В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Далее идет работа в группах. Учащиеся делятся на четыре группы. Каждая самостоятельно осваивает материал об одном из художественных средств: об эпитете, сравнении, метафоре, олицетворении — и готовится рассказать о прочитанном материале одноклассникам (раздаточный материал см. Приложение 2).

1. Определите тему стихотворения. Озаглавьте текст.

2. Какие слова употреблены в переносном значении? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Приложение 1

Как простые слова становятся царственными

Н.В. Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставит никого равнодушным — ни читателя, ни слушателя. “Метко сказанное русское слово” живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.

(А.А. Ахматова)

Царственное слово — это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимой информацией. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлёта и остаётся на века, сохранённое памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образно­стью художественная речь.

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление. В чём же особенность использования богатств языка писателями? Как им удаётся достичь живости, наглядности, красочности описаний?

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К.Паустовский описывает грозу: “Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени”. Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.

Слова, используемые писателями в переносном значении, называются тропами (от греч. тропос — “образ, поворот, оборот”). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или предметов, явлений.

Как же используются тропы в художественной речи? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках: “Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней. ” (М.Горький).

Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты.

Если образное слово начинает повторяться, то теряется его новизна, язык становится бедным, невыразительным. Поэтому не учитесь повторять кем-то придуманные образные выражения: ими вы не обогатите свой стиль. Создание тропов требует творчества, и только творчества.

Приложение 2

Метафоры (для 1-й группы)

Метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

(С.Есенин)

Огненный цвет гроздьев рябины поэт сравнил с пламенем, и родилась метафора: горит костёр рябины красной, которую можно заменить сравнением. Оно выглядело бы так: гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр.

Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность. При описании природы используются метафоры, построенные на основании сходства предметов в цвете: в багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин).

Но не всегда метафоры украшают нашу речь. Неумелое использование метафоры может сделать высказывание не красивым, а смешным, как в данном случае у неумелого автора: “сел в поезд и поехал по тяжёлой дороге жизни”.

1. Что такое метафора?

2. Зачем она используется в художественной речи?

3. К чему приводит неумелое использование метафор?

Олицетворение (для 2-й группы)

Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит… А в одной песне даже поется про остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр!

Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приёму — олицетворению. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чув­ствами, мыслями, поступками, речью.

При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку: “Зелёная причёска, // Девическая грудь, // О тонкая берёзка, // Что загляделась в пруд?” Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны только людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами; плачут вербы, шепчут тополя.

Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Сергей Есенин. В его поэзии Заря окликает другую; Спит черёмуха в белой накидке; Цветы мне говорят прощай.

1. Что такое олицетворение?

2. На чём основано олицетворение?

3. Когда писатели чаще всего обращаются к олицетворению?

Образные сравнения (для 3-й группы)

Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

(С.А. Есенин)

Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Очень часто сравнения уточняют цвет, например: глаза, как небо, голубые; листья жёлтые, как золото.

Чаще всего сравнения выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, будто, словно, как будто. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Змейкой мчится по земле белая позёмка; Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Художественная сила сравнения зависит от того, насколько оно неожиданно, ново, например: Был он рыжий, словно апельсины на снегу. И мало кого удивит сравнение глаз с небом. Если же мы будем неумело использовать сравнения, то можем оказаться в смешном положении, как автор, написавший: как саранча летел он на свиданье.

1. Что такое сравнение?

2. Чем может быть выражено сравнение?

3. От чего зависит художественная сила сравнения?

Эпитеты (для 4-й группы)

Среди художественных средств языка наиболее часто встречаются эпитеты (от греч. эпитетон — приложение). Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие.

Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме.

Интересно выделение постоянных эпитетов, которые характерны для народного поэтического творчества. Конь всегда добрый, солнце — красное, ветер — буйный. В произведениях народного творчества солнце всегда называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день; море всегда синее, даже если изображается буря (Почернело синее море; Вот идёт он к синему морю, // Видит, на море чёрная буря). В этом особенность употребления постоянных эпитетов.

Поэты нашего времени ищут яркие речевые краски в эпитетах иного рода — изобразительных. Они дают нам возможность увидеть предметы и действия такими, какими их видел писатель, создавая своё произведение. Например, К.Паустовский так описывает белую ночь на Онеж­ском озере:

“Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра”.

В поэзии употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, переживания автора. Например, у С.Есенина цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и другие обозначают радостные, светлые чувства. Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания: Вечер чёрные брови насопил

В роли эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и наречия, которые живописно рисуют дей­ствия. В пушкинских строчках: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. // На печальные поляны льёт печально свет она — первые два (волнистые, печальные) определяют предметы, последний эпитет — печально — характеризует действие.

1. Что такое эпитет?

2. Чем эпитеты чаще всего выражаются?

3. Какие виды эпитетов существуют?

4. Зачем их употребляют в художественной речи?

Приложение 3

Для 1-й группы

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт.
Красным заревом лес обдаёт…

(И.С. Никитин)

Для 2-й группы

Под звёздным ласковым свеченьем
В качающейся полумгле
Скрипят шаги мои вечерние
По накрахмаленной земле.
Искрится снег на узкой улочке.
Всё звонче, звонче тишина,
Луны осколок, что блесна
На волоске рыбацкой удочки.
(С.Носиков)

Для 3-й группы

Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
(С.Д. Дрожжин)

Для 4-й группы

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по крыше обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

(А.С. Пушкин)

Список литературы

Дейкина А.Д., Пахомова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 класс. М.: Дрофа, 2004.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996.

Объясните смысл высказывания "в языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление.


В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление.

В чём же особенность использования богатств языка писателями?

Как им удаётся достичь живости, наглядности, красочности описаний?

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Паустовский описывает грозу : “Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле.

Вся она была однообразного аспидного цвета.

Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём.

Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени”.

Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы.

Слова, используемые писателями в переносном значении, называются тропами (от греч.

Тропос — “образ, поворот, оборот”).

Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или предметов, явлений.

Как же используются тропы в художественной речи?

Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках : “Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней.

Тропы помогают писателям несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты.

И всё же не следует думать, что чем больше поэт использует образных средств, тем ярче будут нарисованные им картины.

В иных случаях предмет описания требует экономии речевых красок, особой строгости применения тропов.

Воды струились тихо.

Жук жужжал”… Единственным выразительным средством речи в этом отрывке является звукоподражание : в последнем словосочетании слышится ж - ж - ж.

Но можно ли отказать в художественности зарисовки?

Если образное слово начинает повторяться, то теряется его новизна, язык становится бедным, невыразительным.

Поэтому не учитесь повторять кем - то придуманные образные выражения : ими вы не обогатите свой стиль.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение – вывод

3. Как начинать сочинение?

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова. Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно ( помните , что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Выделенный текст заменяется.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что. , и подобная уверенность небезосновательна.

Бесспорно мнение автора о том, что.

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

По моему мнению, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,

2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека .

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № . .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как . .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

Лексика активного и пассивного запаса

1. общеупотребительная лексика

6. эмоционально окрашенные слова

10. заимствованные слова

12. традиционно-поэтические слова

13. народно-поэтические слова

14. разговорная лексика

15. просторечные слова

16. книжная лексика

19. крылатые слова

20. эмоционально-экспрессивная лексика

12. художественный символ

4. лексический повтор


2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

· восклицательные и невосклицательные предложения

· двусоставные и односоставные предложения

· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

· распространённые и нераспространённые предложения

· обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

· уточняющие и поясняющие члены

· вводные слова и предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

· смещение синтаксических конструкций

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления? Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:

Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом`бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и без духовность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла . её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, .
Следовательно, .
Значит, .
Таким образом, .
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что . и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2 . На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.

Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.

Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):

• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,

• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

10. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются.

Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.

Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Разговорные слова ( в В1 синоним обычно именно к ним подбирается).

В задании В5 часто либо вводные слова, либо обращение.

Предварительный просмотр:

Примеры лингвистических сочинений!

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи они передаются не только словами, но и выражениями, жестами, звучанием голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак. Приведу примеры из текста С.Алексеева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.2

Написание сочинения - рассуждения, связанного с анализом текста, у многих школьников вызывает трудности. Данный шаблон поможет им на начальном этапе научиться писать творческие работы.

Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1

Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

Вводные слова и вводные конструкции.

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс.

ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Шпаргалочка для написания части С (К4 - аргументация собственного мнения по проблеме).


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В.

ЕГЭ по русскому языку. Часть С.

Урок-презентация по русскому языку в 10-11 классе. Пишем часть С. Особенности работы с текстом художественного стиля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Исполнитель:

Еремеева Ольга Александровна,

учитель русского языка и

Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

Заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент

В методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации в 9-ых классах, даны практические рекомендации по созданию текста-рассуждения и оформлению на письме примеров-аргументов. К разработке прилагаются список цитат, положенных в основу задания 15.1, образцы сочинений. Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию

сочинения-рассуждения на лингвистическую тему …………… 4

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения…….. 5-8

Приложение №5 «Речевые клише для оформления аргументов

Приложение №7 «Образцы сочинений…………………………….. 27-28

Вопросы подготовки учащихся 9-ых классов к итоговой аттестации являются актуальными для каждого учителя. Экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников основной школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. Как показывает опыт работы в качестве учителя и эксперта по проверке экзаменационных работ, для учащихся самым трудным заданием в итоговой работе остаётся создание собственного текста: сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему, так как им необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики или представить свое понимание той или иной нравственной категории, но и аргументировать свое суждение, а также умение создать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. К типичным ошибкам, допускаемым в работе, относятся неумение доказывать справедливость изречения, делать вывод, последовательно и логично излагать свои мысли. Следовательно, во время подготовки к ГИА я уделяю большое внимание формированию умения аргументировать свои суждения на основе предложенного текста, грамотно оформлять их на письме.

В данной методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации.

Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)

Следует обратить внимание на то, что все эти навыки и умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также на ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 на ЕГЭ по русскому языку. Предлагаю составленный мной алгоритм работы для успешного выполнения этого вида работы.

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (задание 15.1)

1. Повторение признаков текста.

2. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

3. Анализ высказывания на лингвистическую тему.

4 . Работа над каждой частью сочинения.

5. Составление текста сочинения.

6. Проверка работы.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения

1. В соответствии с критериями оценивания сочинения необходимо создать текст, который должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (критерий С1К3), поэтому в начале работы над сочинением целесообразно повторить признаки текста, показать образцы текстов, созданных по указанным критериям. (Приложение №1).

- Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.

- Шаг 2. Выделяю в нем ключевые слова, связанные с лингвистикой.

- Шаг 3. Перечитываю текст и отмечаю примеры того или иного языкового явления, которое необходимо привести в качестве доказательства.

- Шаг 4. Пишу тезис.

- Шаг 5. Пишу основную часть (аргументы и примеры).

- Шаг 6. Пишу заключение.

- Шаг 7. Проверяю черновик.

2.1. Рекомендации по оформлению тезиса работы.

В приложении №2 подобраны речевые клише, которые помогут учащимся сделать это грамотно и логично.

Например: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) утверждал:

(Обязательно напомним особенности оформления на письме прямой речи).

Или: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) считал, что…

(Сравните с первым вариантом написания и выберите для себя наиболее приемлемый способ: в форме прямой речи или косвенной).

В тезисе необходимо выразить свое отношение к предложенной цитате. Используя слова-клише (приложение №2), формулируем его. Например: Безусловно, я согласен с мнением автора. Попробую доказать справедливость его высказывания на примере прочитанного мною текста.

Итак, тезис сформулирован. Приступаем к самой главной части сочинения: даем обоснованный ответ на поставленный вопрос, рассуждая на теоретическом уровне, подтверждая свои суждения примерами из текста (критерии оценивания С1К1 и С1К2).

2.2. Анализ предложенного высказывания.

Учебник русского языка в каждом классе дает возможность составить словарь высказываний о русском языке, к которому нужно добавить и список цитат, рекомендованных в сборниках типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько. Поэтому уже с 5 класса на уроках уделяю особое внимание работе с лингвистическим высказыванием: определяем его основную мысль, выделяем ключевые слова, приводим примеры, подтверждающие основную мысль. (Смотри приложение №3). С целью эффективности подбора аргументов все рекомендуемые цитаты я систематизировала, объединив их в тематические группы.

Рассмотрим все этапы работы с цитатой.

Учимся делать комментарий высказывания: определить его основную мысль, обратить внимание, о каком языком явлении идет речь, лексическом

или грамматическом, указать его роль в данном тексте.

Предварительно с учащимися составлен список наиболее часто встречаемых лингвистических явлений (смотри приложение № 4), которые разделены на две группы: лексические и грамматические. В случае затруднения в объяснении того или иного явления обращаемся к учебнику теории под редакцией В.В.Бабайцевой или М.М.Разумовской. Указывая роль в нашей речи названного в цитате явления, подбираем примеры из анализируемого текста. На этом этапе работы следим за точностью формулировок, так как доказательства не должны иметь фактических ошибок.

А теперь оформляем наши рассуждения в письменном виде. Так как сочинение должно отличаться цельностью и последовательностью (критерий С1К3), рекомендую учащимся при записи аргументов пользоваться вводными словами: во-первых, во-вторых. Называя роль того или иного лингвистического явления, делаем ссылку на предложение, в котором это подтверждается. Сделать это можно различными способами, с которыми учащиеся знакомы при написании рассуждений другого характера, например, на морально-этическую тему. Например, Об этом автор текста говорит в предложении… (указывается его номер) или: Смотри в тексте предложение…, где автор выражает…. О других вариантах записи можно узнать из приложения №.5

2.3. Следующий часть сочинения – вывод. Обязательно советую учащимся прочитать высказывание, предложенное для анализа, и приведённые аргументы, так как вывод должен обобщить всё написанное и содержать ответ на поставленный вопрос. В качестве слов, подводящих итог рассуждению, можно использовать вводные слова: следовательно, таким образом, итак, а также выражения : подведем итог всему сказанному или как следует из вышесказанного и др. (Образцы написания вывода в приложении №6)

4. После создания собственного текста не забываем проверить его, чтобы предупредить орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Читайте также: