Речь это канал развития интеллекта сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Занимаясь развитием речи учащихся начальных классов необходимо формировать личность ребёнка, способного владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, умеющего грамотно построить своё высказывание в соответствии с ситуацией и смысловым замыслом и коммуникативными намерениями. Главное в обучении письму и чтению – это не обучение правильно и красиво выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а научить детей умению самостоятельно создавать грамотные семантически высказывания.

И здесь важным становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку главное – развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.

За время работы в школе я обратила внимание на то, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развит речевой аппарат – речь отличается вялостью артикуляции. Особенно это заметно при употреблении ребёнком слов сложной слоговой структуры – в этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У таких детей наблюдается вялость языка, излишнее напряжение мышц языка, нет чёткости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Такие ученики быстро утомляются, это ведёт к замедлению темпа речи, её невнятности, появляются трудности в обучении правильной выразительной речи учащихся.

Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь на уроках чтения. Этим умениям надо целенаправленно учить, что и происходит на занятиях устной и письменной речи.

Конкретными направлениями моей работы являются:

- научить детей умению слушать (понимать сказанное, говоримое);

- научить детей умению читать (понимать написанное);

- научить умению писать и говорить (передавать информацию устно и письменно);

- научить не только, правильно воспринимать чужой текст, но и научиться диалогу.

В процессе обучения ставлю перед собой следующие задачи: развивать и совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: чтение, письмо, умение слушать собеседника, грамотно говорить, а также улучшать языковое и речевое развитие ребёнка как носителя языка.

Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- осуществление на уроках словесного творчества;

- создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;

- систематического сочинения сказок, рассказов, историй, а также рифмование слов.

Опыт моей работы показывает, что при использовании собранного мною материала и применение его в работе у детей расширяется словарный запас, возрастает мотивация к познанию нового, что даёт возможность развивать диалоговую и монологическую речь детей.

Развитие устной и письменной речи способствует развитию творческих способностей у детей.

Свою работу по развитию речи я начинаю с диагностики готовности детей к школе. Первостепенно выявляются дети с нарушением фонематического слуха (нарушено произношение отдельных звуков, слов сложного слогового состава, неразборчивая речь), дети с бедным словарным запасом, а также грамматического строения речи. Для устранения этих недостатков в первом классе я провожу речевые зарядки, артикулярные упражнения (гимнастика для губ и мышц лица, гимнастика для языка), работаю над исправлением дефектов звукопроизношения. Для обогащения словарного запаса на своих уроках применяю различные подходы и методы к словарно-орфографической работе.

Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? Почему заяц зимой белый, а летом серый?

Мой педагогический опыт показывает, что работа над сочинением должна проводиться в системе. Система планирования охватывает все четыре года обучения в начальной школе и отражает все виды сочинения: по источнику материала, по степени самостоятельности, по жанру и языку.

Также при обучении основным способам формирования связного текста является изложение. Этот метод менее эффективен для формирования навыков грамотных письма и речи, но он тоже имеет положительный результат обучения. Учебный процесс, создающий мотивацию к усвоению навыков письменной речи в процессе построения текстов, является не ситуация передачи (пересказа) уже заданного содержания (изложения), а ситуация создания самостоятельных оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребёнка.

Мои ученики постоянно сочиняют различные истории. Это один из способов начального формирования письменной речи. Поэтому важно развивать у детей естественные потребности к такому виду творчества. И здесь важно, чтобы учитель лично руководил процессом сочинения сказок, при необходимости оказывая помощь каждому ученику. На начальных этапах необходимо сочинять вместе с детьми (коллективное творчество). Таким образом, учитель личным примером показывает ученикам, как надо сочинять и вдохновлять их.

Целесообразно также знакомить ребят с творчеством одноклассников. Это делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка немалое внимание уделяю фразеологизмам.

Результатами применяемого мною метода развития речи у учащихся начальных классов являются: расширение общего кругозора учащихся, системность их знаний, умение сопоставлять и обобщать, умение выделять главное из общего.

Многие дети моего класса выполняют работы по развитию речи на компьютере, что способствует развитию у них не только речи, но и творческих способностей, грамотности, воображения и фантазии.

К концу обучения в начальной школе у моих учеников создаётся база для развития устной и письменной речи. Они умеют: излагать текст повествовательного характера по плану, писать сочинения на предложенную тему, рассуждать, самостоятельно анализировать текст до чтения, во время чтения и после чтения, анализировать и оценивать общение, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком.


Речь — это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.

Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.

Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.

Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи — задача не только для уроков русского языка, но и других учебных предметов тоже. Однако для уроков предмета русский язык эта задача является основной. На каждом уроке данного предмета учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать свои мысли.

Сочинение сказок — ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки — это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Работа над словарем — это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

- объяснить значение слов

- по описанию определить, что это за слово

- объединить по несколько слов и составить предложения

- составить рассказ на тему.

Знакомство со словом сентябрь начинаю с обычных вопросов:

— Какой сейчас идет месяц? Какой это месяц по счету?

Далее объясняю значение слова.

Сентябрь в окошко стучится,

Стаями птицы летят,

Падают желтые листья,

В школу ребята спешат.

Сентябрь — это начало осени, золотая осенняя пора.

«Ранняя осень похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацветают цветы. Бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но это оживление перед долгим затишьем.

— Чем ранняя осень похожа на весну?

— Для кого сентябрь является месяцем прощания с Родиной?

Сентябрь — месяц контрастов, рядом уживающихся противоположностей. Прекрасен сентябрьский лес! В нем рядом живут грусть и радость.

«Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы.

Сверкающий иней и бабочки.

Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программу например, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах. Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления — это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

В 6–10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

1. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. М, 1984.

2. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. — Спецвыпуск — 2005.

3. Канакина В. П. Особенности лексики младших школьников. / Начальная школа. — № 6–1997.

4. И. И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

6. Обобщение собственного опыта работы.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, значение слов, ранняя осень, родной язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.

Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.

Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями.

Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.

По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности. Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.

Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи - задача не только для уроков русского языка, но и других учебных предметов тоже. Однако для уроков предмета русский язык эта задача является основной. На каждом уроке данного предмета учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать свои мысли.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

-объяснить значение слов

- по описанию определить, что это за слово

-объединить по несколько слов и составить предложения

-составить рассказ на тему.

Знакомство со словом сентябрь начинаю с обычных вопросов:

-Какой сейчас идет месяц? Какой это месяц по счету?

Далее объясняю значение слова.

Сентябрь в окошко стучится,

Стаями птицы летят,

Падают желтые листья,

В школу ребята спешат.

Сентябрь – это начало осени, золотая осенняя пора.

«Ранняя осень похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацветают цветы. Бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но это оживление перед долгим затишьем.

-Чем ранняя осень похожа на весну?

-Для кого сентябрь является месяцем прощания с Родиной?

Сентябрь – месяц контрастов, рядом уживающихся противоположностей. Прекрасен сентябрьский лес! В нем рядом живут грусть и радость.

«Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы.

Сверкающий иней и бабочки.

Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программу например, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах. Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления - это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.

Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

В 6-10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе по трём направлениям.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфоэпии. Всё это тоже не приходит к ребёнку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учащихся, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

ВложениеРазмер
rabota_na_konkurs.doc 235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации

Лысковского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Лысково Нижегородской области

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

Автор: Малышева Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г.Лысково

г. Лысково, 2014 г.

1.Теоретическая база и условия функционирования опыта……………………………..

Список использованной литературы………………………………………………………

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе по трём направлениям.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфоэпии. Всё это тоже не приходит к ребёнку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учащихся, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

Новизна опыта заключается в комбинировании, а также разработке различных приемов и методов речевой деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной компетентности школьников, а также поддержания положительной учебной мотивации как средства развития речи с учётом личностно-ориентированного подхода.

Длительность работы над опытом можно определить так: 26 лет педагогической деятельности, когда ежедневно встаёт вопрос о том, как разбудить стремление ученика работать над собой, расширять свой кругозор путём чтения, развивать умение общаться на родном языке, различать литературные жанры и уметь использовать каждый из них при необходимости. Но работать над данной темой с целью обобщения опыта я начала два с половиной года назад, когда набрала 1-й класс детей с ЗПР и увидела, что именно эти дети нуждаются в речевом развитии как обязательном условии их психического развития (см. условия возникновения опыта).

Диапазон опыта – система уроков русского языка в 1-4 классах. Также для повышения уровня развития речи младших школьников используются отдельные педагогические ситуации, системная работа по предмету, внеклассная работа, индивидуально-групповые занятия совместно со специалистами (логопед, педагог-психолог).

Исходя из практики, мы знаем, что есть учащиеся, которые с первых недель обучения в школе нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и поддержке. Их интеллектуальное и речевое развитие имеет свои специфические особенности и требует организации коррекционно-развивающего воздействия.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию − детей с временной задержкой психического развития.

Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П. Артемьева, Н.Ю. Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н. Рахманова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко).

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. В этом я вижу актуальность работы над данной проблемой.

Кроме того, если мы посмотрим на список общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, предлагаемых Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [7], то увидим, что многие из них связаны с коммуникацией:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
  • владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
  • владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
  • составлять план, тезисы, конспект.

Целью данного опыта является создание условий для полноценного речевого развития младших школьников с ЗПР на уроках русского языка через организацию углубленной словарно-лексической работы.

Основными задачами опыта являются:

  • использование возможностей уроков русского языка для развития речевой деятельности детей с ЗПР;
  • развитие речи учащихся в неразрывном единстве с усвоением фонетики, орфографии, морфологии;
  • определение направления и организационных форм, способствующих формированию базовых психических функций (интеллекта) у младших школьников на уроках русского языка.

Исследуя названную проблему, я выдвинула гипотезу: в вопросе развития мышления большая роль отводится речи и речевым упражнениям, но при этом нельзя отождествлять речевое развитие с развитием мышления.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В отвлечённом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления нельзя. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно-образное и действенное мышление. Работа мысли, усложняясь в связи с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.

Речь – это канал развития интеллекта….

чем раньше будет усвоен язык, тем легче

и полнее будут усвоены знания.

Цель педсовета :

- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

План проведения педсовета :

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Основные направления работы по развитию речи дошкольников

3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.

4. Условия успешного речевого развития

Решение педсовета.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи :

• Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.

• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

• Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

• Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.

• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно необходимо с детьми заниматься постоянно, систематично.

• Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

O Развитие словаря;

O Воспитание звуковой культуры речи;

O Развитие связной речи : диалогической, монологической;

O Формирование грамматического строя речи:

морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование;

O Подготовка к обучению грамоте

O Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, динамические паузы, минутки настроения; пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастики; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.)

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Элементы ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников

Метод наглядного моделирования

Наглядное моделирование это: опорные картинки (Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) схемы мнемотаблицы карточки-символы реальные предметы и т. д.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать :

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

Условия успешного речевого развития

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

• педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

• а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

2. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

• педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

• помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

• учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

• учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• стимулируют детей комментировать свою речь;

• упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Распределение по командам.

Разминка: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

1. Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы: 1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).

6 Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7 Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

2. . Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

3. Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

5. Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

6 Почему красный цвет так назвали?

6. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

• Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

• Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

• Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.

• Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.

• Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.

• Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т. д.

• Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т. д.

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

4 Связное развернутое изложение какого-либо факта. (рассказ)

5 Литературное произведение для пересказа. (сказка)

6 Тип связной речи. (диалог)

7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. (образец)

8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)

10 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

Подведение итогов педсовета. Решение.

Примерное решение педсовета.

Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Читайте также: