Сочинение на тему барды нашей страны

Обновлено: 02.07.2024

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.

10. Александр Розенбаум

Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.

Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.

При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.

Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.

Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.

9. Виктор Третьяков

Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.

Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).

Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.

8. Александр Городницкий

Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.

Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.

Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.

7. Олег Митяев

С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.

Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.

Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.

6. Владимир Высоцкий

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

5. Александр Галич

Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.

Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.

Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.

4. Новелла Матвеева

Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.

Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.

3. Александр Дулов

Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.

Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.

2. Юрий Визбор

Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.

1. Булат Окуджава

Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.

Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.

Барды России - представители обширного пласта русской музыкально-песенной культуры, получившей свое развитие с начала 50-х годов прошлого века.

Бард, это автор и исполнитель песни в одном лице, последовательный в своем творчестве. Песни бардов в России отличаются разнообразием жанра и стиля. Кто-то поет шутливые частушки, кто-то старается своими песнями тронуть романтические чувства слушателей. Многие барды России используют тематику своих песен с целью достижения сатирического эффекта.

барды россии

Владимир Высоцкий - народный артист, русский бард

Есть в России исполнители авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них - Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа - это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.

Начинается песня - и персонаж оживает. ЯК - истребитель, боевой самолет, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.

Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть "дворовые", "лирические", "спортивные", "военные". Каждая песня – шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.

лучшие барды россии

Булат Окуджава

Булат Окуджава - еще один выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни, главным из которых считается речитатив "Нам нужна одна победа" из кинофильма "Белорусский вокзал".

Булат Окуджава был первым российским бардом, которому разрешили выступить со своими авторскими песнями. Это событие имело место в 1961 году. На следующий год Булата Шалвовича приняли в члены Союза писателей СССР. В 1967 году, в ходе своей поездки во Францию бард записал двадцать песен, которые были изданы в Париже под названием Le Soldat en Papier. В семидесятых годах пластинки с песнями Булата Окуджавы стали выходить и в СССР.

список бардов россии

Лучшие барды России

Визбор Юрий – педагог по профессии, бард по призванию, альпинист, горнолыжник и журналист. Автор многочисленных песен о горных вершинах, восхождениях и сплавах по горным рекам. Из под пера Юрия Визбора вышла культовая песня студенчества и всей молодежи 60-х годов "Ты у меня одна". Сообщество "барды России" возникло по инициативе Визбора.

Евгений Клячкин, инженер-строитель, поэт, бард, романтик, автор трех сотен песен. В 1961 году, в возрасте 17-ти лет, написал свою первую песню "Туман" на стихи Константина Кузьминского. С этого дня начался творческий путь российского барда Евгения Клячкина. Первое время он писал песни на стихи Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. Цикл песен, собранный из романсов, исполняемых персонажами поэмы "Шествие" И. Бродского, до сих пор считается вершиной авторской песни.

песни бардов

Жанна Бичевская, звезда авторской песни

Жанна Бичевская - певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале "Олимпия" при аншлагах.

Александр Галич - российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества "барды России". Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а "Матросская тишина", написанная Галичем в 1958 году для театра "Современник", увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского - романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.

советские барды

Семейный дуэт

Никитины, Сергей и Татьяна - семейный дуэт бардов, их музыка звучит во многих фильмах и театральных спектаклях. Наиболее известная песня Сергея Никитина - "Александра" - прозвучала в популярном фильме режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По образованию Никитин - физик, окончил МГУ в 1968 году, является кандидатом физико-математических наук. Пишет песни, начиная с 1962 года, на стихи Пастернака, Шпаликова, Багрицкого, Вознесенского, Евтушенко и других русских поэтов. В студенческие годы Никитин руководил квартетом физиков МГУ, а позже стал худруком квинтета физического факультета, где и познакомился с Татьяной Садыковой, ставшей впоследствии его женой.

Советские барды

Все российские барды шестидесятых и семидесятых годов могут называться "советскими", поскольку они жили и работали при советской власти. Однако этот эпитет мало о чем говорит, исполнители авторской песни не могут характеризоваться ни общественным строем, ни политическими условиями – это люди искусства, свободные в своем творчестве.

Современная авторская песня – это целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний период ее развития относится к концу 1950-х годов, к времени, которое сегодня принято называть “хрущевской оттепелью”.

Тогда центром авторской, или, как называли ее сами создатели, самодеятельной, песни стал Московский государственный педагогический институт, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким,

Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий – в творчестве этих поэтов немало общего. Лирический герой их произведений – это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.

Его мир – это горы, тайга, нехоженые пространства.

Тогда же, в конце 50-х, в поэзию приходит

и автор-исполнитель Булат Окуджава. Мир его лирики несколько иной – его герой также уходит от унылой жизни, но не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое:

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,

У каждой эпохи свои подрастают леса…

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем

Поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть

Предметом романтизации у Окуджавы может быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало века, чьи герои – “господа юнкера”, оставшиеся на полях германской войны; и времена гражданской войны с их героиней – “комсомольской богиней”.

Примерно тогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью 1961 года стали создаваться и первые стихотворения-песни Владимира Высоцкого – безусловно, самого яркого создателя авторской песни. В поэзии В. Высоцкого, в самой его человеческой и творческой судьбе необычайно точно отразился век. Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти автора и сразу же стали литературным событием.

Но уже при жизни поэт узнал иную, подлинную славу: его голос был услышан, его песни пели и слушали люди самых различных литературных вкусов и пристрастий. В каком-то смысле В. Высоцкий был едва ли не единственным поэтом, который объединил своим творчеством такой широкий круг читателей – от людей, не знающих наизусть ни одной поэтической строки, до специалистов-гуманитариев. Очень точное определение В. Высоцкому дано А. Вознесенским: “шансонье всея Руси”.

Со времени смерти поэта прошло уже немало лет, но стихи поэта продолжают жить. Сегодня о В. Высоцком написано бесконечно много воспоминаний, исследований, статей. Все яснее видится, какого масштаба это был художник.

Творческое наследие В. Высоцкого необычайно обширно, песен он создал тысячи. Темы их, кажется, всеохватны, героям его произведений тоже несть числа. В становлении творческой индивидуальности поэта несомненную роль сыграло то, что он человек театра. Поэтому и в стихах он часто театрален – они порой приближаются к маленькому спектаклю или монологу из спектакля.

И часто В. Высоцкого, как он сам вспоминал, спрашивали, не работал ли он шофером, не летал ли, не сидел ли. Так же можно было бы, не зная года его рождения – 1938, – спросить, не воевал ли он? Нет, не воевал, но написал много песен о войне, и всегда в них присутствует какой-то неожиданный, особый поворот военной темы.

Так, в песне “Он не вернулся из боя” смерть обрывает диалог двух друзей на полуфразе: “…А в ответ – тишина”.

В любом песенном сюжете В. Высоцкому важно раскрыть мир личности, человеческий характер. Раскрывается человек отчетливее бсего в экстремальных ситуациях – потому так часто использует их поэт. Сам поэт декларировал это в популярной в 1960-х годах “Песне о друге” (“Если друг оказался вдруг…”):

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

Немало песен В. Высоцкий написал в сатирическом ключе. Предметом его иронии становились явления самого разного рода – в стихах представлена целая галерея сатирических типов застойного времени. Сатира В. Высоцкого чаще всего двойственна: он смеется над своими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне “Смотрины”: мрачная картина разгула, когда люди “все хорошее в себе до истребили”, – и вместе с тем пронзительной жалостью звучат слова:

А дома баба на сносях,

Гусей некормленых косяк,

Да дело даже не в гусях,

Эта же двойственность и в популярной песне “Диалог у телевизора”. Разговор Зины и Вани не просто смешон – за репликой героя “Домой придешь – там ты сидишь”, – ощущение безысходности, замкнутого круга. Стихотворения-песни В. Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру.

У него есть баллады, песни-размышления, песни-диапоги.

Особое место в творчестве поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории. Так, песня “Охота на волков” написана не столько о звере, сколько о человеке, воспитанном в системе запретов и впитавшем их в плоть и кровь:

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка…

Наши ноги и челюсти быстры, –

Почему же, вожак, – дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем – через запрет?!

Такой же философский подтекст можно обнаружить и в других, на первый взгляд, просто забавных и шуточных, песнях В. Высоцкого – например, в его размышлениях о том, почему аборигены съели Кука, а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный: так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, – это читатель-слушатель угадывал легко.

В песне, которая и названа “Притча о правде и лжи”, – непростые размышления автора о вечных истоках, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.

Творчество поэтов – авторов и исполнителей своих песен, таких, как барды “первого призыва” Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, стало одной из самых ярких страниц русской поэзии последних десятилетий. В последующие годы в авторской песне появилось немало других имен: А. Макаревич, Б. Гребенщиков, В. Цой, Ю. Шевчук. Но это уже иное художественное явление.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


И вам выпало великое счастье войти в волшебный мир музыки под покровительством царственной особы — вашей любимой гитары. С. Владимирский Я люблю бардовскую песню. Часто хожу во дворцы культуры на концерты бардовской песни. Я считаю, что простота и демократичность таких концертов завоевывают в наши дни все большую популярность. Самодеятельная песня после техномузыки воспринимается как что-то настоящее, живое, словно плечо друга. Недавно я побывала в Центральном Доме литераторов им. А. А. Фадеева на фестивале московских бардов. Почти пять часов со сцены Большого зала ЦДЛ звучали бардовские песни, а авторитетное жюри, возглавляемое известным поэтом Ю. Ряшенцевым, оценивало выступающих по нескольким конкурсным номинациям. Большой зал был набит молодежью. Я обратила внимание на репертуар авторов-исполнителей. Он в отличие от бардовского репертуара, скажем, эпохи “хрущевской оттепели”, когда пели в основном на политические темы, состоял большей частью из песен-баллад о любви, о личной непростой судьбе авторов. Видимо, время настало такое, что люди, устав от политических и экономических проблем, все больше уходят в себя, пытаясь в собственной душе найти ответы на вопросы времени. В общем, в моем воображении от любовных песен бардов возник образ героя-любовника, который ищет причину любовных конфликтов в самом себе, но при этом оглядываясь на свое прошлое. А прошлое для большинства бардов, выступавших на этом фестивале, — служба в армии, первые контакты с обществом, которое не очень-то радушно встретило их в обычной жизни. Один автор-исполнитель намекнул в своей песне даже на то, что, возможно, прошлая Великая Отечественная война трагически повлияла на чувство любви. Но мне кажется, что это слишком схематичное отношение к теме. Возможно, автор имел в виду жуткие нечеловеческие условия, в которых рождалась наша эпоха. Многие нравственные ценности были растоптаны кованым сапогом войны и несправедливой властью. Словом, спорного в этой мысли много, но мне понравилось, что современные барды глубже разрабатывают любовную тему. Не менее ярким получился и общий образ лирического героя, страдающего от одиночества. Интересно, что лирический герой песен в основном предпочитает убегать от одиночества, а не бороться с ним. Но убегать — достойно, без претензий и прочих драматических атрибутов вынужденного или навязанного человеку одиночества. Мне запомнился сюжет одной песни, где герой весьма оригинальным способом попытался восстановить мир в семье. Сюжет прост и даже банален: он и она — молодожены; происходит конфликт, надо расходиться; супруги начинают делить барахло; парень нечаянно бросил к своим вещам ночнушку жены; жена гордо простилась со своей ночнушкой. Здесь произошел перелом: парень вернул ночнушку со словами, что без нее эта тряпка ему не нужна. Так герой-любовник доказывает своей женщине то, что не мог доказать ей в обыденной жизни. Я подробно пересказала сюжет, потому что он подтверждает серьезную работу современных бардов над текстом песен. Например, знаменитая волна бардов прошлых лет, на мой взгляд, была более прямолинейна в выражении своих чувств. А песни бардов, которые я слышала сейчас на фестивале, вполне могут существовать отдельно от музыки как стихи. Уходом бардов в личностные проблемы я объясняю и то, что на фестивале не прозвучало ни одной песни-протеста, например, о чеченской войне, как когда-то такие песни звучали о войне в Афганистане. Во время перерыва я познакомилась с ведущим фестиваля известным поэтом Алексеем Дидуровым. От него я узнала, что большинство выступавших бардов являются членами возглавляемого им рок-кабаре “Кардиограмма”, которое существует уже более 15 лет. — Идея рок-кабаре отнюдь не в ориентации на шоу-бизнес, — сказал мне Дидуров, — хотя нас снимают для телевидения, записывают на радио, приглашают на различные фестивали и концерты. В основном составе выступают барды: А. Ошеннон, Д. Гузь, В. Немировский, М. Корякин, В. Иванов. Наша главная идея — служить бескорыстно отечественной культуре и в какой-то степени быть противовесом антикультуре, заполонившей экраны телевизоров, эфир и сцены. Стать членом нашего рок-кабаре непросто. Надо наработать определенный профессионализм в игре на гитаре, в текстах, в вокале. Не сбрасываем со счетов и личные духовные качества автора-исполнителя. Мерзавцы и проходимцы всякого рода у нас не задерживаются, так же как и ребята, старающиеся извлечь какие-то материальные выгоды из участия в нашем рок-кабаре. Цель только одна: бескорыстный творческий порыв, на котором и держится культура вообще. Я узнала также, что через рок-кабаре “Кардиограмма” прошли в свое время многие ведущие барды страны. Со сцены рок-кабаре звучали голоса Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и многих других. Возвращаясь с фестиваля, я размышляла о перспективах такого рода поэзии, поэзии под гитару. Является ли то, что я видела сегодня, новой волной авторской песни? Александр Галич. как-то сказал: “И когда-нибудь, после Гутенберговской эпохи, о нас будут вспоминать, как о зачинателях, вернее, продолжателях прерванной традиции”. Эти слова Галича, я надеюсь, будут пророческими: авторская песня с новой силой взовьется над Россией. Она вновь выявит певца, который станет пульсом нашей эпохи.

Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-исполнители того же поко­ления Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий — в творчест­ве этих поэтов немало общего. Лирический герой . их произведений — это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, ту­рист или строитель новых городов. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романти­ческой поэзии. Его мир — это горы, тайга, нехо­женые пространства.

Тогда же, в конце 50-х, в поэзию приходит и ав­тор-исполнитель Булат Окуджава. Мир его лирики несколько иной — его герой также уходит от уны­лой жизни, но не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое:

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,

у каждой эпохи свои подрастают леса…

А все-таки жаль, что нельзя с Александром

Примерно тогда же, а точнее, как вспоминают друзья, осенью 1961 года стали создаваться и первые стихотворения-песни Владимира Вы­соцкого — безусловно, самого яркого создателя авторской песни. В поэзии В. Высоцкого, в самой его человеческой и творческой судьбе необычай­но точно отразился век. Судьба его была в чем-то драматичной и в чем-то очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти автора и сразу же стали литературным событием. Но уже при жизни поэт узнал иную, подлинную славу: его голос был услышан, его песни пели и слушали люди самых различных литературных вкусов и пристрастий. В каком-то смысле В. Высоцкий был едва ли не единственным поэтом, который объединил своим творчеством такой широкий круг читателей — от людей, не знающих наизусть ни одной поэтичес­кой строки, до специалистов-гуманитариев. Очень точное определение В. Высоцкому дано

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

А дома баба на сносях,

Гусей некормленых косяк,

Да дело даже не в гусях,

В. Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жан­ру. У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.

Бьют уверенно, наверняка…

Наши ноги и челюсти быстры, —

Почему же, вожак,—дай ответ —

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем — через запрет?!

Такой же философский подтекст можно обнару­жить и в других, на первый взгляд, просто забав­ных и шуточных, песнях В. Высоцкого — напри­мер, в его размышлениях о том, почему абориге­ны съели Кука, а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный: так уж у абори­генов принято. А вот кто эти аборигены, — это чи­татель-слушатель угадывал легко.

Читайте также: