Сочинение на тему а с пушкин и влияние его сказок на современный кинематограф

Обновлено: 02.07.2024

( Творчество Пушкина в зеркале кино)
Часть 1. Вступление

Актуальность

На всей планете Земля, даже если брать в расчёт все века, все времена и все народы, найдётся совсем немного таких людей, как величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Анна Ахматова в своём изречении оказалась как нельзя права: творчество Пушкина увековечено в русской и мировой культуре, оно пережило и поэта, и его век, оно надолго переживет и наш. Пушкин не дополнял собой культуру нашей страны: он её основывал, трепетно вкладывая душу в своё дело, он творил историю, зная, что она станет неподвластна времени и законам обычной жизни.

То, о чем писал Пушкин, никогда не уйдёт в забвение. Кроме того, его творчество оказывается увековеченным во всех других видах искусства, что является обязательным условием бессмертия поэта и неослабевающего внимания к его творчеству. Так, его произведения вот уже почти век живут в киноискусстве, тем самым ещё сильнее закрепляясь в людских сердцах. Каждое произведение Пушкина становится настоящим подарком для кинорежиссера: оно позволяет ему либо выбрать одну из множества идей, обозначенных в творении, либо раскрыть посылы, заложенные поэтом только слегка. Вероятно, нельзя увидеть полный список фильмов, снятых по мотивам произведений Пушкина. Их бесчисленное множество, они сняты разными людьми в разных странах и отражают очень разные подходы к тематическому многообразию творчества Пушкина.

Неужели поэт действительно оставлял в каждом своём творении столько различных идей, столько тем для размышлений, столько возможностей для проявления фантазии? Насколько киноискусство следует заветам великого писателя? Насколько современный зритель может обращаться к фильмам за ответами на вопросы, поставленные в тестах пушкинских произведений? Попробуем разобраться.



Проблема

В погоне за зрителем режиссеры часто берут на себя роль соавтора , к творчеству Пушкина такие подходы неприемлемы. Неужели можно просто взять и переставить в сюжетах Пушкина все с ног на голову, методом лотереи перемешать характеры персонажей между собой и отдать это зрителям? Так вообще не поступают с классикой, но по отношению к Пушкину это – просто преступление. Любой отход от пушкинского начала в экранизации грозит провалом.

Сравнительный анализ: я попробую сравнить режиссерские идеи разных кинокартин, сравнить их с подобными им фильмами, и с оригинальным пушкинским текстом. Мы попробуем разобраться в природе многогранности идей Пушкина и в том, как эти идеи смогли воплотить в жизнь кинорежиссёры.

Предмет исследования

Часть 2.Исследование
Глава 1

Отдельно хочется отметить пейзажи, представленные в кинокартине. Они действительно захватывающи и красивы, особенно ярко выделяется сцена дуэли: задний план привлекает внимание даже больше, чем дуэлянты. И это тоже настораживает. Общая мрачность играет на руку визуальным планам, но, как уже было отмечено, не лучшим образом сказывается на самой картине.

1. В экранизациях по Пушкину не стоит отступать от Пушкина. Текст превыше всего. Не стоит нагружать пушкинских персонажей чужими, не присущими им качествами, не стоит отходить от созданной в произведениях атмосферы или менять её. И есть ли в этом смысл? Стоит ли делать классические произведения, говорящие о проблемах человеческой действительности, другими, наполнять их другими посылами и другими проблемами? Разумеется, нет. Ведь это будет совсем иное произведение, что и получается с осовременными экранизациями творчества Пушкина. Хотя с развитием киноискусства произведения писателя будут оказываться на экранах, изменяться они не должны. Истинное искусство хранится таким, каким оно зарождалось.

Пояснения и сноски:


Творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина оказало влияние не только на литературные произведения потомков, но и на живопись, скульптуру, декоративно-прикладное творчество и другие виды деятельности в области искусства. Отдельно в этом списке можно выделить кинематографию.

Только до Великой Отечественной войны российское кино обращалось к текстам Пушкина 52 раза. Лев Толстой, заставший появление синематографа и проживший при нем полтора десятилетия, не мог похвастаться таким вниманием к своим произведениям.

Официальной датой рождения русского кино считается 15 октября 1908 года. Если же вести отсчет по кино-пушкиниане, то она даже старше на целых полтора года.

С 1907 по 1917 год были экранизированы (и не по одному разу) почти все его прозаические произведения.




Можно заметить, что в сравнении с фильмом 1910 года, игра основных исполнителей, прежде всего Ивана Мозжухина, короля русского немого кино, в роли Германна становится менее гротескной и комической, однако более психологичной, по возможности нюансированной.


Авторы данного фильма словно бы заняты одной целью: как можно больше текста воплотить в виде образов на экране, потому получается фильм весьма сухой и скучный, в нем куда-то исчезает очень бодрый и неуклонно движущийся к финалу пушкинский ритм. И даже показательная сцена встречи Германна с графиней получилась в этом фильме не такой сильной, как в немых экранизациях.

Лучшей киноинтерпретацией пушкинского произведения считается экранизация 1958 года, черно-белый фильм режиссерства Владимира Каплуновского, в главных ролях Олег Стриженов и Ия Арепина.


Зрители же подчеркивают ценность фильма, связанную с почти полной передачей пушкинских диалогов, а также отличную игру актеров, в особенности Сергея Лукьянова, исполнившего роль Емельяна Пугачева.




В отличие от оригинала, этот фильм скорее мелодрама и комедия. Вкратце о сюжете: Екатерина II обратила свое внимание на молодого офицера Дубровского, но тот, отвергнув ее, становится изгоем.

После смерти отца и потери имущества, Владимир клянется отомстить и, собрав шайку разбойников, становится своего рода Робин Гудом.

В конце фильма, схваченный Дубровский регистрирует в тюрьме брак с Машей, спасенной им однажды, а после императрица, подписавшая ему прежде смертный приговор, в конце концов передумывает и позволяет ему под чужим именем оставить Россию и уехать с Машей.




В фильме поражает злободневность сюжета. Чиновничьи типажи, аферы, описанные классиками русской литературы, словно списаны с современной криминальной хроники. Три века промелькнули, а Троекуровы все те же.


Первоначально на роль Марьи Гавриловны была утверждена другая актриса. Но перед съемками режиссер Владимир Басов познакомился с начинающей актрисой Валентиной Титовой и предложил ей главную роль. Титова отказалась, поскольку была занята в театре. Но Басов через Министерство культуры добился того, чтобы на главную роль была назначена именно она.


Сюжет очень похож на пушкинский, однако отличается в частностях, а также в том, что изложение истории перенесено в 1972 год. Сюжет фильма следующий: старшеклассница Кристина знакомится с Аленом, студентом из Франции. Между ними возникают чувства, но отец Кристины против этих отношений. Они решают тайно поехать на каникулы во Францию и договариваются встретиться в условленном месте. Увы, Ален не появляется. После долгих часов ожидания под проливным дождем, обессилившая, Кристина падает без чувств в руки незнакомого молодого человека, который отвозит ее в больницу. Вскоре она поправляется, и новая симпатия в лице ее спасителя Мартина заменяет бывшую любовь. Кристина не знает, что Ален не бросил ее, а трагически погиб в автокатастрофе по пути к месту их встречи.



Главную роль в современной экранизации сыграл Максим Суханов, в ролях прочих исторических персонажей, носящих современные костюмы, слушающих модную музыку и общающихся по мобильным телефонам о политических заговорах, преступлениях при дворе и судьбах государства, Агния Дитковские, Андрей Мерзликин, Кирилл Кяро, Михаил Козаков и другие. Актеры произносят в фильме каноничный текст Пушкина, за исключением некоторых фрагментов.

Широко разнообразие экранизаций пушкинских произведений, как в России, так и за рубежом: кинематография и мультипликация, вариации на тему и точное следование пушкинскому тексту. С Пушкина началась российская кинематография и, нужно отметить, произведения Пушкина продолжают экранизироваться в наше время: режиссеры находят новые ракурсы видения известной проблемы, вновь поднимают темы, которые всегда будут актуальными.

Вместе с мультипликационными версиями и кино-операми всего на данный момент существует 156 экранизаций пушкинских произведений, дошедших до наших дней.

Надеемся, что рассказанные интересные факты о кино-пушкиниане, сравнения и интерпретации вдохновили вас на просмотр экранизации какого-либо произведения Александра Сергеевича.

Шустова Ирина Владимировна

Департамент образования и молодежной политики администрации города Пыть-Яха.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский конкурс исследовательских, проектных и творческих работ учащихся 5-11 классов

Устинова Диана 8 “А” класс.

Руководитель: Шустова Ирина Владимировна.

Город Пыть-Ях,2018 год.

Давайте для начала выясним, что же такое киноискусство?

-Вид художественного творчества,

-Создание различного вида кинематографов,

- Произведения, которые создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.

Для кого-то это целая жизнь. А если быть точнее ее смысл. Люди посвящают творчеству самые лучшие годы, мечтают создать нечто новое, неизведанное. Хотят стать некими первооткрывателями разнообразных жанров и сюжетов. Хотят создать то, что запомнится на века, станет частью Российской, а быть может и Мировой истории.

Есть множество великих личностей, что внесли крупный вклад в развитие этой отрасли искусства. Множество нововведений даже в самых мельчайших деталях. Огромное количество сценариев, картин, сцен было создано за период существования киноискусства. Людей, что вложили свои силы и старания в развитие кино, никогда не забудут. Но в этой работе мы поговорим о значимости и вкладе именно Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин -русский поэт, драматург и прозаик, родился 26 мая 1799 года. Он заложил основы русского реалистического направления. Так же критик и теоретик литературы, историк, публицист.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта.

Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.

Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.

Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря:

- Она тебя портит!

- Напротив, Ваше Величество, - отвечал поэт, - карты меня спасают от хандры.

- Но что ж после этого твоя поэзия?

- Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество.

Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.

Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 29-я дуэль оказалась для него роковой.

И кто бы мог подумать, что такой балагур сможет размышлять на такие серьезные темы?

(Борис Годунов, Евгений Онегин, Кавказский пленник и еще множество других его произведений)

Сможет продвинуть и развить Россию настолько далеко?

Станет основоположником современного русского литературного языка?

В киноискусство Александр Сергеевич принес довольно таки большое количество произведений, вот некоторые из них:

Фильмы, снятые по произведениям Пушкина разнообразны, красочны, популярны, один непохож на другой, но есть между всеми ними нечто, что их связывает – это глубокий, порой скрытый смысл. Каждое произведение: будь это рассказ, повесть, история, да даже стихотворение- учат нас чему-то определенному. Приведу несколько примеров:

Раскрыть и рассмотреть ее под всеми различными ракурсами, прочувствовать ее значимость в жизни каждого человека, ее необходимость.

Любовь-чувство неописуемое, что-то волшебное и приятное, заставляющее идти на все ради родного человека.

«Я к ней - и пламень роковой

За дерзкий взор мне был наградой,

И я любовь узнал душой

С ее небесною отрадой,

И этот список можно продолжать еще очень долго, можно расписывать смыслы рассказов, находить скрытые послания читателям, можно сделать все, если гореть желанием. Произведения Александра Сергеевича Пушкина были, есть и будут великолепным источник вдохновения для художников, композиторов, хореографов, кинематографа.

Благодаря произведениям Александра Сергеевича мы можем познавать жизнь.

-Можем ощутить военные события, то как люди сражались за свою собственную свободу и за свободу Родины.

-Можем вместе с героями пережить трагедии: любовные, семейные, жизненные, а можем наоборот прочувствовать их счастье, радоваться за их счастливый конец, как за свой собственный.

Великий русский поэт писал не только лирические произведения, пропитанные тревожащими душу чувствами. Его богатейшее творческое наследие включает и прозу, и поэмы, и стихотворный роман, но особенное место занимают сказки, написанные специально для детей.

Они проникнуты любовью к народу, пронизаны тонкими художественными образами и до сих пор завораживают ребят, заставляя открываться навстречу чудесам.

Пушкин написал немного сказок, однако каждая – особенная.

Красивые образы, захватывающий сюжет, богатый язык характерны для этих небольших творений. Несмотря на то, что сказки были написаны около двухсот лет назад, они актуальны до сих пор, и вот почему.

Современные дети воспитываются, в большинстве своем, телевизионными программами, которые, к сожалению, не всегда учат чему-то хорошему.

Многие герои в них зловредны, откровенно глупы, агрессивны.

Дети учатся на сказках. Их душа открыта волшебным сюжетам, которых современная культура предлагает, к сожалению, все меньше и меньше.

Сказки Пушкина – целый удивительный мир, населенный необычными, яркими героями.

Тут и хитроумный Балда, и прекрасная царевна Лебедь, и отважный Гвидон, и верный Елисей, ищущий возлюбленную.

Каждый сюжет учит добру, открывает неизведанные дороги, остается навсегда в сердце маленького человека.

Вместе с героями ребенок переживает чудесные приключения: вот он комаром влетает на корабль Салтана и внимательно слушает, что там происходит. Вот он вместе с золотым петушком видит огромные полчища противника, двигающиеся на Дадона. Вот он вместе с Балдой ловит пронырливого чертенка.

Сказки Пушкина написаны волшебным, образным языком, льются, словно песня, и моментально рисуют в воображении яркие картины.

Помимо положительного нравственного посыла, эти творения развивают эстетический вкус.

Пушкин использует живой язык, очень точно характеризующий персонажа. В текстах удивительно гармонично уживаются старославянизмы и современные автору слова, возвышенная поэтическая и бытовая лексика:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. (Сказка о золотом петушке).

Пушкин всегда очень легко играл словами, создавая гармоничную ткань из разных лексических единиц.

Именно поэтому его сказки создают такой невероятный эффект: они восхищают, сразу увлекая даже самых активных непосед.

Наконец, произведения относятся к поэтическим: отличаются определенным стихотворным размером, ритмом, темпом.

Это свойство, характерное фольклорным повествованиям, особенно былинам, но и сказкам тоже.

Оно завораживает слушателя, затрагивает потаенные струны души и вызывает сильнейший эмоциональный отклик, что для развития ребенка – невероятно важный фактор.

Дети, особенно маленькие, живут чувствами. Они сопереживают сказочным героям, представляют восхитительные картины, на миг переносятся в волшебные миры автора. Именно так и происходит творческое и интеллектуальное детское развитие.

Сказки Пушкина, без преувеличения, залог правильного формирования личности ребенка.

Они остаются актуальными до сих пор и в интересной, понятной даже малышам, форме учат добру, взаимовыручке, смекалке, милосердию, смелости и умению любить по-настоящему: беззаветно, крепко, самоотверженно.

Читайте также: