Речь это бесценный дар данный человеку сочинение

Обновлено: 16.05.2024

Пример готового реферата по предмету: Языкознание и филология

Содержание

1. Понятие речи человека 5

2. Речь как бесценный дар 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Выдержка из текста

Мы научились говорить давным-давно, окруженные теплом, заботой, лаской родных нам людей. Нам казалось, что возможность говорить – это все равно, что есть, пить, двигаться. Правда, редко приходит в голову мысль, что ходить мы учились достаточно долго. Держать ложку и резать хлеб ножом, пользоваться вилкой иглой когда-то было тоже очень тяжело, но мы справились (хотя не все владеют иглой так, как это могут мастера-профессионалы).

Значит, кроме дара двигаться, действовать, у нас есть дар чувствовать и переживать, петь и танцевать, созидать и предвидеть. Но, главное , есть дар обо всем этом рассказать, поведать, сообщить, двигаясь и действуя, созидая и предвидя, чувствуя и переживая.

Самое большое и важное богатство любого из народов это его родной язык. Это язык, на котором человек пишет, читает и говорит, язык на котором он думает, мыслит и мечтает. Прислушайтесь, как и что говорит человек, и вы узнаете его, узнаете его характер, моральный облик и умственные способности.

Главное в нашей речи—это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Когда ты сфотографируешь своего друга, на фото получится, конечно, человек. Но это будет именно этот человек, именно Вова Чайкин или Женя Лапина.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Алефиренко Н.Ф., Галимова Е., Жиров М.С., Крылова О.А., Молчанов А.И., Троицкий В. и др.

Целью данной работы является раскрытие изучение речи как бесценного дара, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • Описать понятие речи человека;
  • Проанализировать речь как бесценный дар.

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

Список использованной литературы

1. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. — М.: Флинта: Наука, 2005, 529 с.

2. Анучкин-Тимофеев, А. Языковое чужесловие подобно моровому поветрию // Российская Федерация сегодня. 2006. № 7. 128 с.

5. Крылова О.А. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе // Русская речь. 2006. № 1. 76 с.

6. Троицкий, В. Сокровище, которое мы теряем // Российская Федерация сегодня. 2007. № 14. 40 с.


Какую роль в жизни человека играет речь? Для чего она нужна, какие функции исполняет?
Возможность сказать, обладать таким даром, как речь, дана человеку природой, Господом. Не видя в Библии написано, что сначала было Слово. В слове берет свое начало все, берет начало сама жизнь. В слове вся история мира и населения земли.
Самое великое и важное достояние хоть какого из народов это его родной язык. Это язык, на котором человек пишет, читает и разговаривает, язык на котором он размышляет, думает и грезит. Прислушайтесь, как и что разговаривает человек, и вы узнаете его, узнаете его характер, нравственный вид и интеллектуальные возможности.
Всю сознательную жизнь человек проживает в очень узком контакте с родной речью. Речь исполняет различные функции, это, бесспорно, неоценимый дар. С поддержкою речи можно писать, читать, говорить, мыслить, думать, размышлять, грезить Еще важное предназначение речи, это возможность с ее пользой доносить иному человеку свои чувства и эмоции. Каждое слово, которое вы говорите человеку с целью что-то до него донести, надобно хорошо продумывать. Ведь с поддержкою слова можно ранить и оскорбить человека, а так же осчастливить и олицетворить. Выбирайте правильные точные слова, что бы выразить свои идеи и чувства.
В наше время ценность слова мала, правильности и чистоте речи не придается должного значения. В древнейшие времена верная и прекрасная речь очень ценилась.
На данный момент современный человек не думает о том, что и как он разговаривает. Главная функция речи в наше время это передача подходящей информации и в великих количествах.
При этом речь стала монотонной, жесткой и неэмоциональной. Она перенасыщена непечатными и нелитературными выражениями, вульгарными словами. Очень знаменитый язык молодежи, так называемый сленг либо жаргон. Набор слов в этом молодежном языке небольшой и очень скудный. Это своеобразный протест против стандартного литературного языка, против словесной красы и роскоши. Ученые-филологи пришли к утверждению, что если непрерывно воспользоваться сленгом и жаргоном, человек не будет развиваться, а станет глупеть. Даже его голос утратит свой окрас, обилие звуков, станет однообразным.
Человеку природой дан уникальный речевой аппарат. Это наши губы, голосовые связки и язык. У каждого есть возможность благовидно, понятно и рассудительно говорить. Но почему-то люди недостаточно отменно употребляют свои способности. Большинство говорит невнятно, неприглядно, неясно, а еще и с недостатками. Некие разговаривают очень звучно, резко и возбужденно, иные очень тихо, вяло, однообразно и неясно. Таких людей просто досадно и непонятно слушать. Надобно разговаривать, так что бы вас было приятно и занимательно слушать. Речь обязана быть точной, разборчивой, многогранной и красивой.
Работайте над собой, улучшайте качество вашей речи, повышайте собственный словарный припас. Прекрасные, мудрые, благие и благовидные слова заполняют нас положительными чувствами и высочайшими ощущениями. Умение прекрасно, многогранно и богато сказать незаменимое умение, это ваш неоценимый дар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Наш дар бесценный - речь

Цели: научить учащихся правильно пользоваться речью, повысить уровень их грамотности; обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного языка; побудить к более бережному, обдуманному владению собственным словом.

(Иван Сергеевич Тургенев)

Ход классного часа

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами о культуре общения.

Зачем нам нужен язык? Над этим вопросом размышлял русский человек с древних времен и выразил свое отношение к слову в многочисленных пословицах.

А какие пословицы и поговорки о языке и речи знаете вы? Давайте вспомним.

Ответы учеников

• Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

• Слово пуще стрелы разит.

• Кто языком штурмует, немного навоюет.

• Пустая мельница и без ветра мелет.

• Говорил день до вечера, а слушать нечего.

• Лишнее говорить - себе вредить.

• От одного слова - да навек ссора.

• За худые слова слетит и голова.

• Кстати промолчать - что большое слово сказать.

• Доброе слово лучше мягкого пирога.

• Ветер горы разрушает, а слово - народы поднимает.

На основе пословиц сделайте вывод об отношении народа к слову.

Ответы учеников

Многие люди в современном мире употребляют в своей речи и сленговые фразы, и нецензурные выражения.

Действительно, сегодня никто не будет спорить с тем, что язык Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого, Шевченко, Франко и многих других художников слова - это наша гордость, это то, чем мы можем гордиться. Но настораживает, что этот великий язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления.

На каком же языке мы говорим сегодня?

Прибежал из школы Сева,

А сестра ему в ответ:

Сева с жаром восклицает:

«Отпасни обед, сестра!

Шамать - просто умираю –

И, набивши рот печеньем,

Продолжал он с увлеченьем:

«Мы писали сочиненье

"Береги язык родной!"

Захиляли все ребята –

Память, что ли, коротка.

Я решил паять цитаты

О богатстве языка.

Вспомнил Льва Толстого - сила!

Вспомнил Чехова - моща!

Все, о ком ты говорила,

Фета, Щедрина - законно,

Гончарова и тэ дэ.

Мы, небось, ведь не филоны.

Знаем, что, куда и где.

Вот за это сочиненье

(Я трепаться не хочу),

Без сомненья, без стесненья

Я пятерку отхвачу.

Хочешь спорить? Бесполезно.

Тема хоть и хилая –

Написал-то я железно

И со страшной силою.

Я тебе не Васька Кочкин.

Он сидит, дрожма дрожит,

Написать не может строчки,

Все забыл он, вот рахит.

Тут, конечно, дело ясно:

Ваське крышка, переплет.

Оторвет он кол потрясно,

А экзамен не толкнет.

Потому что все прохлопал,

Вечерами все стилял

И в кино охотней топал,

Не в библиотечный зал.

Мне за Ваську так неловко:

Друг такой - один позор.

Ну, спасибо за шамовку.

Прошвырнусь-ка я на двор.

Ночь. Сева спит.

Ночью Севе снится сон:

Чей-то профиль у подушки.

Александр Сергеич Пушкин!

Севе хочется поэту

Рассказать в мгновенье это,

Как ему Дубровский мил,

Как пленился он Русланом,

Как смеялся над Салтаном,

Как Гвидона полюбил.

Как прекрасно величавы

Только нету нужных слов,

Нету слов хороших, внятных,

Сильных, ярких, всем понятных,

Сева шепчет, трепеща:

«Ваша проза - во! Моща!

Почему же так печально

Восьмикласснику в ответ

«Не по-русски говоришь ты,

В школах Сев подобных много.

И сказать им нужно строго,

Заменить язык, друзья!

Каждый язык богат и неповторим. Но нынешнему поколению хочется добавить своего, современного. Проблема состояния современного языка - употребления жаргонизмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы живем в эпоху третьей волны жаргонизмов.

Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, казаться самостоятельными. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

Ø Без сипа - Все хорошо, удовлетворительно

Ø Мне параллельно – мне безразлично, неинтересно

Ø Отхомячиться - избавиться от неприятного занятия

Ø Оттопыриться - приятно провести время

Ø Ты что втыкаешь? – Ты задумался?

Ø Я еще не загрузилась – я не переосмыслила полученную информацию

Ø Не по тяге – не повезло

Ø Топи на кабина – иди отсюда, не мешай

Ø Ты шаришь в этом? – ты разбираешься (понимаешь) в этом?

Ø Будет все верняк – точно будет…

Но неужели употребление таких слов делает нас современнее, самостоятельнее и взрослее?

Но что значит, для нас современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!
Это лишь только казаться.
Современным быть –
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться!

Наша речь – это не просто наша визитная карточка, это зеркало души человека.

Этой притче созвучно и стихотворение М. Матусовского:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из пластов лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать.

Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

Именно поэтому мы решили провести небольшое анкетирование. Нашими респондентами стали ученики 4-5 классов (44 школьника) и 8—10 классов (47 учащихся).

Для младших школьников мы предложили три вопроса:

1) Ругаешься (выражаешься) ли ты матом?

2) Если ты ругаешься (выражаешься) матом, то по какой причине?

3) Известно ли тебе, что матерные слова отрицательно влияют на здоровье человека?

На первый вопрос ответили:

На второй вопрос:

потому, что все ругаются – 0%

чувствую себя взрослым – 20%

получается само собой – 80%

На третий вопрос:

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

Не могут иначе сказать – 10,6%

Если меня что-то раздражает – 10.6%

Зашкаливают эмоции – 29.8%

Это современный стиль речи – 38,4%

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

По-другому не могу сказать – 14,9%

От раздражения – 42,6%

У меня зашкаливают эмоции – 23.4%

У меня нарушена психика – 2.1%

Не использую – 17%

3.Как часто ты произносишь эти слова?

4. В каких ситуациях это происходит?

- в момент раздражения -61,7%

- от обиды на собеседника – 21,3%

- не использую – 17%

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

- не задумывался – 14,9%

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

Злость на себя – 19.2%

Ничего не ответили – 14,9%

7. Как ты думаешь, что чувствуют, или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

Не думаю об этом – 8.5%

Неловкость и отвращение – 48,9%

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

От мальчиков – 6,4%

От родных и близких – 4,2%

От ровесников – 76.6%

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

Запретить законом – 10.7%

Исключить слова из языка – 17%

Ничего не поможет – 4,2%

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

Сдерживать себя – 70.2%

Физическое наказание – 4,2%

Я и так не использую – 17%

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?

Эти показатели говорят о том, что необходимо вести разъяснительную работу о пагубном влиянии сквернословия на здоровье человека. Наша встреча сегодня посвящена именно этой проблеме, и мы ищем пути ее разрешения.

Наша речь – это не просто наша визитная карточка, это зеркало души

человека. Слово человека несет в себе энергию, и эта энергия распространяется в пространстве. Если слово хорошее, то оно насыщает окружающих доброй энергией и помогает им. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Сквернословие и здоровье. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует

преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. Впитывая в себя словесную грязь, он калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Презентация

Так что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков?

Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его.

А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, по возможности посещать театры.

Скажете, банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуем его применить к себе.

Ведь отказавшись от уродливого сквернословия, человек обретает здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь близких.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня? Что делать? Кто виноват? Грозит ли красивому и чистому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Ответы учеников

Я уверена, что каждый для себя нашел сегодня ответы на эти вопросы, и в дальнейшей жизни нам не будет стыдно за то, как мы изъясняемся.

Чтение учениками подготовленных стихотворений

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

И даже продышать стихотворенье.

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

НАЙДЗВІНКІШЕ СЛОВО
Наче з поля чи з лугівки,
У розповні літа
Чую голос перепілки
З чебреців чи жита.
То говорить поле хлібне,
Луг, трава щовкова…
Найдзвінкіше слово рідне,
Найрідніша мова.

РІДНА МОВА
Розвивайся, звеселяйся, моя рідна мово,
У барвінки зодягайся, моє щире слово.
Колосися житом в полі, піснею в оселі,
Щоб зростали наші діти мудрі і веселі.
Щоб на все життя з тобою ми запам'ятали,
Як з колиски дорогої мовоньку кохали.

Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда в душе живет.

Вот место, где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том, что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нем пенье струй я слышу родниковый,

На шелест трав, на шум лесов ответ.

Его истоки глубоки и чисты,

Я сам его прозрачности дивлюсь.

Так пусть дополнят словари лингвисты,

Твердя стихи поэтов наизусть.

Слова

До речи родимой дотянусь –

И музыка на сто ладов!

Весеннее слово - влюбленность.

И есть еще краше - любовь.

Мне дороги рукопожатья.

Приветы и встречи вокруг.

Веселое слово - приятель,

Есть еще радостней - друг.

Бежит под землей косынкой

И хочет из чащи свернуть

Укромное слово - тропинка.

Но есть еще просторнее - путь.

В рабочем нетихнущем гуле

Я слышу, как завтра встает.

Есть слово высокое - люди,

И есть еще выше - народ.

Слово о словах

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые.

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово - удушения.

Есть трезвые и пьяные,

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие - душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова - высокой доблести

И самой низкой подлости.

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми.

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

НАША МОВА
Мова наша, мова —
Мова кольорова,
В ній гроза травнева
Й тиша вечорова.

Мова наша, мова —
Літ минулих повість,
Вічно юна мудрість,
Сива наша совість.

Я без тебе, мово,
Без зерна полова,
Соняшник без сонця,
Без птахів діброва.

Як вогонь у серці
Я несу в майбутнє
Невгасиму мову,
Слово незабутнє.

Волны

Волна, волна - всё буквы влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова.

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаги вечный путь.

И трепет полный

Мою охватывает грудь.

Тема. Речь - это отображение внутреннего мира человека.

Речь - это главная составляющая нашей жизни. Ежедневно мы разговариваем, обмениваемся мыслями, событиями с помощью речи. По ритму и манере разговора можно понять, какой человек, и у нас сложится впечатление о нем. Всё это и многие другие аспекты лежат в основе культуры речи. Культура речи – это правильное использование норм русского языка, применение интонаций.

Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нас переполняют эмоции как хорошие, так и плохие, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С одной стороны, речь человека -это отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того, как именно этот человек преподносит себя миру. Так же я считаю, что Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Во время диалога, не каждый следит за тем, как он говорит. Но, есть такие люди, для которых это в приоритете. Люди, которые следят за своей культурой, чаще всего те, которые получили или получают хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны или предрасположены к грамоте. Так же думаю, что культура речи еще помогает избегать конфликта с человеком и обществом в целом. Во время диалога, категорически запрещается перебивать, даже в том случае, если ваш собеседник неправ. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с собеседником стоит повышать свой уровень речи, читая книги.

Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и структурированно просто необходимо. Если же вы не совсем понимаете, суть темы, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, ответа. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильная и грамотная речь.

Таким образом можно сделать вывод, ничто не характеризует человека так сильно как речь, а если быть точнее умение ей пользоваться и все у вас в процессе общения будет получаться.

Читайте также: