души.

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

«Я верю, обещаю верить,

Хоть сам того не испытал,

Что мог монах не лицемерить

Поэт не побоялся усомниться в религии и идеалах. Мрачная действительность угнетает, убивает. Лирический герой разочаровывается в жизни, но пытается сохранить черты нравственного максималиста, однако, ему все сложней и сложней это делать, потому что он на собственном опыте удостоверился, что все мечты на счастливую жизнь разбиваются о стену реальности. То, что принято считать дарованием божьим, герой видит, как явление исключительно земное. Он исповедовался перед своими читателями, отдал себя на суд человеческий, а не на суд божий.

Мы выяснили, что этим стихотворением Лермонтов пытался заставить людей задуматься о насущном. Не полагаться на идеалы, а смотреть на жизнь реально.

«Я видел юношу: он был верхом

На серой борзой лошади - и мчался

Сон состоит из двух частей: 1 – лирический герой видел юношу верхом на коне, который скакал ночью вдоль берега Клязьмы. Зашел в старинные покои и не обнаружил её, а кого, поэт намеренно умалчивал об этом, вслед за этим у героя наступало раскаянье и слёзы катились из глаз, а 2 – весенний теплый день, улыбающиеся юноша и девушка, но его улыбка, едва родишись, тут же умирает. Он не знал, что был любим, но потерял любовь навеки.

Мы предположили, что это стихотворение о страдании души, о столь сильных любовных переживаниях героя, что эти переживания находят отражение во сне.

«По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Одни говорят, что оно было написано о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она ему пела, другие – об отце, поэт предчувствовал скорую кончину отца.

«Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела,

Каких холмов, какой долины

Стихотворение характеризуется твердостью в вере поэта, духовной непреклонностью, способностью стойко переносить страдания.

«С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Мы думаем, что этим стихотворением Лермонтов, предчувствуя свою смерть, призывал к смиренному служению Богу,

Отражение религиозных взглядов поэта мы оформили в виде таблицы (приложение № 1).

Итак, в работе мы попытались проанализировать биографию писателя, критические статьи и его произведения, написанные в разные годы жизни, чтобы узнать, что влияло на его духовные ценности и доказать, что во многих произведениях Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды, которые были противоречивыми. Нами выявлено, что М. Ю. Лермонтов боролся не только с Богом, но и с дьяволом, и боролся не только с позиций атеистических, всё отрицающих (мнение Вл. Соловьёва), а с религиозных позиций. Поэт не знал к какому началу примкнуть, с одной стороны – безбожный век, в котором родился поэт, ранняя смерть матери, разлука с отцом, влюблённость в Екатерину Сушкову, девушку с неискренними чувствами ожесточили сердце Лермонтова, с другой стороны – жизнь с бабушкой, Е. А. Арсеньевой, которая горячо любила внука и сама была достаточно верующим человеком, соблюдала все посты и религиозные праздники, приобщила внука к церкви, влюблённость в княгиню Марию Щербатову, девушку, искренне верующую в Бога и рекомендовавшую ему молиться в трудные минуты жизни, заставляло перейти на сторону Бога, отвергая все демонические наклонности.

Всё же М. Ю. Лермонтов чувствовал божественное начало, светлое, непорочное, которое присутствует в этом мире.

«Хочу я с небом помириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Таким образом, гипотеза о том, что стихотворения разных лет в зависимости от душевных исканий М. Ю. Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции, оказалась верной.

Великая трагедия в том, что поэт ушел из земной жизни в неполные 27 лет, и его мировоззрение, включающее и религиозные верования, не обрело устойчивости. Можно предположить, что в эволюции своих религиозных взглядов Лермонтов мог пойти от отрицания Бога, борьбы с ним, к полноценному его принятию.

Моделью тематики поэтического текста, средством выявления сущности поэтического мира поэта является его частотный словарь (приложение № 2). Мы выяснили, сколько раз в изученных нами произведениях употребляется религиозная лексика. Оказалось, что слово душа встречается 29 раза, дух-23, вера-9, рай-11, клянусь-11, ангел-10, святой-9, святыня-8, молитва-7, демон-6, ад-6, священный-5, бог-4, монастырь-4, исповедь-4, молиться-3, келья-3, храм-3, крест-3, лампада-3, творец-2, монах-2, пророк-2, небеса-2, икона-2, церковь-2, херувим, благодать по 1. Связь с божественной тематикой очевидна.

Таким образом, религиозные взгляды М. Ю. Лермонтова нашли отражение в его произведениях.

Список использованной литературы.

Сушкова Е.А. (Хвостова) Записки 1812-1841г.г. Ред. Введение и примеч. Ю.Г. Оксмана. Л., 1928.

Песков А. М., Турбин В. Н. Демонизм // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энциклопедия." — М., 1981.

Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худ. лит., 1941.

Самого М.Ю. Лермонтова воспитывала бабушка Е.А. Арсеньева. Она была верующим человеком, в ее доме постоянно горела лампада, на столе лежала Библия. Елизавета Алексеевна брала с собой своего внука в паломнические поездки в Лавру.

Многие считали, что в Лермонтове борются две силы: религиозные и демонические. Его бабушка предполагала, что темные силы в ее внуке передались по наследству от Томаса Лермонта, который продал свою душу дьяволу.

В свою очередь М.Ю. Лермонтов почитал Бога, считал его могущественным, создателем мира. Так, одна из его молитв начинается со слов:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю…

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

В другой молитве М.Ю. Лермонтова, герой обращается к небу, с просьбой:

…я вручить хочу деву невинную

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования…

Он хочет, чтобы небеса сделали жизнь девушки счастливой, сохранили ее душу прекрасной и после смерти забрали ее к себе, отправив за ней самого лучшего ангела.

В своей последней молитве поэт выражает веру довольно словами, за которыми скрывается глубокий смысл. В строках:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них…

скрываются слова молитвы, которые для каждого читателя свои. Они помогают залечить человеку душевные раны, дают надежду на чудо.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

В этих строках показано, что поэт считает, что не все дела можно решить с помощью денег и главный суд (Божий) настигнет любого человека, от приговора которого будет невозможно убежать и скрыться.

Но в жизни Лермонтова были переломные моменты, когда он переставал верить в Бога и его силу. Так в одном из своих стихотворений он пишет:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворен

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой….

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Лермонтову с детства было трудно найти свое место в жизни. Он долго не мог понять кто же он на самом деле. В его творчестве присутствуют произведения, в которых фигурируют как ангелы, так и демоны. Как раз из-за этого многие писатели осуждали и ненавидели Михаила Юрьевича. До сих пор литературные критики не могут разобраться с натурой этого поэта и его произведениями. Но нет сомнений, что его произведения имеют большое значение в развитии русской литературы.

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Рассмотреть творчество Михаила Юрьевича Лермонтова в контексте современного понимания, выяснить, в чем же непреходящее значение его поэзии.

Изучение литературы по данной теме, чтобы рассмотреть полярные точки зрения на творчество

Изучение литературы по данной теме, чтобы рассмотреть полярные точки зрения на творчество

Изучение литературы по данной теме, чтобы рассмотреть полярные точки зрения на творчество М.Ю.Лермонтова.
Проанализировать стихи поэта по теме.
Сопоставить две разные книги по творчеству поэта.

Гипотеза: Понимание творчества

Гипотеза: Понимание творчества

Понимание творчества Лермонтова зависит от времени.

Главный редактор — В. А. Мануйлов

Главный редактор — В. А. Мануйлов

Главный редактор — В. А. Мануйлов.

Игумен Нестор (Кумыш)

Многогранность творчества М.Ю.Лермонтова

Многогранность творчества М.Ю.Лермонтова

Многогранность творчества М.Ю.Лермонтова

БОГОБО́РЧЕСКИЕ МОТИ́ВЫ в творчестве

БОГОБО́РЧЕСКИЕ МОТИ́ВЫ в творчестве

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю,

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю,

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь. Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

T60po3 (700x167, 46Kb)


В 2004 году было 190-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова, и я восстановила составленный мною сборник с моим предисловием, утерянный одним важным издательством. Название сборника - "К чему Творец меня готовил". В процессе работы появлялись и другие: "Кто близ небес, тот не сражен земным"; "Меня спасало вдохновенье"; "Любовь мое все сердце заняла"; "И луч Божественного света вдруг ослепил нечистый взор"; "С святыней зло во мне боролось".

Даже эти немногие крупицы его поэзии свидетельствуют, что духовный возраст М. Лермонтова несоизмерим с физическим. Ведь его не стало в неполных двадцать семь. Еще восемнадцатилетним он написал: "Я рождён, чтоб целый мир был зритель// Торжества иль гибели моей". Вот так: небо или ад - без середины. Что Лермонтов гений - сомнения не вызывает, он из числа избранных, отзывающихся на божественное начало мира, на молитву, избранных, которые могут парить, исповедоваться, молиться, благодарить, дивиться, созерцать, чувствовать трагическое; в них есть огонь, пение. Лермонтов, несомненно, самый религиозный из русских поэтов - классиков, сумевший почувствовать поэтическое пламя, которое присутствует во всяком творении. И нет равных ему в изображении душевных состояний его поколения - и не только, а вообще состояний, присущих человеку как Божьему творению.

Кажется сверхъестественным, что в столь юные годы поэт смог проникнуть в такие высоты и глубины духа, понять силу чувств, опасность безверия, трагическую изуродованность человека, обуянного греховными страстями; будто устами этого поэта провещали века. Долго вилась - трудилась генетическая ниточка - память, зрела, набирая силу, и вот прорвался поток Божественной энергии, воспринять который можно только, вероятно, утеплив свою душу живой верой, приникнув не только к Священному Писанию, которое - это очевидно - хорошо знал поэт, но и братски почувствовав, что у народа есть самого святого.

У Лермонтова чрезвычайно выразительно чувство живой веры, народной, конкретной. Поэтому так естественны слова русской женщины ("Казачья колыбельная"), сказанные с мыслью о будущих путях сына:

Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой.

Чувство живой веры у Лермонтова выражается как бессознательно - глубокая растворенность в царственных картинах русской природы, сельского быта. Так, в стихотворении "Родина" нет даже упоминания о Боге, но совершенно ясно, что именно влекло поэта. Он прекрасно чувствовал соборность жизни России, народное сознание, народное сознание, народное ощущение мира. Все его существо отзывается на присутствие Творца; недаром у него столько молитвенных мотивов и самих молитв, а создать молитву может только тот, кто сердцем познал её сладость и великую силу: "С души как бремя скатится// Сомненье далеко -//И верится, и плачется,// И так легко, легко. "

В суждениях о поэте и человеке - Лермонтове - почему - то осталась незамеченной его непередаваемая нежность к женщинам, к тем, в которых проступает начало именно верное, теплое, материнское, целомудренное.

В стихотворении - молитве "Я, Матерь Божия" такая нежность жертвенность: просит он не за себя, "за душу странника в мире безродного" (как себя осознает), но хочет вручить "Теплой Заступнице мира холодного деву невинную, душу достойную", просит дать ". ей сопутников, полных внимания,// Молодость светлую, старость покойную//Сердцу незлобному мир упования".

А обладательнице чудных очей ("От NN") нежно пророчит: " И не твоим глазам Творец судил.//

Гореть, играть для тленья и могил// Их луч с небес, и как в родных краях,// Они блеснут звездами в небесах". Вот уж готов у него сорваться с уст упрек любимой от невольно возникшего в душе подозрения, но он тут, же гасится чувством - мыслью высокого доверия, восхищения и покаянного настроения; "Нет, чистый ангел не виновен в том,// Что есть пятно тоски в уме моем".

А в размышлениях М.Лермонтова о судьбе поэта преобладает чувство - мысль: "Златой венец - не твой венец", и назначение поэта - даже в самые жестокие времена - петь о вольности, боясь лишь Божьего суда. Поэта он ставит где - то рядом с пророком, да ведь и его собственное пророчество (" Предсказание") сбылось. А стихотворение " Пророк" как бы непосредственно продолжает сюжет пушкинского "Пророка", который, вспомним, был послан " глаголом жечь сердца людей". Лермонтовский пророк уже в действии, то есть поэт показывает уже не посланца, а делателя с вечно той же судьбой среди падшего мира: как правило, обвиняют его в неуживчивости, детей предостерегают от такой доли: "Смотрите, ж, дети, на него: // Как он угрюм, и худ, и бледен!// "Смотрите как он наг и беден,// Как презирают все его!" Хотя какое - то время у поэта ещё сохранялась иллюзорная вера: "Есть суд земной и для царей!"

Лермонтов осознает, что он "Всесильным Богом сотворён", что "Есть рай небесный!" Сознает он и "тесный путь спасения", понимая, что от вольной воли человека зависит его судьба в вечности. Вот он вспоминает об обиженной: "О, вымоли её прощенье. // Не то ты приготовишь сам.// Свой ад, отвергнув примиренье".

Тот же результат, что и непрощенье, принесёт ропот на судьбу: "К чему мятежное роптанье,// Укор владеющей судьбы?// Она была добра к тебе,//Ты создал сам своё страданье".

С невероятной силой звучит в лирике Лермонтова мотив трудной борьбы с грехом и ответственности человека за свое спасенье. Ни ангелы, ни демоны не знают таких тревог, ибо в ангеле - всё чисто, в демоне - всё зло: "Лишь в человеке встретиться могло// Священное с порочным. Все его мучения происходят оттого". "Находишь корень мук в самом себе,// И небо обвинить нельзя ни в чём". Мысль поэта то и дело обращается к Творцу: "В Твой мир ведут столь разные пути". Поэт не иначе как духовным озарением догадывается о возможности вечного блаженства:

Когда б в покорности незнанья

Нас жить Создатель осудил,

Он в нашу душу б не вложил,

Он не позволил бы стремиться

К тому, что не должно свершиться,

Он не позволил бы искать

В себе и в мире совершенства,

Когда б нам полного блаженства

Не должно вечно было знать

Душа поэта хочет "Во всём дойти до совершенства.// Пронзая будущего мрака,// Она бессильная страдает, и в настоящем всё не так,//Как бы хотелось ей, встречает". Казалось бы, с таким живым чувством Бога, когда " Ум мой не по пустякам к чему - то тайному стремился, // К тому, что обещал нам Бог// И что уразумеет я мог// Через мышления и годы", когда есть раскаяние, просьба к Богу - простить "за то, что в заблужденье бродит мой ум далеко от Тебя", кажется, так просто твёрдо держаться Бога. Ан нет: "Мир земной мне тесен,// К тебе ж проникнуть я боюсь".

Нас, грешных, так долго держат в плену всякие прочие поиски: "Есть розы, друг, и на земном пути". Нерешительные шаги по пути спасения привели и к тому, ". что в женском сердце я.// Хотел сыскать отраду бытия". В обмен на вечность.

Настоящим откровением о человеке явилось стихотворение "Ангел" - если человек сам не заглушит в своей душе голос Божий, то всю свою земную жизнь он будет тосковать о своём Небесном Отечестве и искать дорогу к Нему, к Спасителю: "И звуков небес заменить не могли// Ей скучные песни земли".

У Лермонтова очень сильно выражена неудовлетворённость земным, и многие исследователи отмечали в его лирике стойкий мотив одиночества. Вот одно из признаний поэта, не слишком часто цитируемое: "И не умею жить среди людей; // Я не имел ни время, ни охоты// Делить их шум, их мелкие заботы." Он жил иной жизнью. Современная Лермонтову интеллигенция чуть ли не в большинстве была заражена вольтеровской нигилистической улыбкой и байроновской богоборческой позой. Из скрещения демонической иронии и рассудочной полунауки начал возникать тот душевный уклад, который, имея сначала вид светского разочарованного снобизма, как мы теперь уже знаем, потом пришедшего в воинствующие безбожье, большевизма, а теперь уже и сатанисты есть. Так вот именно Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний. Одна только "Дума" чего стоит. Помните - "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно. "

Иногда им овладевала мировая скорбь. В своей среде он мало находил людей, ему созвучных. Зараженность интеллигенции ироническим отношением ко всему горнему, духовному, приводила к зависти, унынию и прочим следствиям безбожия. Вот и твердили многие о странности поэта, противоречивости, о демоническом начале его поэзии.

Да, к демону нередко обращалась мысль Лермонтова, но душа, пытаясь, порой заглянуть в мрачные бездны, всегда решительно устремлялась в небесные выси. Обратим внимание, что ни в поэме "Демон", ни в прочих отрывках о нём - решительно нигде- нет победы демона; и то греховное начало, которое поэт в себе именовал "Мой демон", ни как им, поэтом, не принимается, ибо "Он призрел чистую любовь. // И звук высоких ощущений// Он давит голосом страстей.// Он все моленья отвергает". Демон - это холод, поэт убежден: "Холодное слово уста оскверняет". Не желая примириться с несовершенством бренного мира, где даже любовь ". бывши все мне на земле, // Как всё земное, обманула"; "Но для моих желаний мир был пуст, // Они себе предмета в нем не зрели; // На звёзды устремлял я часто взор. // И на луну, небес ночных убор. " " Выхожу один я на дорогу. Ночь тиха, пустыня внемлет Богу. "

В ином стихотворении, при созерцании волнующейся нивы, обрызганного росой ландыша, студеного ключа, играющего по оврагу, поэт замечает: " Тогда смиряется души моей тревога, // Тогда расходятся морщины на челе, - //И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога. "

А уж если кому - то все ещё мерещится симпатия поэта к демонизму, тот пусть перечитает, что случилось с Тамарой после поцелуя демона. Вряд ли он притягивающий, скорее, нечто ужасное, как острастка, предупреждение: контакт с ним опасен, смертелен.

Русская культура - даже фольклор - не любила изображать нечистую силу. Даже чёрт у Достоевского - лишь порождение лихорадки Ивана Карамазова. Нет в русской литературе западной ( Данте, Милтон, Гете, Гофман и др.). Такое впечатление, что русская культура решительно отворачивалась от него. И Лермонтовский демон - в русле этой традиции. Насколько только возможно в земных творениях, в поэзии Лермонтова запечатлены звуки небесных песнопений, запавших в его душу с неведомых времен, и вряд ли его могли увлечь неверные демонические тайны. Все же он " Видел Бога", знал мгновения созерцательные, когда в слиянии со всем миром " внимал Богу".

Сильная внутренняя борьба не поколебала в своей основе внутреннюю гармонию. Верность Богу означает и " завещание", в котором он просит друга ". последую закону, // Поставь над нею крест. ". Такой он хочет видеть свою могилу. А в стихотворении " Смерть" отразилось представление о ней святоотеческой мысли, Церкви: "Как будто бы вернулся я туда, // Где долго жил, где все известно мне, // И лишь едва чувствительная тягость. // В моем полете мне напоминала // Мое земное краткое изгнанье".

Лирике Лермонтова в высшей степени присуща четкости мысли, часто отточенной до афоризма, чему следуют до сих пор лучшие поэты нашего времени. Например, им замечено: "Делить веселье все готовы - // Никто не хочет грусть делить"; "К чему ищу так славы я? // Известно, в славе нет блаженства"; "Наша жизнь минуты сновиденья, // Наша смерть - струны порванной звон".

Размышляя о смысле жизни, любви, о Боге, красоте, смерти, о добре и зле, поэт старался достичь полной ясности, но мало кто на это способен из земных существ. И стремясь, но, не умея во всем положиться на Господа, он иногда впадал в отчаяние (А за нами этого греха не водится?) и тогда бунтовал, теряя смирение. От глубочайшего сознания своего несовершенства он назвал себя "зла избранник", и причину - то этого зла вроде бы осознавал: гордыня, с которой не умел он совладать и в своем огорчении доходили до детского капризничанья, почти граничащего с унынием в стихотворении "Благодарность". Понимая, что " слава Богу за всё", он вроде как в упрек Ему ставит, что пришлось ему лично пережить "тайные мучения страстей, горечь слёз, отраву поцелуя, месть врагов и клевету друзей. " И заканчивает стихотворение словами: "Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне // Недолго я ещё благодарил".

Поскольку просьба была искренней - Господь её удовлетворил. И каково было конечно Божие решение: зачтен ли был ропот, подобный ропоту трех пальм поэта, или учтена истинно сыновья тоска о небе, звёздах, ангелах, об Отце небесном? Верится, что последнее, и его душевный опыт насущно необходим живущим.

Ныне из средств массовой информации можно узнать, что скоро читателей не будет; будут только зрители и слушатели, что классика не пользуется более популярностью. Ответить на это можно, напомнив притчу о Сократе. Одна женщина не слишком строгого поведения сказала Сократу: "Что ты здесь ходишь со своими учениками, хвастаешься. Достаточно мне только поманить пальцем, и они побегут за мной и тебя бросят". Он ответил: "Возможно. Потому что ты зовёшь их с собой идти вниз, что очень легко. Я же зову их идти со мной вверх, что очень трудно".

Читайте также: