Сочинение на тему жизнь крестьянки

Обновлено: 12.06.2024

Поэма Н.А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава "Крестьянка" посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка - ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи. Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идёт в город и даёт взятку швейцару, чтобы он её пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в "Бабьей притче", где она говорит "ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого".

Образ Матрены - это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.

Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.

Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.

Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.

Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.

Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.

Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.

2 вариант

Крестьяне, это люди, работающие и живущие в селе или деревне, разводящие скот и занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур. Крестьянин, это землевладельческий народ, вся их жизнь проходит в работе на земле.

День крестьянина тяжелый и начинается рано утром, до того как настанет рассвет. Работа начинается с домашнего двора, где содержится скотина, которой нужно дать воды и корма на весь день. В загонах обитает разная живность, это могут быть: коровы, куры, козы и т.д.

Позавтракав, крестьянин отправляется в поля. Необходимо тщательно следить за будущим урожаем, ведь он напрямую зависит от дальнейшей жизни. При плохом урожае, крестьянину и его семье придется очень туго. В крестьянскую работу входит: полоть, поливать, окучивать землю. Также в работу крестьянина входит: косить траву и укладывать в стог сена. Это пойдет на заготовку животным, сеном они будут питаться зимой. Хороший урожай нужен для оплаты налогов, а также для своих запасов на зиму. Налоги, это самое страшное и тягостное препятствие к жизни. За налоги, отдавалась большая часть урожая.

Питается крестьянин в поле, обед он берет с собой, чтобы не тратить лишнее время на дорогу до дома. Питается крестьяне очень скромно, на их столе можно увидеть только такую пищи, как хлеб, лук, сваренный и пареный картофель, также крестьяне варят кашу на воде, разбавляя маслом и молоком.

Вечером, когда солнце давно уже село за горизонт, крестьянин возвращается домой на отдых. Его встречает супруга и дети, которые тоже не сидят без дела дома. В работу супруги входят обязанности, такие как, приготовление пищи, убранство своего жилья, стирка и глажка белья, воспитание детей. Дети тоже помогают по хозяйству, выгуливают на пастбище животных, ходят по воду на речку, метут двор.

Также в каждой крестьянской семье имеется баня, после каждого трудоемкого дня они отправляются в жаркую баню мыться и париться, чтоб смыть с себя пыль земли и травы. Также крестьяне закаливают себя и детей, после бани летом они обливаются холодной водой, а зимой после горячего пара обтираются снегом. Закаливания организма помогает им меньше болеть и легче переносить простудные заболевания.

Вечером после ужина, вся семья обсуждает свои житейские вопросы и дела, крестьянская семья укладываются спать, ведь завтра с утра у всех много работы, придется рано вставать.

Сочинение про день крестьянина

Жизнь крестьян была нелёгкой. Им приходилось много работать для того, чтобы прокормить себя и свою, как правило многочисленную, семью. Их работа была очень тяжёлой. Они понимали, что если будут лениться, плохо работать, то их семья погибнет от голода.

День крестьян начинался очень рано. Глава семьи и его сыновья рано утром уходили работать в поле, которое принадлежало важному господину, их хозяину. За использование поля крестьянин платил господину или деньгами или продуктами. Инструменты, которыми крестьяне возделывали землю, тоже принадлежали важному господину. За использование их тоже надо было платить. Иногда крестьяне за плохое поведение получали наказание. Чтобы искупить свою вину, они работали во дворе у хозяина.

В то время как глава семьи и сыновья уходили в поле, женщины этого семейства хлопотали по хозяйству. Когда начиналась война, мужчины уходили воевать и женщины делали их повседневную работу. В мирное время они доили коров, кормили свиней, собирали куриные яйца, прибирались, занимались шитьём или вязанием, готовили скудный обед.

Крестьяне ели очень мало. Их еда была очень простой и однообразной. Часто не хватало запасов хлеба или зерна. Иногда семьи и вовсе голодали. Это происходило из-за неурожая, пожаров, плохих погодных явлений.

В полдень наступал час обеда. Голодные мужчины возвращались домой. Они были одеты бедно, их одежда была в плохом состоянии. Они были бородатый, несвежи из-за тяжёлой работы на солнцепёке. Женщины их кормили похлёбками из овощей. После обеда все отдыхали. После обеденного отдыха мужчины или шли работать в поле или оставались дома и занимались домашними делами. Они чинили, стругали, могли пойти на охоту или рыбалку, одним словом, они были постоянно в делах.

Крестьяне ложились спать рано, так как с утра нужно было опять рано вставать и идти на работу.

Также читают:

Картинка к сочинению Один день из жизни крестьянина

Популярные сегодня темы

С биографией Павла Ивановича Чичикова можно познакомиться лишь под конец поэмы. Читателю уже известно какими делами занимался помещик в городе NN

В поэме Мёртвые души Н.В.Гоголь, создавая собирательные образы помещиков, желал продемонстрировать пороки общества того времени. Наиболее детально проиллюстрирована жизнь последнего из посещенных Чичиковым помещиков, Плюшкина.

Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. “Не дело между бабами счастливую искать”, — прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы “Крестьянка”. Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе — это и ода красоте души русской крестьянки, и страстное обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки. Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: “А ты нам душу выложи!” Да и сама героиня главы обещает: “Не скрою ничего”. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен, пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Образ Матрены Тимофеевны часто сравнивается исследователями с образом знаменитой народной вопленицы Ирины Федосеевой. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Она близка к тому типу “величавой славянки”, который не раз воспевал Некрасов. А жизнь ее, как начинают понимать странники, типична для большинства крепостных крестьянок. Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Именно с фольклором связан образ “многострадальной матери всевыносящего русского племени”. Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название “Песни”). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого. Форма рассказа героини многофункциональна. В начале главы, посвященной гибели младшего ребенка Матрены, нарисован трогательный образ пташечки, безудержно рыдающей о своих птенчиках, сгоревших во время грозы. Именно это описание позволяет нам глубже понять трагедию матери-крестьянки. Драматизм событий нагнетается путем описания чувств самой героини, причем автор трансформирует чувства матери и придает им важное обобщающее значение.
В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз — когда, вопреки мольбам матери, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй — когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу. Барин решает простить ребенка, но наказать саму “бабу дерзкую”. И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, — это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны… —
таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками.
.








Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества Матрены Тимофеевны. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.
И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью.

И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.


Пример сочинения 3

В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле.

Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, Некрасов рассказывал о “долюшке женской”, о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская”, написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого
тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ “величавой славянки”, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы “Мороз, Красный нос”, и простая девушка из “Тройки”. Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип “величавой славянки”, крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. “Крестьянка” – единственная часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. “Крестьянка” – самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Вся история жизни Матрены Тимофеевны – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу!” Она убеждена: “Не дело между бабами счастливую искать”. Почему?

Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее.
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с “девичьей воли в ад”: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба.

С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка.

Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время не может она простить “грех” Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились.
Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа:

…Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной…Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом…
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать…
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: “Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!”

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание “губернаторши”.
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, “дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил”. В “Бабьей притче” подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни.

Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Читайте также: